Рабочий пол опалубки — это временный элемент строительной конструкции, который служит для размещения рабочих и материалов на высоте.
Он должен быть устойчивым, надежным и обеспечивать безопасность работников на строительной площадке.
- Рабочий пол опалубки — это временное строительное сооружение, предназначенное для работы рабочих на высоте при заливке бетона.
- Опалубочный пол выполняется из досок или фанеры, укладываемых на опорные балки или консоли.
- На рабочем полу опалубки размещаются рабочие, которые контролируют заливку бетона и проводят необходимые работы по его уплотнению и выравниванию.
- Рабочий пол опалубки должен быть прочным и устойчивым, чтобы выдерживать вес бетона и рабочих, а также обеспечивать безопасные условия труда.
- Важным элементом рабочего пола является его ровная поверхность, которая гарантирует качественное заливку бетона без образования трещин и дефектов.
Геодезический контроль при возведении монолитных конструкций, зданий и сооружений
Опыт строительства монолитных зданий и сооружений в скользящей опалубке в прошлом СССР и за рубежом показывает, что особенностью геодезического обеспечения при использовании этого метода является оперативное выполнение необходимых измерений и незамедлительная их обработка.
Измерения и использование измерительной техники имеют большое значение в монолитном строительстве из-за увеличивающегося количества контрольно-измерительных операций; ошибки технологических операций и ошибки геодезических измерений одинаково ухудшают качество и несущую способность сооружений. Контрольные измерения исключают перенос и распространение брака с одного строительного этапа на другой, способствуют устранению различных корректировок и подгонок.
Важное значение в возведении монолитных зданий имеет правильная организация геодезических измерений. Для этого перед началом строительства создается проект производства геодезических работ (ППГР).
Проект производства геодезических работ включает:
- схему расположения основных осей здания в природе с предварительным расчетом точности и указаниями по методике их построения с учетом имеющейся сети опорных пунктов;
- схему размещения осевых знаков и способы их крепления;
- указания по проведению детальных геодезических разметочных работ для обеспечения процесса строительства в соответствии с календарными графиками строительных работ;
- схему и методику проведения работ по геодезическому контролю точности возводимых зданий;
- план выполнения геодезических измерений зданий, включая этапы работ, методику и точность измерений;
- порядок создания технической документации для геодезических работ;
- организацию геодезических наблюдений за деформациями зданий во время строительных работ (в случае неблагоприятных физико-геологических процессов или явлений в грунтах);
- рекомендации по охране труда при выполнении данных работ.
Начало строительства предполагает проведение основных осей здания на местности, после чего осуществляется планирование и высотная разметка. Локальная геодезическая разметка выполняется в виде совмещенной сети линий и углов, где стороны измеряются среднеквадратической погрешностью 1:20 000. Высотная локальная сеть создается в соответствии с требованиями III класса государственного нивелирования.
Из-за сложности формы монолитных высотных зданий необходимо проводить детальную разметку расположения фундаментных плит и их армирования, а также для установки скользящей опалубки.
При возведении высотных монолитных зданий и сооружений необходимо провести подробные разбивочные работы для геодезического обеспечения строительства. Например, при укладке фундаментной плиты на чистом слое (толщиной от 10 до 12 см) строят оси здания (стен), контур фундаментной плиты, места закладки арматурных стержней и оси установки закладных деталей.
Разрешенные отклонения в размерах и положении устанавливаемой скользящей опалубки не должны превышать значений, указанных в СНиП III-15—76.
Пространственная система опалубки имеет шесть степеней свободы по осям х, у и z, а также от крутящих моментов Мх, Му, Мz в плоскостях этих осей. Для сохранения вертикальности стен здания важно учитывать горизонтальные смещения всей системы опалубки по осям х и у, а также кручение всей системы Мz в плоскости оси z.
Во время подъёма опалубки производятся комплексные геодезические измерения для контроля движения опалубки и выявления возможных деформаций корпуса. Этот комплекс действий включает в себя следующие операции: проверка подъёма опалубки по вертикали, передача отметок на рабочий пол по мере подъёма, контроль горизонтальности рабочего пола, проверка вертикальности стен здания и лифтовых шахт, определение кручения и деформаций опалубки.
Построение разбивочной основы на исходном горизонте
При возведении монолитных зданий и инженерных сооружений выполняют геодезические разбивочные работы, которые разделяют на основные и детальные для перенесения проекта в натуру. Основные геодезические разбивочные работы заключаются в построении на местности главных и основных осей зданий и сооружений.
Главными осями здания или сооружения считаются две линии, пересекающиеся под прямым углом, относительно которых здание или сооружение располагается симметрично. Основными осями являются линии, определяющие контур здания или сооружения в плане, и они делятся на продольные и поперечные. Главные и основные оси служат геодезической основой для детальных разбивочных работ.
Основная разбивка применяется в случаях, когда здание или конструкция имеют сложную форму и большие размеры, а также когда группа зданий тесно связана между собой технологическими процессами.
Для определения основных и главных осей зданий и сооружений используются исходные проектные данные, такие как генеральный план строительной площадки, архитектурно-строительные чертежи и разбивочные планы.
Современный уровень развития строительства требует создания локальной геодезической разбивочной основы для строительно-монтажных работ при возведении высотных монолитных зданий. Она состоит из внешней основы, расположенной вне здания, и внутренней, размещаемой внутри здания.
Для закрепления внешней геодезической основы на земной поверхности используются осевые знаки. Внутренняя геодезическая основа формируется от точек внешней геодезической основы на исходном горизонте здания или сооружения. Она необходима для установки опалубки и конструкций надземной части здания, а также для размещения технологического оборудования внутри здания. Поскольку схема основы повторяет геометрическую схему расположения осей здания, ее называют осевой геодезической основой.
При возведении крупных зданий возможно совмещение локальной сети при проектировании и строительстве с основными и промежуточными осями зданий или их параллельное размещение, что создает более благоприятные условия для последующих геодезических работ. В этом случае точность положения точек локальной осевой основы будет зависеть от требуемой точности положения разбивочных осей.
Одним из самых надежных и простых способов внешней основы является осевая геодезическая основа, точки которой размещаются на выходах основных и промежуточных разбивочных осей здания или сооружения (см. рис. 21-1). Внешняя локальная геодезическая разбивочная основа должна закреплять оси здания или сооружения с необходимой точностью для выполнения строительных работ на первом этапе, установки технологических и других коммуникаций между зданиями и сооружениями, передачи разбивочных осей наклонным проектированием, а также для предварительного размещения точек внутренней геодезической основы на конструкциях исходной горизонтали зданий.
Класс точности докальной разбивочной основы, методы достижения расчетной точности, количество знаков, их конструкция и расположение в месте строительства здания должны быть определены в проекте производства геодезических работ (ППГР).
Ниже представлена технология создания локальной разбивочной основы для высотных зданий.
Изначально на месте проводят основные и промежуточные оси от пунктов разбивочной основы с использованием прямоугольных или полярных координат, угловых или линейных засечек. Оси закрепляют на местности стойкими знаками до момента сдачи объекта, учитывая возможное перемещение центра знака в плане. Геодезическими измерениями определяют точные координаты точек, закрепляющих оси на верхней пластинке знака. Выбор метода определения координат зависит от требуемой точности разбивочных работ, размеров стройплощадки, формы здания и других факторов.
Системы осевых координат определяют взаимосвязь местоположения объектов строительства, устанавливая специальные знаки на местности во время строительства.
С учетом удобства геодезических работ, постоянного контроля и восстановления утраченных осей, основные разбивочные оси зданий и сооружений закрепляют на местности постоянными знаками в соответствии с разбивочным чертежом, планом подвала, первого и типового этажей здания.
Выбор мест закрепления осей на стройгенплане определяется долговременной сохранностью знаков, обеспечением беспрепятственного ведения строительных работ и удобством установки геодезических приборов для измерений.
На строительной площадке знаки устанавливают в тех местах, где обеспечивается их неподвижность как в плане, так и по высоте. Они должны быть размещены за пределами зоны земляных работ, в местах, свободных от складирования строительных материалов, временных сооружений и т. д.
Выбор конструкций знаков для закрепления основных осей зданий и сооружений зависит от условий строительной площадки, наличия строительных материалов, изделий и конструкций, сроков строительства, используемых методов и видов разметочных работ.
При возведении зданий и сооружений в качестве основы высотной разметки должны использоваться реперы нивелирного хода, прокладываемого неподалеку от строящегося здания. Класс точности опорной нивелирной сети должен быть не ниже класса точности высотной основы, запланированной для данного здания.
При возведении высотной основы отметки на строительные реперы передают от реперов опорной нивелирной сети, между которыми устанавливают нивелирный ход.
Относительная отметка 0,00 нулевого уровня первого этажа здания должна соответствовать абсолютной отметке, указанной в чертежах проекта здания при его высотной привязке.
Построение высотной основы для строительства здания начинается с составления рабочей схемы, на которой указывают отметки исходных реперов, количество строительных реперов высотной основы, направления нивелирных ходов.
Геодезисты создают сеть измерительных точек, которые могут быть отдельными линиями, опирающимися на точки и знаки главной сети, а также могут иметь форму замкнутых многоугольников. Высотные отметки передаются от не менее чем двух точек или знаков государственной сети линиями длиной не более 1 км. Для создания отдельных зданий в массовом строительстве используется четвертая категория государственного нивелирования.
Для многоэтажных зданий (12—14 этажей) и высоко развитых по плану, в зависимости от их конструктивных особенностей, высотные отметки строят по третьей категории государственного нивелирования.
Для построения геодезической рабочей высотной основы необходимо использовать определенные виды нивелиров, технические параметры которых должны отвечать требованиям данной категории. Характеристики нивелиров и их требования указаны в таблице 21-1.
Как было сказано ранее, наклонение построенных зданий от вертикали сильно зависит от горизонтальности рабочего пола опалубки. Это могут быть различные факторы, такие как: неравномерная работа домкратов (разный шаг); неравномерное размещение строительных деталей на полу опалубки. Дополнительная нагрузка на рабочий пол опалубки вызывает асинхронность работы домкратных установок; недостаточная жесткость опалубки.
Отклонения точек рабочего пола от горизонтальной плоскости приводят к наклонам и кривизне, перегибам внешних щитов опалубки, а также скручиванию последней.
Горизонтальную плоскость можно провести через одну и ту же точку рабочего пола на различных отметках или через самую высокую точку рабочего пола на горизонте. В этом случае отклонение в каждой отдельной точке будет составлять
Величина ав представляет собой измерение от нивелирной рейки в самой высокой точке рабочего пола опалубки, а значение аi — измерение от нивелирной рейки в самой низкой точке рабочего пола опалубки.
Индикатор горизонтальности рабочего пола показан на диаграмме 21-2.
Отклонения точек рабочего пола опалубки от горизонтальной плоскости внешнего контура ?hк.о, центрального отделения ?hц.о и по всему полу ?hп.о вычисляются по следующим формулам:
где nк, nц, nп — количество точек, обозначающих внешний контур, центральное отделение и весь пол соответственно.
Сравнение ?hк.о, ?hц.о и ?hп.о поможет определить положение опалубочной площадки при ее подъеме и распределить нагрузку по всей площадке.
Контроль высотного положения площадки и передача проектных отметок для закладных деталей балок перекрытий, фасадных элементов, дверных и оконных проемов является обязательным этапом и требует значительных затрат времени и сил.
Высотные измерения включают передачу отметок от исходного репера на основании здания к рабочей площадке; передачу проектных отметок для закладных деталей; нивелирование рабочей площадки.
Допустимые отклонения при установке скользящей опалубки указаны ниже, в миллиметрах:
В настоящее время разрабатываются инновационные виды универсальной опалубки с высокой проходимостью, что снижает трудозатраты на подготовительные работы. Скорость установки опалубки, в настоящее время колеблющаяся от 15 до 35 см/ч, может быть увеличена. Важно осуществлять непрерывный геодезический контроль в процессе строительства зданий, поскольку возможны отклонения от вертикали в стенах.
Отклонение сооружения от вертикали не должно превышать 1/500 его высоты или 100 мм при высоте до 50 м.
Допустимые отклонения монолитных бетонных конструкций и сооружений от проектных следующие, мм:
Рабочий пол опалубки является одним из самых важных элементов при строительстве зданий. Этот элемент является основой для размещения бетонной смеси и обеспечивает необходимую жесткость и прочность опалубочной конструкции.
Опалубочный пол должен быть тщательно подготовлен перед заливкой бетона, чтобы избежать просачивания бетонной смеси и обеспечить ровную поверхность без изломов и полостей. Необходимо также учитывать необходимость армирования и укрепления опалубочного пола для обеспечения его долговечности и надежности.
Кроме того, рабочий пол опалубки должен обладать достаточной гладкостью и шероховатостью, чтобы обеспечить надежное сцепление бетона с поверхностью и исключить возможность образования трещин и повреждений в конструкции. Правильно выполненный рабочий пол опалубки способствует качественному и прочному заливанию бетона и обеспечивает долговечность и надежность строительной конструкции.
Скользящая опалубка
Использование скользящей опалубки предназначено для строительства вертикальных элементов зданий и сооружений (например, башни, железобетонные ядра и стены зданий) с постоянным, переменным или ступенчато-переменным поперечным сечением из монолитного железобетона методом непрерывного бетонирования.
С помощью скользящей опалубки возведены сооружения производственного назначения из монолитного бетона, такие как дымовые трубы, силосы для хранения сыпучих материалов, водонапорные и телевизионные башни, надшахтные копры, а также жилые и общественные здания повышенной этажности. Специализированные строительные компании обычно выполняют работы по возведению специальных сооружений. Они разрабатывают проекты и технологические карты, используя передовую технологию, машины и механизмы, чтобы увеличить производительность труда.
Важным аспектом при работе с бетоном является скорость передвижения опалубки, которая определяет ритм остальных работ. Для подъема опалубки используются гидравлические или электромеханические домкраты, установленные на домкратные стержни (рис. 28).
Скользящая опалубка состоит из двух рядов щитов, закрепленных на домкратной раме. На них устанавливают несущие конструкции рабочего настила, к которым подвешивают подмости. Средняя скорость бетонирования в скользящей опалубке достигает 1-3 м/сут.
Главными компонентами опалубки являются щиты, домкратные рамы, рабочий настил, подмости, домкраты и домкратные стержни. Основной нагрузкой при подъеме опалубки является домкратная рама, которая выдерживает давление бетонной смеси, наличие рабочего настила и подмостей.
Существует несколько типов рам: двух-, трех- и четырехстоечные. Трех- и четырехстоечные рамы устанавливаются на пересечении стен, и используются при возведении сооружений с большим количеством пересечений стен и проемов.
Стойки крепятся к ригелю рамы жестко или на болтах, что позволяет менять их положение для бетонирования стен различной толщины, а также изменять наклон стоек для управления конусностью щитов опалубки.
Щиты закрепляются к стойкам домкратных рам и устанавливаются с наклоном к вертикальной оси возводимых стен. Конусность обычно составляет 1/500 или 5,7 мм на каждую сторону для стандартной высоты щита 1,2 м. Угловые щиты изготавливаются с необходимым наклоном.
Изготавливаются опалубки из металла, дерева и их комбинаций. Полностью металлическую опалубку лучше использовать в умеренном климате, так как при перегреве могут происходить неравномерные тепловые деформации щитов и "прилипание" бетонных слоев к стенам. Деревянная опалубка, несмотря на более низкую стоимость и большую гибкость, что уменьшает вероятность срывов, применяется редко из-за ограниченного срока службы. Для повышения гибкости металлические щиты могут крепиться на раме при помощи пружин или других эластичных прокладок.
Существует мелко- и крупнощитовая опалубка. Во втором случае включены криволинейные элементы.
Щиты могут быть плоскими, изогнутыми или иметь другую форму.
Одинаково важно сделать рабочий пол неразборным и разборным, чтобы можно было производить заливку бетона на нижних этажах. Рабочий пол состоит из несущих балок, которые опираются на козлы или домкратные рамы, и настила из досок. Опорные балки лучше всего сделать шарнирными, чтобы предотвратить скручивание и заклинивание опалубки при наклонах.
Вокруг строящегося здания устанавливают крышу с ограждением.
Для подъема опалубки обычно используют гидравлические и электромеханические домкраты. Наиболее простым по конструкции является гидравлическое оборудование, которое позволяет осуществлять полуавтоматический и автоматический подъем. Для полуавтоматического режима часто применяются домкраты ОГД-61А с регулятором уровня РП-67.
Для поднятия используются гидравлические домкраты ОГД-64У, а также автоматические регуляторы горизонтальности АРГ-64У. Они приводятся в движение с помощью насосных станций АНС-125У с приставкой для подсчета импульсов. Для извлечения стержней применяется реверсивный домкрат РГД-66.
Для подъема на место используется приставка к домкрату, а для извлечения стержней — домкрат РП-60.
При установке на домкратную раму он опирается на специальный стержень, который проходит через защитную трубку, установленную под домкратом (табл. 14).
В последнее время за границей стали широко использовать домкраты повышенной грузоподъемности (10 тонн и более). Использование таких домкратов позволяет увеличить расстояние между домкратными рамами, что делает возможным механизированную подачу бетонной смеси и монтаж арматуры крупноразмерными каркасами и сетками на открытых площадках. Увеличение материалоемкости опалубки приводит к значительному повышению производительности труда.
В России такие домкраты были разработаны ЦНИИЭПсельстроем и ЦНИИОМТП (таблица 15).
Согласно проекту, монтаж гидроразводки осуществляется. Домкраты должны быть установлены строго по оси стен, их оси должны быть строго вертикальными (за исключением специальных случаев, оговоренных в проекте). Штуцера гидросистемы соединяются с домкратами не плотно, чтобы иметь возможность удалить воздух при опрессовке. Перед зарядкой домкратов проводят опрессовку гидравлической системы стержнями, при этом систему очищают от воздуха, который выпускается путем последовательного открытия клапанов у каждого домкрата до появления рабочей жидкости через неплотное соединение штуцера, которое затем герметично закрывается.
Установку домкратных стержней проводят за день до начала бетонирования. Сначала устанавливаются стержни разной длины (2,4 и 6 м), затем наращивание производится отрезками стержней 3 м. Это позволяет производить последовательное наращивание стержней на разных отметках бетонирования (табл. 16).
Унифицированная скользящая опалубка ЦНИИОМТП (см. рис. 28) предназначена для возведения зданий с изменяемыми расстояниями между осями в 30 см. Толщина внутренних стен может быть от 12 до 24 см, а наружных — от 30 до 40 см.
Большие щиты выполнены вместе с кружалами и торцовыми опорными пластинами для соединения по длине. Высота щитов составляет 1,1 м, а их длина — от 1,8 до 3,3 м с шагом 30 см. В дополнение к плоским щитам применяются криволинейные и угловые щиты, как внутренние, так и внешние.
Домкратные рамы бывают двух-, трех- и четырех-стоечные. Для образования технологических отверстий в рабочем полу предусмотрены съемные щиты.
- сборка щитов в соответствии с проектным контуром поверхности конструкции;
- установка домкратных рам;
- сборка наружных подмостей и установка козырька;
- сборка рабочего пола;
- Осуществление монтажа подъемного оборудования;
- Установка подвесок наружных и внутренних подмостей после подъема опалубки до уровня перекрытия первого этажа.
Для достижения проектной толщины стен (которую проверяют посредине высоты щитов) между коробами устанавливают шаблоны-фиксаторы; смонтированные короба до установки домкратных рам объединяют струбцинами.
Конусность щитов при сборке прямоугольной опалубки определяют угловыми щитами, выполненными с уширением, регулирование наклона щитов производят с помощью прокладок. Конусность криволинейных щитов обеспечивают установкой между щитами прокладок, имеющих различную толщину по высоте.
После установки внутренних коробов вокруг здания, наружная опалубка устанавливается. После этого, когда щиты опалубки смонтированы, проверены и зафиксированы, домкратные рамы устанавливаются. Собранные домкратные рамы опираются на верхние края щитов с помощью упорных уголков, при этом кронштейны рам должны быть опущены или сняты.
Затем кронштейны поднимаются и устанавливаются, и рама подтягивается вверх до упора. После установки и закрепления рам производится дополнительная проверка и выправка опалубки. Ригели всех домкратных рам должны находиться на одной отметке. Убираются временные связи между щитами и еще раз проверяется конусность (табл. 17).
Если в проекте предусмотрены внутренние подвесные подмости, то их следует установить в короб опалубки до монтажа рабочего пола. Несущими конструкциями рабочего пола будут служить прогоны из бруса 180X50 мм или металлические фермы при пролетах более 3 м, опирающиеся на кружала опалубки.
Для сохранения геометрической устойчивости опалубки необходимо установить угловые связи. Затем на прогоны (фермы) укладывают балки, на них устанавливают рабочий настил из досок толщиной 30 мм, устраивают ограждения по внешнему контуру рабочего пола и в местах выхода из него монтируют подвески внутренних и наружных подмостей, которые окончательно устанавливаются после подъема опалубки на 3. 3,5 м.
После проверки правильности сборки скользящей опалубки и устранения всех обнаруженных дефектов приступают к монтажу подъемного оборудования в соответствии с проектом.
Команда из четырех строительных слесарей 2-го — 5-го разрядов производит монтаж скользящей опалубки и подъемного оборудования.
Первым этапом монтажа мелкощитовой опалубки на месте бетонирования является установка кружал внутренней и наружной опалубок. Для этого применяются монтажные стойки. Затем осуществляется точная установка и рихтовка кружал с использованием струбцин-фиксаторов.
Домкратные рамы устанавливаются на опорные винты, после чего производится их рихтовка. Затем соседние рамы временно скрепляются между собой, а расстояние между ними фиксируется с помощью шаблонов. Щиты опалубки навешиваются на кружала после установки и выверки каркаса несущих элементов.
После монтажа щитов и домкратных рам производится сборка внутренних подмостей, установка несущих элементов и настил рабочего пола, а также устройство козырьков с ограждением и установка ограждения около люков рабочего пола. Наружные подмости устанавливаются после подъема опалубки на высоту 3—3,5 м. Перед монтажом гидрооборудование проходит проверку и испытание на стенде. Домкраты ОГД-61 и станции ПНС испытываются под давлением 5 МПа, а домкраты ОГД-64У, регуляторы АРГ-64У и станции AIIC — под давлением 19 МПа, а станции АНС-100У — под давлением 15 МПа.
Перед началом подъема опалубку заполняют бетонной смесью на высоту 60-70 см и оставляют на определенное время, установленное строительной лабораторией. После окончания времени выдержки проводится пробный подъем опалубки для проверки способности бетона сохранять форму. Если бетон не разливается, то процесс бетонирования продолжается без прерывания, продвигаясь вместе с опалубкой.
Для заполнения конструкции бетоном обычно используют башенные или самоподъемные краны, а также шахтные подъемники. Хотя бетононасосы и пневмонагнетатели имеют заметные преимущества перед кранами и подъемниками, в строительстве высотных зданий их применение не нашло широкого распространения. Это связано, с одной стороны, с необходимостью доставки не только бетона, но и других строительных материалов, таких как арматура и опалубка, для подачи которых необходимы краны. С другой стороны, для заполнения бетоном большой высоты требуется устанавливать несколько установок на разных уровнях.
Для проведения бетонных работ в зимнее время над зоной заливки бетона устанавливают теплоизоляцию, а с внутренней стороны обогрев осуществляют горячим воздухом. Также применяют различные обогревательные пледы или короба, которые устанавливают на опалубку.
Скорость подъема опалубки зависит от материала опалубки, скорости приобретения прочности бетоном и других факторов. Проектную скорость подъема определет строительная лаборатория. Скорость движения опалубки может быть от 10 до 20 см/час.
При подъеме опалубки необходимо постоянно и внимательно следить за горизонтальностью рабочей поверхности. Для контроля за марками подъема опалубки на домкратные стержни наносят штрихи, а на домкрате устанавливают контрольные рейки. При автоматической регулировке горизонтальности рабочей поверхности домкраты, достигающие опоры (устанавливают по одной метке), переходят на режим "шаг на месте".
Для устранения горизонтальных отклонений необходимо вовремя принять меры, отключая часть домкратов вручную. Если стены сооружения отклоняются от вертикали, то отключают часть домкратов, придают опалубке наклонное положение в противоположную сторону и поднимают опалубку до выравнивания стен.
При изгибе домкратных стержней из-за перегрузки (перекосов опалубки, быстрого подъема и т.д.) их нужно усилить, приварив к ним дополнительные стержни; домкрат, опирающийся на изогнутый стержень, должен быть отключен на несколько циклов. Если изгиб невосстанавливаем, изогнутую часть следует вырезать.
Перед началом разборки нагрузка снимается с домкратов. Для этого опалубка опирается на уже установленную конструкцию или на опоры, которые в свою очередь устанавливаются на бетонное перекрытие. Чтобы переместить опалубку под щиты, устанавливаются опоры, крепящиеся к стене. После опирания (рис.
29) домкратные стержни удаляются, а затем демонтируется гидрооборудование и элементы опалубки. Если используется ручное приспособление РП-60, гидрооборудование можно демонтировать до извлечения стержней. В случае использования реверсивных гидродомкратов РГД-66А, гидрооборудование демонтируется после окончательного извлечения домкратных стержней.
Для бетонирования высотных сооружений в монолитном бетоне на стройках Минтяжстроя УССР применялась инновационная скользящая бесстержневая опалубка, разработанная специалистами Донецкого Промстройниипроекта. Эта опалубка обладает способностью двигаться вверх, опираясь на отформованную часть сооружения, и обеспечивает надежное опирание на бетон без деформации в течение 12 часов.
Технология опалубочных работ
Выполнение работ по созданию опалубки должно соответствовать требованиям СНиПа и другим нормативным документам. Для этих работ разрабатывается ППР, который является частью общего ППР на строительство.
План предотвращения аварий (ППР) для работ по созданию опалубки включает в себя следующее:
1. Обоснование выбора типа опалубки и указание характеристик и особенностей ее использования с учетом способа выполнения бетонных работ;
Разрабатываются маркировочные чертежи для опалубки отдельных, наиболее характерных или сложных конструкций. На них указаны элементы и общий объем комплекта опалубки (маркировочный чертеж содержит схематическое изображение опалубливаемой поверхности конструкций с элементами опалубки и их условными обозначениями — марками; также показываются места установки нестандартных элементов — доборов, а также указывается необходимый материал и объем для их устройства);
Для сложных конструкций, имеющих маркировочные чертежи, технологические карты опалубочных работ указывают последовательность установки и разборки элементов опалубки, отдельные операции при монтаже поддерживающих и несущих элементов опалубки сложных конструкций и сооружений, также приводятся калькуляции материальных и трудовых затрат, стоимости работ, затрат машинного времени, электроэнергии, сжатого воздуха и т.д.;
Схема организации опалубочных работ увязана с другими параллельно выполняемыми видами работ, с разбивкой на захватки, указанием направления движения комплектов опалубки, звеньев и бригад, мест складирования по маркам, грузоподъемности машин и механизмов, графиков производства работ и оборачиваемости опалубки.
Организация опалубочных работ осуществляется через формирование звеньев, ориентированных на конкретные операции. Количество звеньев и бригад зависит от объема работ, сроков выполнения, ритма и потоков.
При наличии на месте строительства кранов с соответствующими техническими характеристиками опалубку рекомендуется делать в виде блоков или арматурно-опалубочных блоков.
Перед установкой опалубки необходимо провести разметку осей конструкций, нанеся краской риски на их основание и нижнюю часть опалубочных коробов или щитов.
Перед заливкой бетона необходимо проверить установленную опалубку и получить одобрение от мастера. Она должна соответствовать геометрическим размерам и отметкам уровней, быть правильно прикреплена к осям конструкций, иметь плотные стыки и соединения, правильно установленные несущие и поддерживающие элементы, анкерные устройства и элементы крепления.
Разборка опалубки должна производиться после достижения бетоном требуемой прочности в соответствии с соответствующими стандартами.
Демонтированная опалубка должна быть очищена, разобрана на элементы и уложена в стопку.
Опалубка для железобетонных элементов.
Изготовление железобетонных элементов может производиться с использованием деревянной щитовой, дерево-металлической и металлической сборно-разборной опалубки.
Мелкие элементы также можно выполнять в бетонных матрицах.
Срок службы деревянной опалубки зависит от качества изготовления и правильного ухода в процессе эксплуатации.
Основные преимущества деревянной опалубки заключаются в низкой начальной стоимости и простоте изготовления.
Для предотвращения заедания коробов опалубки диафрагмы утолщаются в сторону балок.
Для металлической опалубки рекомендуется использовать запирающие устройства в виде накладных скоб, натяжных или клиновидных замков. Болтовые соединения для фиксации элементов опалубки неэффективны из-за быстрого износа резьбы под действием цементного раствора.
Рисунок 1. Сборная железобетонная опалубка:
а — используется деревянная опалубка; б — применяется дерево-металлическая опалубка;
1 — состоит из досок щитов; 2 — включает рамки жесткости: 3 — служит для тяжки 4 — выполняет функцию обшивки: 5 — представляет собой упорные уголки
Одним из важнейших моментов, способствующих увеличению оборачиваемости опалубки и облегчению распалубливания, является использование качественной смазки для поверхностей, контактирующих с бетоном. Смазка уменьшает силу сцепления опалубки с бетоном.
Толщина слоя смазки не должна превышать 0,2—0,3 мм для металлической и деревянной опалубки и 0,3—0,4 мм для бетонных матриц. Наиболее эффективными считаются эмульсионные смазки (водно-масляные эмульсии). Для смазки металлических форм можно использовать использованное машинное и соляровое масло. Рекомендуемые составы смазки представлены в таблице 1.
Возведение монолитных зданий
При строительстве монолитных железобетонных зданий и сооружений используется скользящая опалубка. Изменяя конфигурацию опалубки, можно создавать любые архитектурные формы зданий. Перед началом работ опалубку собирают на фундаментной плите в соответствии с проектом здания.
При помощи домкратов и специальных стержней опалубка поднимается вверх, захватывая за собой всю конструкцию. В процессе подъема между щитами опалубки укладывается арматура, бетон, утеплитель и прочие материалы, а из-под щитов вырастают монолитные стены с дверями и окнами.
Основная цель геодезического обеспечения при возведении монолитных зданий — проведение работ, чтобы гарантировать точное выполнение проекта здания и осуществление геодезического контроля в процессе строительства. Самой ответственной частью этого обеспечения является разметка осей под металлические направляющие и их установка в соответствии с проектом.
В процессе установки направляющих проводят проверку их горизонтальности, прямолинейности и расстояний между ними. После установки опалубки по направляющим и соединения П-образных элементов контролируют вертикальность и соосность боковых щитов элементов с помощью бокового нивелирования. Горизонтальность верхних щитов опалубки проверяют с помощью геометрического нивелирования.
После завершения геодезических измерений с помощью репера, закрепленного на исходном горизонте, отметку переносят на монтажный горизонт обычным способом. Для бетонирования наружных стен и лестничных клеток используются другие опалубочные щиты, имеющие высоту этажа. При установке этих опалубочных щитов геодезические работы выполняются в той же последовательности, что и при установке опалубки П-образной формы. Комплекс геодезических измерений, проводимых в процессе установки опалубки, включает в себя следующие основные виды работ:
— контроль перемещения опалубки по вертикали;
— перенос отметок на рабочий пол опалубки по мере её подъёма;
— контроль горизонтальности рабочего пола опалубки;
— вынос проектных отметок под закладные детали;
— контроль вертикальности возведения стен здания и лифтовых шахт;
— контроль кручения и деформации опалубки.
Для управления вертикальным движением опалубки используются различные методы: механический (например, нитевые отвесы); оптический, основанный на пересечении двух вертикальных плоскостей, определяемых с помощью теодолита; и оптический с применением устройств вертикальной проекции.
В строительстве предпочтительнее использовать вертикальное проектирование из-за недостатков наклонного проектирования. Недостатки включают в себя сложности с применением отвеса в высотном строительстве и ограничения пространства для использования теодолита на стройплощадке. Кроме того, при возведении объекта возрастает погрешность измерений, метод требует двукратной установки теодолита и является трудоемким. Поэтому в практике строительства предпочтительнее вертикальное проектирование.
Для контроля вертикальности, смещения и кручения здания по углам фундамента необходимо закладывать опорные точки с учетом свободной установки над ними прибора. В углах опалубки закрепляются на кронштейнах визирные палетки с сеткой прямоугольных координат. Перед началом работы центры визирных палеток на опалубке должны быть совмещены с центрами визирных палеток на фундаментной плите. Движение опалубки следует контролировать приборами типа PZL и ПОВП в следующем порядке:
— сперва центрируют прибор над исходной опорной точкой;
— затем приводят линию визирования в вертикальное положение;
— на рабочем полу опалубки устанавливают визирную палетку над прибором;
— при четырех положениях окуляра прибора (0°, 90°, 180° и 270°) проецируют точку пересечения сетки нитей визирной трубы прибора на координатную сетку палетки.
— при четырех положениях визирной оси определяются координаты проектируемой точки на палетке;
— полученные координаты используются для определения положения опорной точки на палетке как среднего значения координат из четырех измерений.
Отличие между отсчетами на палетке в исходном положении опалубки (на фундаменте) и на данной высоте указывает на отклонение ее от вертикали. Если это отличие приемлемо, то происходит продолжение движения опалубки. В противном случае положение опалубки корректируется с помощью соответствующих домкратов.
Для переноса отметок на рабочий пол опалубки при подъеме используется стандартный метод с помощью двух нивелиров и компарируемой рулетки от репера, закрепленного на полу первого этажа. Рулетку подвешивают к рабочему полу в проеме шахты лифта.
Кроме того, для переноса отметок иногда используют 3-метровые деревянные рейки с разметкой сантиметровых делений и наращиваемыми по мере подъема. Рейку Pi прикрепляют к арматуре опалубки вертикально. Рейки играют роль высотных реперов, с которых передают проектные отметки на рабочий пол опалубки. Для определения горизонта прибора Нгп используется формула.
Где Ʃhi — это сумма длин всех реек, за исключением последней (верхней); в — отсчет производится от верхней рейки.
Этот способ переноса отметки значительно менее точен, чем выполнение аналогичных работ с помощью рулетки. Поэтому его применяют редко, с периодическим контролем обычным методом переноса отметки.
Переносим отметки на рабочий пол с использованием рейок. Нивелирование рабочей поверхности опалубки — важный этап геодезических работ при возведении монолитных зданий и сооружений. Это связано с тем, что при подъеме опалубки возникает негоризонтальность ее рабочего пола, что влияет на вертикальность стен здания. Отклонения точек рабочей поверхности от горизонтальной плоскости вызывают наклоны и скручивание, а также изменение формы опалубочных щитов. Несинхронная работа домкратов Влияет на отклонение рабочей поверхности от горизонтали.
Выполнение съемок на строительной площадке играет ключевую роль в геодезических работах, особенно касающихся строительства зданий и сооружений. Эти работы завершают важные этапы процесса строительства и геодезических изысканий. В ходе выполнения съемок определяется плановое и высотное положение установленных и окончательно закрепленных конструкций и элементов здания, а также разметочных осей, которые определяют необходимую точность выполнения работ на последующих этапах. Поэтому осуществление съемок на стройке направлено на решение следующих ключевых задач:
— обеспечение систематического контроля и учета объемов выполненных работ по строительству и монтажу;
— выявление соответствия выполненных работ проектным данным с целью своевременной корректировки отклонений.
— оценка точности переноса проекта на природу и выявление всех отклонений от проекта;
— определение фактического положения зданий, сооружений и инженерных коммуникаций после завершения строительства.
Для того чтобы обеспечить систематический контроль и учет объемов выполненных строительно-монтажных работ, необходимо проводить геодезические измерения. Результаты этих измерений помогут осуществить оперативный контроль за процессом земляных и монтажных работ, а также укладкой инженерных коммуникаций и других работ. Для проверки соответствия выполненных работ проектным данным также используются геодезические методы и приборы, которые применялись во время строительства. По результатам контрольных измерений определяются отклонения от установленных строительных допусков, после чего принимаются меры по устранению этих отклонений. Если на определенных участках строительства производятся иборьбы и корректировки, то проводится повторная исполнительная съемка. Исполнительная съемка включает в себя следующие работы:
— создание съемочного обоснования;
— выполнение детальной съемки элементов сооружений, их узлов и отдельных конструкций, а также съемка поэтажная;
— съемка наземных и подземных коммуникаций, проездов, площадей, скверов и прочее;
— подготовка планов, профилей и разрезов.
Для проведения исполнительных съемок используются следующие опорные точки: на строительных участках — установленные оси и параллели; на промышленных участках — точки сетки; за пределами стройплощадок — точки геодезической сети и специально проложенные теодолитные линии. Высотные исполнительные съемки выполняются методом геодезического нивелирования от точек высотной геодезической основы.
Измерение вертикальности конструкций до 5 м проводится с использованием рейки-отвеса, а для более высоких конструкций применяются методы наклонного проектирования и бокового нивелирования, а также специальные приборы для вертикальной ориентации. Особое внимание уделяется измерению скрытых сооружений, таких как фундаменты и подземные трубопроводы, перед их засыпкой землей.
Измерение этих сооружений должно быть завершено до засыпки котлованов и траншей. Измерение зданий и сооружений может также проводиться после завершения строительства. В процессе измерения зданий все углы привязываются к геодезической основе для определения их координат, а также проводятся измерения по всем сторонам цокольного этажа здания.
Исполнительные съемки вертикальной планировки осуществляются путем выравнивания поверхности и установки отдельных точек по характерным местам. Проводится также нивелирование выступов зданий, дна открытых канав, кюветов, решеток для слива дождевой воды и т.д.
Точность исполнительных съемок определяется допусками, установленными при приемке зданий и сооружений в эксплуатацию.
В промышленном и гражданском строительстве исполнительные съемки выполняют в масштабе 1:500 или 1:1000. Полученные данные об исполнительной геодезии зданий и сооружений заносят на специальные схемы и чертежи, на которых отмечают фактические и проектные размеры, а Величины отклонений от проектных данных. Эти исполнительные схемы составляют после завершения каждого этапа строительно-монтажных работ.
Сайт mydocx.ru существует с 2015 по 2024 год. (0.01 сек.) Все материалы на сайте представлены исключительно для ознакомления читателей и не имеют коммерческих целей или нарушения авторских прав — Пожаловаться на публикацию
Технология производства опалубочных работ
Сборка опалубки для плоских перекрытий производится на стоечных или сплошных лесах. При использовании стоечных лесов применяются инвентарные щиты, укладываемые по прогонам (деревянная опалубка) или раздвижным ригелям (стальная опалубка). При использовании сплошных лесов опалубка выполняется также сплошной.
Блочная опалубка представляет собой пространственную конструкцию, собираемую из стальных щитов на разъемных или шарнирных креплениях (опалубочные блоки) или на сварке (блок-формы).
Опалубочный блок состоит из несущих ферм и щитов, которые навешиваются на фермы с помощью натяжных крюков. Щиты соединены замками в углах, позволяя опалубке перемещаться относительно друг друга без отсоединения.
Строительные блоки имеют жесткую конструкцию, которая позволяет удалять их из бетона без необходимости сдвигать опалубочные плиты. Для снятия несъемных форм используют коническую форму. Для удаления форм из бетона используются домкраты.
Для экономии времени и труда на строительной площадке блочную опалубку собирают заранее за пределами объекта строительства и в некоторых случаях за пределами строительной площадки. Доставленные на место опалубочные блоки можно немедленно устанавливать в проектное положение. Кран используется для монтажа и демонтажа таких блоков.
Иногда арматурный каркас предварительно монтируют и закрепляют в блочной опалубке, а затем устанавливают в проектное положение. Эту конструкцию из арматурного каркаса и опалубки называют арматурно-опалубочным блоком.
Опалубка для подъема и перемещения, используемая для строительства конических труб, включает в себя панели внешней и внутренней опалубки, несущие кольца для внешних и внутренних деталей, опорную раму, механизмы для радиального перемещения внешней опалубки, рабочую площадку, а Внешние и внутренние леса (подвесные).
Для создания внешней опалубки используются панели прямоугольной и трапециевидной формы, изготовленные из стального листа толщиной 2 мм и обрамленные уголками. Прямоугольные панели имеют размеры 2700×850 мм, а трапециевидные — 2700×818 вверху и 850 внизу. Панели соединяются болтами, пропущенными через отверстия в уголках, и металлической накладкой сверху. Конечные панели используются для замыкания опалубки, а стяжные болты устанавливаются для её стягивания в местах соединения.
Сборка внутренней опалубки осуществляется из двух уровней стальных плит высотой 1250 мм, шириной 550 мм и толщиной 2 мм. К плитам сварены полосы с зажимами, которые используются для установки в них распорных стержней, обеспечивающих прочность и геометрическую устойчивость внутренней опалубки.
На верхнем крае плиты крепится горизонтальная полоса с кольцами для привязи каната при перемещении плит. Для соединения смежных плит в одном уровне к горизонтальной полосе прикрепляется металлическая накладка. При установке верхней плиты на нижнюю крайние зажимы перекрывают горизонтальную полосу. Закрывают внутреннюю опалубку при помощи конечных плит, имеющих одну полосу с зажимами.
Для крепления несущих кругов используют механизмы радиального перемещения, которые подвешивают панель наружной опалубки, рабочую площадку и подвесные леса. Используя эти механизмы, можно передвигать наружную опалубку и изменять диаметр бетонируемого сооружения.
Подвесные леса, опалубку и рабочую площадку крепят к подъемной головке с помощью специальных подвесок. Подъемная головка установлена на шахтном подъемнике и используется для перемещения опалубки.
Подъемная головка состоит из двух основных узлов — опорно-переставной рамы и каркаса, которые соединены между собой винтами и направляющими. Винты, закрепленные на каркасе, вращаются в гайках, установленных в редукторах шарнирно связанных с опорно-переставной рамой. Направляющие, жестко соединенные с каркасом, проходят через втулки опорной переставной рамы.
Для поддержания шахтного подъемника используется опорная переставная рама, оснащенная опорными гайками, размещенными в нижней части рамы. В головке для опирания на шахтный подъемник установлены опорные кулачки, которые при контакте с раскосной решеткой шахтного подъемника отклоняются и затем возвращаются в исходное положение под действием пружин. Эти пружины равномерно распределяют нагрузку на стойки шахтного подъемника. Опорная переставная рама и каркас головки опираются на опорные переставные стаканы, закрепленные на торцах муфт стоек шахтного подъемника.
Чтобы поднять головку, нужно выполнить определенную последовательность действий. Сначала каркас опирают на шахтный подъемник, а опорная переставная рама занимает крайнее положение (положение А). С помощью вращения гаек каркас перемещается на высоту 2,5 м, а опорная переставная рама остается неподвижной (положение Б). После того как каркас опирают на шахтный подъемник, опорная переставная рама снова возвращается в крайнее верхнее положение обратным вращением гаек (положение В), после чего шахтный подъемник наращивают (или подращивают) на величину шага подъема 2,5 м. После завершения всех бетонировочных операций подъем повторяется. Все необходимые материалы подаются по шахтному подъемнику.
Существуют два вида объемно-переставных опалубок: горизонтально перемещаемая (туннельная) и вертикально перемещаемая. Первую используют при одновременном возведении стен и перекрытий зданий, а вторую — при возведении стен и перекрытий по отдельности.
Горизонтально перемещаемая опалубка состоит из трехмерных металлических П-образных секций, которые собирают в опалубочный блок шириной здания. Боковые панели служат внутренней опалубкой для монолитных стен, а верхняя — для перекрытия. Установленную секцию опалубки помещают в проектное положение при помощи крана.
Как только бетон достигает необходимой прочности, опалубку убирают, не разбирая ее на части. Чтобы извлечь опалубку из бетонированной секции, верхние элементы опалубки опускают с помощью домкратов, а боковые панели отодвигают от стен. Затем опалубку перемещают на катках по инвентарным путям на новую позицию или на специальные подмости, установленные сбоку здания, с помощью крана.
Существует множество конструкций объемно-перемещаемых опалубок для горизонтального перемещения (П- и Г-образные) с различными системами складывания.
При снятии опалубки с помощью шарнирного механизма центральная вставка опускается, Г-образные щиты сближаются и отрываются от бетона. Секцию затем опускают на катки и выкатывают на консольные подмости.
Возможно, горизонтальную опалубку чаще всего используют при строительстве зданий с поперечными несущими стенами и открытыми фасадами, так как она необходима для извлечения опалубки.
В свою очередь, вертикальная опалубка представляет собой несущий каркас с шарнирно укрепленными опалубочными щитами. При извлечении опалубки краном упоры начинают взаимодействовать с шарнирными тягами, отрывая опалубочные щиты от бетона.
Если использовать вертикальную опалубку, то перекрытие обычно выполняют сборным или сборно-монолитным способом.
На строительных объектах, таких как силосы, рабочие башни, трубы, ядра жесткости и стены зданий с большим количеством этажей, применяют скользящую опалубку. В отличие от других видов опалубки, скользящая опалубка не отделяется от бетонируемой конструкции при подъеме и перемещается вместе с ней по поверхности с помощью подъемных устройств. Существует несколько различных типов скользящей опалубки, но во всех случаях она состоит из опалубочных щитов, домкратных рам, домкратных стержней, домкратов, рабочего пола и подвесных подмостей.
Опалубочные щиты обычно имеют высоту 1,1-1,2 м и охватывают бетонируемое сооружение по внешнему и внутреннему контурам. Чтобы уменьшить силу трения при подъеме опалубки, щитам придают конусную форму с уширением книзу в размере 1/500 — 1/200 от высоты щита. Таким образом, расстояние между щитами вверху на 10-12 мм меньше, чем внизу.
Использование конусности позволяет снизить вероятность отрыва и задиров бетона при подъеме опалубки, что делает процесс более безопасным.
Основными элементами опалубочной системы являются домкратные рамы и стержни. Домкратные рамы располагаются вдоль контура стены здания и имеют крепления для опалубочных щитов.
В верхней части домкратных рам установлены механизмы подъема — домкраты, которые одновременно поднимают все элементы скользящей опалубки по домкратным стержням, передавая вертикальные нагрузки на опорный массив. Диаметр стержней составляет 22-28 мм, а их длина может достигать 6 метров. По мере бетонирования стержни наращивают. На домкратные рамы установлены наружные и внутренние подмости для удобства и безопасности работ, а также подвесные подмости по внутреннему и наружному контуру здания.
Опорные стержни домкратных рам устанавливаются по периметру бетонируемых стен на расстоянии 1,2-2 метра друг от друга, в зависимости от грузоподъемности домкратов, жесткости формы и наличия проемов в стенах.
Для подъема опалубки используются гидравлические и электромеханические домкраты. Основными компонентами широко применяемого гидравлического домкрата являются цилиндр с зажимным устройством и поршень с штоком, также снабженным зажимом с клиновидными вкладышами, которые сдавливают домкратный стержень.
Чтобы избежать сцепления домкратного стержня с бетоном, к основанию домкрата прикрепляется специальная защитная трубка, охватывающая домкратный стержень и проходящая между плитами опалубки. При заливке бетона трубка формирует канал в бетоне, в котором домкратный стержень свободно размещается, не сцепляясь с бетоном.
По завершении процесса тонирования, домкратный стержень можно извлечь из бетона. Принцип работы гидравлического домкрата заключается в последовательном перемещении цилиндра и поршня относительно домкратного стержня, а также последующем действии верхнего и нижнего зажимных устройств.
Под воздействием давления рабочей жидкости (масла), поступающей в верхнюю часть цилиндра, он поднимается и тянет за собой нижнее зажимное устройство. В то же время поршень, связанный через шток с верхним зажимом, остается неподвижным из-за заклинивания домкратного стержня вкладышами верхнего зажима. При снятии нагрузки, цилиндр домкрата стремится опуститься под воздействием опалубки, в результате чего нижний зажим заклинивает домкратный стержень, а цилиндр остается неподвижным вместе с домкратной рамой и опалубкой. В момент заклинивания нижнего зажима поршень под действием возвратной пружины поднимается вверх, верхнее зажимное устройство автоматически расклинивается и скользит вдоль домкратного стержня.
Когда рабочая жидкость снова подается в цилиндр домкрата, происходит повторение цикла работы. За один цикл домкрат поднимается на 20-30 мм.
Во время перерывов в процессе бетонирования или других технологических простоев для предотвращения сцепления бетона с опалубкой домкраты переводят в режим "шаг на месте", отпуская нижний зажим домкрата. В этом случае при повторном нагнетании рабочей жидкости в цилиндр он поднимается, увлекая за собой домкратную раму и опалубку. Поскольку нижний зажим опускается вместе с цилиндром, после снятия давления под действием массы от опалубки он возвращается в исходное положение. После повторного нагнетания рабочей жидкости в цилиндр цикл повторяется, обеспечивая возвратно-поступательное движение домкрата.
При выполнении бетонных работ особенно важно обеспечить строгое соблюдение горизонтальности рабочего пола опалубки, так как это является одним из основных условий качественного выполнения работ. Для достижения этой цели необходимо осуществлять равномерное вертикальное перемещение домкратов, поскольку нарушение горизонтальности может привести к срыву и излому бетона, изгибу домкратных стержней и отклонениям сооружения от вертикали.
В настоящее время существуют современные гидравлические домкраты, оснащенные автоматическим регулятором горизонтальности, который позволяет автоматически поднимать опалубку на нужную высоту. Для этого регулятор состоит из зажимного устройства с опорной шайбой, направляющих стержней и возвратных пружин.
С использованием зажимного устройства на домкратных стержнях устанавливают уровень горизонта и запускают гидравлические домкраты. Происходит подъем опалубки. При достижении домкратом заданного уровня, буферное устройство отключает верхний зажим домкрата, и каждый последующий подъем домкрата происходит "шаг за шагом". Этот режим продолжается, пока все домкраты не станут строго горизонтальными. Затем опоры перемещаются в новое положение для следующего подъема опалубки.
Современные гидравлические домкраты обладают большой грузоподъемностью — 6 тонн при небольшой массе, около 15-21 кг соответственно.
Скорость бетонирования в скользящей опалубке достигает 3 м/сут, а удельная трудоемкость — 0,9-1 чел-дн/м3 железобетона для возведенных конструкций.