Скульптурная живопись: мастер-класс для начинающих по созданию объемных и рельефных картин из штукатурки

Скульптурная живопись представляет собой одну из наиболее выразительных техник оформления интерьера. Такие художественные работы можно увидеть в таких местах, как метрополитен, кафе и торговые комплексы. Многие стремятся не только окрасить стены в своем доме однотонными цветами, но и добавить уникальные элементы, например, объемные картины или панно. Изображения, которые совпадают по цвету с оклейкой стен, могут создавать эффект гармонии, однако многоколорные полотна значительно оживляют атмосферу и способствуют положительному настроению в доме.

Коротко о главном
  • Определение скульптурной живописи: сочетание живописи и объемной формы.
  • Проявление объемности: методы создания рельефов и использования штукатурки.
  • Мастер-классы для начинающих: пошаговое руководство по созданию объемных картин.
  • Необходимые материалы и инструменты: что нужно для работы с штукатуркой.
  • Техники оформления: советы по покраске и декорированию готовых работ.
  • Примеры работ: вдохновение для создания собственных уникальных произведений.

Что такое скульптурная живопись

Скульптурная живопись – это объемные элементы декора, представляющие собой рельефные изображения, которые делятся на типы в зависимости от метода их создания. Например, когда декоративная штукатурка наносится с помощью мастихина на подготовленную поверхность, то этот процесс называют лепкой. А если речь идет о формировании рельефных деталей декора, это будет барельеф или горельеф.

Настенная живопись считается древнейшим искусством. Археологические находки свидетельствуют о том, что уже первобытные люди украшали свои жилища различными рисунками.

Барельеф и панно

Рельеф, который приподнят относительно плоскости на половину своего объема или менее, называется барельефом, что в переводе с французского обозначается как «низкий рельеф». Семейником барельефа выступает горельеф, который, соответственно, называется «высоким рельефом». В отличие от барельефа, горельеф отличается тем, что его элементы выступают более чем на половину от плоскости и иногда могут полностью быть от неё отделены. Барельеф используется не только в архитектуре, но и на монетах, медалях, а В деревянной резьбе.

Рельефное монументальное произведение, обрамленное багетом или другим орнаментом, называется панно. Чаще всего ими оформляют стены и потолки. Для создания панно применяются различные техники: барельеф, фрески, мозаики и лепка.

Мнение эксперта
Алексей Демидов
Закончил Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет по специальности: Инженер-строитель

Когда я начинаю обсуждать скульптурную живопись с начинающими художниками, первое, на что я обращаю внимание, — это выбор штукатурки. Эта основа играет ключевую роль в создании текстуры и объема картины. Я всегда рекомендую использовать гипсовую или акриловую штукатурку, так как они легко наносятся и позволяют достигать различных эффектов. Гипсовая штукатурка, например, хороша тем, что после высыхания образует прочную поверхность, что идеально подходит для подробной проработки элементов. Важно помнить, что все материалы должны быть совместимы между собой, чтобы избежать неприятностей с адгезией и долговечностью готового произведения.

Что касается техники создания картин, я обычно акцентирую внимание на том, как правильно наносить штукатурку. Можно использовать различные инструменты — от обычных шпателей до специализированных текстурных валиков. Применяя их, я стараюсь настраиваться на собственные ощущения и экспериментировать с приемами. Например, техники наложения слоев и ручной формовки могут создавать удивительные эффекты, которые добавят уникальности каждой работе. Я советую новичкам не бояться пробовать разные подходы и развивать собственный стиль в процессе работы.

Не менее важным аспектом является процесс покраски готовой скульптурной живописи. Я обычно рекомендую использовать акриловые краски, так как они быстро сохнут и легко смешиваются между собой. Применяя разные техники, такие как жесткая или мягкая кисть, я добиваюсь глубоких цветов и переходов. Также стоит учитывать возможность использования восковых или лакированных покрытий для защиты изображения и придания ему особого блеска. В конечном итоге, главное — это терпение и стремление к экспериментам, что поможет мне и начинающим художникам увидеть свой собственный прогресс и результаты.

Что такое лепнина

К этому направлению скульптурной живописи относятся декоративные накладки, такие как:

  • багеты — резные обрамления;
  • молдинги — декоративные планки;
  • потолочные плафоны;
  • узорные розетки;
  • пилястры — вертикальные выступы, имитирующие колонны;
  • карнизы;
  • рустовые камни — элементы фасадного декора и другие.

Для внутреннего декора лепнину в основном изготавливают из гипса. Фасадные элементы могут создаваться из гипса (в соответствии с ГОСТ Р 70034-2022) и полиуретана. Отливка деталей производится с использованием специального клея.

Какая штукатурка подходит для скульптурной живописи

В разное время использовались различные техники и материалы для настенной живописи. Однако современные штукатурки и шпаклёвки позволяют создавать сложные и витиеватые узоры. Для достижения приемлемого результата можно использовать обычные, но экономичные строительные смеси на основе цемента (ГОСТ Р 54358-2017) и гипса (ГОСТ Р 58279-2018).

При приобретении материалов важно следить за рекомендованной производителем максимальной толщиной слоя и придерживаться этих стандартов во время создания рельефа. Избыточный объем может привести к образованию трещин.

Современные штукатурки допускают нанесение слоев толщиной до 5 см. Однако для более выпуклых рельефов стоит выбирать смеси, которые позволяют наслоение до 10 см. К ним относятся: Weber Vetonit, шпатлевка-замазка по монтажной пене NEOMID или другие аналогичные материалы.

Для укладки объемных барельефов рекомендуется начинать с использования штукатурок, обладающих грубой и прочной структурой порошка. Затем, для достижения идеальной гладкости форм, накладывают шпатлевку.

При формировании изображения важно использовать один и тот же материал, избегая смешивания с другими. Разные смеси имеют различную плотность, что может быть заметно при обработке: более мягкий материал шлифуется быстрее, а более плотный остаётся недоработанным.

Декоративная штукатурка для скульптурной живописи становится всё более востребованной благодаря своей прочности, долговечности и износостойкости, превосходящим обычные смеси. Также с ней проще работать, так как срок службы раствора значительно длиннее, а его пластичность и эластичность выше. Эти свойства позволяют формировать рельефы, не опасаясь их трещин.

Рецепт самодельной смеси

Стоимость изготовления скульптурной живописи складывается из цен на строительные смеси, краски и расценки на работу. В итоге, такая работа может обойтись довольно дорого, и не каждый может позволить себе такие расходы. Однако изучить искусство лепки можно, посмотрев обучающие видео, а сэкономить на материалах помогут рецепты, составляемые самостоятельно. Приведем два рецепта пасты, обладающей необходимыми свойствами.

  • шелковая штукатурка Paritet, выполненная в виде белых фиброволокон;
  • гипсовая шпаклёвка Knauf Fugen;
  • клей ПВА.
1. Шёлковую смесь развести с водой в указанных пропорциях на упаковке до получения кашицы.
2. Затем немного добавить шпатлёвки, раствор должен иметь консистенцию густой сметаны.
3. Для лучшего сцепления в полученную смесь налить немного клея ПВА.
4. Перемешать до однородности все компоненты, дать настояться 5-10 минут и вновь перемешать.

Состав готов к созданию скульптурных шедевров.

  • декоративная штукатурка на акриловом вяжущем с мраморной крошкой — 200 г;
  • армирующее волокно с фрагментами 3 мм или шелковая штукатурка — 10 г.
1. Отмерить основной материал и пересыпать в приготовленную небольшую ёмкость (колпачок фиброволокна соответствует 10 г).
2. Полученную массу разбавить водой до необходимой густоты, тщательно разбивая комки мастихином.

Состав примечателен тем, что в закрытой упаковке может храниться длительное время, до нескольких месяцев.

Рабочие инструменты для создания скульптурной живописи

Чтобы создать объемный рисунок, неподходящие инструменты, такие как шпатели и мастерки, использовать нельзя. Желательно подбирать небольшую ёмкость для удобства смешивания. Половинка резинового мяча может быть отличным решением: она не занимает много места и легко очищается от высохшей штукатурки.

Готовить порцию штукатурки удобно в половинке от резинового мяча

Для работы потребуются следующие инструменты:

  • Набор мастихинов. Скульптурный мастихин представляет собой тонкую гибкую пластину из нержавеющей стали с ручкой, похожей на лопаточку. Чем более гибкой будет пластина, тем проще будет работать. Разные размеры инструментов подбираются в зависимости от необходимых элементов декора. Эти инструменты можно найти в специализированных магазинах для художников. Начинающим «скульпторам» подойдет 2-3 мастихина.
  • Малярная кисть с мягким натуральным ворсом понадобится для сглаживания поверхности и разбавления подсыхающей смеси. Она также потребуется для лакирования готовой скульптуры.
  • Обычный шпатель необходим для первичного нанесения слоя. Здесь требуется прочная смесь, чтобы скульптурная живопись надежно фиксировалась на основании и не отклеивалась.
  • Стеки — это инструменты для выемки или продавливания массы. Они имеют различные формы, и для создания сложных узоров необходим их набор, в который входят: обычные стеки, стеки-петли, штихели, стек-булька, косарик и клюкарза.

Мастихины для художественной отделки стен Двусторонние стеки для лепки

Если нет возможности приобрести стеки, для формирования рисунка можно использовать ножи, стамески, отвёртки и другие подходящие инструменты.

В качестве альтернативных средств могут быть использованы:

  • Кондитерский шприц с соответствующей насадкой позволяет удобно создавать цветочные элементы и другие детали узоров. На рынке также могут встречаться готовые пасты в тюбиках с фигурными наконечниками.
  • Трафареты применяются реже, так как они предназначены для выполнения низкорельефных узоров, что относится к другой технике.
  • Мелкозернистая наждачная бумага потребуется для шлифовки.
  • Палитра в виде пластикового, стеклянного или деревянного листа служит для колерования смеси и выкладывания разнообразных декорирующих элементов.

Ветоши потребуется немало, так как она необходима для очищения инструментов и удаления штукатурки до того, как она застынет на мастихине.

Скульптурная живопись декоративной штукатуркой

Чтобы добиться красивого изображения, которое будет радовать глаз на протяжении многих лет, важно следовать шаг за шагом инструкциям по его созданию.

Основание для скульптурной живописи

Для формирования рельефа отлично подойдут основы из различных материалов, главное, чтобы они были прочными и жесткими. Это могут быть:

  • оштукатуренные поверхности;
  • гипсокартон;
  • деревянные и деревосодержащие плиты;
  • стекло;
  • керамическая плитка.

Прочность высохшей лепнины из декоративной штукатурки сопоставима с камнем. Следовательно, из данного материала можно изготавливать сувениры и даже бижутерию.

Процесс подготовки основания для скульптурной живописи схож с подготовкой поверхности к нанесению декоративной штукатурки. В первую очередь поверхность следует тщательно отшлифовать, затем обработать грунтовкой глубокого проникновения, после чего рекомендуем нанести кварц-грунт для улучшения сцепления. Заключительный этап включает шпаклевку прочной смесью, которая довольно устойчива к механическим повреждениям. Чтобы достичь нужной консистенции, можно смешать акриловую шпаклёвку с гипсом в равных долях. Поверхность, выполненная из такой смеси, хорошо подходит для прикрепления скульптурных элементов.

Колеровка основания акриловыми красками

Основание для барельефа или лепнины можно оставить в белом оттенке, однако для создания более выразительного фона стоит добавить цвет. Если разделить смесь на несколько частей и заколеровать их акриловыми красками в разных оттенках, добавив перламутр или другие пигменты, можно добиться уникальных переходов от одного тона к другому, что без дальнейших рельефных элементов будет смотреться как декоративная штукатурка.

Подготовка и перенос эскиза

Если есть художественные способности, можно самостоятельно создать эскиз, но В интернете доступно множество готовых изображений, которые легко распечатать. Для переноса рисунка на плоскость следует начертить сетку нужного размера и аккуратно перенести линии с заготовленного листа. Если не планируется увеличивать масштаб, можно просто обвести эскиз, предварительно положив под него копировальную бумагу.

Колеровка штукатурки

Выбор цвета основного фона штукатурки для скульптурного изображения должен зависеть от палитры интерьера и общего стиля оформления. Используя только два цвета, в числе которых белый, можно создать огромное количество оттенков и полутонов. А если работать с красными, желтыми и синими пигментами, то набор цветов станет практически безграничным.

Для удобства работы с многоцветными смесями их лучше располагать на палитре отдельными порциями, перенося на свободное место и смешивая для получения необходимых оттенков.

Формирование скульптуры

Процесс создания лепнины осуществляется по принципу «один замес смеси мастихином — одна деталь». Эта техника называется импасто, и именно благодаря последовательному наложению элементов можно создать объемный рисунок.

Необходимо учитывать, что чем меньше угол наклона мастихина к палитре при наборе смеси, тем тоньше получится деталь. В то же время, при недостаточной тонкости мазка предмет будет хуже фиксироваться на поверхности. Чтобы получить ровную и гладкую деталь, после каждой порции смеси мастихин следует очищать об палитру, а затем протирать тряпкой. Прикреплённым деталям придаётся реальная форма: прорисовываются прожилки, закругляются края листочков и формируются «рваные» лепестки, а поверхность тщательно выравнивается.

Можно использовать художественную кисть для подкрашивания отдельных элементов и добавления теней акриловой краской на уже готовую скульптуру. Это придаст работе живописный вид и дополнительную глубину. После высыхания картины рекомендуется покрыть её лаком для защиты от влаги и увеличения срока службы.

Основы создания объемного рисунка

Создание объемной картины самостоятельно — это достаточно сложная задача, требующая внимательности, вдохновения и усердия.

Перспектива

Перспектива или линейное изображение важны для создания глубины в картине и для придания ей реалистичности. К таким методам живописи относятся различные приемы:

  • Дальние объекты, такие как здания, люди и деревья, разрабатываются в первую очередь, поскольку ближайшие предметы должны перекрывать их;
  • Линии на заднем плане должны быть более утончёнными;
  • На дальней дистанции предметы становятся меньше, и чем дальше от основного объекта, тем они меньше;
  • Изображение должно находиться на уровне человеческих глаз, и линия горизонта также должна проходить на этом уровне;
  • Точка схода не обязательно должна быть в центре, всё зависит от угла, с которого планируется его отображение.

В некоторых случаях может быть две точки схода, но это относится к более сложным картинам, которые вряд ли сможет создать обычный человек без специального художественного образования.

Упомянутые перспективные приемы не всегда применяются при создании барельефов и других плоских скульптур.

Армирование штукатурки, пошаговый пример барельефа

После переноса контуров будущего барельефа на основу более объемные участки необходимо укрепить армированием, чтобы элементы не обрушились под собственным весом. Для этого подойдет обычная тонкая проволока, намотанная на шляпки саморезов. Алгоритм действий:

1. В пределах контура рисунка вкрутить саморезы так, чтобы шляпки выступали на 10 мм от стены.
2. Накрутив на шляпки проволоку, получить каркас.
3. Поверх каркаса нанести штукатурный раствор. Уже на этом этапе формируется высота рельефа и формы художественного объекта.
4. Зашкурив шероховатости и при необходимости зашпаклевав объёмный рисунок, сформировать мелкие детали и тонкие линии.
5. По окончании работ картину загрунтовать под последующее окрашивание, лакирование или тонирование воском.

Для работы используется уже подкрашенный воск, который, попадая в углубления, формирует более темные тона в сравнении с поверхностью рельефа.

Техника прорезания

При помощи специализированных инструментов и подручных материалов можно вырезать детали из сухой скульптуры. Этот метод проще, чем лепка, но требует определённой сноровки. Ошибки в месте, угле или глубине реза могут выдать непродуманную работу, и скульптура в итоге будет выглядеть неаккуратно.

Работая с цементной смесью, стоит помнить, что по истечении полного времени высыхания материал становится твердым, как камень, и резка в этом состоянии невозможно. Детали создаются через 2-3 часа после нанесения, когда раствор ещё не успел полностью затвердеть и обладает достаточной податливостью.

С гипсовой штукатуркой работать можно сразу после высыхания и через сутки. Однако в последнем случае рекомендуется предварительно увлажнить скульптуру из пульверизатора, чтобы влага лучше впиталась.

Послойное нанесение

Техника послойного нанесения штукатурки на картину полностью противоположна методу вырезания. Здесь не убираются остатки, а смесь накладывается поверх уже прикреплённого элемента, формируя углубления. Следующий слой следует наносить примерно через 1,5-2 часа, когда смесь больше не течет и не липнет к рукам и инструменту. Грунтовать каждый слой не нужно, достаточно слегка увлажнить поверхность водой.

Часто в скульптуре используются обе техники: и прорезание, и послойное нанесение.

Окрашивание

Скульптура может быть эстетически привлекательной без использования дополнительных эффектных методов. Однако патинирование (искусственное состаривание) или затемнение углублений сделают рисунок более выразительным и придадут ему шарм.

В первой технике основной слой окрашивается в единый цвет. Можно использовать не только акриловые краски, но и водоэмульсионные. В применении пигменты с золотыми, серебряными, медными или металлическими оттенками. В первом случае патина накладывается в двух тонах: светлый – сверху, темный – в углубления.

Во втором случае после основной окраски выемки закрашивают на тон темнее или используют колерованный воск.

Освещение

Правильное освещение также играет важную роль как в процессе создания объемной картины, так и после ее завершения. В работе рекомендуется использовать специальные лампы, угол освещения которых значительно уже, чем у обычных. Эти лампы часто называют проявочными малярными и их располагают под потолком.

По окончании работ важно не ограничиваться лишь естественным освещением, а дополнительно подсвечивать панно с помощью одной или нескольких ламп, чаще всего размещенных сверху. Это могут быть трековые светильники на шине, споты или одиночные прожекторы, направленные на изображение.

Для глубокого понимания техники объемной живописи стоит посмотреть многочисленные обучающие видео, так как описание нюансов наложения штукатурки и формирования отдельных элементов не может охватить всех тонкостей.

Будем признательны за ваши советы и лайфхаки в комментариях по созданию элементов скульптурной живописи.

Видео по теме

Вопросы по теме

Как выбрать подходящий инструмент для создания рельефной скульптурной живописи?

Выбор инструмента зависит от того, какие элементы вы хотите добавить в свою картину. Для начала рекомендую использовать шпатели и мастихины различных форм и размеров – они идеально подходят для нанесения и формования штукатурки. Кроме того, для создания текстур вам могут понадобиться кисти с жесткой щетиной, губки или даже бытовые предметы, такие как гребенки или валики. Главное – экспериментировать и находить то, что больше всего подходит вашему стилю.

Какие техники можно использовать для добавления объемности в рельефные картины?

Существует множество техник, которые позволяют добиться интересных рельефных эффектов. Во-первых, вы можете использовать наложение нескольких слоев штукатурки, каждый из которых можно формировать по-разному: оставлять гладким, резать или штамповать. Во-вторых, можно добавить гипсовые элементы или другие материалы, чтобы создать дополнительные контрасты. Наконец, игра с цветами и освещением также поможет подчеркнуть объем и глубину, поэтому не забудьте про эти аспекты в своей работе.

Как подготовить поверхность для нанесения штукатурки на картину?

Перед тем как начинать работу с штукатуркой, важно подготовить поверхность, чтобы она была ровной и чистой. Если вы работаете на холсте, его желательно натянуть на подрамник и загрунтовать, чтобы избежать впитывания влаги из штукатурки и ее растрескивания. Также для других поверхностей, как дерево или картон, необходимо использовать специальный грунт, чтобы улучшить адгезию материала. Убедитесь, что вся пыль и грязь удалены — это обеспечит лучшее сцепление и долговечность вашей работы.

Оцените статью
Опора
Добавить комментарий