Если вам нужно экономичное решение для парковки автомобиля, вы можете соорудить гараж, используя профнастил. Такой гараж устанавливается быстро, его стоимость сравнительно невысока, а главное — его может построить даже человек, не обладающий профессиональными навыками в строительстве. Хотя наличие навыков сварки будет полезно, в принципе, можно обойтись и без них.
- Выбор материалов: профнастил, каркас, крыша и фундамент.
- Планирование и проектирование гаража: размеры, форма и расположение.
- Монтаж каркаса: использование металлопрофиля для создания устойчивой конструкции.
- Установка профнастила: правила крепления и изоляции для защиты от влаги.
- Оконные и дверные проёмы: советы по их расположению и установке.
- Финишные работы: покраска, улучшение эстетики и защита от коррозии.
Достоинства и недостатки
Главное преимущество гаража из профнастила заключается в том, что его можно возвести самостоятельно, затратив при этом сравнительно небольшую сумму и немного времени. При наличии готового фундамента постройка гаража средних размеров может занять всего до недели. Ещё одним плюсом является лёгкий вес материала, что облегчает процесс работы и позволяет создать менее массивный фундамент, экономя при этом средства.
Однако не обходится и без недостатков. Первое, о чём следует подумать, это то, что металлопрофиль не отличается высокой прочностью. Этот материал легко повреждается, легко гнётся при сильном воздействии. Поэтому гаражи из профнастила обычно строят на частных участках. Второй момент заключается в том, что металл обладает высокой теплопроводностью, и без дополнительного утепления в гараже зимой будет холодно, а в летний период — жарко.
Размеры, место на участке
При планировании строительства гаража важно определиться с его месторасположением. Обычно гаражи располагают недалеко от места въезда на участок. Иногда ворота открываются сразу на улицу, иногда от них отступают на несколько метров, предпочитая разместить машину подальше под защитой ограждения.
Размеры гаража следует выбирать исходя из доступного пространства и тех задач, которые вы собираетесь выполнять в этом помещении. Если вы не планируете дополнительных работ, размер гаража можно увеличить на по метру к длине и ширине автомобиля — это и станет минимальными размерами вашего будущего гаража. В случае установки какого-либо оборудования длину следует увеличить ещё как минимум на метр.
Для начала хочу подчеркнуть, что строительство гаража из профнастила требует тщательного планирования и учета всех деталей. Первым шагом я рекомендую определить размер гаража и его месторасположение на участке. При этом важно учесть не только габариты автомобиля, но и необходимость свободного пространства для хранилища инструментов и другого оборудования. Также следует получить разрешение на строительство, если это требуется в вашем регионе.
После этого перехожу к выбору подходящего профнастила. Он бывает различной толщины и формы, что влияет на прочность конструкции. Я предпочитаю использовать профнастил с высокой несущей способностью, который обеспечит долговечность гаража. Также не стоит забывать о необходимых дополнительных материалах: подстилке, стропилах, утеплителе и системе водостока, которые также играют важную роль в дальнейшем эксплуатации здания.
Наконец, начинаю процесс сборки гаража. Сначала устанавливаю фундамент, на который затем монтирую каркас. Затем на каркас креплю профнастил, внимательно следя за герметичностью соединений. Используя крепежные элементы, я обеспечиваю надежное соединение между листами. После завершения монтажа следует уделить внимание внутренней отделке и установке окон и дверей. Это придаст гаражу эстетичный вид и обеспечит комфортное использование в будущем.
Оптимальная высота для гаража составляет 2,6 м, а минимальная общепринятая — 2,2 м. Если планируется разместить две машины, глубину гаража принимают по большему автомобилю, оставляя между ними расстояние не менее 0,6-0,8 м.
Фундамент под гараж из профнастила
Во время возведения гаражей чаще всего используют два варианта фундаментов: ленточный мелкозаглубленный и монолитная плита. Ленточный фундамент подходит для грунтов с хорошими дренажными свойствами и не склонных к пучению. В остальных случаях надежнее построить плиту. Плита, хоть и требует больше средств и усилий, имеет преимущества, так как помимо надежного фундамента обеспечивает готовый пол в гараже, который нужно лишь выровнять и покрыть.
При строительстве гаража из профнастила, который предполагает наличие каркаса, нужно при изготовлении фундамента создать выпуски арматуры или внедрить шпильки, к которым потом будет крепиться каркас.
Есть ещё экономичный способ — обойтись без фундамента, просто вкопав стойки в грунт. В данном случае каркас изготавливается из толстых труб. Для каждой стойки вырывается ямка, в которую засыпается щебень, устанавливается стойка (предварительно обработанная антикоррозийными средствами), затем щебень утрамбовывается вокруг трубы, и заливается бетоном. После этого к стойкам привариваются обвязки для создания полноценного каркаса.
Между стойками вырывают небольшую канавку, ширина которой около 20 см, а глубина — достаточно вывести плодородный слой. В полученное углубление засыпают щебень и тщательно его уплотняют. Высота щебеночной подушки должна немного превышать уровень земли. При установке профлиста его опускают до щебня, опирая на него (он должен быть выровнен по уровню).
После возведения стен гаража из профнастила, по обеим сторонам профлиста укладываются бетонные полосы, которые перекрывают канавку. Со стороны улицы можно сразу сформировать нечто вроде отмостки для отвода воды от стен гаража. Хотя этот метод нельзя назвать «правильным», его часто применяют, особенно на дачах, где гараж служит лишь временным укрытием.
Как делать каркас
Лучше всего сваривать каркас из профилированной трубы. Для стоек рекомендуется использовать трубы с сечением 80*40 мм и стенкой толщиной не менее 3 мм, в то время как для обвязки можно использовать материалы меньшего размера. Альтернативным вариантом являются стальные уголки с придерживающей шириной полочки не менее 50 мм и толщиной метала от 3 мм.
Если у вас отсутствуют навыки сварки, можно применить оцинкованный П-образный профиль для установки профнастила. Ширина полочки должна составлять не менее 50*50 мм. Такой материал нарезается на необходимые длины и собирается с помощью болтов.
Некоторые могут создать каркас для гаража из профнастила с использованием бруса. Хотя это не самый безопасный вариант с точки зрения огнестойкости, в некоторых регионах именно брус оказывается наиболее выгодным материалом. Сечение бруса для стоек и обвязки — не менее 80*80 мм.
Определившись с выбором материала для каркаса, необходимо решить, каким образом будет осуществляться крепление нижней обвязки к фундаменту. Есть два варианта: один из них уже упоминался — замуровать шпильки в фундамент, а второй — прикрепить обвязку к фундаменту с помощью анкеров. В этом случае обвязка варится, раскладывая металл по фундаменту и проверяя углы и диагонали. Затем готовый каркас фиксируется анкерными болтами.
При установке каркаса стойки располагают так, чтобы стыки листов приходились на них. Так как профлист монтируется с перехлёстом в одну волну, необходимо учитывать полезную ширину (это параметр среди технических характеристик) для расчёта расстояния между стойками.
К стойкам привязывается три обвязки: внизу, вверху и посередине. Для увеличения жесткости конструкции можно добавить уголки (как показано на фото выше) или укосы — элементы, размещенные наискосок от одной стойки к другой. Для ворот стойки усиливаются — две трубы или уголка свариваются вместе. Двойная трубка также используется для верхней балки — чтобы пролет без опоры был прочным и не провисал, добавляется вторая труба.
При небольших размерах гаража и большом сечении трубы можно ограничиться лишь двумя обвязками: верхней и нижней. Это справедливо только для тех регионов, где нет сильных ветров или гараж защищён стеной дома, забором и другими сооружениями.
Крыша
В гаражах из профнастила обычно устраивают односкатные или двускатные крыши. Оба варианта зарекомендовали себя неплохо, однако односкатную крышу проще реализовать — для неё требуется меньше материала на стропила и фермы, а также меньший расход профнастила. Уклон может быть в одну из сторон (на изображении ниже) или назад в зависимости от конкретных условий.
В районах с обильными снегопадами односкатные крыши устанавливают крайне редко, так как для их нормального функционирования требуется значительный угол наклона, что требует дополнительных затрат (одну из стен следует делать значительно выше), и увеличивает ветровую нагрузку. Поэтому в таких местах чаще всего возводят гаражи с двускатными крышами.
Угол наклона двускатной крыши гаража рекомендуется устанавливать не менее 20°. При более крутом наклоне крыша становится дорогой, а при слабом угол плохо справляется со снегом.
Выбор профлиста для гаража
Профнастил изготавливают из оцинкованной стали. Толщина листа варьируется от 0,4 до 1 мм. При строительстве гаража из профнастила имеет смысл выбрать материал с разной толщиной для стен и крыши. Для кровли выгодно подойдут листы толщиной 0,45-0,5 мм, тогда как для стен лучше использовать 0,6-0,7 мм.
Металлопрофиль бывает разного назначения: для стен, для кровли и несущий (не требующий каркаса). Материал для стен обозначается буквой «С», для крыши — буквой «К», а несущий — «Н». Существует также двойного назначения — он подходит и для стен, и для крыши и маркируется «НС». Некоторые производители перед этими символами ставят букву «П», указывающую на «профнастил».
Для стен гаража из профнастила следует выбирать материал с маркировкой «С», а для крыши — «К». Далее в маркировке за буквами следуют цифры, обозначающие высоту волны. Например, обозначение С18 расшифровывается как «стеновой металлопрофиль с высотой волны 18 мм». Именно такой материал чаще всего используется для стен гаража.
Он обладает достаточно хорошей жёсткостью (чем выше волна, тем большей она обеспечивается) и при этом имеет доступную цену. При желании можно использовать ещё более жёсткий вариант С21.
Ширина листа профнастила зависит от высоты волны — чем она выше, тем меньше ширина листа. В маркировке полная ширина указывается через дефис. Например, профлист НС44-1000 имеет ширину 1000 мм, а Н60-845 — 850 мм. Но при приобретении стоит учесть, что листы металлопрофиля монтируются с перехлестами, как вертикальными, так и горизонтальными.
Таким образом, потребуется на 10-15% больше материала, чем фактическая плоская площадь.
Важно решить, будете ли вы строить гараж из оцинкованного профнастила или с полимерным покрытием. Оцинкованный вариант дешевле, но более подвержен воздействию окружающей среды. Хотя качественно оцинкованное покрытие может прослужить около 10 лет, цветной вариант может прослужить 30 лет и более. Часто немалую роль играет внешний вид гаража, а оцинковка выглядит гораздо менее привлекательно.
Правила монтажа
Для того чтобы гараж, построенный из профнастила, был долговечным, следует придерживаться определенных рекомендаций по монтажу. Металлопрофиль фиксируется с помощью специальных саморезов, обладающих восьмигранной головкой и уплотнительной шайбой. Эти крепежные элементы изготовлены из высококачественной стали и подвержены оцинковке. Резиновая прокладка обеспечивает необходимую герметичность под металлической шайбой.
При установке профлистов крайне важно, чтобы резиновая уплотнительная деталь плотно соприкасалась с материалом, избегая при этом повреждения самого метала. Крепежи закручиваются при помощи ручной электродрели на низких оборотах. Так же понадобится специальная насадка для восьмигранных шляпок — предпочтительно подмагниченная, что упростит процесс работы.
Правила крепления листов
Во время установки на стены саморезы размещаются либо в пазы, либо в гребни волн — это не имеет критического значения, однако на крыше крепеж используется исключительно в гребни. Если саморезы устанавливаются в пазы, то их диаметр составляет 4,8*28 мм, а в случае установки в гребни длина самореза выбирается с учетом высоты волны, к которой добавляется 35 мм для определения минимальной длины. Более длинные саморезы можно применять, но короче допустимо использовать нельзя.
Листы крепятся к каркасу, при этом саморезы должны быть размещены с интервалом через одну волну и в шахматном порядке по отношению к другим рядам. Для повышения прочности стыка двух листов, после их фиксации, рекомендуется дополнительно ввинтить саморезы или установить заклепки в местах стыковки.
Теперь поговорим о размещении листов профнастила на каркасной конструкции. Волну можно установить вертикально или горизонтально — выбор не принципиален. Если вы собираетесь приобрести металлопрофиль у производителя, можно заказать листы нужной длины (максимальная длина составляет 12 м). Это поможет сократить количество швов и уменьшить расход материалов (меньше перехлестов).
При соединении двух листов вдоль волны, один накладывается на другой на одну волну. Обратите внимание, что боковые волны разные по ширине: одна немного шире второй и имеет капельник — бороздку. Более узкая волна, уходит вниз, перекрывается широкой.
Если имеются горизонтальные стыки, перекрытие должно составлять не менее 20 см. Для обеспечения лучшей герметичности соединения рекомендуется использовать кровельные герметики или битумную мастику. Листы должны располагаться так, чтобы вода не проникала в соединение (верхний лист закрывает нижний), поэтому монтаж начинают с низа и поднимаются вверх.
Стыки и узлы
Для создания двускатной крыши гаража из профнастила потребуется коньковый элемент. Он доступен в продаже в двухметровых отрезках. Участки конька устанавливаются с перекрытием в 20 см, а стыки лучше обработать битумной мастикой. Крепление производится в гребень с интервалом 20 см.
Стыки на углах гаража закрываются специальными уголками. Эти элементы крепятся мелкими саморезами 4,8*35 мм с интервалом 25-30 см.
В местах соприкосновения кровельного профлиста со стеновым образуются отверстия. Их заполняют пеной, а свесы зашивают нарезанными полосами профлиста или другими материалами. Существуют также уплотнительные ленты из вспененного полиэтилена. Они могут быть специализированными, под определенные профили, совпадающими с формой волны, и универсальными — просто в виде полос.
Утепление
Утепление гаража из профнастила целесообразно только в случае его отопления. Необходимо учитывать, что при правильном утеплении площадь помещения «теряет» около 7-10 см из-за утеплителя, вентиляционного зазора и внутренней отделки. Для утепления обычно используют два материала — базальтовую вату в жестких матах или пенополиуретан (пенопласт).
Как утеплить минеральной ватой
Для установки минеральной ваты нужна обрешетка — плиты хотя и жесткие, но требуют опоры. Обрешетка может быть собрана из досок, ширина которых равна толщине утеплителя, или из оцинкованного профиля, обладающего такой же шириной. К каркасу обрешетка крепится с шагом на 2-3 см меньше ширины мата. При таком шаге утеплитель становится плотно и не требует дополнительного крепления. Тем не менее, для надежности его все же стоит закрепить специальными «зонтичными саморезами», которые устанавливаются в трубы или уголки обвязки.
После установки утеплителя, из планок толщиной 3 см набивается контр-обрешетка. Ее направляют перпендикулярно к планкам обрешетки. Эти 3 см образуют вентзазор, необходимый для удаления влаги, накапливающейся в утеплителе (конденсат, возникающий из-за разницы температур внутри и снаружи). Без данного зазора минеральная вата не сможет функционировать и в следующем сезоне.
Если она впитает влагу и впоследствии замерзнет, то после размораживания может просто рассыпаться. Поскольку гараж обычно отапливается эпизодически, даже несколько таких заморозок будет достаточно. Поэтому стоит использовать другой материал либо создавать вентиляционный зазор.
Чтобы защитить минеральную вату от избыточной влажности, которая иногда бывает внутри гаража, на контр-обрешетку укладывают пароизоляционную мембрану. Она должна предотвращать попадание влаги из помещения, но в то же время не мешать выходу влаги из утеплителя. При монтаже пароизоляции важно обеспечить её герметичность. Одно полотно должно накладываться на другое не менее чем на 10 см, а стыки проклеиваются двусторонним скотчем. Пароизоляция крепится к обрешетке с помощью планок (гвозди, саморезы или скобы).
На финальном этапе устанавливается внутренняя отделка, которую делают из влагостойкой фанеры или ОСБ, хотя можно использовать и другие листовые материалы — ГВЛ, ГСП и многие другие. Последние предпочтительнее, так как они огнеупорны.
Использование пенопласта
Пенопласт, как утеплитель, неплох, но не для данного случая. Гараж из профнастила летом будет нагреваться до высоких температур, а при нагреве пенопласт выделяет вредные для здоровья вещества. Это один из недостатков. Второй — неясно, как его закрепить. Обычно его крепят на стене при помощи саморезов с крупными пластиковыми шляпками, однако этот способ не подходит для профнастила — дырявить его нецелесообразно.
Есть вариант — крепеж на герметик или монтажную пену. Монтажная пена обеспечивает хорошую фиксацию, но является гигроскопичной. Без вентиляционного зазора, впитывая влагу, она станет отличной средой для развития плесени, грибка и насекомых.
Герметик не гигроскопичен, но он также дорогой, так как нужен состав, который может работать в широком температурном диапазоне. Он должен быть морозостойким и выдерживать высокие температуры.
Еще один вариант — создание обрешетки из оцинкованного профиля. Здесь шаг составляет 1 метр, что соответствует стандартному размеру блока пенопласта. В данном случае их можно вставить и зафиксировать на обрешетке.
Широкую популярность приобретает утепление с использованием вспененного полиуретана, который наносится из специального аппарата. В этом случае не возникнет проблем с установкой, но услуги по этой обработке платные — требуется специальное оборудование. Зато такой подход избавляет от хлопот с монтажом.
Таким образом, мы охватили основные моменты по строительству гаража из профнастила своими руками. Существуют и другие нюансы и аспекты, но они в основном зависят от индивидуальных предпочтений. Дополнительную информацию о том, как определить пол в гараже, можно найти здесь, а о том, чем покрыть бетонный пол — здесь.
Вопросы по теме
Как выбрать подходящий профнастил для гаража?
При выборе профнастила для гаража важны такие параметры, как толщину листов, их тип и покрытие. Для гаража оптимально использовать профнастил толщиной от 0,5 до 0,7 мм. Важно учитывать условия климатического воздействия: если ваш регион подвержен сильным осадкам или ветрам, стоит отдать предпочтение более прочным материалам. Кроме того, профнастил может иметь защитное покрытие от коррозии, что значительно увеличивает срок его службы.
Какие инструменты понадобятся для строительства гаража из профнастила?
Для строительства гаража из профнастила вам понадобятся:
1. Электролобзик или болгарка для резки металла;
2. Дрель с набором сверл;
3. Рулетка и уровень для точных замеров;
4. Строительный уголок для контроля прямых углов;
5. Молоток и отвертка для крепления деталей.
Также будет полезен набор крепежных элементов, таких как саморезы с противоржавым покрытием, чтобы обеспечить надежное соединение.
Как избежать ошибок при строительстве гаража из профнастила?
Чтобы избежать распространенных ошибок при строительстве гаража, важно тщательно спланировать все этапы: начиная от выбора места и заканчивая установкой крыши. Не забывайте об учете уровня грунта и дренажной системе, которая поможет избежать затопления. Также не стоит экономить на крепежах и материалах — качественные элементы обеспечат долговечность конструкции. Важно заранее подготовить все необходимые инструменты и материалы, а также следовать инструкциям по монтажу, чтобы избежать ненужных переделок.