Удобство использования гаража во многом зависит от типа ворот. Одним из самых распространенных решений являются секционные гаражные ворота. Хотя они не самым дешевым вариантом, они выделяются среди других конструкций по способности сохранять тепло и обеспечивают высокую степень комфорта при эксплуатации.
- Виды секционных гаражных ворот: различные варианты конструкции, включая горизонтальные и вертикальные секции.
- Устройство: состоит из секций, направляющих и механизма открытия, обеспечивает защиту от погодных условий и взлома.
- Материалы: преимущественно из стали, алюминия, и дерева, каждый из которых имеет свои особенности и преимущества.
- Изоляция: многие модели оснащены теплоизоляционным слоем, что повышает энергоэффективность гаража.
- Производители: на рынке представлены как отечественные, так и зарубежные бренды, предлагающие разнообразные решения для разных бюджета.
Устройство секционных ворот
Главная особенность секционных ворот заключается в том, что их панель формируется не из одного целого листа, а из набора соединенных подвижным образом модулей. Эти секции скрепляются между собой при помощи специальных петель, которые обеспечивают необходимую степень подвижности. Обычно на каждое соединение устанавливают три петли — по одной на краях и одна в центре (при большом размере ворот может быть больше петель).
На краях каждой из секций размещены ролики, которые движутся по направляющим, которые устанавливаются по бокам проема. Эти направляющие, плавно изгибаясь, ведут к потолочной направляющей, и в них есть выемки, куда вставляются ролики.
Когда секционные ворота открываются, ролики двигаются по канавкам в направляющих, поднимая створки вверх через изогнутую часть и аккуратно укладывая их под потолок. При закрытии процесс происходит в обратном порядке. Устройство и принцип работы достаточно просты, однако существует множество вариантов и модификаций, поэтому стоит внимательнее изучить каждый элемент.
Полотно ворот: устройство, размеры, материалы
Секции для секционных ворот могут быть как «теплыми», так и «холодными». Холодные секции используются крайне редко, так как даже для гаражей без отопления лучше иметь некоторую изоляцию от внешней температуры, которую обеспечивают утепленные секции.
Из чего делают и особенности конструкции
Теплые секционные ворота создаются из конструкций, которые также называют «сэндвич». Они состоят из двух металлических стенок, между которыми находится слой утеплителя. Ворота изготавливаются из стальной полосы, которая может быть как черной, так и оцинкованной или нержавеющей.
При выборе секционных ворот для гаража я всегда рекомендую обращать внимание на материалы, из которых они изготовлены. Металл, например, отличается высокой прочностью и долговечностью, однако может иметь потенциальную опасность коррозии, если не покрыт антикоррозийными защитами. Пластик же легок в уходе и не подвержен ржавчине, однако эксплуатировать его нужно с осторожностью из-за относительной хрупкости. Поэтому я советую выбирать ворота, которые сочетают в себе качество, долговечность и соответствуют климатическим условиям региона.
Также немаловажным аспектом является система управления воротами. Удобство автоматического открывания и закрывания, наличие дистанционного управления значительно упрощает процесс эксплуатации. Я часто наблюдаю, что механизмы с высоким уровнем безопасности, оснащенные защитой от защемления и блокировкой, обеспечивают дополнительную защиту от нежелательного доступа. Я настоятельно рекомендую выбирать ворота с проверенными и надежными системами управления, чтобы обеспечить безопасность и комфорт использования.
Не менее важным фактором является утепление секционных ворот, особенно если гараж служит не только для хранения автомобиля, но и как дополнительное помещение. Утепленные ворота способствуют поддержанию оптимальной температуры внутри гаража, что особенно важно в холодное время года. Я обращаю внимание клиентов на коэффициент теплопроводности и наличие теплоизоляционного материала в конструкции ворот, так как это напрямую влияет на экономию энергии и защиту от внешних климатических условий.
Второй вариант в основном используют в более дорогих промышленных решения. Наиболее распространенной является оцинкованная сталь (гальваническое покрытие). Для обеспечения дополнительной защиты от коррозии, лицевую поверхность покрывают двумя слоями модифицированного полиуретана, предварительно обработанной грунтом для улучшения сцепления. Холодные одностенные секции также производятся из стали с защитным покрытием, минимальная толщина металла составляет 0,6 мм, но лучше выбирать более толстые варианты.
Немецкая компания Херманн (Hörmann) производит также секционные ворота из цельной древесины, но они доступны только под заказ.
Некоторые производители, такие как ALUTECH, замыкают внешний контур сандвича с помощью сложной формы замка, что повышает надежность конструкции и минимизирует разрывы при температурных изменениях. В то время как другие не закрывают контур, создавая термическую преграду, что улучшает тепловые характеристики и уменьшает вероятность промерзания. Оценить, какой из этих подходов более правильный, невозможно однозначно. Возможно, оба варианта имеют свои плюсы, а окончательный выбор остается за вами.
В качестве утеплителя чаще всего используется пенополиуретан, но также могут применяться и другие материалы, например, минеральная вата. Поскольку утеплитель находится в герметично закрытой системе, тип его не столь важен, как его характеристики. По теплоизоляционным свойствам полиуретан превосходит минеральную вату.
При нанесении полиуретана внутренняя поверхность сэндвича обрабатывается специальным защитным лаком, который предотвращает коррозию металла и улучшает сцепление цинкового слоя с утеплителем.
Размеры
Определить размеры секционных ворот достаточно сложно, поскольку разные производители используют разные технологии и размеры. Приведем стандартные размеры, которые обычно доступны:
- высота секции — от 40 до 60 см;
- толщина секции — от 35 до 40 мм, встречаются и 45 мм (Hörmann/Херманн);
На основе этих размеров формируются ворота высотой от 1,25 м до 4 м, шириной от 1,90 м до 6,40 м. Максимальная высота и длина зависят от выбранных вами секций.
На рынке можно найти готовые подъемно-секционные ворота, но они обычно не имеют стандартных размеров, а представлены в наиболее популярных вариантах. К примеру, самая распространенная высота начинается от 2400 мм, ширина — от 2150 мм, после чего высота и ширина увеличиваются с шагом 25 см.
Преимущество таких решений в том, что ожидать их практически не придется — они уже есть в продаже или на складе производителя. Максимальный срок ожидания составляет всего пару дней. Однако, если вы заказываете ворота по индивидуальным размерам, срок ожидания возрастает.
Есть несколько путей решения данной задачи. Первый — адаптировать проем под предложенные размеры, второй — заказать ворота по индивидуальным размерам. Срок доставки будет зависеть от производителя и вашего местоположения. Для российских производителей (Sedona, Sauber, Дорхан) это займет одну-три недели, белорусские (Алютех) требуют немного больше времени — до полутора месяцев, а немецкие или швейцарские производители (Tecsedo) могут занять от двух месяцев.
Существует еще один вариант — получить нужные размеры путем обрезки стандартных секций до требуемой длины. Однако такую возможность необходимо заранее согласовать, чтобы не возникло проблем с гарантией.
Соединение секций
Как упоминалось ранее, сэндвич-панели соединяются при помощи петель. Чтобы исключить образование щелей и обеспечивать герметичность, края панелей изготавливают в форме замка шип/паз, что значительно уменьшает вероятность продувания.
Для полного исключения проникновения воздуха в место соединения устанавливается эластичный уплотнитель. Практика показывает, что качественные секционные гаражные ворота не пропускают пыль, снег, влагу или ветер. Они способны даже противостоять холоду. На тепловизионных снимках их температура оказывается «теплее», чем у обычных окон.
Форма замка, методы усиления конструкции в местах установки петель и расположение уплотнителя могут различаться у разных производителей. Например, компания Херманн разработала систему, предотвращающую защемление пальцев, а Алютех закрепляет крепеж в вальцовочном шве, где стальная полоса соединяется в замкнутый контур.
Тип подъема
Тип подъема секционных гаражных ворот зависит от высоты притолоки (расстояния от верхней части проема до перекрытия). Существует несколько вариантов:
- Стандартный. Высота притолоки составляет от 350 до 600 мм. С таким подъемом поставляются стандартные комплектации. Максимальная ширина ворот при таком типе подъема — 7 метров, высота — до 9,7 м. Преимущества — наиболее доступная цена и низкая нагрузка на пружины, что способствует стабильной работе.
- Сниженный. Высота притолоки — от 150 до 350 мм. В этом случае в открытом состоянии нижняя секция свисает на 80-150 мм, закрывая верхнюю часть проема. Есть два варианта — барабан может быть как спереди, так и сзади. Барабан, установленный спереди, работает на высоте притолоки от 220 до 350 мм с использованием специальной радиальной направляющей и стоит дороже, чем стандартный. При заднем расположении барабана на обычной направляющей устанавливают концевые кронштейны, на которые крепится вал. Для низкого подъема привод для автоматизации ворот можно монтировать только на потолке.
- Высокий. Высота притолоки — минимум 600 мм (максимальная — 4,6 м). Для автоматизации может быть установлен только осевой привод. Достоинство — компактное размещение направляющих и большая надежность по сравнению с наклонным подъемом. Однако требуются более дорогие пружины и барабаны, что ведет к более сложному монтажу и повышает цену (как на саму систему, так и на установку).
- Наклонный (стандартный или высокий). Этот вариант используется в случаях, когда потолок от ворот к задней стене поднимается. Высота притолоки колеблется от 500 до 1500 мм. Это наиболее дорогой и не всегда надежный вариант. Хотя его использование возможно, в случае наличия других решений лучше выбрать их.
- Вертикальный подъем. Существует два типа: с пружиной наверху (высота притолоки = высота проема ворот +700 мм) и внизу (высота притолоки = высота проема ворот +370 мм). В обоих случаях при автоматизации используется осевой привод. Данный тип подъема предназначен для полотен массой не более 1000 кг. Преимущество — возможность компактного размещения направляющих и стабильная работа, недостаток — высокая стоимость (из-за больших направляющих и более дорогих материалов).
В конечном итоге тип подъема определяется замерщиком или консультантом во время заказа. Вам нужно лишь тщательно произвести все замеры. Если вы собираетесь делать заказ, лучше нарисовать имеющийся проем и указать на нем все размеры, это значительно упростит процесс.
Если высота притолоки оказывается недостаточной, но высота проема велика, можно визуально увеличить притолоку. Для этого монтируется фальшапанель нужного размера в верхней части проема. При этом расчеты делают с учетом фальшапанели. Это простой и эффективный метод снижения затрат, так как нестандартные решения стоят значительно дороже.
Подъемный механизм
Секционные гаражные ворота поднимаются благодаря натяжению пружин. Существуют два типа механизмов:
- С торсионными пружинами, прикреплёнными к валу, расположены в верхней части конструкции — над проёмом. Когда секционные гаражные ворота закрыты, эти пружины находятся в расслабленном состоянии. С момента, когда полотно начинает подниматься, они скручиваются, накапливая потенциальную энергию, которая высвобождается во время опускания полотна.
- С пружинами растяжения выполняется установка пружин в боковых направляющих. При движении полотна вверх они слегка растягиваются, а при опускании возвращаются в исходную позицию.
Выбор подходящего механизма подъёма для секционных гаражных ворот зависит от того, отапливается ли гараж. Торсионные системы предлагают больше возможностей для настройки, что делает их идеальными для отапливаемых гаражей, так как позволяет регулировать плотность прилегания полотна.
Однако, следует учитывать, что торсионный механизм требует большей высоты притолоки и стоит существенно дороже, чем конструкции с пружинами растяжения. Зато его надёжность и способность к интенсивной эксплуатации делают его оптимальным выбором для гаражей с частым проездом.
Возможности автоматизации
Открывать и закрывать ворота вручную во время дождя или снегопада — задача не из приятных, и каждый автовладелец это знает. Поэтому желание автоматизировать этот процесс вполне оправдано. Существуют два основных метода автоматического подъёма секционных ворот:
- Использование потолочного привода. Этот механизм соединяется с подъёмной системой при помощи тросов или цепей, в зависимости от производителя. Подходит для стандартного, пониженного и наклонного подъёма. Данный вариант является более бюджетным, так как привод нужен не слишком мощный.
- Осевой привод. Устанавливается сбоку от верхнего вала и приводит его в движение, что требует большей мощности и, соответственно, более высокой цены. Идеален для гаражей с достаточной высотой притолоки.
Как видно, выбор подразумевается лишь для базовой комплектации с обычным типом подъёма. В других случаях механизм определяется параметрами самого проёма.
Автоматическое открытие или закрытие секционных гаражных ворот может осуществляться с разных устройств:
- С помощью настенного пульта. Это просто реализуется с помощью кнопок, которые подают электропитание на механизм. Главное преимущество такой автоматизации — сокращение физических усилий, хотя выходить из машины под дождь всё равно будет необходимо.
- С дистанционного пульта. В данном случае в пульте имеется встроенный радио-передатчик, а в приводе — приемник. Они работают на определённой частоте, и важно, чтобы этот диапазон не пересекался с уже действующими устройствами аналогичного типа.
- С компьютера или смартфона. В этом варианте в привод встраивается микропроцессор, способный принимать и обрабатывать сигналы.
Наиболее популярным вариантом является использование брелков. Этот способ отличается хорошей ценой и удобством в эксплуатации.
Внешний вид
Секции секционных ворота могут иметь разнообразный внешний вид. Существует несколько основных типов наружной поверхности: профили S, L и M, а также мелкая волна и филенки. В таком разнообразии можно найти шаблоны от любого производителя. Некоторые предлагают нестандартные решения с различными декоративными элементами или прозрачными вставками из поликарбоната, но их стоимость существенно выше «базовых» вариантов.
Варьируется поверхность: бывает гладкая, шершавая, с эффектом древесины. Обычно секционные ворота покрываются защитными красками не только для эстетики, но и для защиты от коррозии и неблагоприятных погодных условий.
Способы запирания
Секционные гаражные ворота могут быть заперты тремя различными способами:
- С помощью задвижки (пружинного засова). Этот метод подходит, если замок устанавливается изнутри и имеется дополнительный выход в гараж — через ворота или стену. Обычно такая защита входит в базовую комплектацию, в случае необходимости можно установить и другие запорные механизмы.
- С помощью встроенного замка. Чаще всего используется ригельный замок с двумя ручками и местом для ключа. Ручки устанавливаются по центру полотна, чтобы можно было открыть и закрыть ворота потянув за них. С задней стороны одна из ручек соединена с тросом, который при её повороте приводит в движение ригель.
- Автоматические ворота обеспечивают запирание с помощью автоблокировки привода, которая срабатывает, когда полотно опущено. Для экстренной разблокировки предусмотрены два способа:
> - Изнутри блокировку можно снять, потянув за специальный трос;
- Снаружи в полотне производится отверстие для ключа, и, провернув его, вытаскивают цилиндр замка, который снабжён разблокировочным тросом.
Как вы видите, первые два варианта подходят для ручного подъёма полотна, тогда как третий — для автоматизированных ворот. К ригельному замку или автоблокировке можно дополнительно установить задвижку на случай длительного отсутствия.
Дополнительные опции
Но это ещё не все возможности изменять конструкцию или её вид. Это касается как внешнего оформления, так и удобства эксплуатации ворот.
Остекление и вентиляционные решетки
Секционные ворота могут быть оборудованы окнами. Обычно их устанавливают в верхней части створки, но можно расположить и посередине или в другом месте. Если вы много времени проводите в гараже днём, имеет смысл заказать большие окна для достаточного освещения. Это также поможет сэкономить на электричестве, так как в дневное время можно избежать использования электрического света.
В секцию устанавливается специальный профиль для крепления листов прозрачного полиуретана или акрила. Акрил хотя и дешевле, быстро теряет цвет и прозрачность, что делает его не самым лучшим выбором. Листовой поликарбонат служит дольше, не мутнеет, но стоит дороже.
При принятии решения о необходимости остекления учитывайте воздействие солнечного света на краску — возможен риск выцветания автомобиля.
Что касается вентиляционных решеток, вопрос решается проще. В идеале в гараже должна быть вентиляция. Если она была предусмотрена при строительстве, дополнительные решетки не понадобятся. В противном случае проще установить решетки в полотне двери, чем пытаться делать отверстия в стенах.
Встроенная калитка (дверь)
Приходится поднимать секционные ворота каждый раз, когда хочется войти или выйти из гаража — это не очень удобно. Если нет боковой двери, можно интегрировать калитку в полотно двери. Однако стоит учитывать, что это увеличивает стоимость — система становится более сложной и дорогой.
Калитка может быть с порогом или без — второй вариант более удобен: возможно выкатить велосипед или садовую технику, не открывая ворота. Но данный вариант не всегда доступен и предлагаться всеми производителями.
Средства безопасности и автоматики
В комплект автоматического привода обычно входит один или иногда два пульта управления/брелка. Если вам нужно больше, их можно приобрести отдельно.
Автоматизированные секционные гаражные ворота обладают многими преимуществами, но также имеют и недостатки, среди которых основной — их работа зависит от наличия электроэнергии. Чтобы минимизировать эту проблему, можно установить аккумулятор или предусмотреть возможность ручной разблокировки (как описано ранее).
Также стоит отметить, что автоматические ворота могут быть потенциально опасными. Зачастую страдают дети и животные, также могут случиться неприятности с пожилыми людьми. Чтобы повысить безопасность, рекомендуем устанавливать фотоэлементы. Если в зоне охвата появится движущийся объект, они отключат питание и остановят движение полотна.
В качестве дополнительной меры безопасности можно установить сигнальную лампу, которая будет работать на протяжении всего времени работы электропривода.
Блок ручного подъема ворот
Если на большие секционные ворота не установить электропривод, их открытие и закрытие потребует значительных сил. Чтобы уменьшить эти усилия, используют механизм ручного подъёма ворот, обычно в виде цепного редуктора.
Рекомендуется устанавливать такой механизм на полотнах высотой более 2 метров, максимальная площадь при этом составляет 15 кв. м.
Производители
На рынке преобладают три ведущие компании, производящие секционные гаражные ворота:
- немецкий производитель Hörmann;
- белорусская компания Alutex;
- российская фирма DoorHan.
Также стоит упомянуть о компаниях Garaga (Канада) и Tecsedo (Швейцария). В России представлены три значимых производителя:
- Sedona и Sauber — это на самом деле те же ворота Дорхан, но их сборка осуществляется в другом месте;
- Zaiger из Новосибирска — применяет швейцарские сэндвич-панели и автоматику, изготовленную в России и Китае; сборка, как уже упоминалось, происходит в Новосибирске.
На данный момент это все значимые производители, которые заслуживают внимания. Продукция из Китая не стоит рассматривать — хотя цена и привлекательная, но эксплуатация вызывает множество проблем. Но какой производитель выбрать? Если говорить о трех лидерах, то по отзывам можно выделить следующее:
- Hörrmann (Херманн) — пользователи не сообщают о каких-либо проблемах. Почти отсутствуют отрицательные отзывы, как и недостатки. Но это, следует заметить, самые дорогие секционные гаражные ворота.
- Alutex (Алютех) — это хороший выбор, если бюджет не позволяет приобрести продукцию «немцев».
- DoorHan (Дорхан) и его аналоги. Это самый доступный вариант из трех лидеров, но число рекламаций у него наибольшее.
Не лишним будет упомянуть новосибирскую компанию Zaiger, пользующуюся неплохими отзывами, однако у них пока недостаточно развита дилерская сеть и представительства в других регионах. Для местных жителей это достойный выбор.
Вопросы по теме
Как выбрать секционные гаражные ворота для зимнего использования?
При выборе секционных гаражных ворот для зимних условий стоит обратить внимание на их теплоизоляцию. Ворота с утеплённой панелью толщиной от 40 мм обеспечат хорошую защиту от холода. Также важно, чтобы уплотнители были качественными и правильно установлены, иначе холодный воздух может проникать через щели. Рекомендуется выбирать ворота с хорошими показателями герметичности и прочности, а также с хорошими теплотехническими характеристиками. Не забывайте о материалах: сталь с антикоррозийным покрытием повысит долговечность.
Почему стоит рассмотреть автоматизацию секционных гаражных ворот?
Автоматизация секционных гаражных ворот значительно повышает уровень комфорта и удобства. С помощью пульта дистанционного управления или даже мобильного приложения вы сможете открывать и закрывать ворота без необходимости выходить из автомобиля, что особенно актуально в плохую погоду. Такие системы также могут быть оснащены дополнительными функциями, такими как датчики движения и камеры наблюдения, что увеличивает безопасность гаража. Кроме того, автоматизация может снизить износ механики, так как воротами будет управлять электромеханизм, а не ручная сила.
С какими проблемами может столкнуться владелец секционных ворот и как их предотвратить?
Секционные гаражные ворота могут сталкиваться с несколькими распространёнными проблемами, такими как заклинивание, неправильная работа автоматизации или повреждение панелей. Чтобы предотвратить эти неприятности, рекомендуется регулярно проводить техническое обслуживание: проверять состояние пружин и роликов, смазывать движущие части и контролировать работу электромеханизма. Также важно следить за чистотой двери: наличие грязи и мусора в рельсах может привести к сбоям в работе. В случае обнаружения каких-либо дефектов лучше всего обратиться к специалистам для профессионального ремонта.