Какой тип фундамента используется для домов в Венеции

Фундамент домов в Венеции построен с учетом уникальных условий города, который расположен на болотистых грунтах и окружен водами. Основная особенность — использование деревянных сваи, которые забиваются в землю и обеспечивают устойчивость построек. Эти сваи часто сделаны из крепкой древесины, такой как дуб, и погружаются на значительную глубину, что позволяет избежать гниения и обеспечивает надежную опору.

Кроме того, домашние конструкции часто поддерживаются каменными подмостками, что помогает распределить вес зданий и обеспечивает дополнительную защиту от возможных затоплений. Такой подход обеспечивает долговечность и устойчивость архитектуры Венеции, позволяя ей сохраняться на протяжении веков, несмотря на постоянные изменения уровня воды.

Как построены дома в Венеции на воде

Венеция – удивительный город в который каждый год приезжают миллионы туристов со всего мира. Визитной карточкой Венеции является то, что весь город буквально плавает на воде. В этой статье мы разберемся как же так произошло что город держится на воде. Как построены дома в Венеции, на чем стоят дома. И каких секретов придерживаются жители этого города.

И самое главное — вы узнаете построили ли город на воде или его затопило позже!

История Венеции — почему Венеция построена на воде

Венеция расположилась в северной части Италии. Климат города очень похожий на климат Крыма с жарким летом и мягкой зимой. Название походит из племени венетов которые во времена Римской империи жили на территории Адриатического моря. Позже эту территорию захватили римляне и назвали Авкилеей.

По историческим данным первые поселения Венеции возникают в IV — V веках. Когда жители провинции Аквилеи спасались таким образом от вражеских нападений. Заселение города началось с маленьких островов которые впоследствии вошли в состав города.

Венеция расположена на 117 островах. Каждый из этих островов по своему уникальный.

Как строили дома в Венеции

Город был построен уже на воде. Жители очень быстро приспособились и сооружали свои жилища специальным способом чтобы они могли выстоять прямо на воде.

Город на протяжении всей своей истории постоянно уходил под воду. По этой причине жители его дважды перестраивали и переезжали на более высокие острова.

На чем стоят дома в Венеции

Устойчивость здания зависит от фундамента, а фундамент от почвы под ним. Жителям города нужно было найти оптимальное решение при котором почва эффективно используется и не перегружается.

Так на чем стоят дома в Венеции? Вся Венеция построена на деревянных сваях, их в городе более миллиона. Для знаменитого моста Rialto было использовано больше чем 30 тысяч свай. Раньше этот мост был полностью деревянным, но он много раз горел после чего Венецианцы сделали его каменным, такая версия моста существует и по сей день.

Сваи — это специальные бетонные, металлические или деревянные балки которые широко используются в строительстве и держат на себе сооружения. В случаи с Венецией сваи в основном сделаны из дуба и лиственницы. Выбор дерева для свай не случайный, именно эти деревья соответствуют необходимому уровню прочности, устойчивы к неблагоприятной погоде и к воде. Вот на чем стоят дома в Венеции.

Интересный факт — сваи в Венеции не гниют и вообще не разрушаются. Это связано с особенностью грязи в городе, грязь плотно облегает сваю и не пропускает кислород. Поэтому животные, насекомые и вода не разрушают дерево.

Где же брали древесину?

На территории Венеции лесных посадок вообще нет, поэтому древесину привозили из ближайших стран. В основном древесина была из горных районов Словении и Хорватии. Сваи из лиственницы и дуба поставляли в город лодками, которые сначала плыли по рекам, а потом морем в Венецию.

По многочисленным данным древесину поставляли также и из России.

Как построены здания, на чем стоят дома в Венеции

  • При строительстве сваи зарывали вглубь более чем на 8 метров, пока балка не достигала твердого грунта;
  • Далее жители долго ждали пока сваи окаменеют;
  • Следующим шагом было положить бревна поверх слоя свай;
  • Бревна уложены пересекающим способом;
  • Поверх бревна была кладка из мрамора или кирпича.

Подобный способ обеспечивал здания особой устойчивостью и распределял массу по всему строению, а не только в одном месте.

Интересные факты о Венеции

  • Многие думают что между островами лодки плавают как попало, это не совсем так. В Венеции есть специальные водные трассы с двухсторонним движением. Есть даже столбы с указанием границы водной дороги;
  • Жители постоянно достраиваются вверх и ставят мосты возле дома чтобы их жилье не затопило;
  • Каждый год город уходит под воду на 1 см;
  • По некоторым улицам туристы часто ходят босиком чтобы не намочить обувь;
  • Официально в Венеции существует 485 гондольеров. Стать гондольером практически невозможно, профессия передается только по наследству;
  • Гондола вмещает в себя 6 пассажиров и гондольера. Каждая такая гондола стоит примерно 50 тысяч евро. Состоит лодка из 9 пород дерева и строится специально под гондольера;
  • С 18 века и по наши дни берега гранд канала остались практически нетронутыми. Здесь до сих пор есть большие старые здания, которые превратились в музеи и выставочные залы;
  • Гранд канал является самой главной улицей в Венеции, но походить по ней у вас вряд ли получится. Здесь можно проплыть только на речном трамвайчике, на гондоле или на такси;
  • Роль берегов выполняют фасады больных зданий которые строились богатыми людьми. Одна сторона таких зданий выходит на гранд канал, а другая на сушу.
  • В Венеции есть много домов, где расстояния между ними всего лишь один метр. Они прямо смотрят друг другу в окна, так как окна здесь очень близко. С соседом в этом случае можно здороваться из окна за руку. Так построены дома в Венеции.

Как сохранились здания

Нельзя сказать что все здания хорошо сохранились, большинство из них немного покосились. Можно заметить, что на большинстве домов первый метр дома без отделки. Это сделано для того чтобы сырость от воды не пробралась в дом. В некоторых зданиях вода затекает в помещения. Для того чтобы помещения не покрылось сыростью отделку не делают до самого пола.

Таким образом и построены дома в Венеции.

Большинство магазинов делают пол намного выше уровня воды, чтобы когда вода поднимется их не затопило и не испортился товар.

Еще в Венеции есть специальные заграждения от воды, они прикрепляются к двери и сделаны для того чтобы вода не затекала в двери. Двери у которых нет заградительного барьера становятся очень ржавыми и там появляются дырки.

Что интересно Венеция не заканчивает строится, много застройщиков постоянно достраивают там дома.

Вообще Венеция уникальный и неповторимый город. Только здесь люди в невероятно сложных условиях смогли сделать всемирно известный исторический шедевр. У всех туристов есть ощущение, что они попали в средневековье. На протяжении 15 веков этот город остается воплощением невозможного.

Он не только в одиночку противостоит приливам, но и каждый день справляется с огромным количеством туристов! Посетить Венецию нужно каждому человеку, ведь мы не знаем как скоро она полностью уйдет под воду!

Серьёзный фундамент

Про Венецию часто пишут так: строения там стоят на вбитых в дно лагуны сваях из дерева определенного сорта, не портящегося в воде. Обычно говорят об «альпийских лиственницах», якобы не гниющих, а только крепчающих от воды, иногда – что лиственницы были привезены из Сибири.

И, хотя очень многие видели фотографии обмелевших или осушенных для очистки дна каналов, на которых не видно никаких свай, в качестве доказательств показывают результаты археологических раскопок, на которых такие сваи есть.

Почвы островов, на которых расположена Венеция, действительно требуют углубленных фундаментов, и дерево для них привозить было гораздо удобнее и дешевле, чем камень. И это дерево могло стать надежной основой для строений, при условии, что эти бревна не просто под водой, а в бескислородной среде, где древесина не будет разлагаться.

Потому что, например, так называемые «брикколы», вбитые в дно венецианской лагуны указатели судоходных маршрутов в виде связки из двух, трех или пяти бревен, портятся очень быстро и меняются каждые пять-десять лет. И быстрее всего эти дубовые, чаще всего, бревна, портятся в районе ватерлинии, где одновременно на дерево воздействует морская вода и воздух.

Навигационные указатели, брикколы, в Венецианской лагуне: на правом хорошо видно, что морская вода делает с деревом

Так вот, если верить снимкам археологических раскопок, здания Венеции должны стоять на «свайных полях». То есть сваи были вбиты вплотную друг к другу, затем, вероятно, плотно засыпаны песком и обложены камнем, чтобы исключить доступ воздуха к дереву (еще, говорят, в Венецианской лагуне особый ил, который закупоривает все подводные поверхности и препятствует поступлению кислорода к древесине). Например, есть информация, что при строительстве в 16-м веке церкви Санта-Мария-делла-Салюте было использовано сто тысяч четырехметровых деревянных балок, вбитых в грунт. Иногда экскурсоводы говорят, что балок было миллион, но, наверное, это уже слишком для четверти гектара, которые вместе с прилегающей территорией занимает базилика Салюте.

Площадь островной части Венеции, на сотне островов в лагуне – около двухсот квадратных километров (а еще примерно такая же часть города расположена на материке). Если экстраполировать данные по базилике Салюте и посчитать, сколько балок нужно, чтобы забить это пространство под фундаменты стоящих стена к стене домов, то получаются какие-то безумные цифры типа восьми миллиардов свай.

Конечно, Венеция – это не только плотно стоящие дома, но еще и тротуары, площади, часть мелких островов вообще не населена. Да и, вероятно, среднему венецианскому дому не требуется столько свай в фундамент, как массивной церкви, и про количество свай под базиликой тоже могли раз в пять приврать. Но даже цифра в миллиард свай кажется слишком невероятной – есть ли столько деревьев во всех Альпах? Мне встретилась более правдоподобная цифра: при строительстве Венеции потрачено около миллиона свай.

Применительно к количеству свай под всего лишь одной базиликой эта цифра совсем невелика.

Под церковью Сан-Заккария (15 век) археологи насчитали максимум семь тысяч свай — вероятно, это более реальная цифра даже для массивного здания, чем сотни тысяч, о которых говорят краеведы

Похоже на то, что в Венеции свайными полями укреплены фундаменты совсем не везде, а только под крупными и тяжелыми объектами, стоящими на ненадежных берегах, такими, как базилика Салюте. Вероятно, знаменитые венецианские палаццо вдоль центрального канала действительно держатся на укрепленном многочисленными сваями фундаменте, а для среднего дома в Венеции сваи если и использовали, то не в таких значительных количествах.

Кстати, особенность венецианской архитектуры – очень воздушные и декоративные фасады палаццо, выходящих на канал. Это потому, что у многих таких палаццо несущие стены – боковые и задняя, но не фасадная, еще и таким способом венецианцы приспособили свои дворцы к нестабильной местности. Вот как строилась Венеция: ее первые поселенцы, бегущие от готов племя венетов в 5-м веке н.э., строили свои дома на болотистых островах лагуны из подручных материалов и на деревянных столбах, но это все рассматривалось как временное убежище. Постоянное городское поселение сформировалось в восьмом веке, а начиная с девятого века Венеция стала перевалочным пунктом для перевозки в Европу предметов роскоши с Востока – пряностей, тканей, драгоценных камней.

1956 год: очистка одного из каналов

Положение на торговых путях послужило источником огромных богатств Венецианской республики, поэтому у города было достаточно средств для дорогостоящего строительства на топких берегах. Для строительства привозили дерево из северной Италии и известняк из славянского Дубровника.

Там, где почвы островов были рыхлыми, под строящиеся дома вбивали деревянные сваи, достигая ими слоя плотной глины. Чем более массивное строилось здание, и чем глубже залегали плотные слои почвы, тем более массивная требовалась установка свай. Верхний уровень свай подрезали до получения ровной площадки, и на ней выкладывали блоками известняка каменную часть фундамента и черновой пол.

Поскольку традиционно основным средством передвижения в Венеции были лодки, к домам прорывались неглубокие каналы, стенки которых укреплялись сначала деревом, а потом были замощены камнем или, уже совсем недавно, забетонированы.

Большинство современных зданий Венеции построено уже после 16-го века, но фундаменты под ними более старые. То есть первоначальные свайные основы строений 11-14 веков были построены настолько добротно, что смогли использоваться повторно. Например, известно, что башня Сан-Марко была построена на месте сгоревшей в 15-м веке предшественницы, на ее фундаменте, который до сих пор отлично держит.

Оцените статью
Опора
Добавить комментарий