Распалубливание опалубки: основные этапы и особенности процесса

Распалубливание опалубки — это процесс разборки и удаления опалубки со стен бетонных конструкций после их заливки. Опалубка представляет собой временную структуру, которая создается для формирования бетонных поверхностей и поддержания их формы во время затвердевания.

Распалубливание опалубки производится после того, как бетон достигнет необходимой прочности, чтобы конструкция могла держать себя самостоятельно. Этот процесс может осуществляться с помощью различных инструментов и техник, включая разборку и снятие форм, а также очистку поверхности от остатков опалубочного материала.

Коротко о главном
  • Распалубливание опалубки — это процесс демонтажа деревянной или металлической конструкции, которая использовалась для формовки и создания бетонных конструкций.
  • После заливки бетона и его застывания необходимо удалить опалубку, чтобы освободить готовое изделие.
  • Процесс распалубливания включает в себя снятие и разборку опалубочных элементов, таких как щиты, балки и стойки, при этом не повреждая бетонную конструкцию.
  • Распалубливание опалубки требует аккуратности, тщательности и определенных навыков, чтобы избежать повреждений бетона и обеспечить сохранность опалубочных элементов для последующего использования.
  • Этот процесс является важным этапом в строительстве, позволяющим получить качественные и прочные бетонные конструкции.

Распалубливание бетона. Приёмка работ

Во время испарения воды во внешних слоях бетона образуются трещины, поэтому в летний период необходимо защищать открытые поверхности бетонных конструкций от прямого воздействия солнечных лучей и ветра при помощи влагоёмких покрытий из мешковины, опилок, рогожи, полимерной пленки и других материалов. Бетон, приготовленный на портландцементе, следует поливать в течение 7 суток, на глиноземистом цементе — в течение 3 суток, на шлакопортландцементе и других малоактивных цементах — в течение 14 суток. При температуре воздуха выше 15 °C первые 3 суток поливают бетон с интервалом в 3 часа, затем — 3 раза в сутки. При защите бетона влагостойкими материалами интервалы увеличиваются в 1,5 раза. При температуре окружающей среды 3 °C и ниже поливка бетона не требуется.

Демонтаж конструкций производится после того, как бетон достигнет необходимой прочности. При демонтаже сначала (через 2-3 дня) снимают боковые элементы опалубки. Для горизонтальных конструкций с пролетом до 6 м элементы опалубки, несущие вес бетона, снимают при достижении им 70% проектной прочности; для конструкций с пролетом более 6 м — 80%; для нагруженных конструкций, включая прочность бетона под действием верхнего бетона, прочность бетона определяется ППР и согласуется с проектной организацией.

Демонтаж каркасных конструкций многоэтажных зданий производится этажами. Стойки перекрытия, расположенные непосредственно под бетонируемым перекрытием, не удаляются, а стойки, находящиеся под уже забетонированным перекрытием, удаляются, при этом оставляются стойки безопасности через каждые 3 м. Опалубку полностью удаляют, когда бетон достигает проектной прочности.

При проведении проверки бетонированных конструкций необходимо представить следующие документы: рабочие чертежи; акты по скрытым работам; журнал производства работ; акты приемки арматуры и опалубки, а также документы об утверждении отклонений от проекта. Разрешенные отклонения размеров монолитных конструкций приведены на рисунках 1-6.

распалубка стены потолка каркас

Распалубливание опалубки: основные этапы и особенности процесса

На рисунке 1 представлены технологические схемы разрешенных отклонений (в миллиметрах) различных параметров крупноблочных стен

На рисунке 2 изображены технологические схемы допустимых отклонений (в миллиметрах) различных параметров колонн многоэтажных зданий

Илл.3. Схемы технологических отклонений (в миллиметрах) разнообразных параметров железобетонных монолитных каркасов

На изображении 4 показаны технологические схемы допустимых отклонений (в миллиметрах) различных параметров фундаментов, колонн и стен.

На изображении 5 показаны технологические схемы разрешенных отклонений (в миллиметрах) различных параметров панельных стен.

На изображении 6 представлены схемы технологических отклонений (в миллиметрах) различных параметров железобетонных сборных каркасов.

Делаем Опалубку Ригеля и Колонны

63 Распалубливание конструкций

При возведении монолитных конструкций одним из наиболее важных и трудоемких этапов является процесс снятия опалубки. Необходимо производить эту операцию осторожно, чтобы сохранить опалубку для повторного использования и избежать повреждения бетона. Снятие опалубки начинается после достижения необходимой прочности бетоном.

Боковые элементы опалубки, не несущие нагрузок, можно снимать после достижения бетоном прочности, обеспечив сохранность углов, кромок и поверхностей. Опалубочные щиты для фундаментов, колонн, стен, балок и ригелей снимают через 48-72 часа. Эти сроки устанавливаются на месте в зависимости от типа цемента и влажностного режима затвердевшего бетона.

После достижения бетоном необходимой прочности, несущие элементы опалубки должны быть удалены, чтобы обеспечить сохранность конструкции. Эта прочность составляет менее 70% от нормативной нагрузки для плит с пролетом до 3 м и несущих конструкций с пролетом до 6 м, а также 80% для конструкций с пролетами более 6 м и конструкций с напрягаемой арматурой.

Если фактическая нагрузка превышает 70% нормативной, то опалубку следует снимать после того, как бетон достигнет проектной прочности. Удаление опалубки должно происходить плавно и равномерно с опусканием поддерживающих лесов — процесса, известного как раскружаливание. Для этого поддерживающие домкраты опускаются или клинья ослабляются. Запрещается отрезать или рубить нагруженные опорные стойки.

Опоры, поддерживающие опалубку балок, прогонов и ригелей, должны быть опущены одновременно по всему пролету. Опорные стойки, поддерживающие опалубку междуэтажных перекрытий, расположенных непосредственно под бетонируемыми, необходимо оставить. Стойки опалубки нижележащего перекрытия допускается удалять только частично.

Под всеми балками и прогонами перекрытия с пролетом 4 м и более рекомендуется устанавливать так называемые стойки безопасности на расстоянии не более 3 м. Удаление опорных стоек других нижележащих перекрытий разрешается только после достижения проектной прочности бетона. Удаление несущей опалубки осуществляется в 2-3 этапа в зависимости от пролета и массы конструкции. Особенно осторожно следует распалубливать своды и арки. Перед раскружливанием арок и сводов с затяжками необходимо затянуть натяжные муфты.

Начинают раскруживать арки и своды от замка и ведут к опорным пятам. При снятии опалубки с фундаментов и стен сначала отрезают стяжные болты или проволочные скрутки. Далее снимают схватки и ребра, после чего отрывают отдельные щиты от бетона.

При снятии опалубки колонн удаляют нижние рамки и обрамляющие бруски у прогонов, снимают хомуты и щиты. Снятие опалубки плиты перекрытия начинают с удаления подкружальных досок и кружал. Два-три снятых кружала укладывают на леса под плитой, чтобы предотвратить падение опалубочных щитов. Крупную опалубку массивов, стен и фундаментов снимают кранами с помощью специальных рычажных приспособлений. Оторвленную панель переставляют краном в новое положение.

Одной из ключевых и трудоемких операций в технологическом процессе возведения монолитных конструкций является распалубливание — снятие опалубки. Эта процедура требует осторожности, чтобы избежать повреждений бетона и сохранить опалубку для будущего использования.

Демонтаж опалубки — это процесс снятия бетонных и железобетонных конструкций после того, как бетон достиг необходимой прочности. Боковые элементы опалубки, не несущие нагрузку от массы бетона (боковые щиты фундаментов, балок и стен), а только от сил бокового давления, можно снимать после того, как бетон полностью застынет, чтобы его поверхность и кромки углов не пострадали от демонтажа. При температуре 12-18 °C этот процесс занимает от 2 до 3 суток. Точное время зависит от типа и класса цемента, а также от условий твердения бетона.

Главные несущие элементы опалубки, которые несут давление от уложенной бетонной массы, снимаются только после того, как бетон достигнет прочности, обеспечивающей безопасность конструкции.

Демонтаж несущих элементов конструкций должен производиться в определенные сроки: плиты пролетом до 2 м – при достижении 50 % проектной прочности; плиты, своды, балки и прогоны пролетом от 2 до 6 м – 70 % проектной прочности; несущие конструкции пролетом более 6 м – 80 % проектной прочности.

Минимальная прочность бетона незагруженных монолитных конструкций при демонтаже вертикальных поверхностей с целью сохранения их формы составляет 0,2-0,3 МПа.

Предшествовать снятию несущей опалубки должно плавное и равномерное опускание (раскручивание) поддерживающих конструкций – лесов или подмостей. Для этого опускают опорные домкраты или ослабляют парные клинья. Запрещается рубить или спиливать нагруженные стойки. Опоры, поддерживающие опалубку балок, прогонов, ригелей, опускают одновременно по всей длине элемента.

При строительстве многоэтажных зданий распалубку каркасных конструкций удаляют поэтажно. При этом стойки под бетонируемым перекрытием оставляют полностью, а стойки перекрытия расположенного ниже, оставляют под балками и прогонами с пролетом более 4 м на расстоянии до 3 м друг от друга. Остальные стойки удаляют (рис. 16.1). Если бетон в нижерасположенных перекрытиях достиг проектной прочности, опалубку удаляют полностью.

Фиг. 16.1. Устройство опалубки для заливки перекрытий между двумя смежными этажами:

1 – телескопическая опора; 2 – тренога; 3 – продольный балка;

4 – поперечный балка;

5 – листы ламинированной фанеры; 6 – ограждение; 7 – временные опоры

При снятии опалубки с фундаментов и стен сначала ослабляют и снимают стяжные стержни и муфты, удаляют другие крепежные элементы. Снимают схватки, угловые элементы, после этого можно приступать к отрыву от бетона отдельных щитов. При распалубливании колонн удаляют нижние рамки, у прогонов – обрамляющие бруски, снимают хомуты, в последнюю очередь боковые щиты.

При снятии опалубки из мелкощитовых элементов сначала удаляют подкружальные доски и кружала. Работа должна проводиться с использованием лесов или подмостей и должны приниматься меры безопасности, чтобы избежать падения опалубочных щитов (опалубочной панели) перекрытия.

Для снятия крупнощитовой опалубки от массивов, стен и фундаментов используют краны, предварительно отрывая щиты опалубки от забетонированной поверхности с помощью рычажных приспособлений. Перед повторным использованием элементы опалубки проверяют, очищают от остатков бетона, ремонтируют при необходимости и смазывают.

Для ускорения процесса выдерживания бетона и более быстрого распалубливания часто используют быстротвердеющие цементы и специальные методы, такие как вибрирование, вибровакуумирование и термообработка. После снятия опалубки следует провести исправление выявленных дефектов на свежем бетоне. Очистить полости, большие полости и раковины от слабо уплотненного бетона, обработать щеткой или пескоструйным аппаратом, промыть водой и заделать раствором (1:2) или прочным бетоном. Если необходимо исправить полости, ослабляющие несущие конструкции, то применяют торкретирование.

Мнение эксперта
Алексей Демидов
Закончил Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет по специальности: Инженер-строитель

Распалубливание опалубки – это процесс разборки и удаления опалубочных конструкций после заливки бетона. Опалубка представляет собой временную облицовку, которая создается для формирования желаемой формы и поверхности бетонных конструкций. После твердения бетона опалубка больше не нужна и ее необходимо демонтировать.

Распалубливание опалубки является важным этапом в строительном процессе, поскольку правильное и своевременное ее выполнение гарантирует качественный результат. Неправильное распалубливание может привести к деформациям бетонной конструкции, повреждениям поверхности и другим негативным последствиям.

Для распалубливания опалубки необходимо использовать специальные инструменты и оборудование, чтобы избежать повреждений бетона и обеспечить безопасность работников. Также важно следить за последовательностью и методикой работы, чтобы избежать ошибок и соблюсти все технологические нормы.

Распалубливание конструкций

Демонтаж конструкций, хотя и требует меньше времени, чем изготовление или установка опалубки, является основным этапом опалубочных работ.

Качество демонтажа опалубочных материалов сильно влияет на их дальнейшую возможность использования. При небрежном демонтаже повреждается гладкая поверхность обшивки, ломаются доски обшивки, а иногда и каркас, гнутся крепления. В результате для повторного использования опалубку приходится ремонтировать или даже полностью заменять. Поэтому демонтаж следует проводить осторожно.

Процесс распалубливания начинается только после того, как бетон достигнет необходимой прочности. Поскольку скорость затвердевания бетона во многом зависит от температуры окружающего воздуха, а также различные бетонные конструкции требуют различной прочности, время, через которое можно начать распалубливание, определяется с учетом всех этих факторов.

Удаление ненесущих нагрузки боковых элементов опалубки разрешается только после достижения бетоном такой прочности, которая обеспечивает сохранность поверхности и углов при снятии опалубки, если проект не предусматривает других инструкций. Обычно боковые поверхности можно распалубливать летом через 2-3 дня после заливки бетона, а иногда и раньше. Ускорение выдержки бетона в опалубке позволяет ускорить работы и более эффективно использовать опалубку.

Опалубку для железобетонных конструкций можно снимать только после того, как бетон достигнет необходимой прочности, чтобы обеспечить целостность конструкции после снятия опалубки.

В зависимости от величины фактической нагрузки на конструкцию, требуемая прочность бетона при снятии опалубки приведена в таблице:

Прочность бетона при снятии опалубки

Строительные элементыТребуемая прочность бетона (в процентах от проектной) при фактической нагрузке (в процентах от нормативной)
сверх 7070 и менее
Конструкции с использованием напрягаемой арматуры10080
Конструкции в вечномерзлом грунте и колонны10080
Несущие элементы (балки, ригели, плиты) пролетом 6 м и более10080
Несущие элементы пролетом до 6 м10070
Плиты пролетом до 3 м10070

Разбирание железобетонных конструкций и их частичная нагрузка могут быть допущены при менее прочном бетоне, чем указано в таблице, но не менее 50% от проектной прочности и не менее 100 кг/см 2 при использовании арматуры классов А-I и А-II, и не менее 150 кг/см 2 при использовании арматуры класса А-III.

Опоры и подмости, поддерживающие опалубку несущих конструкций, можно удалять после достижения столбами указанной прочности бетона (см. таблицу выше). Подмости и опоры удаляются только после снятия боковой опалубки и осмотра разобранных конструкций и столбов, поддерживающих эти конструкции. Полную расчетную нагрузку на разобранную конструкцию допускается только после того, как бетон достигнет проектной прочности.

Снятие опалубки, которая несет вес бетонных конструкций, укрепленных сварными каркасами, разрешено только после того, как бетон достигнет 25% проектной прочности этих конструкций. Тщательно распалубливать массивные конструкции следует в установленные сроки, учитывая необходимый тепловой режим затвердевания бетона, предусмотренный проектом здания.

Особую осторожность нужно проявлять при разборке арок и сводов, уязвимых конструкций (например, сводов-оболочек), а также балочных конструкций с пролетом более 8 метров. Внезапное действие нагрузки собственного веса (после снятия опалубки и поддержек) оказывает на конструкцию воздействие, сопоставимое с ударом, что может привести к ее разрушению. Поэтому процесс снятия опалубки упомянутых конструкций должен начинаться с плавного и равномерного опускания поддерживающих поддержек. Этот метод, известный как "раскружаливание", выполняется путем ослабления клинов, опускания гидравлических домкратов и выпускания песка из цилиндров.

Раскружаливание проводится в два, три и более этапов в зависимости от длины пролета и веса конструкции.

Опоры, поддерживающие опалубку балочных конструкций, опускаются одновременно по всей длине пролета пропорционально прогибам конструкции под воздействием ее собственного веса.

Для начала необходимо натянуть затяжки перед раскруживанием сводов, оснащенных муфтами или другими устройствами для натяжки.

Раскруживание арок и обычных сводов необходимо начинать от замка и проводить симметрично в обе стороны, направляясь к пятам.

При раскруживании перекрытий круглых резервуаров и бункеров необходимо опускать опоры, находящиеся в центре конструкции, и двигаться концентрическими рядами в сторону периметра. При этом опоры в каждом концентрическом ряду следует опускать одновременно.

При удалении поэтажных стоек, поддерживающих опалубку забетонированных перекрытий многоэтажных зданий, необходимо соблюдать следующие правила:

  • нельзя удалять стойки опалубки перекрытия, находящегося под бетонируемым перекрытием;
  • При удалении стоек опалубки следующего верхнего перекрытия, под всеми балками и прогонами с пролетом 4 м и более необходимо оставлять "стойки безопасности" на расстоянии не более 5 м друг от друга.
  • Стойки опалубки остальных верхних перекрытий можно удалять полностью, если прочность бетона достигла проектной.
При раскреплении опалубки используется набор инструментов, включающий в себя кусачки, гаечные ключи и комплект ломиков различной длины: 1 м, 0,6 м и 0,3-0,35 м. Ломики оборудованы раздвоенными лапками, которые служат для извлечения гвоздей. Большой ломик применяется для выполнения операций с высоким усилием (например, удаление прижимных и подкружальных досок); средний ломик используется для извлечения клиньев, снятия щитов и кружал; маленький ломик нужен для создания зазоров между элементами опалубки, в которые впоследствии вводятся более крупные ломики. Для соединения двух штоков необходим комплект из двух больших ломиков, двух средних и одного маленького.

Для снятия опалубочных панелей используются коленчатые распалубочные рычаги, которые удобно и эффективно помогают с этой задачей. Рычаг состоит из металлической штанги под прямым углом с двумя роликами, которые перемещаются по упорной пластинке, закрепленной на верхней панели. Короткое плечо рычага соединено с обоймой, которая находится на прогоне нижней панели, а длинное плечо имеет петлю для крюка подъемного крана.

Использование коленчатых рычагов для снятия опалубочных панелей, установленных на двух (а) и одном (б) уровнях
1 — металлическая штанга, 2 — обойма, 3 — панель нижнего яруса, 4 — упорная пластинка, 5 — обшивка щита, 6 — панель верхнего яруса, 7 — петля, 8 — ролики, 9 — штырь (I — положение рычага до отрыва панели, II — то же, после отрыва)

Во время подъема (положение II) угол штанги 1, оснащенный роликами 8, прижимается к металлической пластине 4 верхней панели 6. В этот момент конец короткого отростка нажимает на прогон нижней панели 3 и отрывает панель от бетона, после чего опалубочную панель ,5, висящую на штанге 1, поднимают в новое положение.

  1. Использование специального рычага для снятия одноярусных панелей позволяет избежать поломки конструкций при распалубливании.
  2. Ручное отрывание опалубочных панелей требует больших затрат труда и может вызвать простои в работе механизмов.
  3. Процесс отделения панелей от бетона с использованием трактора, как правило, приводит к их повреждению.
  4. Приготовление бетонных смесей
  5. Производство различных бетонных смесей
  6. Перевозка бетонной смеси
  7. Подготовка арматуры для бетонирования
  8. Использование опалубки
  9. Формирование и отверждение бетонных изделий
  10. Подготовка форм для бетонирования
  11. Создание бетонных изделий
  12. Ускоренное отверждение бетона
  13. Следующие шаги по уходу за бетоном
  14. Удаление опалубки с бетонных конструкций
  15. Корректировка дефектов в бетонировании
  16. Обеспечение безопасности на рабочем месте
  17. Отделка лицевых поверхностей бетонных изделий
  18. Снятие опалубки, складирование и хранение готовой продукции
  19. Контроль качества бетонирования
  20. Установка арматуры и форм для предварительно напряженных изделий
  21. Особенности производства различных бетонных и железобетонных изделий
  22. Бетонирование различных конструкций
  23. Выполнение бетонных работ в зимних условиях
  24. Изготовление элементов и деталей из легкого бетона
  25. Производство конструкций из прочного силикатного бетона и бетонов без использования клинкерного вяжущего
  26. Производство изделий из бетона и железобетона на специальных площадках
  27. Общие правила техники безопасности и меры по предотвращению пожаров на стройплощадке
Интересный факт
Распалубливание опалубки — это процесс разборки верхней части опалубки (палубы) после заливки бетоном. Этот этап строительства позволяет освободить форму от бетона и перенести ее на следующий уровень для последующего использования. Распалубливание опалубки требует определенных навыков и знаний для предотвращения повреждения бетонной конструкции и обеспечения безопасности рабочих.

Что такое распалубливание опалубки

Переключить навигацию

Москва 2,054

  1. Домашняя
  2. Строительство
  3. Деревообработка
  4. Распалубливание опалубки

Прочность бетона при использовании опалубки

При проектировании и установке опалубки необходимо учитывать возможность легкого и простого снятия. Распалубливание конструкции следует проводить осторожно, чтобы сохранить опалубку для повторного использования и избежать повреждения бетона. Снятие опалубки начинают после достижения бетоном необходимой прочности. Не следует откладывать этот процесс, так как это может уменьшить возможность повторного использования опалубки.

Следует удалять боковые элементы опалубки, не несущие вертикальных нагрузок, только после достижения бетоном прочности, обеспечивающей сохранность поверхности и кромок углов конструкции при снятии опалубки. Снятие стоек, поддерживающих опалубку несущих конструкций, производится только после снятия боковой опалубки и осмотра распалубленных конструкций.

Прочность бетона должна соответствовать требованиям, указанным в таблице, при удалении несущих элементов опалубки.

Раннее распалубливание и частичное нагружение конструкций возможны при условии произведения расчета прочности конструкций под фактическими нагрузками. Полная нагрузка конструкций допускается только после достижения бетоном расчетной прочности.

Прочность бетона при распалубливании конструкций должна соответствовать требуемой.

Фигура 1. Подъемные инвентарные стойки для использования в лесах: а) общий вид стойки; б) деталь узла А; в) деталь узла Б

Используются инвентарные раздвижные стойки в качестве поддерживающих конструкций.

Фигура 2. Скоба для крепления расшивин к инвентарным стойкам: а) скоба; б) планка; в) установка расширин; 1) стойка; 2) расширина; 3) скоба; 4) планка; 5) гайка

Расшивины прикрепляются к стойкам при помощи инвентарных скоб.

Фигура 3. Устройства для раскручивания: а) парные клинья; б) песочный цилиндр; в) подвесное устройство; г) винтовой домкрат; 1) стойка; 2) лага; 3) парные клинья; 4) цилиндр; 5) сухой песок; 6) винт, закрывающий отверстие для выпуска песка; 7) поршень из твердого дерева; 8) изоляция; 9) крышка цилиндра; 10) подставка; 11) ригель; 12) подвеска; 13) скоба; 14) винт; 15) рукоятка

На иллюстрации №3 представлены устройства для плавного снятия опалубки с конструкций, опирающихся на стойки из круглого леса.

Процесс снятия опалубки с любых конструкций выполняется постепенно с предварительным ослаблением клиньев или винтов под стойками, чтобы сохранить элементы инвентарной опалубки для будущего использования. Саму опалубку, поддерживающую несущие конструкции, удаляют только после снятия боковых частей и осмотра распалубленной конструкции.

Грузовые краны используются для снятия крупнощитовой опалубки с массивов, стен и фундаментов. Перед этим опалубочные щиты отделяются от бетонированной поверхности при помощи специальных рычажных устройств. После этого элементы опалубки проверяются, очищаются от остатков бетона, и в случае необходимости проходят ремонт и смазку.

Процесс распалубливания осуществляется в соответствии с предписаниями проекта проведения работ. Распалубливание конструкций, выполненных на обычном цементе, начинают не ранее, чем спустя 7-14 дней при положительных температурах. Сокращение сроков выдерживания бетона и ускоренное распалубливание достигают за счет использования быстротвердеющих цементов, а также различных методов, таких как вибрирование, вибровакуумирование и термическая обработка.

Распалубливание бетона

  • Начинать снимать опалубку только после достижения бетоном 70-80% проектной прочности.
  • Проверить прочность бетона, чтобы убедиться, что она не меньше 0,2-0,3 мПа.
  • Использовать лабораторные методы для проведения испытания бетона на прочность.
  • Обратить внимание на изменение цвета бетонной поверхности и на ощущение твердости при касании.
  • Для выполнения распалубочных работ необходимо использовать ломы, молотки и гвоздодеры с осторожностью, чтобы опалубку можно было повторно использовать.
  • Рекомендуется минимизировать контакт инструментов с поверхностью бетона, чтобы не повредить структуру конструкции.
  • При загрязнении опалубочной поверхности бетонной смесью следует очистить ее металлическими щетками и скребками, а затем смазать эмульсионным составом.
  • При образовании крупных раковин и сколов на поверхности бетона необходимо их зачистить и затереть цементно-песчаным раствором.
  • Наплывы бетона на поверхности требуется удалить кельмой.
  • Скользящая опалубка СТАЛФОРМ Инт.

    Контроль качества бетона

    Контроль качества бетона в частном строительстве проводят специалисты с помощью лабораторного анализа и специальных инструментов. Основные методы неразрушающих испытаний бетона включают в себя:

    • Молоток Шмидта;
    • Молоток Кашкарова;
    • Пресс для определения прочности бетона в образцах при сжатии и на изгиб;
    • Ультразвуковые испытания бетона.

    Полученные данные позволяют инженеру сделать выводы о фактической прочности бетона и сравнить их с заявленной.

    Работа арматуры и бетона в монолите

    Выдерживание свежеуложенного бетона в опалубке. Распалубливание конструкции: условия и последовательность. Контроль качества бетона

    Для того чтобы бетон сохранял свои качества, необходимо обеспечить оптимальный температурно-влажностный режим, который предотвратит интенсивное высыхание и связанные с этим температурно-усадочные деформации. Важно создать условия, которые защитят свежеуложенный бетон от механических повреждений, так как это может привести к потере прочности и устойчивости всей конструкции.

    Для определения сроков распалубки и условий выдерживания бетона необходимо руководствоваться требованиями, установленными строительными нормами и правилами. В летнее время, при повышенной температуре окружающего воздуха, открытые поверхности бетона, такие как плоскости перекрытия, следует защитить от прямых солнечных лучей и ветра с помощью рогожи, мокрых опилок или полимерных пленок.

    Для того чтобы избежать повреждений свежевыложенного бетона, следует воздержаться от движения людей, установки лесов и опалубки до тех пор, пока бетон не достигнет прочности не менее 1,5 МПа. Движение автотранспорта, бетоноукладчиков и других машин по забетонированным перекрытиям запрещается до достижения проектной прочности бетона. В исключительных случаях, когда это вызвано неотложной производственной необходимостью, можно разрешить движение монтажных кранов по свежезабетонированному перекрытию, при этом необходим прочный деревянный настил.

    При температуре воздуха выше 15°С бетон поливают первые 3 суток с интервалом в 3 часа, затем интервал можно сократить до 3 раз в сутки. На портландцементе бетон поливают в течение 7 суток, на глиноземистых цементах — в течение 3 суток, на других цементах — 14 суток.

    После того как бетон достигнет необходимой прочности для сохранности поверхностей и граней конструкции при снятии опалубки, боковые элементы опалубки снимают.

    Опалубочные элементы, несущие вес бетона, снимают после достижения им бетоном необходимой прочности, которая составляет 70% от проектной для плит и сводов пролетом до 6 м, 80% для балок и прогонов пролетом до 8 м, 100% для несущих конструкций пролетом более 8 м. В сейсмических районах несущую опалубку снимают в сроки, указанные в проекте.
    Полная нагрузка на конструкции допускается только после достижения бетоном проектной прочности.
    При снятии опалубки с железобетонных конструкций необходимо медленно демонтировать опалубку, предварительно ослабляя клинья или винты под стойками и сохраняя элементы инвентарной опалубки для последующего использования.

    Демонтаж каркасных конструкций многоэтажных зданий производится этапно, где стойки, находящиеся непосредственно под бетонируемым перекрытием, оставляются полностью, а стойки перекрытия нижнего уровня оставляются под всеми балками и прогонами с пролетом более 4 м на расстоянии до 3 м друг от друга. Опалубку полностью удаляют, если бетон в нижерасположенных перекрытиях достиг проектной прочности.

    При использовании обычной инвентарной опалубки раскружаливание (т. е. постепенный отрыв формы от бетонной поверхности) производится путем ослабления клиньев под стойками, винтов в домкратах или выпускания песка из опорных песочниц.

    Минимальная прочность при снятии опалубки для незагруженных конструкций – 0,2-0,3 Мпа

    Оставляемая прочность – 70-80% от проектной прочности

    Демонтаж включает:

    Понижение уровня опалубки на несколько сантиметров с использованием винтовых домкратов, рам или телескопических опор

    Снятие фанерных листов с опалубленной поверхности

    Разбор продольных и поперечных балок

    Разбор крестовых связей между опорными рамами, рамами и опорами

    Контроль качества бетона

    При выполнении бетонных и железобетонных работ проверяется качество опалубки, геодезического обеспечения монтажа и ее эксплуатации, соответствие проекту установленной арматуры, закладных частей и их расположение в конструкции, качество бетонной смеси на месте укладки в конструкцию и в процессе выдерживания.

    Специфические требования предъявляются к геодезическому обеспечению для скользящей опалубки. После определения высшей отметки фундаментной плиты, принимаемой за 0,00 метров, проверяют геометрические размеры расположения домкратных рам, вертикальность щитов опалубки и ее конусность. Важным условием для качественного выполнения работ при бетонировании в скользящей опалубке является геодезический контроль за ее положением в процессе подъема. Ход бетонирования фиксируют в журнале выполнения бетонных работ. В нем отражаются объемы выполненных бетонных работ, даты укладки смеси, время начала и окончания бетонирования каждого участка (блока) сооружения, используемые марки и составы бетонной смеси, данные из паспортов на бетон и арматуру, температура окружающего воздуха во время укладки бетонной смеси и при выдерживании бетона, даты изготовления контрольных образцов и их результаты испытаний на 28-й день, даты снятия опалубки с конструкций.

    Прочность бетонных конструкций определяется по результатам сжатых испытаний контрольных образцов. В случае возведения предварительно напряженных железобетонных конструкций также проводится проверка прочности инъекционного раствора в каналах с натянутой арматурой и прочности бетона при передаче сжимающих усилий от напряженной арматуры.

    Существует несколько методов неразрушающего контроля прочности бетона:

    · метод отрыва со скалыванием

    · скалывание ребра

    · метод ударного импульса

    · метод упругого отскока

    · метод пластической деформации.

    Также существуют различные виды арматуры и арматурных изделий, а также процесс их изготовления и укладки в опалубку с последующим контролем качества.

    Изготовление и монтаж арматурных конструкций

    · Рабочие петли (принимают нагрузку растяжения)

    · Распределительные элементы (обеспечивают равномерное распределение нагрузки, совместную работу и предотвращают смещение)

    · Монтажные детали (гарантируют точное положение)

    • Плоские каркасы из стали

    • Пространственные арматурные каркасы

    • Арматурные сетки (сварные, плоские рабочие, в виде рулонов)

    Структура арматурных работ

    • Централизованное изготовление арматурных деталей;

    • Транспортировка и складирование арматуры на строительной площадке;

    • Сборка и изготовление арматурных элементов;

    • Установка стержней, сеток, каркасов в опалубку;

    • Соединение монтажных единиц в единую арматурную конструкцию;

    • Обеспечение необходимого защитного слоя при заливке бетона осуществляется путем разгрузки конструкции из арматуры.

    Производство ненапряженной арматуры включает в себя несколько технологических этапов, объединенных в следующие группы: • подготовительные операции, включающие в себя очистку и выравнивание стержней; соединение стержней в непрерывную плеть при помощи стыковой сварки; разметку и резку стержней на необходимую длину; • сварочные работы, включающие контактную точечную сварку для плоских сеток и каркасов на одно- и многоэлектродных машинах, стыковую и дуговую сварку; • сборочные операции, включающие установку и сварку внедряемых деталей, отдельных изогнутых стержней, резку листовой и профильной стали, сборку объемных каркасов из плоских каркасов и сеток.

    При возведении монолитных железобетонных конструкций на строительном объекте выполняются следующие операции: • укрупнительная сборка арматурных каркасов; • установка готовых каркасов и сеток в опалубку; • установка и связывание арматуры отдельными стержнями в опалубке.

    Соединения в поперечном направлении (монтажные стержни) с перепуском 50 мм (до 4 мм), 100 мм (более 4 мм)

    При диаметре рабочей арматуры 26 мм сварные сетки в поперечном направлении рекомендуется укладывать близко друг к другу с перепуском в каждую сторону 15 диаметров распределительной арматуры.

    Последнее обновление страницы: 2018-04-12; просмотров: 671.

    stydopedya.ru не претендует на авторские права на материалы, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторских прав или персональных данных, пожалуйста, сообщите нам.

    Оцените статью
    Опора
    Добавить комментарий