Почему дошкольное образование считается основой для будущего

Дошкольное образование действительно является основой для дальнейшего обучения и личностного развития ребенка. В этом возрасте закладываются начальные навыки общения, социализации и интеллектуального роста, что существенно влияет на успешность в школе и жизни в целом.

Качественное дошкольное образование способствует развитию любознательности, критического мышления и эмоционального интеллекта, что позволяет детям лучше адаптироваться к новым условиям и вызовам. Таким образом, оно формирует не только знания, но и важные жизненные компетенции, которые понадобятся в будущем.

Дошкольное образование: фундамент для будущего развития | Надежда Юрьевна Лысикова. Работа №355887

На протяжении многих лет учёные и педагоги подчёркивают важность дошкольного образования как основы для дальнейшего успешного обучения ребёнка. Этот период жизни ребёнка является ключевым этапом формирования личности, закладки основ знаний и умений, а также становления социальных навыков. В данной статье мы рассмотрим роль дошкольного образования, его значение для всестороннего развития детей, а также современные подходы к организации образовательного процесса в детских садах.

« Дошкольное образ ование: фундамент для будущего развития » Введение На протяжении многих лет учёные и педагоги подчёркивают важность дошкольного образования как основы для дальнейшего успешного обучения ребёнка. Этот период жизни ребёнка является ключевым этапом формирования личности, закладки основ знаний и умений, а также становления социальных навыков.

В данной статье мы рассмотрим роль дошкольного образования, его значение для всестороннего развития детей, а также современные подходы к организации образовательного процесса в детских садах. Значение дошкольного образования 1. Развитие когнитивных способностей.

Дошкольный возраст – это время активного познания мира через игру, экспериментирование и взаимодействие со сверстниками. Различные образовательные программы направлены на развитие у детей логического мышления, памяти, внимания и речи. Занятия математикой, чтением, рисованием и музыкой способствуют развитию интеллектуальных способностей ребёнка. 2 . Социальная адаптация.

Детский сад становится первым социальным институтом вне семьи, где ребёнок учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Здесь он приобретает навыки общения, сотрудничества, уважения к другим людям и соблюдения правил поведения. Эти навыки необходимы для успешной интеграции в школьную среду и дальнейшей социализации. 3. Физическое развитие.

Физическая активность играет важную роль в формировании здорового организма. В детском саду дети участвуют в спортивных играх, утренней гимнастике и прогулках на свежем воздухе, что способствует укреплению их здоровья и повышению выносливости. 4. Эмоциональное развитие. Воспитатели помогают детям осознавать свои эмоции, учат выражать чувства и управлять ими.

Это важно для того, чтобы ребёнок мог справляться с трудностями и стрессовыми ситуациями, возникающими в процессе обучения и взаимодействия с окружающими. Современные подходы к дошкольному образованию 1. Игровая педагогика. Игры являются основным методом обучения в дошкольном возрасте.

Они позволяют ребёнку учиться в естественной и увлекательной форме, развивая творческие способности и воображение. Современные игровые методики включают ролевые игры, конструкторы, театрализованные представления и другие виды деятельности, стимулирующие познавательную активность. 2. Индивидуальный подход.

Каждый ребёнок уникален, поэтому воспитатели стараются учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника при планировании занятий. Такой подход позволяет максимально раскрыть потенциал каждого ребёнка и создать условия для его гармоничного развития. 3. Интеграция технологий. В современном мире технологии становятся неотъемлемой частью образовательной среды.

Использование интерактивных досок, планшетов и других цифровых устройств помогает сделать процесс обучения более интересным и эффективным. Однако важно помнить о балансе между использованием технологий и традиционными методами воспитания. 4. Экологическое воспитание. Экологические проблемы стали одной из главных тем современности.

Уже в детском саду дети начинают знакомиться с основами экологии, учатся заботиться о природе и понимать её ценность. Это формирует у них ответственное отношение к окружающей среде и учит бережливому отношению к природным ресурсам. Заключение Дошкольное образование играет ключевую роль в развитии ребёнка, закладывая основу для его дальнейших успехов в школе и жизни. Современные подходы к обучению и воспитанию в детских садах направлены на создание условий, способствующих всестороннему развитию детей, учитывая их индивидуальные потребности и интересы. Важно, чтобы родители и педагоги работали вместе, создавая благоприятную атмосферу для роста и развития маленьких граждан нашего общества.

Дошкольное образование — фундамент всего

Опишите максимально подробно, что изображено на картинке. Например, «Дорога среди соснового леса, летний день». Эта информация поможет пользователям с нарушениями зрения, которые используют специальные средства чтения с экрана.

сохранить закрыть

О том, чем же наше дошкольное образование отличается от иностранного, мы беседуем с руководителем Центра воспитания и социальной педагогики Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, ректором Московской академии дошкольного образования Николаем Вераксой.

На прошедшей недавно V, юбилейной, Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» много говорилось о достижениях российской педагогики и психологии, о необходимости более широко обмениваться опытом организации дошкольного образования с другими странами, более тщательно изучать не только труды иностранных специалистов, но и свой собственный опыт, наработанный отечественными учеными.

— Николай Евгеньевич, советское школьное и дошкольное образование долгое время считалось лучшим в мире. Что мы имеем на сегодняшний день?

— Нам есть чем гордиться. В России сохранились научные центры, которые занимаются исследованиями в области дошкольного образования, есть традиции, кадры, научные школы. Такие имена, как Лев Выготский, Александр Запорожец, Алексей Леонтьев, Леонид Занков и многие другие, известны всему миру.

Мы постарались сохранить все то лучшее, что было создано во времена СССР, когда были заложены прогрессивные основы дошкольного образования, принятые во многих странах. Неудивительно, что ведущие страны охотно перенимают наш опыт и изучают работы наших педагогов и психологов.

Согласно теории Льва Выготского развитие ребенка — процесс не натуральный, а культурно опосредованный, и для того чтобы ребенок стал человеком, он должен попасть в пространство культуры. А для этого ему необходимо научиться владеть рядом специфических средств, инструментов, которые меняют сознание детей, развивают и формируют его. В первую очередь это владение языком. Ребенок должен попасть в культуру, творить и развиваться в ней. Эта теория признана всеми системами дошкольного образования в мире.

— Но ведь существуют и другие теории, концепции, подходы?

— Безусловно. Ряд видных американских педагогов, например, считают, что для успешного развития и обучения ребенок должен быть в первую очередь счастлив. Мы, конечно, не отрицаем, дети должны чувствовать себя психологически комфортно, но на первое место все-таки всегда выдвигали нечто иное — развитие. В подходах, ставящих именно счастье во главу угла, акцент делается на создании среды, которая влияет на ребенка и делает его счастливым, а уже сам ребенок потом развивается, главное не мешать ему.

Но и на Западе тоже не все так однозначно. Там распространен и чисто академический подход: ребенка нужно учить всему, и делать это нужно как можно раньше. Мы же считаем, что истина находится между этими двумя полюсами. То есть ребенку нужно прежде всего дать инструменты, с помощью которых он сможет самостоятельно анализировать действительность.

— Если сравнивать наше образование с зарубежным, то в целом у нас все далеко не так уж и плохо?

— Я не думаю, что у наших дошкольников больше проблем, чем у американских или французских. Но не следует забывать, что родители сегодня очень сильно озабочены будущим своих детей, качеством их образования, ибо от этого зависит перспектива их поступления в колледж, университет, получение работы и т. д. В этом плане невротизация у зарубежных детей и их родителей выражена в более явной степени, чем у российских. Высокая ценность образования определенным образом отражается через мам и пап, бабушек и дедушек на детях, но это издержки не самой системы образования, а проблема социальных установок.

— Начиная с 90-х нам постоянно твердят, что дети должны быть успешными. Насколько научна эта точка зрения?

— ФГОС дошкольного образования предполагает, что ребенок должен освоить те или иные области, достичь тех или иных целевых ориентиров. Но при этом нам законодательно запрещено оценивать работу дошкольных учреждений по результатам освоения этих областей и достижениям ориентиров. Это сознательный отказ от ставки на успешность.

Оценка качества дошкольного образования связана не с тем, каких успехов достиг ребенок, а опирается на наличие среды, которая его окружает и максимально способствует его развитию. К сожалению, профессионалы это понимают, а вот у родителей иная установка: им важно, чтобы их ребенка после садика приняли в конкретную школу, директор которой может выдвигать довольно серьезные требования к будущим первоклассникам. Поэтому мамы и папы настаивают на том, чтобы педагоги дошкольного образования усиленно накачивали детей знаниями.

— То есть детсад не должен готовить детей к школе? А как же ставка на создание равных стартовых возможностей для будущих первоклассников?

— «Равные стартовые возможности» не самый удачный термин, он явно из прошлого, когда считалось, что все дети должны быть одинаковыми. Но каждый ребенок индивидуален, и исходить нужно именно из этого. Основная проблема, как мне кажется, в следующем — школа рассчитывает на то, что дети будут иметь определенный набор знаний.

А мы говорим не о знаниях, а о средствах и инструментах познания, что вовсе не одно и то же. Например, ребенок должен уметь различать и произносить фонемы. Это очень важно, потому что на этом строится освоение языка. Но вряд ли нужно требовать от него умения писать и читать — это происходит на более поздних этапах развития. Точно так же существуют стандарты цветов, форм, величины.

У ребенка должно быть четкое представление о том, что такое большое, маленькое, длинное, короткое, темное, светлое. Но ребенок в детском саду не выучивает это как некий блок информации, он впитывает это в процессе творческой деятельности — рисования, конструирования, лепки и т. п. Здесь есть явное отличие от школы, которая ориентирована на развитие именно знаний.

Можно, конечно, и таблицу Менделеева начать изучать в дошкольном возрасте, но проблема в том, что ребенок себя в этом процессе не сможет реализовать. А самореализация — самое главное в детском развитии, и начинается она очень рано. Если ребенок выражает себя через некий продукт своего творчества и если общество этот продукт поддерживает и поощряет его создание, тогда у ребенка появляется стремление к самосовершенствованию. Но если от ребенка требуется только усвоить знания, в том числе о таблице Менделеева, если от него ждут только запоминания тех или иных данных, значит, его развитие будет нарушено.

— Мы часто ссылаемся на опыт западных педагогов и психологов. А что мы можем заимствовать у восточных?

— На Востоке существуют свои собственные системы детского воспитания, довольно интересные, с глубокими культурными традициями. Если сравнивать два разных подхода к воспитанию — наш, западный, и их, восточный, получится примерно вот что. Мы показываем ребенку собаку и говорим, что вот это животное называется собакой, у нее есть 4 лапы, хвост, зубы, глаза, уши, шерсть и пр.

Собака кусается, будьте с нею осторожны! А вот как бы это сделали японцы: вот собака, ее можно погладить, с нею можно поиграть, ее можно покормить, пойти с нею погулять. Чувствуете разницу? У нас обучение и воспитание более технологично, мы стремимся оградить детей от всех бед и проблем.

А вот в детсадах Японии, например, если дети дерутся, воспитатель не стремится их разнять и наказать, он смотрит на это очень спокойно. Ведь там считается, что таким образом дети пытаются установить границы, выстроить коммуникации, понять иерархию. А по нашему мнению, лучшее средство выстраивания коммуникаций — это язык, а не кулаки, правила, а не конфликты. И это мнение подтверждено фундаментальными исследованиями, которые, кстати, признаны и на Востоке.

— В некоторых восточных системах воспитания ребенку позволяют делать всё. А у нас традиционно считают, что ребенок может делать лишь то, что ему разрешил взрослый. Кто прав с научной точки зрения?

— Существует три группы норм, известные всем специалистам дошкольного образования. Первая — запрещающая: «Нельзя делать то-то и ходить туда-то!» Вторая — предписывающая: «Желательно делать что-либо вот так». Третья — поддерживающая: «Молодец, что ты это сделал!» У нас более всего развита первая группа, потому что это проще всего. Озвучил запрет и наказываешь тех, кто его нарушал.

Куда меньше норм предписывающих, ведь тут надо напрячься, чтобы придумать правильную модель поведения, которую детям хотелось бы добровольно принять. И почти нет ничего, что связано с третьей нормой, потому что редко какой взрослый готов понять и поощрить инициативу, исходящую от самого ребенка. И вообще у нас принято считать, что если дети чем-то сами занимаются, то это априори несерьезно, поэтому пусть они лучше делают то, что мы им скажем. Почему родители с таким энтузиазмом приобретают своим детям компьютеры, игры? Потому что самому заниматься с ребенком очень трудно, гораздо проще сказать: «Пойди поиграй!» и отправить его в Интернет, тем более что ребенок как бы и рядом, но никому не мешает.

Исследовательскую деятельность сейчас поощряют и поддерживают. Но с определенного возраста. А ведь заниматься этим ребенок начинает задолго до школы. Вот только почему-то взрослые считают подобное занятие пустым делом. А ведь остановить эту деятельность очень легко, любой запрет — и ребенок перестает интересоваться, прекращает любые поиски и ждет, когда ему что-то предложат взамен.

— Какова, на ваш взгляд, главная проблема дошкольного образования?

— В педагогическом сообществе, к сожалению, до сих пор существует некий стереотип, что работать с детьми 3–7 лет можно, не имея семи пядей во лбу, это вам не преподавание точных дисциплин в старших классах. Между тем подавляющее большинство проблем подросткового возраста начинается именно в дошкольном возрасте. Если у ребенка заниженная самооценка, если вовремя не поддержать его инициативу, если мнение ребенка взрослыми никак не учитывается, то в более позднем возрасте мы получим целый букет комплексов, которые не позволят полноценно освоить те самые точные науки.

— Николай Евгеньевич, как вы относитесь к пренатальной педагогике?

— Согласно научным данным, исследованиям нейропсихологии, когнитивной психологии, психофизиологии созревание плода протекает под влиянием очень сложных внешних воздействий. Во внутриутробном состоянии дети действительно могут улавливать ритм, звуки.

Опять же от психического и эмоционального состояния беременной женщины зависят ее гормональный фон, питание плода, снабжение его кислородом. Поэтому если рассматривать пренатальную педагогику как воспитание родителей, в первую очередь будущих мам, то я отношусь к этому очень хорошо. Но когда нам пытаются внушить, что вся личность будущего человека закладывается уже в материнской утробе, это сомнительно. Читать стихи Пушкина и слушать музыку Моцарта надо не столько для того, чтобы родился филолог или музыкант, а чтобы в первую очередь было приятно будущей маме, которая свою любовь к искусству передаст ребенку.

Дошкольное образование это фундамент

Дошкольник.ru

  • Как попасть в журнал
  • Лицензия СМИ
  • Конкурсы
  • Свидетельство публикации
  • Сертификат публикации
  • Регистрация
  • Разместиться на сайте
  • Оплатить
  • СМИ о нас
  • Отзывы о КРОО ПСП Дошкольник
  • Отзывы о руководителях портала
  • Скидки!
  • Партнеры проекта
  • Снегири
  • Многодетность — это счастье!
  • Контакты редакции

Педагогам

  • Адаптация
  • Викторины
  • Воспитание
  • Занятия с детьми
  • Развивающие занятия
  • Итоговые занятия
  • Интегрированные занятия
  • Развлекательные занятия
  • Занятия по Здоровью
  • Занятия по Безопасности
  • Занятия по Коммуникации
  • Занятия по ИЗО
  • Занятия по ПДД
  • Занятия по Лепке
  • Занятия по теме "Зима"
  • Занятия по теме "Весна"
  • Занятияпо теме "Лето"
  • Занятия по теме "Осень"
  • Занятия по чтению
  • Театральные занятия
  • Занятия по Музыке
  • Занятия по Познанию
  • Занятия по Экологии
  • Занятие по Развитию речи
  • Занятия по ИКТ
  • Занятия по ФИЗре
  • Занятия Языками
  • Логопедам
  • Презентации для сада
  • Перспективные планы
  • Родительские собрания
  • Педагогика
  • Психологам
  • Правильное Питание
  • Занятия по Грамоте
  • Проект Школьник
  • Занятие по Математике
  • Патриотические занятия
  • Педагогическое Эссе
  • Правовая информация
  • Образование для Педагогов
  • Дефектологам
  • Тифлопедагогам(зрение)
  • Нравственное воспитание
  • Моторика
  • Фольклор
  • Труд
  • Для Мам и Пап
  • Подготовка к школе
  • Стихи для родителей
  • Список Педагогов

Поиск

Праздники

  • Сценарии на 23 февраля
  • Масленица
  • Сценарии 8 Марта
  • Поделки на 8 марта
  • День космонавтики
  • День матери
  • Школьные праздники
  • Этот день в истории
  • День рождения
  • 1 сентября
  • 1 апреля
  • Праздник Пасхи
  • 1 Мая для детей
  • 9 Мая — День Победы
  • Выпускной
  • День защиты детей
  • Праздник "День Семьи"
  • День учителя
  • Осенний бал
  • День дошкольного работника
  • День Отца
  • Новый год
  • Рождество
  • Вечер встречи выпускников
  • День Святого Валентина

Детям

  • Игры, Головоломки, Фокусы
  • Ребятам о зверятах
  • Интересное детям
  • Детские авторы
  • Детские сказки
  • Детские Стихи
  • Детские Песни
  • Сочинения

Рукоделие

  • Конструирование
  • Вязание
  • Поделки
  • Оригами
  • Рукоделие
  • Бисероплетение
  • Поделки из бумаги
  • Природные поделки
  • Поделки из пластилина
  • Открытки своими руками
  • Поделки из соленого теста
  • Игрушки своими руками
  • Поделки из пластики
  • Вышивка
  • Новогодние поделки

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. дошкольник.рф — журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Главная Педагогика

Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка

«Детство – важный период жизни, и от того, как прошло детство, что вошло в разум ребенка и его сердце, зависит, каким человеком станет

сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский

Развитие личности — одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке существует формула: человеком рождаются, личностью становятся. Следовательно, личностные качества приобретаются в процессе развития.

Сегодня на дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком на всю жизнь.

При введении ФГОС вся система образования должна быть построена на идее, что ребенок есть саморазвивающаяся, самоопределяющаяся, самореализующаяся личность.

Дошкольное детство должно быть разнообразным. В этом и суть всего ФГОС. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Наши дети невероятно разные. Они всё более и более отличаются от нас.

В детском саду «Золотая рыбка» в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерное, целенаправленное, всестороннее развитие личности ребенка, для этого созданы все условия:

  1. Организована богатая ППРС (обратите внимание на слайды);
  2. Подобраны профессиональные педагогические кадры;
  3. Используются инновационные педагогические технологии;
  4. Разработано программное обеспечение (как общеразвивающее так и модифицированные (дополнительные) программы);
  5. Ведется работа по преемственности со школой и другими социальными институтами;
  6. Взаимодействие с родителями (законными представителями);
  7. Организована кружковая деятельность.

Весь воспитательно- образовательный процесс – это поэтапное становление личности каждого ребенка. Я хочу остановиться на одном из главных личностных качеств –это воспитание любви к родному краю. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям; учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания нравственных качеств личности. И поэтому, вариативная часть образовательной программы направлена на Формирование нравственно — патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами региональной культуры через реализацию модифицированной программы «Край родной, навек любимый».

Специфика программы основана на следующих направлениях:

  1. нравственно — патриотическое воспитание детей средствами региональной культуры, охватывающий жизнь ребенка от семьи до родной страны.
  2. региональный компонент, состоящий из элементов «Байкаловедения»(кружок «Путешествие по Байкалу» М.К. Лебедевой, ФГБУ «Заповедное подлеморье»), «Баргузиноведение» — проект «Мы одна семья» — изучение Баргузинской долины, родного поселка Усть – Баргузин.

Мы используем такие формы работы, как:

  • интерактивные
  • виртуальные маршрутные экскурсии по краю
  • видео – викторины
  • квест– игры
  • флэшмобы, а также традиционные и инновационные технологии.

Для формирования нравственно – патриотических качеств личности ребенка в детском саду мы создали благоприятные условия:

  • Обустроили экологическую тропу на участке детского сада
  • Оформили комнату нравственно – патриотического воспитания «Край родной, навек любимый»
  • Организовали мини – музеи в группах и приемных
  • Обновили и дополнили центры «Маленький патриот»
  • Разработали экскурсионные маршруты (ФГБУ «Заповедное подлеморье», Экологический центр «Подлеморье», Техникум туризма и сервиса, Городская библиотека, Усть – Баргузинский лесхоз, школа им. Шелковникова К.М., река Баргузин, река Шанталык, озеро Байкал).

Анализ выполнения программы показал высокий уровень знаний детей в области нравственно – патриотического воспитания. У детей сформировано понятие о родном крае; они проявляют любознательность по отношению к родному поселку, республике, столице, их историям, достопримечательностям; знают русские и бурятские традиции, их промыслы, обряды; проявляют уважение и толерантность к этническим представителям родины; участвуют в социально значимых событиях, ощущают гордость за свою страну, ее достижения; с удовольствием включаются в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини музеев, выставок, связанных с познанием малой родины; отражают свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает в образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.).

Таким образом, формирование нравственных ценностей у дошкольников является важнейшим показателем целостности личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.

Личность ребенка реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения. Ежегодные результаты мониторинга индивидуального маршрута детей показывают, что проведенная работа не проходит даром. Наблюдается положительная динамика по всем пяти образовательным областям, а также по трем блокам личностных качеств -организационно-волевые, ориентационные, поведенческие.

Ежегодно разрабатываем и утверждаем план работы по преемственности детского сада и школы. Одной из важных его составляющих является взаимопосещение. Для учителей начальных классов у нас проходят открытые занятия.

Педагоги отмечают, что дети любознательные, ответственные, коммуникабельные, эмоционально – отзывчивые, легко общаются с педагогом и сверстниками, умеют управлять своим поведением, планируют свои действия, способны решать интеллектуальные и личностные задачи. Т. е. на пороге школы в портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности. А мы, в свою очередь наблюдаем результаты выпускников, посещая открытые уроки, и видим, что наши первоклассники успешно адаптировались, ведут себя активно, заинтересованы в успешном обучении.

Дошкольный возраст – фундамент развития личности ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Мы – педагоги, должны понимать, от того как прошло дошкольное детство, что вошло в разум ребенка и его сердце, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш!

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Оцените статью
Опора
Добавить комментарий