Опалубка изготавливается из различных материалов, таких как фанера, доски, металлические листы и др. Каждый материал имеет свои уникальные свойства, включая прочность, гибкость и износостойкость, которые влияют на качество и долговечность опалубки.
Для правильного хранения материалов опалубки необходимо обеспечить защиту от воздействия влаги, солнечных лучей и механических повреждений. Идеально хранить материалы в сухом помещении с постоянной температурой, избегая контакта с грубыми поверхностями и острыми предметами, чтобы сохранить их целостность и свойства.
- Дерево: один из наиболее распространенных материалов для изготовления опалубки. Деревянная опалубка обладает высокой прочностью и долговечностью, легко поддается обработке и удобна в монтаже. Однако при эксплуатации подвержена воздействию влаги и требует специальной обработки для защиты от гниения.
- Металлические профили: стальные или алюминиевые профили применяются для создания прочной и устойчивой опалубки. Они обладают высокой носимой способностью и устойчивы к воздействию агрессивных сред. Однако требуют более сложного и трудоемкого монтажа, чем деревянные опалубочные системы.
- Пластмасса: полимерные материалы, такие как ПВХ, используются для изготовления легких и удобных в эксплуатации опалубочных элементов. Они обладают хорошей устойчивостью к влаге и химическим веществам, не требуют дополнительной обработки и могут быть многократно использованы.
- Условия хранения опалубки: материалы опалубки следует хранить на сухом и вентилируемом месте, защищенном от прямого солнечного света и осадков. Деревянные элементы нужно защищать от влаги и гниения, металлические – от коррозии, а пластмассовые – от механических повреждений. При правильном хранении и уходе опалубка будет служить долго и надежно.
Требования и материалы для опалубки
Опалубка должна обладать не только высокой прочностью, но и достаточной жесткостью.
При возведении монолитных конструкций жилых и гражданских зданий требуется высокое качество поверхности, поэтому к опалубке предъявляются дополнительные требования.
Деформации опалубки влияют не только на прочность и качество монолитных конструкций, но также на трудоемкость работ, долговечность и стоимость опалубки. Если опалубка не достаточно жесткая, то на поверхности могут образовываться раковины и воздушные пузырьки при уплотнении бетона, а также могут происходить искривления и нарушения геометрии.
Одним из важных требований к опалубке является равномерное деформирование элементов одной функциональной цели, например, крупноразмерных щитов стен или перекрытий. При термической обработке бетона в термоактивной опалубке необходимо учитывать дополнительные нагрузки и деформации опалубки при нагреве.
Для уплотнения вертикальных конструкций бетона при возведении монолитных конструкций обычно используют глубинные вибраторы. Применение наружных вибраторов позволяет снизить трудозатраты на бетонные работы. Однако опалубка значительно утяжеляется, и, кроме того, качество поверхностей бетона ухудшается из-за засасывания воздуха при вибрации.
Рекомендуется, чтобы все соединения опалубки были быстро-разъемными; они должны быть достаточно плотными и непроницаемыми. Сварные швы, а также острые углы и кромки опалубки должны быть обработаны.
Для достижения лучших результатов в процессе строительства необходимо обеспечить более высокую точность изготовления опалубки по сравнению с монолитными конструкциями. В случае использования термоактивной опалубки следует учесть дополнительные деформации формы при изменении размеров в процессе охлаждения и нагревания. Обычно опалубка изготавливается седьмым классом точности, однако для универсальных систем, предназначенных для длительной эксплуатации в различных условиях, необходим более высокий класс точности. Следует учитывать, что излишняя точность изготовления значительно увеличивает стоимость опалубки.
Качество поверхности сильно зависит от материала опалубки, который соприкасается с бетоном. Применение специальной смазки на металлическую опалубку обеспечивает хорошие результаты. Также использование опалубки из подобранной древесины может придать бетону красивую текстуру. Эффективны также специальные поглощающие облицовки.
Повышение степени поглощения материала уменьшает количество пустот и раковин на поверхности бетона. Различная степень поглощения облицовки приводит к появлению темных и светлых пятен на бетоне. Повторное использование опалубки Влияет на степень поглощения и цвет бетона. Цвет бетона меняется также из-за его состава, технологии укладки и метода уплотнения.
Используя твердые древесноволокнистые плиты и фанеру, покрытую смазкой, можно получить красивую поверхность бетона. В этом случае поверхность будет лучше, чем у металлической опалубки, которая часто приводит к образованию пустот и трещин из-за ее полностью непроницаемой поверхности. Использование эмульсионной смазки может снизить это явление, особенно при работе с материалами, имеющими небольшую адгезию к бетону, такими как пластиковые опалубки и фанера с синтетическим покрытием.
Для опалубки наиболее часто используют сталь, древесину, фанеру и в последние годы пластмассу. Однако рациональными считаются комбинированные конструкции, в которых металл выступает в роли несущего и поддерживающего элемента, а поверхность, контактирующая с бетоном, состоит из пиломатериалов, водостойкой фанеры или пластика.
Часто используют полностью металлическую опалубку, но в зимнее время ее необходимо утеплять. Целесообразно использовать металлическую палубу для термоактивной опалубки. Деревянные или фанерные опалубки имеют большую материалоемкость и невысокую оборачиваемость, поэтому их применяют не так широко. Нецелесообразно использовать деревянные стойки в качестве поддерживающих элементов опалубки для горизонтальных и наклонных поверхностей из-за этих же причин.
Для опалубки следует использовать сталь не ниже марки СтЗ, предпочтительно стали повышенных марок, гнутые и штампованные профили для уменьшения металлоемкости. Для соединений, замков, пружинных скоб используют специальные типы сталей, включая пружинную марки 65Г, 55ГС и другие.
Для строительства опалубки чаще всего используют древесину хвойных и лиственных пород. Пиломатериалы, которые будут контактировать с бетоном, должны быть не ниже III сорта качества. Обычно для этих целей выбирают сосну, ель и лиственницу из хвойных пород, а из лиственных — березу и ольху.
Однако березу не рекомендуется использовать для изготовления палубы из-за её склонности к растрескиванию. Стойки и другие несущие элементы делают из пиломатериалов II сорта, а прогоны — только из древесины хвойных пород. Кроме того, хвойные породы используют для инвентарной опалубки и других важных конструкций.
Для несущих конструкций используют древесину хвойных пород с влажностью до 15%, а для остальных элементов — до 25%.
Для обеспечения надёжной опалубки необходимо обработать доски, примыкающие к бетону, таким образом, чтобы их ширина не превышала 150 мм, а толщина составляла не менее 19 мм. Желательно использовать шпунтовые доски. Для скользящей опалубки следует применять доски (клепки) шириной не более 120 мм. Эти доски должны устанавливаться с зазором, исключающим их деформацию.
Наиболее эффективным решением будет изготовление палубных щитов, соприкасающихся с бетоном, из водостойкой бакелизированной фанеры марок ФБС и ФБСВ, имеющей толщину 10 мм и более. Применение синтетического покрытия значительно увеличивает срок службы палубы, снижает адгезию к ней бетона и обеспечивает высокое качество бетонных поверхностей.
Для обработки фанерных поверхностей широко используются различные пленки на основе бумаги или стеклоткани, имеющие специальное покрытие из фенолформальдегида или других полимеров. Нанесение пленок осуществляется на специальном прессе с подогревом плит. В применении находятся полиэтиленовые пленки, стеклотекстолиты, стеклопластики, слоистые пластики (например, «гетинакс»), и винипласты.
При работе с пластиками и пленками используются различные методы, такие как прессование, наклейка, или закрепление твердых листов. Наносятся пленочные покрытия лаками и красками. Большинство синтетических покрытий могут быть использованы для защиты не только фанеры опалубки, но также и древесностружечных и волокнистых плит, а также пиломатериалов. Некоторые виды покрытий, которые наносятся напылением, также используются для защиты металлических поверхностей, которые перед этим обрабатываются механическим способом и протравливаются.
Полноразмерные пластиковые опалубки редко используют из-за их высокой стоимости и недостаточной эффективности. Для создания таких опалубок широко используются листовые материалы из стеклопластика, специально формованные для опалубочных щитов и других элементов. Листовой стеклопластик также применяется для создания несъемной опалубки-облицовки и изоляции, для этого используются также железобетон, стеклоцемент и другие материалы.
36 Материалы для изготовления опалубки
Изготовление деревянной опалубки происходит из древесины различных пород, включая хвойные (сосна, ель, кедр) и лиственные (береза, ольха, бук, липа). Воздушно-сухая древесина с влажностью до 25% используется для создания опалубки, а палубу щитов делают из водостойкой бакелизированной многослойной фанеры, гидрофобных или обычных древесно-стружечных плит, защищенных красками или лаками.
Это увеличивает стойкость и экономичность опалубки, а также улучшает качество бетонируемых конструкций. Металлическая опалубка, в свою очередь, изготавливается из стальных листов толщиной 2,6 мм, прокатных профилей с быстроразъемными соединениями. Внутренние поверхности металлических форм покрывают минеральным маслом или специальными эмульсиями для защиты от коррозии и уменьшения сцепления с бетоном, а наружные поверхности окрашивают.
Для обеспечения гладкой поверхности бетонируемой конструкции, легкости распалубливания, жесткости, отсутствия деформаций и значительной оборачиваемости рекомендуется использовать стальную опалубку. Целесообразно применять такую опалубку при 50-кратной оборачиваемости и более.
Металлическая опалубка имеет недостатки, такие как высокая стоимость, значительная масса и высокая теплопроводность. Пластик же объединяет преимущества стали (прочность, многократная оборачиваемость, сохранение формы при различных температурно-влажностных условиях) и древесины (небольшая масса и легкость обработки). Этот материал исключает недостатки обоих материалов — деформируемость древесины и коррозию стали.
По причине низкой жесткости, большой гибкости и относительно высокой стоимости, пластиковые материалы пока не смогли полностью конкурировать с другими типами. Их основное применение — это защитные пленки, которые используются для покрытия поверхностей из древесины и металла. Также широко применяются пластмассовые опалубки, особенно те, которые армированы стекловолокном.
При статической нагрузке они обладают высокой прочностью и совместимы с бетоном химически. Опалубки из полимерных материалов отличаются небольшим весом, устойчивой формой и защитой от коррозии. Легко устранить возможные повреждения при помощи нанесения нового покрытия.
Главный недостаток пластмассовых опалубок заключается во временном снижении их несущей способности при термообработке бетона при повышении температуры до 60 °С. Для изготовления сетчатых и вакуум-опалубок используют металлические сетки с ячейками до 55 мм. В различных частях своей конструкции комбинированная опалубка состоит из разных материалов. Эффективным решением является использование фанеры, дерева, пластика и других материалов в качестве палубы, закрепленных на металлическом каркасе. Железобетонная (армоцементная) опалубка изготавливается в форме плоских или ребристых плит и применяется в качестве несъемной опалубки-облицовки.
37 Технология армирования строительных конструкций.
Процесс армирования железобетонных конструкций на производстве
Производство железобетонных элементов на заводе ЖБИ более автоматизировано и отлажено, чем при строительстве в полевых условиях. Для увеличения производительности труда каждый мелкий процесс оптимизируется с учетом трудозатрат.
Для этой цели на заводе производится армирование железобетонных конструкций из заранее изготовленных крупных элементов армирования, таких как сетки или объемные каркасы из арматуры. Простые полнотелые конструкции укрепляются каркасами, а более сложные элементы, например, пустотные плиты, армированы уже готовыми сетками и стержнями. На строительной площадке армирование железобетонных элементов обычно выполняется из отдельных стержней, которые соединяются в каркасы с помощью сварных или вязанных соединений. Возможно также использование готовых сеток для сборки каркасов, но это может быть неудобно из-за сложной формы современных зданий. Применение отдельных стержней обеспечивает гибкость в сборке сложных каркасов, упрощает выбор мест соединений стержней, устройство усиления каркаса и другие процессы.
Когда речь идет о строительстве, важным элементом является опалубка, которая служит для создания формы для бетона. Правильный выбор материалов для изготовления опалубки играет ключевую роль в качестве и прочности строительных конструкций.
Для изготовления опалубки чаще всего используются такие материалы, как фанера или ДСП. Фанера является более прочным материалом и имеет хорошую влагостойкость, что делает ее идеальным выбором для опалубки. Однако важно помнить, что при эксплуатации фанеры необходимо обеспечить ее защиту от влаги и механических повреждений.
Условия хранения материалов для изготовления опалубки также играют важную роль. Необходимо хранить фанеру или ДСП в сухом и вентилируемом помещении, чтобы избежать их деформации под воздействием влаги. Также рекомендуется защищать материалы от прямого солнечного света, чтобы предотвратить их перегревание и потерю свойств.
5 Основные параметры качества
5.1 Опалубочные материалы разделяются на классы 1, 2 и 3 в зависимости от точности изготовления, монтажа и оборачиваемости.
5.2 Таблица 1 и таблица 2 содержат показатели качества опалубки в зависимости от их класса.
Сравнение показателей и их единиц измерения
Значения показателей для различных классов
Точность изготовления и монтажа*:
Отклонение линейных размеров швов на длине до 1 м (до 3 м), мм, не более
По требованию заказчика
Отклонение линейных размеров панелей на длине до 3 м, мм, не более
Перепады на формообразующих поверхностях:
Стыковых соединений щитов, мм, не более
Стыковых соединений палубы, мм, не более
Специально организованный выступ, образующий запад на бетонной поверхности, мм, не более
Отклонения горизонтальных элементов опалубки перекрытий на длине l, мм, не должны превышать l/1000, но при этом не более 10
Отклонение формообразующих элементов на длине 3 м, мм, не должно превышать заданного значения
Отклонения вертикальных несущих элементов опалубки перекрытий на высоте h, мм, не должны превышать установленного значения
Отклонение плоскости формообразующих элементов на длине 3 м, мм, не должно превышать заданный предел
Разность длин диагоналей щитов высотой 3 м и шириной 1,2 м, мм, должна быть не более указанного значения
Отклонение от прямого угла щитов формообразующих элементов на ширине 0,5 м, мм, не должно превышать установленного предела
Щели в стыковых соединениях, мм, не должны превышать заданного значения
Высота выступов на формообразующих поверхностях, мм, не должна превышать указанного предела
Количество выступов на 1 м 2 , шт., не должно превышать установленного значения
Высота впадин на формообразующих поверхностях, мм, не должна превышать указанного предела
максимальное количество впадин на 1 квадратный метр, штук, не должно превышать
Состояние бетонной поверхности после снятия опалубки:
отклонение от плоскости на расстоянии до 1 м (до 3 м) миллиметров, не должно превышать:
диаметр или наибольший размер трещины, миллиметры, не должен превышать:
глубина впадины, миллиметры, не должна превышать:
высота местного выпячивания (выступа), миллиметры, не должна превышать:
*Характеристика точности — в соответствии с ГОСТ 21778.
Примечание — Знак «-» означает, что установка указателя качества данного класса опалубки не обязательна.
Таблица 2 — Оборачиваемость опалубки
Тип опалубки, материал элементов опалубки
Для элементов формирования, количество оборотов*
Для поддерживающих и несущих элементов, количество оборотов*
1-й класс, не менее
2-й класс, не менее
1-й класс, не менее
2-й класс, не менее
для опалубки стен
для монтажа перекрытий
для установки стен
* Для опалубки, которая может скользить, подниматься и перемещаться горизонтально — в метрах от подъема или перемещения.
** Применять с одной стороны.
5.3 Размеры элементов опалубки (кроме разборной) должны быть кратны укрупненному модулю 3М, равному 300 мм.
Размеры, не кратные модулю М, могут быть использованы после согласования с заказчиком.
5.4 Порядок индексации опалубки указан в приложении Б.
6 Общие технические требования
6.1.1 Производство опалубки должно соответствовать требованиям данного стандарта, стандартам и техническим условиям для опалубки конкретных типов, а также проектной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с ГОСТ Р 15.201.
1 Технические условия для опалубки 1-го и 2-го классов должны быть разработаны в соответствии с ГОСТ 2.114 и согласованы с организацией, уполномоченной Госстроем России на проведение экспертизы технических условий для опалубки, или согласованы с Техническим подкомитетом по стандартизации и техническому нормированию в строительстве ПК 3/ТКС 71 "Опалубка и опалубочные работы для монолитного строительства".
2 Изменения в конструкции опалубки должны быть согласованы с предприятием-разработчиком.
6.1.2 Исполнение опалубки У, соответствующее категории 1 по ГОСТ 15150.
6.1.3 Технические характеристики конкретных типов опалубки должны содержать значения показателей качества, перечень которых указан в приложении В.
6.1.4 Опалубка должна обеспечивать:
— сохранение прочности, жесткости и геометрической формы и размеров под воздействием монтажных, транспортных и технологических нагрузок;
— соответствие проектной точности геометрических размеров монолитных конструкций и требуемого качества их поверхностей в зависимости от класса опалубки;
— максимальную оборачиваемость и минимальную стоимость в расчете на один оборот;
— минимальную привязку к застывшему бетону (за исключением несъемной опалубки);
— минимальное количество типоразмеров элементов в зависимости от характера монолитных конструкций;
- Возможность изменения размеров или конфигурации на строительной площадке;
- Возможность точной фиксации закладных деталей;
- Применение технологий механизации и автоматизации при изготовлении и монтаже;
- Быстрая разборка и устранение зазоров в процессе эксплуатации;
- Минимизация затрат при монтаже и демонтаже;
- Удобство ремонта и замены элементов;
- Герметичность поверхностей (за исключением специальных);
- Создание необходимого температурно-влажностного режима для твердения бетона.
Химически нейтральные поверхности, формирующие форму бетонной смеси, за исключением особых случаев;
Быстрая установка и сборка опалубки без повреждения монолитных конструкций и элементов опалубки.
6.1.5. Прогиб формообразующей поверхности и несущих элементов опалубки под воздействием нагрузок должен быть не более:
— l /400 ( l /300) — для вертикальных элементов, для классов 1 (2);
— l /500 ( l /400) — для горизонтальных элементов, для классов 1(2).
6.1.6. Нагрузки и данные для расчета опалубки приведены в Приложении Г.
Панели и блоки, составленные из различных типов опалубки, должны быть оснащены устройствами для легкого отделения от бетонированных конструкций. Использование подъемных механизмов для срыва опалубки запрещено.
Конструкция греющей опалубки должна обеспечивать:
— равномерную температуру на поверхности опалубки. Разница в температуре не должна превышать 5 градусов Цельсия;
— электрическое сопротивление изоляции не менее 0,5 МОм при использовании электрических нагревателей и коммутирующей разводки;
— возможность замены нагревательных элементов при их поломке в процессе эксплуатации;
— возможность контроля и регулировки режимов прогрева;
— стабильность тепловых свойств опалубки.
6.1.9 Электрические нагреватели для греющей опалубки могут быть выполнены в виде трубчатых электронагревателей (ТЭНы) согласно ГОСТ 13268 или нагревательных проводов в соответствии с ТУ-16.К71-013-88.
Возможно использование нестандартных нагревателей, но они должны соответствовать требованиям нормативных документов по виброустойчивости, электро- и пожарной безопасности.
6.1.10 Несъемные опалубки, входящие в состав строительной конструкции, должны соответствовать требованиям нормативных документов на строительные конструкции.
6.1.11 Зазор в шарнирных соединениях элементов опалубки 1-го и 2-го классов не должен превышать 1 мм.
6.1.12 При формировании поверхностей, предназначенных для окраски или обоев, палуба конструкций опалубки должна изготавливаться из целых листов, а стыковые соединения палубы из двух или нескольких листов — опираться на несущие элементы каркаса щита. Сварные швы и уплотнительная шпаклевка должны быть разглажены с основной поверхностью.
6.2 Требования к материалам
6.2.1 Материалы для элементов опалубки должны соответствовать качеству, установленному нормативными документами, указанными в конструкторской документации изделия.
6.2.2 Несущие и поддерживающие элементы опалубки (каркасы, схватки, рамы, стойки, фермы и т. д.) должны быть изготовлены из стали марки Ст.3* по ГОСТ 380.
* Возможно применение альтернативных марок металла с техническими характеристиками, не ниже установленной марки.
Используемые для подъема опалубки устройства (петли, штыри и т.д.) должны быть изготовлены из стали марки Ст.3пс* любой категории по ГОСТ 380 или стали марки 20* по ГОСТ 1050.
Детали, подверженные износу (пальцы, замки, втулки, шарниры и т.д.), должны быть изготовлены из стали не ниже марки 45* по ГОСТ 1050 и подвергаться термической обработке.
6.2.3 Несущие элементы алюминиевой опалубки (каркасы, рамы, балки и т.д.) должны быть изготовлены из алюминиевых сплавов не ниже марки и состояния АД 31Т1* по ГОСТ 4784, ГОСТ 8617, ГОСТ 22233.
6.2.4 Для металлических палуб должна использоваться листовая сталь марки Ст.3* по ГОСТ 380, ГОСТ 14637, ГОСТ 16523.
Для структурных элементов из дерева необходимо использовать круглые материалы хвойных пород I — II категории по ГОСТ 9463 и пиломатериалы хвойных пород I — II категории по ГОСТ 8486.
Для покрытия опалубки 1-го и 2-го классов необходимо использовать облицованную (ламинированную) березовую фанеру; для 2-го класса также допускается использование комбинированной облицованной фанеры; для 3-го класса — материалы хвойных пород по ГОСТ 8486, лиственных пород по ГОСТ 2695 не ниже II категории, древесностружечные плиты по ГОСТ 10632, древесноволокнистые плиты по ГОСТ 4598, фанера бакелизированная по ГОСТ 11539, фанера марки ФСФ по ГОСТ 3916.1, ГОСТ 3916.2 и другие материалы.
Пластмассовые палубы должны изготавливаться из материалов, соответствующих стандартам или техническим условиям на эти материалы, а также требованиям, предъявляемым к конкретной опалубке.
6.2.8 Можно использовать клееные деревянные конструкции по ГОСТ 20850 в качестве элементов опалубки.
Соединения деревянных конструкций должны соответствовать ГОСТ 19414. Можно использовать специальные соединения древесины, включая на металлических и других пластинах.
6.2.9 Теплоизоляционные материалы плотностью до 200 кг/м 3 должны применяться в качестве утеплителя греющей и утепленной опалубки. Фактическая плотность утеплителя не должна превышать паспортную более чем на 15 %, а влажность — на 6 %.
6.2.10 Металлическая сетка по ГОСТ 3826, используемая для несъемной опалубки, должна иметь ячейки размером не более 5 ´ 5 мм.
6.3 Требования к покрытиям
6.3.1 Опалубка должна быть защищена от внешних воздействий.
6.3.2 Элементы опалубки 1-го и 2-го классов, не имеющие контакта с бетоном, должны быть покрыты защитными средствами в соответствии с ГОСТ 9.032, ГОСТ 9.303 или обладать антикоррозионными свойствами, обеспечивающими сохранение в рабочих условиях.
6.3.3 Фанера, используемая в качестве опалубки 1-го и 2-го классов, должна быть обработана водостойким покрытием, пропиткой или другими способами для защиты поверхностей.
6.3.4 Кромки ламинированной фанеры и деревянные элементы формирующих элементов (палуба) опалубки 1-го и 2-го классов должны быть защищены от повреждений и влаги герметиком.
6.4 Требования к сварке
6.4.1 Виды сварных швов, их форма и размеры должны соответствовать рабочим чертежам.
Для сварки стальных конструкций необходимо соблюдать ГОСТ 5264, ГОСТ 8713, ГОСТ 11533, ГОСТ 11534, ГОСТ 14771, ГОСТ 23518, а для алюминиевых конструкций — ГОСТ 7871, ГОСТ 14806.
Опалубка должна быть поставлена в комплектном состоянии без необходимости доработки или исправлений по требованию заказчика.
Состав комплекта опалубки и наличие запасных частей определяются заказчиком.
По согласованию с заказчиком в комплект опалубки могут включаться инструменты и приспособления для монтажа, демонтажа и перемещения.
Комплекты опалубки должны быть снабжены эксплуатационными документами согласно ГОСТ 2.601:
— паспорт на опалубку;
— инструкция по эксплуатации (со схемами монтажа и допустимыми нагрузками).
6.6.1. Несмываемая краска должна быть нанесена на поверхности основных элементов опалубки 1-го и 2-го классов (щиты, рамы, балки), которые не соприкасаются с бетоном, с нерабочей стороны, ударным или другим способом, с целью нанесения следующих маркировочных знаков:
— индекс элемента опалубки в соответствии с данным стандартом;
— наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак.
6.6.2. Каждое грузовое место должно быть оборудовано транспортной маркировкой в соответствии с ГОСТ 14192.
6.7.1. Опалубочные элементы длиной более 1 м должны быть упакованы в транспортные пакеты согласно их маркировке для обеспечения целостности и сохранности при транспортировании и хранении.
6.7.2. Крепежные изделия, замки, болты, гайки, шайбы и другие мелкие элементы опалубки, аксессуары, инструменты и соединительные элементы должны быть упакованы в тару для обеспечения сохранности изделий.
Перед упаковкой элементы опалубки следует обработать согласно ГОСТ 9.014 (для группы IV), за исключением крепежных и других мелких элементов, относящихся к группе I-1 (ГОСТ 9.014).
Выбранный вариант защиты ВЗ-1 предусматривает временную защиту от коррозии не менее 12 месяцев.
К каждому пакету и ящику должен прилагаться упаковочный лист (опись) элементов данной упаковки. Опись должна быть доступна для изъятия без вскрытия упаковки и защищена от влаги.
Документация (опись), поставляемая вместе с опалубкой, должна быть герметично упакована и обеспечивать герметичность, водонепроницаемость и сохранность документации.
При поставке комплектов опалубки техническая документация должна быть помещена в упаковку, на которой должна быть надпись "Документация".
Какие материалы используются для изготовления опалубки?
Сегодня представлено огромное разнообразие опалубочных систем, подходящих для строительства как небольших домов, так и монолитных высотных сооружений.
- Есть цельнометаллическая опалубка, которая является самым долговечным вариантом и не подвержена деформации. Однако зимой требует утепления, имеет большую массу и стоимость. Для создания системы используется алюминий или сталь — это лучшее решение для крупномасштабных проектов.
- Использование деревянной опалубки представляет собой дешевый вариант, но не предназначенный для многократного использования. Часто для усиления деревянной опалубки применяются опорные конструкции из металлического профиля. Различные породы древесины, такие как сосна, ель, ольха и береза, используются для производства такого типа опалубки, но древесина должна быть не менее 3 сорта, так как она контактирует с бетоном.
- Фанерные опалубочные системы являются, вероятно, самым разумным и популярным решением, поскольку фанера (марки ФБСВ или ФБС) имеет специальное защитное покрытие, которое абсолютно устойчиво к негативному воздействию и обеспечивает идеальную гладкость и высокое качество готовых сооружений. Для защиты фанеры применяются стеклоткань, полиэтиленовая пленка и другие материалы.
- Одним из наиболее востребованных сегодня является пластиковая опалубка. Ее популярность обусловлена малым весом, высокой скоростью монтажа, длительным сроком службы и универсальностью, так как с ее помощью можно создавать ровные и точные конструкции различных форм и размеров.
Но на сегодняшний день особенно востребованы системы, состоящие из нескольких материалов одновременно.
Независимо от типа опалубки, она должна соответствовать определенным требованиям:
- высокая надежность и прочность;
- простота монтажа и демонтажа;
- подход для многократного использования.
Если вам нужна подробная консультация или помощь в выборе опалубки для строительных работ, обращайтесь к специалистам ЗАО «Опалубочные Системы». Они помогут ответить на все ваши вопросы.
Материалы, использующиеся для изготовления опалубки
Использование монолитного строительства становится все более популярным среди компаний, несмотря на его сложность и требования к специальной подготовке персонала. Однако без объемной каркасной опалубки не обойтись, так как она является основой для заливки бетонной смеси и определяет форму железобетонного элемента.
При выборе материала для изготовления опалубки чаще всего обращают внимание на его стоимость и рентабельность. После завершения проекта здания можно получить дополнительную выгоду, реализуя опалубку, но для этого она должна соответствовать определенным стандартам. На нашем сайте будет опубликована отдельная статья по этому вопросу.
Какой же материал следует предпочесть?
Как уже упоминалось выше, выбор материала во многом зависит от финансовых возможностей застройщика, от рентабельности и, конечно, от уровня квалификации персонала, так как некоторые типы конструкций требуют особого подхода. Итак, на сегодняшний день на рынке представлено множество опалубочных систем, изготовленных из различных материалов. Рассмотрим наиболее популярные варианты.
Пластик. Самый дешевый вариант, который подходит для тех, кому необходимо построить здание один раз. Отличается легкостью и переносимостью, в отличие от аналогов его гораздо легче доставить на место работ. Пластиковые щиты довольно прочные и выдерживают нахождение в агрессивной среде. Пенопласт активно используется при изготовлении несъемной опалубки.
Алюминий и сталь – материалы, которые значительно превосходят пластик по прочности. Опалубка из них менее подвержена износу. Следует отметить, что ремонт алюминиевых конструкций требует использования аргонной сварки, что существенно влияет на стоимость работ. Кроме того, оба эти материала не являются дешевыми.
Дерево и фанера – часто используемые материалы при строительстве частных домов благодаря их экономичности и экологичности. Они отличаются невысокой стоимостью и требуют минимальных навыков для изготовления опалубки практически под любой проект.
Конструкции из этих материалов не очень устойчивы к износу, поэтому после завершения строительства их лучше не продавать. Иногда для щитов также используется фанера, обладающая хорошей прочностью.
Кирпич — отличный выбор для несъемной опалубки, так как он значительно улучшает ее свойства, особенно в отношении шумо- и теплоизоляции. Однако стоимость этого материала довольно высока, поэтому, если у вас ограниченный бюджет, лучше выбрать другой вариант.
Важно отметить, что работа с кирпичом требует специальных навыков, поэтому использование этого материала не рекомендуется. В целях экономии времени и ресурсов стоит обратить внимание на альтернативы.
Если вы сомневаетесь, какой материал подойдет именно для вашего проекта, лучше проконсультироваться со специалистом. Наши менеджеры всегда готовы помочь вам ответить на ваши вопросы, либо свяжитесь с нами по указанному на сайте телефону.
Материалы для изготовления опалубки
Для создания опалубки обычно используют сталь, древесину, фанеру и в последние годы — пластмассы. Эффективными являются смешанные конструкции, в которых сталь служит несущим и поддерживающим элементом, а поверхность, контактирующая с бетоном, выполнена из древесины, водостойкой фанеры или пластика. Часто используют полностью металлическую опалубку, но в зимнее время ее необходимо утеплять. Металлическую поверхность целесообразно применять для преобразования опалубки в термоактивную.
Однако полностью деревянные или фанерные опалубки, хотя и применяются (особенно первые), имеют ряд недостатков: большие затраты материала и низкую производительность. Из-за этих причин нецелесообразно использовать деревянные стойки в качестве поддерживающих элементов для опалубок горизонтальных и наклонных поверхностей.
Для форм для бетонирования необходимо применять сталь не ниже марки СтЗ. Для уменьшения количества используемого металла предпочтительно использовать стали более высоких марок, а также изогнутые и штампованные профили. Для соединений, замков, пружинных скоб используются специальные типы сталей, такие как пружинная, марок 65Г, 55ГС и другие.
Для изготовления опалубки используются древесные материалы хвойных и лиственных пород. Материалы, которые имеют контакт с бетоном, должны быть выполнены из древесины не ниже III сорта. В основном для опалубки используются древесные материалы хвойных пород, такие как сосна, ель и лиственница, а также лиственные породы, такие как береза и ольха.
Использование березового дерева для палубы не рекомендуется из-за склонности к растрескиванию. Для поддерживающих элементов рекомендуется использовать пиломатериалы II сорта, а для прогонов — древесину хвойных пород. Элементы инвентарной опалубки и стойки высотой более 3м также изготавливаются из хвойных пород.
Для несущих каркасов следует применять древесину хвойных пород с влажностью не более 15%, а для остальных элементов — не более 25%. Доски, прилегающие к бетону, должны быть остроганы и иметь ширину не более 150мм, а их толщина должна быть не менее 19мм. Рекомендуется использовать шпунтовые доски.
Для создания скользящей опалубки используются доски (клепки) шириной не более 120 мм, устанавливаемые с зазором, чтобы предотвратить их деформацию. Наиболее эффективно изготавливать палубы из фанеры, соприкасающиеся с бетоном. Для этой цели используют водостойкую бакелизированную фанеру марок ФБС и ФБСВ толщиной 10 мм и более. Синтетическое покрытие фанеры значительно увеличивает срок службы палубы, уменьшает прочность сцепления бетона, а также обеспечивает высококачественные бетонные поверхности.
Для обработки фанерных поверхностей используются пленки на основе бумаги или стеклоткани, пропитанные фенолформальдегидом или другими полимерами. Пленки наносятся на прессе с подогревом плит. Также используют полиэтиленовые пленки, стеклотекстолиты, стеклопластики, слоистые пластики типа «гетинакс», винипласты.
Пластиковые и пленочные материалы могут быть применены с помощью прессования, наклейки или крепления к твердым листам. Кроме того, пленочные покрытия могут быть нанесены лаками и красками. Большинство синтетических покрытий подходят для защиты не только фанеры для опалубки, но также для древесностружечных и волокнистых плит, а также для пиломатериалов. Некоторые покрытия, которые наносятся напылением, могут использоваться для защиты металлических поверхностей после их протравливания и обработки механическим способом.