Как сделать опалубку переставную: советы и рекомендации

Опалубка переставная — важный элемент строительства, который поможет вам быстро и качественно создать необходимую конструкцию. В этой статье мы подробно расскажем, как правильно изготовить и использовать переставную опалубку.

Первым шагом в создании опалубки является выбор материала. Мы подробно разберем, какой материал лучше всего подходит для переставной опалубки, чтобы ваше строительство прошло без сбоев.

Далее рассмотрим пошаговый процесс сборки опалубки. Мы покажем, как правильно смонтировать элементы опалубки, чтобы обеспечить надежность и прочность конструкции.

В завершении мы дадим несколько полезных советов по уходу за опалубкой и покажем, как избежать распространенных ошибок при работе с ней. Следуя нашим рекомендациям, вы с легкостью сможете создать качественную и надежную опалубку.

Для изготовления переставной опалубки необходимо подготовить деревянные бруски одинаковой длины и ширины, а также металлические стяжки для их соединения. Сборку опалубки производят на месте строительства, собирая бруски в нужном порядке и крепя их стяжками, обеспечивая желаемую форму и размеры конструкции.

При разборке опалубки бруски можно легко переставлять и использовать повторно. Простота сборки и демонтажа переставной опалубки делает ее удобным и практичным инструментом для строительных работ, позволяя экономить время и ресурсы на каждом этапе строительства.

Коротко о главном
  • Выберите материал для опалубки (обычно используются дерево, металлические листы или пластиковые панели).
  • Подготовьте необходимые инструменты и материалы (пила, отвертка, метр, уровень, молоток, гвозди, шурупы и т.д.).
  • Измерьте размеры будущей опалубки и отрежьте соответствующие куски материала.
  • Скрепите куски материала между собой с помощью гвоздей, шурупов или других крепежных элементов, чтобы создать конструкцию опалубки.
  • Установите опалубку на место и зафиксируйте ее так, чтобы она была устойчива и равномерно распределяла нагрузку.
  • После заливки бетоном и его затвердения снимите опалубку, осторожно извлекая ее изнутри бетонной конструкции.
  • При необходимости повторите процесс создания опалубки для следующих участков строительства.

Статьи

Сменяемая форма подходит для любого типа фундамента: ленточного, плитного, свайного или столбчатого. Когда бетон заливают в форму и он застывает, форму разбирают. Если она не повреждена от веса бетона, её можно использовать на других участках.

Какие существуют формы?

В строительстве используют мелкощитовые, крупнощитовые, деревянные и блочные формы.

1. Модульная мелкощитовая форма

Модульная форма включает элементы размером 100×150 см и весом 60 кг. В комплекте также имеются соединительные ручки, стромбеки и распорные планки. Формы изготовлены из фанеры толщиной 18 мм и имеют ламинированную поверхность для большей прочности и гладкости.

Массивные панели выдерживают давление бетона до 40 кН/кв. м. Они собираются в каркас опалубки, который состоит из разнообразных элементов. Это позволяет создавать опалубку для фундамента любой формы.

Модульная опалубка с мелкими панелями привлекательна тем, что ее можно использовать многократно. Если одна панель повреждается, ее легко заменить. При возведении вертикальных конструкций, например, колонн, панели устанавливают одна на другую с помощью специальной строительной техники. Опалубка такого типа широко применяется для строительства загородных домов, бассейнов, инженерных сооружений или дизайнерских архитектурных объектов.

2. Опорная модульная опалубка с мелкими панелями

Конструкция данной опалубки включает в себя каркас, который состоит из съемной палубы, несущих щитов, соединенных между собой замками, а также монтажных элементов. Щит опалубки представляет собой стальной каркас, к которому прикреплен лист фанеры. Вес одного каркаса составляет 30 кг, а его размеры — 60х180 см. Невысокий вес элементов опорной опалубки упрощает процесс монтажа.

Малые размеры каркаса обеспечивают удобную транспортировку съемной опалубки с места на место без лишних трудностей.

3. Крупнощитовая опалубка

Щиты крупнощитовой опалубки имеют размеры до 80 кв. м. Они изготавливаются из металла, а палуба может быть изготовлена из дерева, металла или стеклопластика толщиной 30 мм.

Для обеспечения надежности каркаса опалубки используются ребра жесткости, устанавливаемые как вертикально, так и горизонтально. В случае, если здание планируется высоким, к каркасу устанавливаются подмостки.

Опалубка крепится к каркасу с помощью болтов, что позволяет заполнять её бетоном сверху.

Для удобства демонтажа опалубки после использования, в нижней части щитов устанавливаются винтовые домкраты и опоры. При разборке опалубки щиты опрокидываются назад.

Для лучшей выдержки нагрузки бетона каркас со щитами укрепляется стяжными болтами сверху и снизу. Болты не должны касаться бетона и крепятся ниже уровня пола.

Большая нагрузка бетона может вызвать выпуклости в щитах конструкции. Чтобы избежать этого и обеспечить заданную форму монолита, на опалубку устанавливаются подкосы, закрепленные клиньями.

4. Пространственные конструкции

Для создания опалубки используются как стальные щиты, соединенные шарнирами или разъемными деталями, так и пространственные конструкции. Эти элементы образуют блок-форму.

Блок-формы различаются по размеру, в зависимости от геометрии и размеров здания. Они повторяют форму здания для создания конфигурации.

5. Деревянная опалубка

Деревянная щитовая опалубка создается из досок большой длины, которые собираются в щиты. Щиты крепятся рейками, установленными поперек с интервалом в 1 метр. Рейки должны быть на 1,5 метра выше щита, с заостренным концом для удобства установки в грунт.

После установки реек их прибивают к щитам гвоздями, с шляпкой гвоздя на стороне щита и загнутым острием на рейке.

Опоры устанавливаются вдоль всей конструкции для её укрепления. Они также дополнительно укрепляются распорками, которые ставятся под углом к рейкам на опоре. Чтобы избежать деформации опор под давлением бетона, их укрепляют также подпорками. Они также присоединяются к опорам гвоздями или крепежными хомутами. Внизу подпорки крепятся колышками, вбитыми в землю.

Как сделать опалубку для колонны?

Для установки опалубки, предназначенной для колонны, можно использовать различные опоры: металлические или деревянные. Их соединяют металлическими ленточными хомутами. Чтобы каркас принял нужную форму, у основания колонны следует установить ориентиры. Это могут быть деревянные бруски, устанавливаемые вокруг сооружения.

Нижнюю часть опалубки будут крепить к брускам. Щиты устанавливаются друг на друга на необходимую высоту, а сверху делается отверстие для ригелей и прогонов, чтобы равномерно распределить нагрузку бетона.

Установка съёмной опалубки любого типа является очень сложной работой, которую нельзя торопить. Все щиты и каркасы должны быть правильно собраны и надёжно закреплены, иначе опалубка не выдержит нагрузки бетона и деформируется, что может привести к искажению формы сооружения.

Объемно-переставная опалубка – особенности применения

  • Объемно-переставная опалубка на основе подъемной системы, которая используется для вертикальных конструкций, таких как стены зданий, опоры мостов и т.д.
  • Объемно-переставная опалубка на основе горизонтальной системы, которая применяется при возведении горизонтальных объектов, таких как перекрытия, плиты, дорожные покрытия и прочее.
  • Горизонтальная опалубочная система предназначена для строительства монолитных блоков (стена с перекрытием). Она состоит из двух половин в форме буквы "Г", соединенных механическим распалубочным компонентом. Нижняя часть комплекса оснащена домкратами и катками для подъема и опускания. После завершения отливки опалубка выезжается на подмости, поднимается краном и переносится в другое место;
  • Вертикальная опалубка используется для раздельного возведения стен и потолков. Она извлекается через технологический проем, который предусмотрен в перекрытии.
  • Как сделать опалубку переставную: советы и рекомендации

    Опалубочные системы объемно-переставных конструкций: а) — это опалубка, которую можно извлечь горизонтально, б) — опалубка, которую можно извлечь вертикально

    Мнение эксперта
    Алексей Демидов
    Закончил Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет по специальности: Инженер-строитель

    Для того чтобы сделать опалубку переставную, необходимо следовать определенной последовательности действий. В первую очередь необходимо подготовить все необходимые материалы и инструменты для работы.

    Затем следует обозначить места, где будет располагаться опалубка, и провести необходимые измерения. Далее нужно собрать опалубочные панели согласно полученным размерам.

    После того как опалубка собрана, ее необходимо установить на место, используя подпорные конструкции для обеспечения надежности. Важно следить за тем, чтобы опалубка была ровно установлена и не допускала прогибов.

    Как только опалубка установлена, можно приступать к заливке бетоном. Необходимо равномерно распределить бетон по всей площади опалубки и обеспечить его плотное уплотнение. После заливки следует дать бетону высохнуть и закрепиться.

    Важно помнить, что правильно сделанная опалубка переставная является основой для качественного и прочного бетонного сооружения. Поэтому следует уделить достаточное внимание каждому этапу работы и не торопиться.

    Особенности установки

    Готовый блок опалубочной конструкции устанавливают вдоль заранее определенного периметра. Вдоль возведенных стен размещают специальные рельсы, по которым перемещаются конструкции внутри здания. Нижняя часть блока опалубки оснащена катками (шаровые опоры) и устанавливается на эти рельсы. Она фиксируется с помощью домкратов, которые также позволяют регулировать высоту конструкции.

    После завершения сборки сегментов опалубки и создания готового модуля для заливки, его заполняют бетоном. Как только первый слой бетона застынет, опалубку передвигают либо вперед, либо на следующий уровень. Процесс заливки может осуществляться в зданиях с высотой этажа до 3,3 метра и толщиной стены не более 16 сантиметров. Часто такая опалубка включает в себя коридорные секции, стеновые щиты, щиты для создания лифтовых шахт и подмостей.

    План монтажа объемно-переставной горизонтально извлекаемой (тоннельной) опалубки: /—/V— порядок установки компонентов объемно-переставной опалубки; 1 — механические домкраты, 2 — консольные подмости, 3 — телескопические наклонные стойки для крепления торцовых щитов, 4,6 — ограждение, 5 — торцовый щит

    Интересный факт
    Малоизвестным фактом является то, что для изготовления переставной опалубки можно использовать не только деревянные щиты, но и металлические конструкции, такие как профили или листы. Это позволяет повысить прочность и долговечность опалубки, а также обеспечить более точную геометрию строительного объекта.

    Как сделать опалубку переставную

    Здесь вы найдете свежую информацию о диагностике Touareg.

    Подробно описание объемно-переставной опалубки, которая представляет собой большой блок для опалубки стен и перекрытий, который устанавливается с помощью крана. Опалубка состоит из секций П-образной формы, которые при соединении образуют "туннели" для опалубки на одном уровне или на всю ширину здания.

    Секции опалубки имеют разную ширину в зависимости от шага стен и различную длину. При заливке бетонной смеси используют для формирования стен и перекрытий.

    При демонтаже опалубочной секции происходит сжатие, при этом боковые стеновые щиты опалубки перемещаются внутрь забетонированного "туннеля", а горизонтальный щит перекрытий опускается вниз. Затем секцию перекатывают к открытому фасаду или проему в перекрытии и извлекают краном.

    Использование объемно-переставной опалубки для различных пролетов перекрытий с переменной глубиной и разным расположением туннелей позволяет создавать разнообразные планировочные решения зданий. Однако технологические ограничения включают необходимость оставлять проемы или открытые фасады для извлечения опалубки, а также требование более четкой планировки и другие. Кроме того, конструкция объемно-переставной опалубки сложнее и более дорогостоящая по сравнению с крупнощитовой опалубкой.

    Поэтому использование ее рационально для строительства большого количества монолитных зданий в одном районе с высокой скоростью сборки опалубки. Различные секции опалубки имеют различные конструкции. Рамная конструкция включает несущую раму с прикрепленными к ней боковыми щитами и установленным горизонтальным щитом.

    Боковые щиты могут перемещаться относительно рамы, отступая от нее при установке в рабочее положение и приближаясь при снятии опалубки. Горизонтальный щит перемещается относительно рамы или вместе с ней. В последнем случае на раме установлены домкраты, с помощью которых можно поднимать и опускать всю секцию.

    Боковые и горизонтальные щиты в форме Г объединяются в секции безрамной конструкции, которые для увеличения жесткости могут быть оснащены подкосами, фермами и другими элементами. Они имеют возможность изменять свое положение при монтаже и разборке. Патент на эту конструкцию объемно-переставной опалубки был получен во Франции в конце 1950-х гг.

    Эта опалубка была названа «Сектра» по имени акционерного общества, а уже через год система была усовершенствована в Англии. После этого метод строительства был успешно применен в Швейцарии, Испании, Голландии и затем стал широко распространен по всему миру.

    Фирма "Сектра" предлагает секцию опалубки шириной 1,5 м и высотой 2,5 м, длиной до 5,7 м в зависимости от шага поперечных стен. Вес секции составляет от 900 до 1350 кг, а масса 1 м2 — 85 кг. Эта опалубка может обернуться до 700 раз. Трудоемкость работ по установке опалубки составляет 0,15 чел-ч/м2.

    Секция опалубки включает в себя два жестких полукаркаса, на которых закреплены щиты опалубки. Есть два вертикальных и один горизонтальный щит, разделенный на середине пролета. В центральной части горизонтальный щит соединен специальным замком. Секции опалубки устанавливают на швеллерный путь, который позволяет перемещать их поперек здания.

    Для проведения работ вдоль бетонируемых стен используются четыре опоры, установленные на каркасе секции. Они представляют собой шары, которые обеспечивают передвижение секции, поворот полукаркасов и перемещение в поперечном направлении. На опорах установлены винтовые домкраты, с помощью которых можно поднимать или опускать всю секцию опалубки при установке или снятии ее в рабочем положении.

    Для фиксации секций в рабочем положении используется штырь, который опирается на внутреннее ребро швеллера. Чтобы освободить опалубку стен, вертикальные опалубочные поверхности стягиваются при помощи распорки. Секции устанавливаются в рабочем положении с помощью домкратов и распорки.

    Для нагрева бетона к щитам опалубки с внутренней стороны туннеля используются трубы, которые также являются элементами жесткости щитов. Горячая вода подается по трубам, подвешенным на секции опалубки, проходит через каналы щитов и попадает в трубопроводы. Все трубопроводы теплоизолированы и соединены с помощью быстроразъемных замков.

    Для создания оконных и дверных проемов на опалубке устанавливаются вставки, которые также используются в качестве опалубки торца поперечных стен. На вставке приварены по две пары (сверху и снизу) пластин с трубками между ними.

    Через одну из трубок (в зависимости от места установки вставок) проходят болты, применяемые для соединения секций соседних туннелей опалубки для выдерживания давления бетонной смеси, и закрепляются на каркасе секции. На вставках по периметру наклеены эластичные прокладки (неопреновые) для обеспечения герметичности стыка.

    Для бетонирования торцовых стен здания необходимо использовать специальные щиты для опалубки. Установка торцовых щитов происходит после установки основных секций опалубки. Торцовый щит должен быть надежно прижат к верхнему краю стены нижележащего этажа, а верхний домкрат должен опираться на горизонтальный щит секции опалубки.

    Нижняя часть щита опирается на швеллеры при помощи домкрата и шаровой опоры, которые укладываются на две консоли и закрепляются в бетоне стены с помощью анкерных болтов. Затем устанавливаются стяжные стержни для переноса давления бетонной смеси, и верхний домкрат поднимается. При заливке бетонной смеси верхний болт также фиксируется в бетоне.

    При разборке верхней части опалубки домкрат упираются в заформованное и застывшее перекрытие, что облегчает извлечение стяжных и крепежных болтов. Торцовой щит оборудован подмостями с ограждением. Для тепловой обработки бетона по технологии компании "Тракоба" используется колпак с пластиковым покрытием. Разборку опалубки осуществляют с помощью гидравлических домкратов.

    С помощью опалубки "Тракоба" можно заливать жилую квартиру целиком без использования "туннеля" из отдельных секций. Это позволяет получить высокое качество поверхности и избежать образования неровностей в местах соединения секций. Однако опалубка имеет довольно большой вес.

    Металлическая опалубка от компании "Утинор" (Франция) отличается тем, что секции разделены на отдельные Г-образные полусекции и промежуточные пространственные вставки. Это делает опалубку "Утинор" примером унифицированной конструкции; хотя она относится к объемно-переставной опалубке, но она гибка в применении, как крупнощитовые опалубки.

    Каждую отдельную секцию можно использовать без соединения в общую; для этого достаточно присоединить боковые щиты к полусекции. Все рамные конструкции секций имеют большой вес и потребляют много металла. Однако они обладают и некоторыми преимуществами: жесткая рама служит базой для установки опалубочных плоскостей, которые устанавливаются относительно нее.

    Способы подвешивания и установки в рабочее положение щитов, а также их соединение с распалубкой разнообразны и в различных конструкциях защищены патентами. Крепление горизонтального щита к боковым также разнообразно: используются удлиненные откидные вставки, шарнирные крепления на боковых щитах, угловые вставки, изготовленные из гибких материалов, а также гибкие плоские профильные материалы и т.д.

    Во всех случаях соединение горизонтального и боковых щитов является точкой риска, и не всегда удается добиться надежного соединения и прямого угла, не требующего дополнительной обработки. Примером объемно-переставной опалубки рамной конструкции может служить французская металлическая опалубка системы "Штем".

    Плотность 96 кг/м2 при максимальной нагрузке одного элемента весом 2700 кг. Опалубка может быть использована до 400 раз; время работы составляет 0,15 чел-ч/м2. Рамная конструкция позволяет устанавливать как внутренние, так и внешние щиты на раму. Опалубка может быть изготовлена с горизонтальным щитом или без него.

    В первом случае стойки для поддержки балки, на которую устанавливаются дополнительные щиты, должны проходить через горизонтальный щит, а в перекрытии должны быть отверстия. На раме установлены удлиненные стойки. На них установлена горизонтальная балка, на консолях которой шарнирно закреплены наружные щиты.

    Их возможности включают перемещение вдоль балок и поворот под определенным углом, что позволяет бетонировать стены различной толщины. Навешивая несколько щитов на балку, можно бетонировать несколько параллельных стен, что особенно удобно при строительстве длинных зданий.

    Опалубку можно устанавливать как крупноразмерными туннелями без необходимости разборки на отдельные секции, что увеличивает производительность труда и обеспечивает ровные поверхности внутри помещений. Фирма использует опалубку длиной 12-14 м, весом 55 кг/м2, благодаря специальным профилям.

    На 1 квадратный метр опалубленной поверхности требуется 0,1 человеко-часов труда. Для выдавливания такого тоннеля используется тележка на мягких роликах, оснащенная гидравлическим тормозом. При снятии опалубки тележка подносится к опалубке, которую закрепляют на ней. Опалубку стягивают и вытягивают из тоннеля.

    Когда переднее колесо тележки спускается с перекрытия, нажим на гидравлический тормоз передается; колеса тележки затормаживаются, а опалубка застревает между заливными перекрытиями. После этого выполняется вторая стяжка, тормоз отпускают и опалубку извлекают краном из здания. Для усиления нижнего перекрытия под него устанавливают телескопические стойки.

    Одним из преимуществ крупноразмерных туннелей опалубки является их удобство монтажа и демонтажа. Фирма "Утинор" предлагает использовать крупноразмерные секции опалубки, что упростит процесс сборки и разборки. Для демонтажа используются специальные подмости с откидным ограждением.

    Секцию длиной до 12 метров перемещают за габариты подмостей, чтобы создать возможность для строповки и извлечения из туннеля с помощью каретки крана. Для равномерного распределения усилий используется ферма, за которую производится строповка. При подъеме секция удерживается четырьмя опорами строповочной траверсы, что обеспечивает безопасность процесса.

    Большие "туннели" опалубки от компании "Хюннебек" состоят из секций шириной от 2,5 до 6,0 метров и шириной 2 и 2,5 метра. Они соединяются центрирующими замками с накидным хомутом и пальцем. Вращая рычаг, хомут натягивается эксцентриковым креплением, и палец входит в отверстие замка соседней секции.

    Горизонтальные и боковые щиты секции соединены четырехзвеньевыми шарнирами с ручкой-рычагом, поворот которой позволяет одновременно отделять боковые и горизонтальные щиты от бетона и устанавливать их в рабочее положение. В России применяют объемно-переставную опалубку различных конструкций.

    Модуль опалубки представляет собой жесткую конструкцию с боковыми и частично горизонтальными элементами, соединенными регулируемыми лодкосами. Боковые элементы образуют Г-образную форму и соединены друг с другом шестизвенным шарнирным механизмом, оснащенным регулируемыми шарнирными подкосами.

    На шарнирном механизме расположены винтовые регуляторы и центральная вставка. В нижней части боковых элементов установлены поворотные катки и винтовые домкраты. Г-образные элементы также соединены горизонтальной связью. Для установки верхних элементов используются консольные подмости, крепящиеся к стене.

    Для заливки коридоров используют коридорные секции, которые стягивают за строповочные пальцы. Для прохода пальцев используют отверстия в горизонтальном щите, предназначенные для установки опалубки маяков. Строповочный палещ с головкой пропускают через отверстие в щите, опускают поворотный упор внизу, позиция которого фиксируется специальным замком.

    Для установки секций в рабочее положение используют винтовые домкраты, установленные на боковых щитах, и шарнирный механизм. При снятии опалубки поднимают винтовые домкраты и, поворачивая винтовой регулятор, Г-образные щиты отрываются от бетона, приближаются и опускают всю секцию на катки. Перед приближением щитов центральную вставку опускают вниз.

    Для соединения секций по длине туннеля используют центрирующие замки, обеспечивающие их надежное соединение. Наружные стены устанавливают с помощью навешиваемых на них консольных подмостей, на которых регулируют положение щитов. Для снятия опалубки используют подмости, закрепленные вдоль фасадов здания, которые опираются на нижележащее перекрытие и фиксируются оттяжками к стенам.

    Использование консольных подмостей сопряжено с рядом технических трудностей и ограничений. Монтаж подмостей требует больших затрат времени и усилий, а увеличение их размеров приводит к увеличению массы и усложнению монтажа.

    Поэтому иногда подмости делают маленькими, что требует использовать узкие секции опалубки. Это увеличивает сложность работ с опалубкой и количество стыков, которые нужно будет доделывать. Поэтому целесообразнее будет снимать опалубку без использования подмостей — вытаскивая их через фасад с помощью крана.

    Для этого существует специальная консольная траверса. Эту траверсу также используют для снятия крупнощитовой опалубки перекрытий. Она состоит из верхней и нижней частей (каждую можно подогнать к опалубке перекрытий и отсоединить после установки от верхней части).

    Верхняя часть оборудована устройством для страховки, к которому крепится крюк крана. Устройство для страховки можно перемещать вдоль верхней части консоли и устанавливать в зависимости от веса снимаемой опалубки. Это позволяет точно центрировать балку с грузом и избежать наклона.

    2. Разборно-переставная опалубка

    При возведении массивов, фундаментов, колонн, балок, прогонов, рам, плит, стен, бункеров, арок и т. д. применяют разборно-переставную опалубку. Технологический процесс устройства опалубки заключается в следующем: щиты опалубки или собранные из них крупные опалубочные элементы устанавливают вручную или краном и закрепляют в проектном положении. После бетонирования и достижения бетоном прочности, допускающей распалубливание, опалубку и поддерживающие устройства снимают, соблюдая определенную последовательность. Очистив и при необходимости отремонтировав опалубку, ее передвигают на новую позицию.

    Существуют основные виды разборно-переставной опалубки: мелкощитовая, крупнощитовая и блок-формы.

    Мелкощитовую опалубку устанавливают вручную два плотника.

    Рис. VII.3. Компоненты сборно-разборной мелкощитовой опалубки:

    а — щит собранный на сшивных планках; б — щит из стального листа с каркасом из уголков; в — щит из водоустойчивой фанеры; е — стальный зажим; д — деревянный зажим; / — оболочка щита; 2 — сшивная планка; 3 — стальной лист 2мм; 4 — уголковый каркас; 5 — деревянный каркас; 6 — компоненты зажима; 7 — клинья

    Масса компонента этой опалубки — до 70 кг. Щиты опалубки изготовляют из обрезных или полуобрезных досок толщиной 19. 25 и шириной 150 мм на сшивных планках (рис. VII.3, а). Днища опалубки балок и прогонов выполняют из досок толщиной 35.

    Рекомендуется сплачивать обрезные доски шпунтом или четвертью, а также защищать торцы досок палубы стальными уголками. Для изготовления опалубки используют стальной лист, водостойкую фанеру толщиной 12-16 мм и длиной до 1500 мм или стеклопластик. Хомуты изготавливают из полосовой стали или деревянных брусков.

    Установку и разборку крупнощитовой опалубки осуществляют краном. Масса элемента опалубки, такой как цельная панель или собранная из унифицированных щитов (металлических, деревянных или комбинированных), может достигать 500 кг.

    Примерами крупнощитовой опалубки могут служить унифицированная комбинированная опалубка (УК.О) и унифицированная стальная опалубка (УСО) типа "Монолит", разработанные ЦНИЙОМТП Госстроя СССР для 100-300-кратной оборачиваемости.

    На рисунке VII.4 изображена конструкция опалубки типа «Монолит» и блок-форма:

    I— набор стальной опалубки типа «Монолит»; б — опалубочный деревометаллический щит УКО; е — элемент кимного устройства; г — общий вид блок-формы; д — схема размещения отжимных устройств; / — лист стали толщиной 2 мм; 2 — каркас из уголков; 3 — отверстия для крепежа; 4 — соединительный уголок; 5 — латки из швеллеров; 6 — прокладки; 7 — стойки; 8 — тяга; 9 — упор; 10 — клин; // — клямера; 12 — унтованные доски; 13 — диск; 14 — пружина; 15 — винт; 16 — гайки; П — панели опалубки; 18 — гнезда для отжимных винтов; 19 — подкосы; 20 — отжимные устройства

    Для изготовления щита в опалубке УСО используют листовую сталь толщиной от 3,5 до 4 мм (в опалубке "Юссон" — 4 мм), укрепленную уголками. В комплект опалубки входят не только щиты, но и крепежные детали, направляющие стойки и другие элементы (см. рисунок VII.4, а, б). Также рекомендуется использовать опалубку КТИ, разработанную Минпромстроем СССР.

    Унифицированная крупнощитовая опалубка, созданная ЦНИЙОМТП, применяется для строительства многоэтажных железобетонных зданий с расстоянием между стенами от 2,4 до 7,2 м, толщиной внутренних стен от 8 до 22 см, наружных — от 14 до 22 см, а однослойных — до 50 см.

    Блок-формы представляют собой пространственные конструкции, которые повторяют форму бетонируемого сооружения, такого как фундамент или подколонник (см. рисунок VI 1.4, г). Блок опалубки составляют из стальных щитов с помощью разъемных или шарнирных крепежных деталей. Блоки

    Фигура VII.5. Подробности опалубки:

    1 — стойка из стали, подвижная; 2 — ригели, подвижные; 3 — соединение бревен стоек; 4 — ящик для песка; 5 — домкрат; 6 — базовая трубчатая стойка; 7 — гайка; 8 — рукоятка домкрата; 9 — цепь; 10 — чека; 11 — шайба; 12 — подвижная стойка; 13 — выдвижная балка; 14 — опорная стойка; 15 — винт для фиксации стойки; 16 — ферма; 17 — выдвижная балка; 18 — проволока; 19 — стальной брус; 20 — деревянный поршень; 21 — песок; 22 — отверстие с пробкой; 23 — винт домкрата

    Рис. VII.6. Схемы установки опалубки для фундаментов:

    а — размещение опалубки для ленточного фундамента; б — установка блочной стальной опалубки для ступенчатого фундамента; в — то же, для подколонника; / — опалубка первой ступени; 2 — арматура; 3 — заливка бетоном первой ступени; 4 — опалубка второй ступени; б — стяжка; € — раскос; 7 — блок для арматуры фундамента; 8 — блок опалубки фундамента; 9 — пневмоколесный кран; 10 — блок опалубки для подколонника

    Установку и снятие больших опалубок обычно осуществляют с помощью крана.

    Леса, которые поддерживают опалубку, могут быть поэтажными, стоечными и подвесными.

    Многоуровневые леса используются для поддержания опалубки различных видов перекрытий на высоте до 6 м. Они могут быть собраны из деревянных или стальных телескопических стоек, которые опираются на землю или нижнее перекрытие. В комплекте с такими лесами поставляются раздвижные ригели для перекрытия пролетов различной длины.

    Кроме того, существуют стоечные леса, которые можно собрать на месте до требуемой высоты из бревен определенной толщины. Для плавного опускания опор, поддерживающих опалубку сводов, арок и балок больших пролетов, применяются специальные приспособления, такие как домкраты и песочницы.

    Также используются подвесные леса при бетонировании балок и прогонов значительной высоты с жесткой арматурой, к которым они также крепятся.

    Перед установкой съемной опалубки на поверхности земли необходимо удалить мусор и выровнять ее. Перекрытия перед установкой опалубки также требуется очистить от строительного мусора. Для правильной установки опалубки необходимо определить и закрепить основные и вспомогательные разметочные оси, реперы и другие вспомогательные знаки, обозначающие вертикальные отметки.

    Опалубку ленточных фундаментов собирают из щитов на высоту фундамента или устанавливают сначала щиты нижней ступени, после бетонирования которой ставят опалубку верхней ступени (рис. VII.6, а).

    Для создания фундаментов под колонны, состоящих из небольших ступенчатых элементов, применяется специальная опалубка из деревянных щитов. Изначально устанавливаются накрывные щиты параллельно друг другу, после чего между ними вставляются закладные щиты. Затем распорками закладные щиты прижимаются к упорным планкам, которые находятся на накрывных щитах.

    После этого проволочные стяжки устанавливаются и натягиваются для фиксации. В таком положении короб опалубки закрепляется на месте. Опалубку стакана для сборной колонны крепят гвоздями на верхнем коробе, ориентируясь по осям, обозначенным на нем и на стакане.

    Иллюстрация VI 1.7. Монтаж опалубки для массивов и фундаментов под оборудование:

    а — крупноразмерная деревянная панель; б — план перестановки панелей; в — план установки стальной опалубки фундамента для оборудования; г — размещение железобетонных стоек опалубки; ; — фиксаторы; 2 — щит опалубки; 3 — стяжные болты; 4 — стропы; 5 — монтажные петли; 6 —■ деревянные клинья; 7 — диагональная связь; 8 — распорка; 9 — тяж; 10 — растяжки; 11 — железобетонные стойки; 12 — блоки опалубки; 13 — железобетонные балки; 14 — подвесная лестница; 15 — вертикальные

    Установку опалубки для крупных ступенчатых фундаментов в форме стального блока-формы производят с помощью крана (илл. VII.6, б, в) на бетонную подготовку. Для разборных колонн на верхнем крае устанавливают колонничную опалубку или гнездообразователь.

    Большие деревянные панели опалубки для массивов устанавливают на кра-

    Опалубка для фундаментов, предназначенных для оборудования, имеет сложные формы и переменную высоту из-за наличия тоннелей и устройств для анкерных болтов.

    Установка опалубки происходит параллельно с укладкой арматуры и монтажными работами. Для фиксации панелей используются сборные железобетонные стойки и ригели, которые остаются в бетоне. Работы проводятся следующим образом: внутри будущего фундамента устанавливаются сборные железобетонные опоры, на которые устанавливаются стойки, затем ригели.

    Панели, составленные из металлических и деревянных щитов, крепятся к стойкам (рис. VII. 7, в, г) и ригелям. Опалубку, тоннели и другие устройства по возможности устанавливают сразу на всю площадь фундамента, чтобы провести точную геодезическую проверку перед заливкой бетона.

    Для создания опалубки для колонн можно использовать дощатые, фанерные или стальные универсальные щиты. При армировании колонны блоками арматуры и их установке в проектное положение с помощью крана, блок арматуры колонны сваривается с выпусками арматуры фундамента или соединительными деталями арматуры колонны нижележащего этажа. Затем на блок арматуры устанавливаются щиты опалубки, либо собранные из них панели на всю высоту колонны, которые крепятся между собой пружинно-стержневыми скобами или другим удобным способом.

    Если колонну армируют отдельными стержнями, чтобы создать арматурный каркас, сначала устанавливают короб опалубки, сшитый из трех щитов, вручную. Работы начинаются с крепления рамок, которые определяют точное положение коробов опалубки по осям. Рамки пришивают к пробкам, уложенным в свежий бетон плиты перекрытия.

    Для того чтобы сделать текст уникальным с помощью русского языка, я бы предложил следующее:

    Оси опалубки должны точно соответствовать осям, которые нанесены краской на бетоне, а поверхность четверти, куда затем будет установлен каркас опалубки, должна соответствовать рискам, обозначенным на поперечных стержнях (рис. VII.8, а, б). Короб крепят к рамке гвоздями и обеспечивают вертикальность наклонными распорками.

    Задняя (четвертая) доска короба крепится, когда арматурная конструкция колонны уже связана и опалубка балок установлена. Хомуты располагают по разметке, нанесенной на досках. Вертикальность опалубки проверяют рамочным уровнем.

    Опалубка ребристого перекрытия состоит из опалубки плит, балок и брусьев, а также поддерживающих их телескопических опорных стоек (см. рис. VII.5, а).

    Для установки днища короба (см. рис. VI 1.8, в, г) необходимо прикрепить его к оголовкам стоек, а затем закрепить боковые щиты балок с помощью прижимных планок, сверху к опалубке плит. Последняя состоит из щитов настила, уложенных на кружала из досок на ребро. Кружала опалубки плит опираются на подкружальные доски, прибитые к сшивным планкам боковых щитов балок. Расстояние между кружалами обычно составляет 500-1000 мм.

    Для распределения и передачи давления на стойки нижележащего этажа стойки под прогоны устанавливают на лаги (см. рис. VII.8, е). При высоте стоек более 3 м их устойчивость обеспечивается горизонтальными схватками и раскосами.

    Для изготовления опалубки балок, прогонов и ригелей используются деревянные (рис. VII.8, г, д) или стальные щиты (рис. VII.8, и). Рационально использовать короба с комбинированной конструкцией, в которых днища состоят из дерева, а боковые щиты из стали, так как боковые щиты имеют большую оборачиваемость по сравнению с щитами днища. Подвесную опалубку крепят к жесткой арматуре (швеллерам, двутаврам и т. д.).

    При установке опалубки арок с большой высотой процесс происходит постепенно: устанавливают леса и рабочий настил, укладывают днище короба по отметкам и крепят к нему боковые щиты с одной стороны, а затем после монтажа арматуры устанавливают боковые щиты опалубки с другой стороны.

    Опалубка стен и перегородок представляют собой комплекты дощатых или стальных (рис. VI 1.8, ж) щитов, направляющих стоек, прогонов и стяжных болтов.

    На первом этапе устанавливают защитные щиты опалубки с одной стороны стены, например, со стороны откоса котлована. После установки арматуры устанавливают вторую стенку опалубки, закрепляют стяжные болты, и в процессе заливки бетоном рядом со стяжными болтами устанавливают деревянные подпорки, определяющие проектную толщину стены. Стены толщиной более 250 мм опалубливают до высоты 6 м. В случае, если толщина стены меньше, щиты второй стороны опалубки устанавливают этапами на высоту не более 1,5 м.

    В сухую жаркую погоду установленную деревянную опалубку рекомендуется регулярно поливать водой, чтобы предотвратить ее деформацию при высыхании и появлении трещин в щитах и стыках.

    На седьмой картинке изображена установка опалубки для колонн, ребристых перекрытий, прогонов и стен.

    Подъемно-переставная опалубка

    Опалубка, состоящая из щитов, несущих, поддерживающих и крепежных элементов, а также рабочего пола и устройств для подъема, используется при бетонировании стволов различных сооружений, таких как градирни, колодцы, водонапорные башни и другие. В процессе перемещения опалубки на следующий уровень щиты отделяются от бетонируемой конструкции (см. рис. 6.5).

    На рисунке 6.5 показано устройство для подъема и перемещения опалубки. На изображении а показан общий вид опалубки, на б — механизм радиального перемещения щитов опалубки, на в — стяжка щитом наружной опалубки, на г — щит внутренней опалубки. Помимо этого на рисунке присутствуют подвесные леса, шахтный подъемник, подъемная головка, главная радиальная балка, винт радиального перемещения, а также различные элементы подвески и крепления.

    Система сменно-циклической опалубки представляет собой две конические опалубочные оболочки для последовательного циклического бетонирования на интервале 2,5 метра по высоте. Наружная опалубка устанавливается на всю высоту двух циклов и состоит из прямоугольных панелей размером 2,7 X 0,85 метра, а также трапецеидальных панелей размером 2,7 X 0,818 метра, изготовленных из листовой стали и обрамленных по бокам уголками.

    Панели подвешиваются к механизму радиального передвижения (рис. 6.5, б) рабочей площадки и соединяются между собой болтами. Опалубку завершают с помощью конечной панели (рис. 6.5, в). Она проверяется по верхнему проектному радиусу и сжимается стяжными болтами.

    При этом, опалубка должна захватывать снизу забетонированный ствол на 10-15 см.

    Мелкие (рис. 6.5, г) или крупные (2,6 X 0,6 м) щиты используются для внутренней опалубки, устанавливая их внахлестку. Если толщина стен ствола до 300 мм, то для опалубки используются мелкие щиты, устанавливаемые поярусно. Одновременно в работе находится три комплекта (яруса) щитов.

    Поднимающаяся площадка, жестко закрепленная к подъемной головке, представляет собой жесткую диафрагму. Во время подъема опалубки, ее длина по окружности уменьшается по мере снятия лишних панелей и щитов. Для выпусков арматуры и укладки бетонной смеси в опалубку предусмотрена кольцевая щель. Площадка устанавливается и поднимается по шахтоподъемнику.

    Части зданий

    • Здания и их структуры
    • Строительные системы зданий
    • Стены и перегородки
    • Окна, двери, ворота
    • Перекрытия
    • Крыши
    • Лестницы
    • Отопление
    • Вентиляция
    • Водоснабжение
    • Канализация
    • Газоснабжение
    • Электротехническое оборудование зданий
    • Работы с деревом
    • Каменные работы
    • Бетонные и железобетонные работы
    • Монтажные работы
    • Отделочные работы
    • Организация работ по строительству зданий
    • Мостовые краны

    Монтаж

    При возведении зданий методом монолитного строительства особое внимание уделяется стадии установки разборной опалубки для фундамента или других элементов. Качество всего объекта напрямую зависит от правильности выполнения этих работ.

    Монтаж работ упрощается благодаря наличию специальных крепежей в каждой опалубочной системе — параллельно устанавливаются и стягиваются винтами щиты, а последовательно монтируемые элементы соединяются замками.

    Демонтаж

    Снять опалубочную систему можно только после того, как бетон полностью застынет и достигнет необходимой прочности. Если используются быстротвердеющие или жирные растворы, то этот срок можно уменьшить.

    Также на время демонтажа влияют типы бетона, погодные условия и особенности объекта. В теплое время бетон затвердевает быстрее, зимой это занимает больше времени.

    Разрешение на демонтаж опалубочной конструкции может дать главный инженер, следящий за всем строительным процессом.

    Он должен удостовериться, что бетон достаточно прочен и способен выдерживать нагрузки, создаваемые на него.

    Для соблюдения правил безопасности необходимо учитывать несколько общих рекомендаций:

    • Не снимать опалубку с боковых поверхностей и стен колонн в течение пяти дней в зависимости от климатических условий;
    • Демонтировать элементы опалубки на нижних поверхностях последними;
    • Проводить демонтаж щитов со сводчатых пролетных участков длиной до трех метров не ранее чем через семь дней;
    • Выдерживать бетон в опалубке не более четырех недель.
    Оцените статью
    Опора
    Добавить комментарий