Технологический процесс изготовления опалубки включает в себя выбор материала, нарезку и сборку элементов. Для изготовления опалубки чаще всего используют древесину, металлические или пластиковые панели.
После выбора материала происходит измерение и нарезка элементов опалубки под определенный размер. Затем происходит сборка опалубки, которая используется для заливки бетоном конструкций. Готовая опалубка обеспечивает желаемую форму и геометрию бетонной конструкции.
- Подготовка материалов: для изготовления опалубки используются деревянные доски, фанера, металлические элементы.
- Разметка и раскрой материалов: сначала проводится точная разметка и распилка деревянных досок и фанеры в соответствии с габаритами опалубки.
- Сборка конструкции: деревянные доски и фанера соединяются между собой металлическими элементами или гвоздями для создания жесткой и устойчивой опалубки.
- Установка опалубки: готовая конструкция опалубки устанавливается вокруг формы для заливки бетона, обеспечивая желаемую форму и размеры будущего изделия.
- Обработка и уход за опалубкой: перед использованием опалубка обрабатывается специальными средствами для предотвращения влагопоглощения и разрушения материалов. По завершении работ опалубку следует обеззаражить и хранить в сухом помещении для длительного срока службы.
Изготовление опалубки
Использование опалубки для фундамента, стен, колонн и перекрытий является надежным и практичным строительным оборудованием, которое широко применяется при возведении различных объектов.
Особенно востребованы опалубочные системы в монолитном строительстве, где бетонная смесь заливается в заранее подготовленный каркас определенной формы и размеров.
На строительном рынке представлены различные категории опалубочных систем:
- Несъемные;
- Съемные (разборные): скользящие, подъемно-переставные, катучие.
Требования к опалубочным конструкциям
Для того чтобы построить надежное, прочное, безопасное и эстетически привлекательное здание из монолитного строительства, необходимо использовать опалубку соответствующего типа, которая удовлетворяет следующим критериям:
- Обладает достаточной плотностью;
- Обладает высокой прочностью и устойчивостью к различным нагрузкам;
- Легка в сборке и демонтаже;
- Экономична в использовании.
При изготовлении опалубки, ключевым этапом является выбор материала. В настоящее время чаще всего используются дерево, металл или пластик. Каждый из этих материалов имеет свои преимущества и недостатки, и выбор зависит от конкретных требований к конструкции.
Затем необходимо правильно спроектировать опалубку с учетом геометрических особенностей будущей конструкции. Это позволит обеспечить жесткость и прочность опалубки, а также упростить процесс монтажа и демонтажа.
Для обеспечения качественной поверхности бетонной конструкции, опалубку необходимо обработать специальными смазками или другими антиадгезионными веществами. Это поможет избежать прилипания бетона к опалубке и упростит ее последующее извлечение.
Кроме того, важно следить за правильностью укладки опалубки и обеспечить ее герметичность, чтобы исключить просачивание бетонного раствора. Это позволит сохранить форму и гладкость бетонной поверхности.
Опалубка крупнощитового типа
Для защиты используются различные щиты: от 2.7 м до 3 м в высоту, 3.3 м; надставные — 1.2 м. Ширина: от 30 см до 1.2 м с шагом 15 см.
Фанерный лист обязательно должен быть толщиной 18 или 21 мм, общая допустимая нагрузка — 78.4 кН/м.в
Технология возведения
- Выбор подходящих щитов по широкому спектру параметров. Затем они монтируются вместе с помощью замкового соединения, что обеспечивает быстрое и удобное выравнивание конструкции без необходимости применения дополнительных инструментов и приспособлений.
- Установка подкосов двухуровневого типа, которые надежно фиксируются, после чего к ним крепятся подмостки.
- Специальная строительная техника используется для транспортировки смонтированных элементов к месту проведения работ, где уже подготовлены основания.
- Модули, расположенные напротив друг друга, собираются аналогичным образом, однако без использования подмостков.
- Для создания надежной и прочной конструкции щиты устанавливаются параллельно и фиксируются гайками стяжного и линейного типов. Особое внимание следует уделить качеству креплений и степени их затягивания, поскольку именно на них будет лежать основная нагрузка во время бетонирования.
- Оставшиеся участки конструкции создаются и устанавливаются с использованием аналогичной технологии до достижения необходимой длины общего блока.
- Для создания углов применяются специальные угловые щиты, после чего форма заполняется бетоном на заключительном этапе.
- Благодаря наличию подмостей легко контролировать качество заливки и процесс созревания бетона.
Опалубка мелкощитового типа
Этот вид опалубки отличается разнообразием размеров щитов и их техническими характеристиками. Например, ширина может варьироваться от 5 до 100 см, а высота может быть 75 см, 125 см или 150 см.
Важно отметить, что палуба изготовлена из влагостойкой фанеры, ламинированной и имеющей толщину 15 мм.
Общая нагрузочная способность составляет 60 кН/м.в
Благодаря компактным размерам и многочисленным вариантам щитов, возможно создание уникальных архитектурных проектов, включая сложные и специфические.
Технология возведения
- Сначала подбираются подходящие элементы для использования. Обратите внимание, что если необходимые размеры нестандартные, например 3 м 25 см, то используются несколько основных и дополнительных щитов.
- Необходимо правильно выставить внешний угол стены в соответствии с проектом.
- Щиты прямого типа собираются к угловому элементу. Затем конструкция фиксируется с помощью замков. Параллельно в специальные отверстия устанавливаются пластиковые трубы и стяжные винты.
- После приобретения необходимого размера, модуль монтируется в углу и к нему прикрепляются щитовые листы парами. Затем в отверстия установленных внутренних щитов устанавливаются винты стяжного типа, на которые устанавливаются пластиковые трубы. Этот метод сборки значительно экономит время. Если сначала собрать элементы конструкции, а затем их соединить, это займет намного больше времени, так как потребуется подгонять все углы.
- Эти этапы повторяются до тех пор, пока конструкция не достигнет необходимой высоты.
- При необходимости конструкцию можно усилить одинарными или двойными раскосами, в зависимости от типа используемого бетона, количества и размеров общей конструкции.
- Если это необходимо, то для передвижения рабочей группы можно создать подмости.
- Для обеспечения благоприятных условий затвердевания производится заливка смеси бетона и укрывание пленкой с увлажнением в летнее время, а также прогревание в зимнее время.
- После того как монолитная конструкция будет полностью соответствовать требуемым параметрам, производится демонтаж опалубки.
Для удаления пластиковых труб, оставшихся в бетоне, применяется аккуратное высверливание. Получившиеся отверстия герметизируются специализированным раствором.
Состав и структура комплексного технологического процесса
Для возведения монолитных бетонных и железобетонных конструкций необходимо выполнить целый комплекс процессов, включая создание опалубки, установку арматуры, заливку бетона, выдержку, снятие опалубки и, при необходимости, отделку поверхностей.
Технологический процесс возведения таких конструкций включает в себя заготовительные и собственно монтажные процессы, связанные транспортировкой (см. рис. 11.1).
В заготовительные процессы входят операции по изготовлению опалубки, арматуры, сборке арматурно-опалубочных блоков, а также приготовление бетонной смеси. Они, как правило, выполняются на заводах или в специализированных цехах и мастерских.
Основные этапы строительных процессов на площадке включают в себя установку опалубки и арматуры в соответствии с проектом, сборку арматурных и арматурно-опалубочных блоков, заливку и уплотнение бетонной смеси, уход за бетоном во время затвердевания, натяжение арматуры (в случае бетонирования монолитных предварительно-напряженных конструкций), снятие опалубки после достижения требуемой прочности бетона.
Рис. 11.1. Структурная схема процесса возведения железобетонных конструкций (без предварительного натяжения арматуры)
2. Назначение и виды опалубки. Требования к опалубочным системам, основные положения расчёта опалубки
Доля трудозатрат на установку опалубки составляет до 40% общего объема бетонных работ, а затраты достигают 10-20% от общей стоимости бетонируемой конструкции. Поэтому усовершенствование процесса установки опалубки является одним из реальных способов повышения технико-экономической эффективности монолитных бетонных и железобетонных конструкций.
Опалубкой называется форма, которая обеспечивает нужные размеры бетонируемой конструкции.
Обычно опалубка состоит из опалубочных щитов (форм), которые определяют форму, размеры и качество поверхности конструкции; крепежных устройств, обеспечивающих нужное и постоянное расположение опалубочных щитов друг относительно друга; и опорных строений, обеспечивающих нужное расположение опалубочных щитов в пространстве.
- иметь готовность к сборке и разборке;
- обеспечивать заданное качество бетонирования;
- обеспечивать защиту окружающей среды от загрязнения;
- иметь запас надежности, необходимый для выполнения задания;
- иметь высокую скорость монтажа и разборки;
- экономично использовать дорогостоящие строительные материалы.
- Необходимо, чтобы палуба (обшивка) опалубочного щита была плотной, и не имела щелей, через которые мог бы просочиться цементный раствор;
- Важно обеспечить высокое качество поверхностей, чтобы исключить появление наплывов, раковин, искривлений и т. п.;
- Она должна быть технологичной и легко устанавливаться и разбираться, чтобы не создавать затруднений при монтаже арматуры, а также при укладке и уплотнении бетонной смеси;
- Опалубка должна быть оборачиваемой, чтобы ее можно было использовать многократно (чем выше оборачиваемость опалубки, тем ниже его стоимость, относительно объема готовой конструкции);
- Она должна быть экономичной по использованному материалу.
- Изготовление опалубки из материалов, выдерживающих давление бетонной смеси не менее 8,0 кПа.
- Прогиб щитов не должен превышать 1/400 пролета при максимальных нагрузках.
- Масса 1 м2 опалубки для мелкощитовой опалубки не должна быть более 30 кг.
Опалубка бывает инвентарной (многократно используемой) и стационарной, предназначенной только для одного сооружения.
Ключевым преимуществом любой опалубочной системы является возможность быстрого изменения ее в соответствии с требованиями строительного объекта. Легкие щиты и простота сборки опалубки значительно увеличивают производственные возможности и сокращают сроки строительства всего комплекса бетонных работ.
Основные компоненты опалубки и опалубочных систем включают в себя следующее:
- Опалубка представляет собой форму для создания монолитных бетонных конструкций;
- Щит — это элемент опалубки, состоящий из каркаса и палубы, который формирует форму;
- Каркас (рама) щита — несущая конструкция опалубки, сделанная из металлического или деревянного профиля, который изготавливается в специальном форме, обеспечивающем точные размеры готовой конструкции;
- Палуба щита — это поверхность, которая прямо контактирует с бетоном;
- Опалубочная панель — это крупный элемент опалубки с плоской или криволинейной поверхностью, собранный из нескольких щитов, соединенных специальными узлами и креплениями, который предназначен для создания необходимой поверхности заданных размеров.
- структурный блок опалубки является пространственным или плоским элементом опалубки, изготовленным из нескольких плоских и угловых панелей или щитов, предназначенным для создания угловых участков бетонируемой конструкции;
- опалубочная система – это комплексное понятие, охватывающее опалубку и все ее составляющие (крепежные элементы, леса, опорные подмости), обеспечивающее ее устойчивость и жесткость;
- средства крепления – это механизмы, применяемые для надежного соединения и фиксации между собой смежных щитов опалубки, ремни, объединяющие противоположные панели опалубки, а также другие приспособления, объединяющие элементы опалубки в устойчивую единую конструкцию;
- Элементы поддержки включают в себя подкосы, стойки, рамы, распорки, опоры, леса, балки перекрытий и другие поддерживающие устройства. Они используются для установки и закрепления опалубки стен и перекрытий, а также для фиксации опалубки в проектном положении и переноса нагрузок при бетонировании.
Дополнительные элементы опалубочных систем:
- Навесные подмости – специальные подмости, которые крепятся к стенам снаружи здания с помощью кронштейнов, установленных в отверстиях, оставленных при бетонировании стен;
- Выкатные подмости предназначены для выдвигания туннельной опалубки или опалубки перекрытий в процессе их демонтажа;
- Проемообразователи – специальная опалубка, используемая для создания в монолитных конструкциях окон, дверей и других проемов;
- Цоколь — это нижняя часть монолитной стены высотой от 10 до 20 см, которая бетонируется одновременно с монолитным перекрытием. Он необходим для обеспечения проектной толщины стены и фиксации опалубки относительно разметочных (координационных) осей.
Для изготовления опалубочных элементов используются различные материалы. В основном поддерживающие элементы опалубки изготавливаются из стали и алюминиевых сплавов, что обеспечивает высокую оборачиваемость.
Опалубка может быть деревянной, дерево-металлической, металлической, железобетонной, армоцементной, синтетической (пластмассовой) и т.д.
Изготовление опалубки из древесины проводится из хвойных (например, сосны, ели, кедра) и лиственных пород (таких как береза, ольха, бук, липа). В процессе изготовления используется сухая древесина с содержанием влаги не выше 25 %. Листы для опалубки изготавливаются из водостойкой бакелизированной фанеры, гидрофобных или обычных древесно-стружечных плит, покрытых защитными красками или лаками. Это обеспечивает более длительный срок службы опалубки, повышает экономичность и улучшает качество бетонируемых конструкций.
Стальная опалубка производится из листов толщиной 2,6 мм, профилей с быстрыми соединениями. Для защиты от коррозии и улучшения сцепления с бетоном внутренние поверхности покрывают минеральным маслом или специальными эмульсиями, а наружные – окрашивают. Она обеспечивает гладкую поверхность бетонируемой конструкции, облегчает распалубку, обладает жесткостью, не деформируется, обеспечивает значительную оборачиваемость. Ее следует использовать не менее чем при 50-кратной оборачиваемости. Однако у нее есть и недостатки – она дорогая, тяжелая и обладает высокой теплопроводностью.
Свойства пластика объединяют в себе прочность стали, возможность многократной оборачиваемости и устойчивость к разнообразным температурно-влажностным режимам, а также незначительную массу и легкость обработки древесины. В то же время, пластик не обладает недостатками деформируемости древесины и коррозии стали. Однако низкая жесткость, высокая гибкость и относительно высокая стоимость делают пластик пока мало конкурентоспособным по сравнению с другими материалами. Обычно пластик используется в качестве тонких защитных пленок, которые наносятся на поверхность палубы из древесины и металла.
Стекловолокном армированные пластмассовые опалубки нашли широкое применение. Они обладают высокой прочностью при статических нагрузках, химически совместимы с бетоном. Пластиковые опалубки отличаются небольшим весом, стабильностью формы и защитой от коррозии. Возможные повреждения легко устраняются путем нанесения нового покрытия. Однако их несущая способность резко снижается при термообработке бетона с повышением температуры до 60 °C.
Для изготовления сетчатых и вакуум-опалубок применяют металлические сетки с ячейками до 5×5 мм.
Комбинированная опалубка состоит из различных материалов в различных частях своей конструкции. Эффективным решением является использование фанеры, дерева, пластика и других материалов в качестве палубы, закрепленных на металлическом каркасе.
Железобетонная опалубка производится в форме плоских или ребристых плит и используется в качестве несъемной опалубки-облицовки.
Важной проблемой является уменьшение сцепления бетона с опалубкой. Это сцепление зависит от адгезии (прилипания) и когезии (прочности на растяжение пограничных слоев на контакте «опалубка – бетон») бетона, его усадки и характера формующей поверхности опалубки.
Адгезия заключается в том, что при укладке и виброуплотнении бетонная смесь приобретает свойства пластичности и поэтому сплошность контакта между ней и опалубкой возрастает.
Если доска изготовлена из материалов, которые плохо впитывают воду (гидрофобные), таких как пластик, текстолит и т. д., и имеет гладкую поверхность, то сцепление с опалубкой будет незначительным. Если доска изготовлена из материалов, которые хорошо впитывают воду (гидрофильные), таких как сталь, дерево и т. д., и имеет шероховатую поверхность или пористую структуру, то увеличивается площадь контакта и, соответственно, улучшается сцепление.
При низкой адгезии и высокой коэзии отрыв происходит по плоскости контакта при снятии опалубки, и поверхность опалубки остается чистой, а поверхности бетонной конструкции получаются качественными.
Эффективное снижение адгезии достигается путем применения гидрофобных материалов для формирующих поверхностей опалубки, а также путем нанесения специальных смазок и противоадгезионных гидрофобизирующих покрытий на поверхность палубы. Наиболее практичными являются комбинированные смазки в форме обратных эмульсий, в которых, помимо гидрофобизаторов и замедлителей схватывания, содержатся пластифицирующие добавки, которые делают бетон более пластичным в зоне контакта с опалубкой и облегчают ее отрыв.
Конструкция опалубочных форм, их крепления и поддерживающих элементов (лесов) подсчитывается на вертикальные и горизонтальные нагрузки.
К вертикальным нагрузкам относятся: собственный вес форм и лесов; вес бетонной смеси, арматуры, людей и транспортных средств, движущихся по опалубке или покрытиям; нагрузка, возникающая в процессе вибрации смеси.
Горизонтальные нагрузки включают в себя боковое давление бетонной смеси, воздействие вибрации и сотрясений при выливке бетона, нормативные ветровые нагрузки на леса и элементы формы. Также учитываются горизонтальные динамические нагрузки, возникающие при сбрасывании бетона в опалубочные формы.
Расчет опалубочных элементов производится с учетом всех нагрузок и деформаций. Прогиб щитов не должен превышать 1/400 пролета при максимальных нагрузках.
Боковое давление бетонной смеси на стенки формы принимается равным давлению тяжелой жидкости с эквивалентным объемным весом бетона; предполагается, что это давление распространяется на глубину до 0,75 м внутри и до 1,0 м снаружи во время вибрирования.
Для определения необходимых размеров опалубочных форм и лесов необходимо использовать установленные нормативные данные, включающие в себя информацию о нагрузках, коэффициентах надежности, а также сопротивлении древесины при различных видах воздействия, таких как изгиб, растяжение, сжатие и смятие вдоль и поперек волокон. Эти данные можно найти в специальной нормативной документации.
Технологический процесс изготовления опалубки
Ламинированная фанера
Для производства опалубки МОНОЛИТ ОМЕГА используется березовая ламинированная фанера от Демидовского комбината (ТУ 5512-001-43181163-02). Листы фанеры покрыты водоупорной акриловой краской из Финляндии. Эта фанера соответствует международным стандартам BFU 100 в соответствии с DIN 68705-3. РОСТЕСТ показал, что фанера от Демидовского комбината превосходит нормативные показатели на 40%. Крепление фанеры к каркасу производится усиленными заклёпками (AlMg/St).
Процесс порошковой окраски
Для окраски каркасов опалубочных щитов МОНОЛИТ ОМЕГА мы используем метод порошкового напыления с последующей обработкой в камере при температуре 180-200 градусов.
Мы применяем порошок от известной Турецкой марки ELEMENT, цвет RAL 5003. По желанию заказчика мы можем выполнить окраску любым оттенком RAL. Один из основных процессов на нашем производстве — это порошковая окраска каркасов щитов. Включает в себя подготовку поверхности под покраску (обезжиривание), нанесение порошковой краски (распыление) и процесс запекания в специальной печи при температуре 180 градусов Цельсия, продолжительностью 10-15 минут, в зависимости от размера. Весь процесс производится на оборудовании европейских производителей, используем турецкую краску уже последние 7 лет.
Производство опалубки
Опалубочные системы являются важной частью современного процесса строительства. Опалубка применяется при возведении различных сооружений. В случаях, когда необходимо создать монолитные конструкции, без опалубки не обойтись. Как происходит производство опалубочных систем? Как создаются опалубочные системы?
Давайте рассмотрим процесс производства опалубки для перекрытий. В современном строительстве опалубка для перекрытий является самой распространенной опалубочной системой. Поэтому мы рассмотрим процесс производства опалубочных систем на примере опалубки для перекрытий.
- телескопические стойки
- объемные стойки
- опорные стойки
Система опалубки перекрытий представляет собой совокупность опорных элементов, на которых устанавливается горизонтальная палуба опалубки. Палуба должна иметь гладкую и влагоустойчивую поверхность, так как она прямо контактирует с бетоном. Обычно для изготовления палубы опалубки используются ламинированные древесные плиты. Каркас палубы состоит из деревянных балок, но в промышленных системах он может быть изготовлен из металлических балок.
Опорные элементы несут основную нагрузку и должны обладать высокой прочностью, чтобы выдерживать значительные нагрузки при заливке монолитного перекрытия. Тип опорной системы определяется в зависимости от высоты заливки.
Стойки опалубочных систем изготавливаются из металла. Наша компания использует только высококачественный металл от надежных поставщиков при производстве опалубочных систем.
Опорные системы включают в себя не только стойки, но и целый набор комплектующих, используемых при эксплуатации опалубочных систем для монолитных перекрытий:
- унивилки,
- стяжные винты,
- гайки,
- кронштейны.