Правовой фундамент системы международной экономической безопасности формируется на основе норм, направленных на предотвращение экономических преступлений и защиту государственных интересов. Запреты, касающиеся нарушения прав интеллектуальной собственности, противодействия экономическим санкциям и борьбе с отмыванием денег, создают основу для устойчивого международного сотрудничества и поддерживают стабильность мирового рынка.
Эти нормы способствуют формированию доверительных отношений между государствами и обеспечивают механизмы для реагирования на угрозы, возникающие в глобальной экономике. Без них международная экономическая безопасность рискует стать неэффективной, так как отсутствуют четкие рамки для регулирования и контроля транснациональных экономических взаимодействий.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Правовой фундамент системы международной экономической безопасности действительно формируется в значительной степени посредством норм, касающихся запретов. Эти нормы служат основным механизмом регулирования отношений между государствами, призванным предотвращать экономическую агрессию и защищать национальные интересы. Запреты на применение экономических мер, которые могут причинить вред другим государствам, являются ключевыми аспектами международного правопорядка, обеспечивающими стабильность и предсказуемость в глобальной экономике.
К примеру, международные соглашения и конвенции, такие как Всемирная торговая организация, содержат четкие положения, направленные на запрещение недобросовестной конкуренции и других форм экономического давления. Эти нормы не только устанавливают правила игры для государства, но и способствуют созданию предсказуемой среды для бизнеса. В результате, субъекты международной экономики, как государственные, так и частные, могут планировать свои действия более осознанно, исходя из четких правил и ограничений.
Таким образом, наличие норм о запрещении в рамках международного экономического права, в частности, позволяет более эффективно справляться с угрозами, такими как экономическое мошенничество, монополизация и санкции. Эти нормы создают механизм ответственности и контроля, который подрывает попытки государства или иной субъекта воспользоваться экономической силой для достижения неправомерных целей. В итоге, правовой фундамент системы международной экономической безопасности, базирующийся на принципах запрета, становится ключевым инструментом в обеспечении справедливости и равенства в международных экономических отношениях.
Нормативные и правовые основы обеспечения экономической безопасности
Международные нормативные и правовые основы экономической безопасности
Международное право играет ключевую роль в обеспечении экономической безопасности стран и их объединений, и его нормы должны применяться для защиты национальной экономики от различных угроз. Это особенно важно в условиях современных международных экономических отношений и международного экономического права, где наблюдаются такие явления, как экономическая глобализация, взаимозависимость стран, процесс регионализации, а также конфликты между развитыми и развивающимися государствами по вопросам ограничения экономического принуждения и использования санкций. Проблемы также осложняются отсутствием четкого правового регулирования и дифференциацией стран по уровню экономического развития.
В 1986 году Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 42/165 приняла к сведению доклад Генерального секретаря, касающийся концепции международной экономической безопасности. Ассамблея настоятельно рекомендовала провести консультации с ведущими экспертами со всех континентов по вопросам принципов международной экономической безопасности и представить результаты таких обсуждений. После анализа собранных данных в июне 1987 года Секретариат ООН выпустил доклад на тему «Концепция международной экономической безопасности» (доклад Генерального секретаря А/42/314), который уделял существенное внимание принципам, функциям и механизмам, обеспечивающим международную экономическую безопасность.
В марте 2000 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже был принят документ под названием «Хартия Земли». Этот международный текст стал результатом шестилетнего диалога, проходившего с 1994 по 2000 годы. Хартия провозглашает основные принципы и ценности, акцентируя внимание на необходимости перехода к устойчивому образу жизни и созданию глобального сообщества, основанного на общих этических нормах. Среди этих норм значатся уважение и забота о всех формах жизни, соблюдение принципов экологической целостности, универсальные права человека, уважение к культурному разнообразию, экономическая справедливость, а также демократия и культура мира. Один из разделов документа, поддержанного Генеральной конференцией ЮНЕСКО в октябре 2003 года, посвящен вопросам социальной и экономической справедливости и включает следующие принципы:
- — рассматривать искоренение нищеты как этический, социальный и экологический императив;
- — следить за тем, чтобы экономическая деятельность и экономические институты на всех уровнях способствовали развитию человека справедливым и устойчивым образом;
- — поддерживать справедливость и равенство в отношениях между полами как предпосылку устойчивого развития и обеспечить всеобщий доступ к образованию, здравоохранению и возможностям экономического процветания;
- — поддерживать права всех без исключения людей на природное и социальное окружение, поддерживающее человеческое достоинство, здоровье и духовное благополучие, уделяя особое внимание правам коренных народов и различных меньшинств.
Таким образом, международное сообщество проработало концептуальные и конвенциональные аспекты экономической безопасности на межгосударственном уровне, поставив во главу угла безопасность и развитие отдельного человека.
Правовое регулирование международной экономической безопасности. Источники международной экономической безопасности
Лапина, Н. В. Регулирование международной экономической безопасности. Источники международной экономической безопасности / Н. В. Лапина. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2016 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 47-48. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/217/10919/ (дата обращения: 07.01.2025).
Каждая сфера права должна иметь свои правовые нормы. Система экономической безопасности представляет собой подотрасль экономического права.
Категория источников международного экономического права является чрезвычайно важным, впрочем, как и для любой другой отрасли права, поскольку, в узком смысле, определяет систему актов, в которых содержатся правила поведения государств и других субъектов права, а сфере экономических отношений.
В общем, источниками международного экономического права являются те же самые элементы, что и для международного публичного права, однако с определенными нюансами, вытекающими из специфики международных экономических взаимосвязей.
С учетом традиционного принципа разграничения системы международного права и национальных правовых систем, важно отделять источники международного экономического права от национальных и признавать международные соглашения, обычаи, признанные на международном уровне, а также общие юридические принципы как ключевые источники международного экономического права, в то время как решения международных организаций, доктрины и судебные прецеденты следует рассматривать как вспомогательные источники.
Главным источником международного экономического права выступает международный экономический договор, который имеет такой статус благодаря своему специфическому характеру «писаного права» («jus scriptum»). В контексте международных экономических отношений он становится незаменимым инструментом для регулирования взаимодействия между государствами, так как в этой области необходима высокая степень четкости в формулировках и исключение любых неточностей, особенно при использовании чисел, таблиц и прочего.
Кроме того, особенностями международных договоров как основных источников международного экономического права является высокая стабильность их содержания и предсказуемость поведения участников.
Резолюции международных организаций, как правило, имеют рекомендательный характер. Согласно ст. 10 Устава ООН, ее Генеральная Ассамблея по основным вопросам деятельности ООН формирует лишь рекомендации. Такие нормы не являются императивными, их выполнение не может осуществляться принудительно.
Они предоставляют правомерности действиям, которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной нормы. Например, Конференция ООН по торговле и развитию 1964 г. рекомендовала предоставлять преференциальные таможенные льготы развивающимся странам.
Напомним, что решение отдельных организаций имеют обязательный характер. Например, решение Совета Европейского Союза являются обязательными для государств участниц. Обязательную правовую силу имели рекомендации и решение бывшего Совета Экономической Взаимопомощи.
Многочисленные советы относительно межгосударственного экономического взаимодействия вырабатываются организациями ООН и различными учреждениями, которые входят в их состав (например, ЮНКТАД, ЮНИДО).
Фундаментальными для международного экономического права являются принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г. документы, как Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о новом международном экономическом порядке, Программа действий по установлению нового международного экономического порядка, а также резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1979 г. «Объединение и прогрессивное развитие принципов и норм международного права, касающихся правовых аспектов нового международного экономического порядка». Специалисты отмечают, что эти документы, выполняя в целом положительную роль по обеспечению справедливых недискриминационных экономических отношений, содержат и необоснованные положения. Это, в частности, касается солидарной ответственности всех развитых государств за последствия колониализма, перераспределения мирового общественного продукта в пользу развивающихся стран путем прямых финансовых отчислений.
Требования развивающихся стран, направленные на достижение трех групп целей:
– во-первых, признание мировым сообществом таких принципов, как полный и постоянный суверенитет государств над их природными ресурсами, суверенное равенство, свобода выбора экономической и социальной системы и недопущение дискриминации на этом основании другими государствами или межправительственными организациями мира;
– во-вторых, предоставления этим странам возможности играть надлежащую роль в международном процессе принятия решений (эта претензия прежде всего предусматривает такие организации, как МВФ и Всемирный банк);
– в-третьих, исполнение запросов этих государств в отношении определённых экономических областей глобального рынка.
Важными нормотворческими документами с точки зрения международного экономического права являются также резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и ее органов в отношении международной экономической безопасности.
Система международной экономической безопасности, как и система международной безопасности в целом, может быть создана и функционировать лишь на основе неуклонного соблюдения основных принципов международного права и специальных принципов международного экономического права.
Важнейшими международно-правовыми актами, касающиеся института международной экономической безопасности, являются:
– «Отказ от принудительных экономических мер» (резолюция IV сессии ЮНКТАД, 1983 г.);
– «Финансовые стратегии в качестве инструмента политического и экономического давления на государства с развивающейся экономикой» (резолюция 38-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 1983 г.);
– «О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях» (резолюция 39-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 1984 г.);
– «Международная экономическая безопасность» (резолюция 40-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 1985 г.);
– «Международная экономическая безопасность» (резолюция 42-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 1987 г.).
- Ворожихин В. В. Об определении экономической безопасности в условиях глобализации [Текст] // Безопасность бизнеса. 2014. N 3. С. 3–7.
- Герасимов А. П., Максимова Е. В. К вопросу о правовой категории «экономическая безопасность» [Текст] //Правовое государство: теория и практика. 2012. Т. 3. № 29. С. 15–21.
- Мансуров Г. З. Законодательство о безопасности: некоторые проблемы дальнейшего совершенствования [Текст] //Безопасность бизнеса. 2011. № 3. С. 10–14.
Основные термины (генерируются автоматически): Генеральная Ассамблея ООН, источник, международная экономическая безопасность, международный экономический порядок, отношение, резолюция, система.