При установке подкосов опалубки необходимо следить за тем, чтобы шаг был не более 1 метра. Это поможет обеспечить надежную поддержку опалубки и избежать ее деформаций.
Также важно правильно выбирать материал для подкосов и устанавливать их строго вертикально, чтобы избежать наклона опалубки при заливке бетона.
- Перед началом работ необходимо провести расчеты и определить необходимую высоту подкосов в зависимости от габаритов опалубки, грузоподъемности строительной техники, а также особенностей технологического процесса.
- Устанавливать подкосы следует через определенные интервалы, обеспечивая равномерную и надежную поддержку опалубочных конструкций.
- Рекомендуется следить за уровнем и вертикальностью подкосов в процессе строительства, чтобы исключить возможность их смещения и деформации под воздействием нагрузок.
- Необходимо правильно закрепить подкосы на опалубке, обеспечив их надежное крепление и стабильность во время бетонирования.
- После завершения бетонирования следует внимательно проверить состояние подкосов и при необходимости произвести демонтаж их согласно технологическим рекомендациям.
Технология процессов опалубливания
Процесс создания опалубки включает в себя несколько этапов. Первый этап — установка опалубочных щитов вручную или с использованием крана и их закрепление в нужном положении согласно проекту. После заливки бетона и достижения необходимой прочности, позволяющей снять опалубку, опалубочные и поддерживающие устройства снимаются и перемещаются на новое место. Существуют два основных типа разборно-переставной опалубки: мелкощитовая и крупнощитовая.
Мелкощитовая опалубка представляет собой комплект инвентарных щитов различных размеров с поддерживающими устройствами и креплениями. Основные щиты унифицированной опалубки имеют одинаковые размеры (300 мм по ширине и 100 мм по высоте). С их помощью можно создавать формы для бетонных и железобетонных конструкций — стен, фундаментов, колонн, ригелей, перекрытий, покрытий, бункеров, башен и других сооружений. Опалубка универсальна благодаря возможности соединения щитов между собой по любым граням.
Одной из основных и ключевых особенностей щитов опалубки являются закрытые профили из стали или алюминия, которые в сочетании с жесткими ребрами, Выполненными из закрытых профилей, образуют опалубочные соединения. Они способны выдерживать крутящие нагрузки и одновременно упрощают установку и горизонтальное выравнивание. При использовании в опалубке для высотных конструкций, они повышают безопасность проведения работ.
Уникальная комплексная система опалубки предназначена для удобного опалубливания различных горизонтальных и вертикальных строительных конструкций, начиная от самых небольших сооружений. В дополнение к замкнутому профилю рамы опалубочных щитов, предлагается специальный опалубочный замок, обеспечивающий быстрое (путем удара молотком) и качественное соединение двух соседних щитов как по горизонтали, так и по вертикали в любом месте конструктивной рамы. Палуба из прочной водостойкой фанеры покрыта специальным порошковым или иным покрытием, существенно уменьшающим сцепление с бетоном. В профиль рамы опалубки вварены специальные втулки, предназначенные для удобного прохода и введения натяжных стержней, для соединения противоположных щитов опалубки.
Плоские панели мелкощитовой опалубки имеют площадь до 1,5…2,0 м 2 и весят не более 50 кг для возможности их установки вручную. При наличии строительного крана на объекте строительства, панели можно предварительно собирать в опалубочную панель или блок опалубки площадью до 15 м 2 . Технология работы с мелкощитовой опалубкой аналогична работам с крупнощитовой опалубкой.
Крупнощитовая разборно-переставная опалубка включает панели размером 2. 20 м 2 повышенной несущей способности. Масса таких панелей не имеет жестких ограничений, поскольку их установку и демонтаж осуществляют только при помощи подъемных механизмов. В этой опалубке панели могут соединяться между собой по любым граням и при необходимости дополняться мелкими панелями той же системы. Как и в мелкощитовой опалубке, палуба может быть выполнена из стального листа или водостойкой фанеры.
Необходимо максимально механизировать работы по установке и разборке опалубки. Сначала производится укрупнительная сборка щитов опалубки в опалубочную панель на полную высоту ленточного фундамента площадью около 20 м2. Опалубочные панели должны быть очень жесткими и иметь высокую несущую способность.
Щитовая опалубка ступенчатых фундаментов стаканного типа подколонны состоит из отдельных коробов, которые устанавливаются друг на друга. Короба собираются из двух пар щитов — "закладных" и "накрывных", которые соединяются винтовыми стяжками.
Стены опалубки сделаны из модульных щитов, которые можно собирать в опалубочные панели практически любого размера и формы. Каркас опалубочных щитов изготовлен из точного профиля из алюминиевых сплавов с поперечным сечением, которое обеспечивает установку ламинированной фанеры толщиной 18 и 21 мм. Торцы фанеры защищены самим алюминиевым профилем и герметиком.
В набор опалубки Входят подкосы для установки щитов, навесные консольные подпорки для бетонирования, замки для соединения щитов и винтовые стяжки.
Для изготовления каркасов щитов используют кондукторы, обеспечивающие плоскость поверхностей с точностью до 1 мм, и разность диагоналей каркасов не превышает 3 мм. На палубе не должно быть трещин, заусениц и местных отклонений более 2 мм при креплении водостойкой ламинированной фанеры на каркасах щитов. Потайная головка шурупов допускается выступать на плоскость фанеры не более чем на 0,1 мм.
Крупнощитовую опалубку используют для опалубливания монолитных конструкций c модулем 300 мм. Ширина рядовых щитов опалубки варьируется от 0,3 до 1,2 м с шагом 0,3 м, а стандартная высота составляет 1,2, 2 и 3 м при массе щитов от 42 до 110 кг.
Для строительства стен используется специальная крупнощитовая опалубка, которая состоит из щитов, подмостей и элементов крепежа. Щиты собираются в определенном положении с помощью центрирующих замков, а также подкосов для выверки вертикальной плоскости. В комплект опалубки могут входить дополнительные элементы для создания вставок и угловых соединений.
Также комплект опалубки может быть дополнен специальным компенсационным элементом и удлиненными замками для работы с брусками различных размеров. Это позволяет создавать конструкции различных размеров и форм.
Благодаря комплекту опалубки можно выполнять угловые соединения щитов, стыки примыканий стен и другие виды сборки, необходимые при строительстве различных конструкций.
При помощи винтовых стяжек и гаек панели опалубки открепляются, чтобы выдерживать давление бетонной смеси. Для организации рабочих мест на высоте при укладке бетонной смеси, на опалубке устанавливаются подиумы с ограждениями, которые крепятся к каркасу опалубки.
При сборке и разборке опалубки на высоте внутри и вокруг здания щиты опалубки должны быть защищены инвентарными приспособлениями.
Щиты опалубки соответствуют единому модулю, они универсальны и взаимозаменяемы, их сборка, установка и соединение может осуществляться как вертикально, так и горизонтально. В ребрах каркаса предусмотрены отверстия для кронштейнов и подкосов.
Для присоединения щитов друг к другу используются замки — не менее трех замков в высоту щита: два замка — на высоте 250 мм от нижней и верхней части щита и третий замок — в центральной части щита. Если при строительстве предусмотрено укладывать горизонтальные щиты поверх уже установленных вертикальных щитов, то вдоль длины горизонтального щита должны быть установлены три замковых соединения с вертикальными щитами.
При установке упоров и крепления стоек подвесных эстакад через отверстия в ребрах щитов опалубки их крепят независимо от ориентации щита — вертикально или горизонтально. При монтаже опалубки стен отдельными щитами устанавливают по два упора на каждый щит, при монтаже панелями — через 2. 4 м. Кронштейны для установки рабочей платформы крепятся к щитам опалубки с интервалом 1.2. 1.5 м.
В процессе установки щитов и панелей опалубки стен, их прижимают к бетонному цоколю по нанесенным рискам на перекрытиях. Для приведения в вертикальное положение используются стяжные муфты подкосов. Проверку точности установки проводят с помощью уровня или отвеса.
После установки противоположных щитов опалубки стен, они скрепляются между собой с использованием винтовых стяжек. Не менее трех стяжек размещаются по высоте щита. Винтовые стяжки, устанавливаемые между противоположными щитами, проходят через стальные втулки. Длина втулок и конусов из пластмассы соответствует толщине бетонируемой стены. Конусы защищают отверстия в палубе от попадания бетонной смеси, а втулки делают процесс вытаскивания винтовых стяжек после бетонирования более удобным в процессе распалубливания.
Для крепления щитов используется затягивание гаек винтовыми стяжками. Широкополые шайбы применяются для предотвращения деформаций полого сечения каркаса щитов при затягивании гаек. После установки опалубки все неиспользованные сквозные отверстия должны быть закрыты специальными деревянными или пластмассовыми пробками, чтобы избежать вытекания бетона в процессе бетонирования.
Для установки щитов и панелей наружных стен используются рабочие подмости, закрепленные на стенах предыдущего этажа. Для этого отверстия от винтовых стяжек щитов опалубки используются для крепления болтами низа опор рабочих подмостей, которые затем закрепляются гайками с внутренней стороны стен. Таким образом, подмости плотно прижимаются к забетонированной стене нижележащего этажа.
Сначала монтируются щиты наружной опалубки, которые устанавливаются на рабочие подмости, а затем прикрепляются подкосами. Затем устанавливаются внутренние щиты опалубки, которые последовательно прикрепляются к наружным щитам при помощи винтовых стяжек.
Установка опалубки стен и панелей осуществляется при помощи специального захвата, который закрепляется на канатных стропах. Для отдельного щита используется одна точка крепления, а для опалубочной панели – две точки.
Опалубку стен можно устанавливать как отдельными щитами, так и собирать заранее в панели. Сборку панелей из отдельных щитов следует выполнять на специально подготовленной площадке в зоне действия монтажного крана. Длина панелей, собранных из щитов, не должна превышать 8 метров.
Демонтаж опалубки стен осуществляется путем снятия укрупненных панелей из 5-6 щитов. На демонтируемой панели откручивают гайки винтовых стяжек, вытаскивают тяжи. Затем с помощью подкосов щиты отрываются от бетона. Снятые панели перемещаются краном на склад для осмотра, ремонта и, при необходимости, смазки.
При монтаже опалубки для колонн вначале необходимо на бетонной подготовке (перекрытии) отметить место установки опалубки (с учетом геометрии осей и плоскостей колонн). Далее арматурный каркас устанавливается, сначала он соединяется с каркасом нижележащей колонны, затем дополнительно присоединяются пластмассовые кольца или горизонтальные стержни, которые свариваются к каркасу, на высоте 300 мм от низа и верха колонны, для обеспечения необходимого защитного слоя бетона в процессе заливки бетона.
Изначально устанавливаются два соседних щита вдоль рисок и опорных точек, затем они фиксируются подкосами. Нижние опоры подкосов твердо крепятся к перекрытию, и при помощи регулируемых винтов подкосов щиты поднимаются до вертикального положения. Затем устанавливаются оставшиеся два соседних щита, которые Выравниваются в вертикальное положение.
Щиты соединяются друг с другом винтовыми стяжками, устанавливаемыми параллельно друг другу в количестве четырех штук на каждом щите. Любые неиспользуемые отверстия в щите должны быть закрыты специальными заглушками (из дерева или пластика), чтобы избежать вытекания бетонной смеси.
Консольные подмости устанавливаются с помощью подъемных вышек и на них устанавливается рабочая площадка из щитов с защитным ограждением из досок, обеспечивающим безопасность при бетонировании колонн.
Перед тем как начать бетонирование, необходимо провести окончательную проверку установленной опалубки и всех ее креплений.
Соединение щитов колонн предполагает использование специальных хомутов, состоящих из четырех кронштейнов, соединенных между собой клиньями. Кронштейны удерживают щиты в необходимом проектном положении, обеспечивая нужные геометрические размеры колонн.
Для создания опалубки для перекрытий есть два варианта: 1) использовать листы ламинированной фанеры, установленные на продольных и поперечных балках, которые закреплены на рамах с выдвижными домкратами; 2) собрать столовую опалубку, состоящую из рам с опорными домкратами, соединенных продольными связями с катковыми опорами.
Для создания опалубки можно использовать телескопические стойки до 3,7 м, которые состоят из базовой части с домкратом и выдвижной штангой. Также применяются стойки из двух труб, одна из которых входит в другую. Их положение фиксируется специальными прорезями каждые 10 см, а их высота может изменяться от 10 до 130 см. Для точной установки стойки по высоте используются сквозные отверстия в выдвижной трубе, через которые проходит стальной штырь. Этот штырь опирается на гайку, навинченную на наружной трубе, и удерживает внутреннюю трубу в нужном положении.
Для плавного опускания опор, которые поддерживают опалубочные щиты, используют специальные устройства. Если применяются деревянно-металлические стойки, то используется винтовой домкрат, а для стальных телескопических стоек – гайка на винтовой нарезке наружной трубы.
Стойки с поддомкрачиванием бывают с тремя видами съемных головок. Вильчатая головка предназначена для установки одной или двух главных несущих балок. Падающая головка удобна тем, что при достаточной прочности забетонированного перекрытия можно убрать некоторые промежуточные стойки.
При активации специального механизма падающая часть опускается на глубину до 10 см, при этом остальная конструкция, поддерживающая перекрытие, остается неподвижной. Третий вид механизмов используется в качестве опоры для поддержания опалубочной системы до момента снятия опалубки. При нажатии на механизм они опускаются на 1.2 см, что позволяет визуально оценить состояние системы, легко выдвинуть стойки и освободить несущие балки опалубки. Панели опалубки отсоединяются от забетонированной конструкции за счет своего веса или с применением специальных инструментов.
Для правильной установки опалубки необходимо следовать технологическим картам, которые зависят от ее конструкции. Важно обеспечить устойчивость отдельных элементов во время установки. Расположение телескопических стоек и рам на бетонируемом перекрытии зависит от расположения стоек на ранее забетонированном перекрытии. Важно учитывать темпы возведения конструкций, скорость набора прочности бетоном, нагрузки на различных этапах возведения сооружения и другие технологические факторы.
Место установки опалубочных форм и лесов должно быть очищено от мусора, снега и наледи. Поверхность земли следует планировать с помощью срезки верхнего слоя грунта. Подсыпка грунта для этих целей не допускается.
При создании опалубки особое внимание уделяется вертикальности и горизонтальности элементов, их жесткости и неподвижности, а также правильности соединений в соответствии с чертежами. Допустимые отклонения при установке опалубки и поддерживающих лесов регламентируются.
Использование инвентарной опалубки предусматривает обязательное смазывание поверхности щитов. Наиболее распространены гидрофобные смазки на основе минеральных масел или жирных кислот, а также комбинированные смазки.
Смазка уменьшает сцепление поверхности щитов с бетоном, облегчая таким образом снятие опалубки и увеличивая долговечность. Смазку следует восстанавливать после каждой 1-4 установки опалубки.
Понравилась статья? Добавьте ее в закладки (CTRL+D) и не забудьте поделиться с друзьями:
Монтажные работы
Под какими условиями можно установить стеновую опалубку?
- Монтаж готовой опалубки выполняется на горизонтальной, идеально выровненной поверхности;
- Основание должно выдерживать нагрузку, как от самих щитов, так и от закрепленных к нему подкосов;
- При установке щиты опалубки выравниваются по отмеченным точкам крепления подкосов, которые в свою очередь должны выдерживать давление при скреплении щитов между собой;
- Конструкция опалубки для заливки стен должна строго устанавливаться в вертикальное положение. Установку конструкции можно выполнить при помощи крана или лебедки с достаточной грузоподъемностью.
- Для сбора опалубки определенной конфигурации необходимо использовать специальные конструкционные детали.
При проведении строительных работ очень важно правильно устанавливать подкосы опалубки, так как от этого зависит безопасность работников и качество выполненных работ. Во-первых, необходимо учитывать высоту и ширину опалубки, чтобы определить необходимое количество подкосов. Кроме того, подкосы следует устанавливать перпендикулярно опалубке, чтобы обеспечить равномерное распределение нагрузки.
Для установки подкосов рекомендуется использовать специальные регулируемые опоры, которые можно точно отрегулировать под нужный угол. Важно также обеспечить правильное расположение подкосов по всей длине опалубки, чтобы избежать ее деформации и возможных повреждений. Не следует экономить на подкосах, лучше установить лишние, чем рисковать опалубкой и безопасностью работников.
Правильная установка подкосов опалубки является неотъемлемой частью строительного процесса и требует профессионального подхода. Работникам, ответственным за установку подкосов, необходимо иметь соответствующую квалификацию и опыт, чтобы гарантировать безопасность и надежность конструкции. Всегда лучше потратить дополнительное время на правильную установку подкосов, чем столкнуться с серьезными последствиями из-за небрежности и недооценки этого этапа строительства.
Поэтапная последовательность монтажа
- Подготовка места для установки
Необходимо взять две деревянные балки шире, чем будущая секция, и выровнять их на горизонтальной поверхности. Затем на балки укладываются щиты опалубки в поперечном направлении снаружи.
- Стыковка щитов на земле не разрешена.
- Балки для опалубки должны быть изготовлены из досок, а не из перекрытий.
- Соединение щитов
Для соединения щитов используются штифты, клинья или выравнивающие замки, которые фиксируются до полной блокировки.
- Если ширина щитов менее 1200 мм, требуется не менее 2 выравнивающих замка.
- Для установки более широких элементов потребуется использовать 3 и более замков.
- Монтаж консолей подкосов и подмости
После установки щитов на балках, на них устанавливают консоли подмости и подкосов. Подкос крепится к верхнему кронштейну с помощью болта и гайки, на вертикальном или горизонтальном ребре щита. Кронштейн нижней регулируемой опоры подкоса прикрепляется к нижнему ригелю щита. Консоли подмости могут быть повешены на вертикальные или горизонтальные ребра щита, просто зацепив посадочные шипы за отверстия ригеля.
- Расстояние между устанавливаемыми консолями подмости должно составлять 2 метра. Для напольного покрытия используются деревянные доски толщиной в 40 миллиметров.
- Оптимальный шаг установки подкосов обычно составляет 3-4 метра. Для крепления основания подкоса к бетону используется анкер.
- Монтаж захватов на опалубку
Соединение захватов с профилем щита опалубки осуществляется для соединения элементов опалубки или крепления к противоскользящим усиливающим конструкциям. Крепление захвата к профилю происходит за счет зажимной скобы. Необходимо убедиться, что подъемные крюки соответствуют профилю щита и обладают достаточной грузоподъемностью.
Поднимать щит следует только в вертикальном направлении нагрузки, разрешенное угловое отклонение подвески не должно превышать 60 градусов. Каждый захват должен быть проверен перед использованием. Готовая стеновая конструкция устанавливается вертикально с помощью подъемного механизма, а затем перемещается на место установки по отмеченным вертикальным линиям.
- Конструкция, собранная для транспортировки, может подвергаться воздействию ветра, что увеличивает риск получения травмы.
- Установленную вертикальную конструкцию необходимо надежно закрепить, чтобы предотвратить ее падение.
- Для фиксации опалубки к установленным щитам и основанию
Перед установкой опалубки производится разметка стен, а в монолитном перекрытии устанавливаются маяки. При монтаже щитов опорная пята подкоса должна иметь прочную основу, к которой ее крепят дюбелями. Также регулируется вылет для выравнивания стеновой конструкции.
Далее идет процесс соединения конструкции с установленной опалубкой с помощью замковых соединений. На все поверхности, контактирующие с бетоном, наносится демонтажная смазка с помощью валика или пульверизатора. Шпильки вставляются в отверстия щитов в вертикальном направлении, затем специальные гайки затягиваются снаружи щита. Пластиковые распорки устанавливаются на шпильки, а неиспользуемые отверстия закрываются заглушками. После установки всех щитов опалубки по описанной схеме происходит установка арматурного каркаса и возведение фасада с противоположной стороны опалубки.
- Монтажными подмостками собранной опалубки
После закрепления защитных щитов необходимо перейти к установке подмостей. Консоли подмостей покрываются настилом из досок. Выбор типа настила оказывает влияние на шаг установки консолей, при этом расстояние от края опалубки до первой консоли не должно быть менее 1 метра. Важно установить нижние панели ограждения подмости и боковые стойки.
- При раскладке настила средний расход досок составляет 1,5 м 2 на погонный метр.
- Максимальная нагрузка, которую выдерживает консоль – 150 кг/м 2 .
- Проведение тестирования устойчивости, заливка бетоном
Необходимо проверить конструкцию опалубки на выравнивание по горизонтали и вертикали, установить стойки или подкосы в предусмотренных местах и произвести заливку бетонной смесью.
Установка одноуровневого подкоса
- Первый этап: установите трубки подкоса на необходимую длину
- Далее, закрепите верхнюю трубку к установленному опалубочному щиту, используя монтажную площадку подкоса
- Подкос должен быть закреплен к площадке, которая установлена на уровне возводимого здания, с помощью "пятки" подкоса
- Проверьте правильность установки щита опалубки с помощью строительного или лазерного уровня
- В конце, закрепите подкос с помощью резьбового соединения телескопических трубок
- Для второго этапа выдвигите обе трубки подкоса на необходимую длину и зафиксируйте их
- Крепление подкоса к щиту опалубки осуществляется анкерными тяжами
- Нижняя шарнирная платформа подкоса крепится к горизонтальному основанию
- Закрепите подкос винтовым соединением телескопических труб и проверьте правильность положения щитов опалубки
Стандартизация и маркировка
Подпоры для опалубки представляют собой стандартные комплектующие детали, которые могут быть заменены деталями с аналогичными характеристиками. Для определения вида и размера все подпоры имеют стандартную маркировку L (X) м, определяющую допустимую высоту, на которой устанавливается шток на щите.
Подпоры с маркировкой L12м могут крепиться к опалубке на высоте от 11.4 до 12.3 метров. Маркировка подпорок производится заводом-изготовителем и регламентируется ГОСТом 34329-2017. Знаки на металл наносятся с использованием ударно-точечной технологии или специальным принтом водостойкой краской.
Общие требования к подкосам опалубки
Настраиваем положение опалубки с помощью подкосов, что позволяет точно установить щиты и надежно зафиксировать их в нужном положении. При выборе комплекта подкосов следует обращать внимание на общие требования:
- все элементы подкосов должны производиться в заводских условиях и иметь соответствующую маркировку;
- при изготовлении деталей используется качественный металлопрокат, обладающий необходимыми показателями прочности;
- для работы в различных условиях на поверхность подкосов наносится антикоррозионное покрытие, отвечающее стандартным требованиям защиты от воздействия внешних факторов.
Комплектующие подкосы для установки, выравнивания и снятия опалубочных щитов должны иметь стандартные размеры и легко заменяться аналогами в случае поломки или износа.
Каким критериям должен удовлетворять подкос для стеновой опалубки:
- Обеспечение достаточной прочности для переноса различных статических и динамических нагрузок.
- Гарантированная фиксация опалубочных щитов в заданном положении во время застывания бетона.
- Устойчивость к резким изменениям температуры, повышенной влажности, воздействию щелочей и ультрафиолета.
- Соответствие установленным стандартам безопасности.
- Простота монтажа и демонтажа.
- Способность выдерживать большое количество рабочих циклов.
Для опалубочной системы необходимы качественные комплектующие, включая подкосы, которые не дешевы. Компания "Ордос Опалубка" предлагает использовать строительный бюджет рационально, взяв подкосы в аренду. Мы предоставляем качественные комплектующие для опалубочных систем в отличном техническом состоянии. Стоимость аренды очень доступная и включает в себя транспортировку, установку, демонтаж и сервисное обслуживание. Для получения подробной информации, пожалуйста, свяжитесь с нашими менеджерами.
С каким шагом ставить подкосы опалубки
Dispomix.ru — исследование проникающей гидроизоляции
Сплоченные и бесшовные опалубки — перед началом строительства необходимо провести геодезические работы для разметки осей и мест установки.
Фундамент, на котором будет установлена опалубка, должен иметь ровную горизонтальную поверхность, точно выверенную по отметке, чтобы обеспечить точные размеры для выселения следующего пола и сохранить проектные размеры высоты этажа. Установку опалубки выполняют с помощью крана в соответствии с разметкой, сделанной на перекрытии этажа.
После этого, при помощи винтовых домкратов, установленных на опорах щитов, производится установка щитов в нужное положение. При необходимости дополнительные опоры также устанавливаются и закрепляются к перекрытию для предотвращения опрокидывания щита при случайных ударам. Также на всю длину стены устанавливаются соседние щиты, соединяющиеся между собой специальными замками.
После этого производится установка нижнего ряда стяжек, на которые надеваются защитные трубки. Таким образом, осуществляется монтаж опалубки с одной стороны стены. Перед установкой противоположных щитов также производится монтаж встроенных деталей, установка электрических и других коммуникаций, если их нужно закрепить на опалубке, а также установка проемообразователей.
После того, как противостоящие панели опалубки соединены, их окончательно проверяют и выравнивают с помощью винтовых домкратов. Любые разрывы в подмостях соседних щитов должны быть закрыты щитами настила и ограждений, и объединены в одинаковые подмости вдоль всей линии опалубки. На подмостях устанавливаются стремянки для перемещения людей.
Щиты опалубки внешних стен устанавливают перед или после установки щитов внутренней опалубки. Хотя установка внешних щитов до установки внутренних сложнее, после их установки можно уложить утеплитель, закладные детали и т.д. При многослойных внешних стенах целесообразно закрепить утеплитель (а также разводку и закладные детали) на внутреннем щите опалубки перед его установкой.
После затягивания болтов, нижняя часть щитов будет прижиматься к забетонированной стене, а верхняя часть будет закреплена стяжками-струбцинами. Если речь идет о щитах наружных стен, их также можно установить с использованием консольных подмостей, которые крепятся к стене забетонированного этажа.
При этом, после установки щита на перекрытии и его закрепления с помощью дополнительных подкосов, на нижнем ряду щита устанавливают и закрепляют тяжи. Если же монтаж осуществляется краном, то нижнюю опорную часть щита опирают на тяжи и с помощью подтяжек со стороны перекрытия прижимают к внутреннему щиту. Затем устанавливают и закрепляют верхний ряд струбцин на щитах.
Щиты окончательно закрепляют и проверяют крепления с консольных подмостей. Если монтируют наружные стены из сборных навесных панелей, то их используют в качестве опалубки для конструкционного бетона. Сборные панели самонесущие с утеплителем. Их можно изготавливать из легкого бетона или многослойными с наружной облицовкой и слоем утеплителя внутри.
После монтажа сборные панели крепят к крупнощитовой опалубке стяжными болтами. При такой схеме нужно учитывать восприятие давления бетонной смеси при бетонировании. Опалубку лестничных клеток и лифтовых шахт устанавливают аналогично.
Для установки внутренней опалубки используют подмости, которые закреплены внутри шахт с опорой на закладные детали, встроенные в стену. В лифтовых шахтах целесообразно использовать блочную внутреннюю опалубку. Крупноразмерную опалубку для перекрытий устанавливают с помощью крана после снятия стеновой опалубки.
Перед установкой опалубки проводится предварительная разметка перекрытия и стен с отметкой для установки опалубки в плане и обозначением нижней отметки. С использованием винтовых домкратов производится точная установка по отметке с проверкой горизонтальности. Винтовые домкраты последовательно поднимают опалубку, начиная от крайних граней.
Для обеспечения получения прямых углов сопряжения стен с перекрытием, между установленной опалубкой и стеной вставляют специальные прокладки, которые закрывают зазоры. При одновременном бетонировании стен и перекрытий также устанавливают прокладки или откидные вставки между щитовой опалубкой стен.
Использование объемно-переставной опалубки при возведении зданий позволяет снизить капиталовложения на 20—25% по сравнению с панельным строительством, а также уменьшить общую стоимость и трудоемкость работ при увеличении трудоемкости на строительной площадке на 25—30%. Для увеличения точности установки опалубку монтируют после бетонирования маяков стен, которые имеют высоту 15—20 см.
При возведении нижележащего этажа одновременно бетонируют маяки. Они могут быть закреплены к основной части или к бетонным вставкам в стенах. Также используются сборные ленточные маяки, устанавливаемые в стеновую опалубку при бетонировании нижнего этажа.
Выравнивание опалубки маяков необходимо проводить очень точно, так как ее положение влияет на точность бетонирования последующих этажей, соосность стен и отметку перекрытия. Если используется опалубка, устанавливаемая на рельсовые пути, их монтаж также требует особой тщательности с точной проверкой по проектным размерам. Пути жестко крепятся к перекрытию.
Перед началом установки секций опалубки вдоль фасада здания (при использовании для монтажа наружных щитов консольных подмостей) и вдоль торцовых стен подмости вешают. Кран используется для монтажа последних. Их нижнюю опорную часть опирают на перекрытие, а оттяжки закрепляют к стенам с использованием имеющихся отверстий после извлечения стяжных болтов.
Для точной установки и выравнивания подмостей применяются домкраты, установленные на нижней опоре, и регулировка длины оттяжек. На периметре этажа обязательно устанавливаются ограждения. Секции опалубки устанавливаются на перекрытие с помощью крана, затем ручным транспортированием перемещаются в заданное положение и закрепляются на рельсовых путях.
Установка боковых и горизонтальных щитов осуществляется с помощью домкратов. То же самое делается и с остальными секциями опалубки. После выверки в проектном положении секции соединяют между собой, образуя туннель опалубки. Они должны быть собраны и выверены на заводе-изготовителе в соответствии с проектными размерами.
Перед монтажом опалубки производят контрольную проверку геометрических размеров с необходимой корректировкой после нескольких оборотов. В этом случае нет необходимости в трудоемкой подгонке боковых и горизонтальных щитов секции на месте бетонирования.
После установки одного модуля опалубки в нужное положение, боковые панели опалубки покрываются специальным смазочным составом при помощи распылителя, который подается сжатым воздухом от компрессора. Смазочный состав наносится равномерным слоем на всю поверхность. После установки одного модуля опалубки устанавливают закладные элементы, электрическую проводку и другие виды коммуникаций.
Также устанавливают проемообразователи и внешние столярные изделия, которые крепятся к арматуре или опалубке. При строительстве зданий с двумя внутренними монолитными стенами (коридором) используют "коридорную" опалубку, которая конструктивно аналогична основной секции опалубки.
Вдоль стен коридора также устанавливают рельсовые пути, на которых монтируют секции для опалубки коридора. Они соединяются стяжными болтами с щитовой опалубкой, установленной с внешней стороны коридора в основной секции туннеля. Щитовая опалубка меньше по размеру, чем торец коридора; между ней и основной секцией опалубки устанавливают вставки.
Конструктивно такой щит выполняют аналогично крупнощитовой опалубке с подкосами, на которых установлены винтовые домкраты. Также на подкосах и на щите устанавливают катки для извлечения щита из забетонированного туннеля. Применяют также навесные щиты, подвешиваемые к основной секции опалубки, а также разборно-переставную опалубку.
Однако использовать ее малоцелесообразно из-за дополнительных затрат труда для разборки и перестановки щитов вручную. При бетонировании зданий с фасадными монолитными стенами крупнощитовую опалубку наружных стен устанавливают и вдоль фасадных стен. В этом случае секции опалубки впоследствии извлекают через проемы, оставляемые в перекрытии. При использовании для фасадных стен сборных панелей последние монтируют при установке секций опалубки; они служат опалубкой для торцов внутренних поперечных стен.