Скользящая опалубка для стен — это инновационная технология укладки бетонных конструкций, позволяющая значительно ускорить процесс строительства и улучшить качество поверхности стен. Она состоит из специальных полимерных панелей, которые легко скользят друг по другу, образуя ровные и гладкие поверхности.
Эта технология обеспечивает высокую точность размеров и геометрии стен, исключает необходимость в дополнительной обработке поверхности и уменьшает расход бетона. Благодаря скользящей опалубке строительство становится более эффективным, экономичным и экологически безопасным.
- Скользящая опалубка для стен является одним из эффективных способов обеспечения высокой качественной укладки бетона.
- Эта технология позволяет равномерно и точно распределить бетон по всей поверхности стены, исключая возможность образования пустот и трещин.
- Существует несколько видов скользящих опалубок, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки, а также специфическую область применения.
- Процесс укладки бетона с использованием скользящей опалубки требует профессиональных навыков и опыта от строителей, чтобы обеспечить высокое качество и прочность конструкции.
- Важно соблюдать все технологические рекомендации производителя опалубки, чтобы избежать возможных проблем и повреждений.
- Использование скользящей опалубки для стен позволяет значительно ускорить процесс строительства и минимизировать затраты на ручную работу.
ГЛАВА 11. БЕТОНИРОВАНИЕ В СКОЛЬЗЯЩЕЙ ОПАЛУБКЕ
Стены многоэтажных зданий и высотных сооружений (например, силосов, копров) бетонируют в специальной опалубке, которая перемещается постепенно вверх и имеет одинаковую толщину стен на всей высоте.
Процесс бетонирования происходит непрерывно, при этом все этапы (установка арматуры, закладка деталей, утеплителя, наливка бетона, перемещение опалубки) выполняются последовательно и без прерываний. Это обеспечивает высокое качество бетона и быстроту работ.
Перед тем, как начать работу по заливке бетоном, необходимо убедиться в наличии достаточного количества материалов, арматурных заготовок, закладных деталей, домкратных стержней и прочего. Материалы следует хранить отдельно, в необходимом количестве для заливки одного этажа. Подготовить все необходимые материалы и оборудование для того, чтобы вначале заполнить стены бетонной смесью по всему периметру опалубки на высоту около 70 см за 3—3,5 часа, после чего обеспечить дальнейший подъем и заливку бетона со скоростью 1—1,5 м за смену. Также необходимо заранее предусмотреть резерв мощности для всех механизмов на случай выхода из строя отдельных агрегатов.
Для эффективного управления процессом строительства на рабочей площадке, где используется поднимаемая опалубка, необходимо установить телефонную и сигнальную связь с диспетчерской СМУ и наземными службами для выполнения почасовых графиков доставки бетона и других материалов.
Бригады, занимающиеся бетонированием в скользящей опалубке, работают круглосуточно в течение трех смен.
Если материалы поставляются на площадку строго по графику, то для строительства достаточно иметь запас материалов на два-три дня.
В городе Сочи на улице Островского была построена группа жилых 16-этажных зданий с монолитными стенами по проекту архитектурно-планировочной мастерской Мосгражданпроекта. Несущие поперечные и продольные стены строились с использованием скользящей опалубки. Фасадные стены в проекте имеют криволинейную форму, со стрелой прогиба внутрь 1,4 метра. Такую форму имеют стены двух жилых домов.
Для обеспечения удобства производства работ в остальных зданиях была заменена кривая линия фасада на уступчатую, состоящую из прямолинейных участков стены между соседними поперечными стенами. Перекрытия выполнены из многопустотных сборных плит, а перегородки из керамзитобетона и тяжелого бетона толщиной 6 см. Строительство сборно-монолитных жилых домов показало хорошие экономические результаты в горной местности, а также обогатило архитектурную панораму города.
Как было сказано ранее, использование монолитного железобетона позволяет разнообразить архитектуру зданий и обеспечить их более высокую сейсмостойкость. Например, спальный корпус санатория "Актер" (11-2) имеет форму буквы "А" (разработан проектом Сочинского института "Южгипроком-мунстрой" и Тбилисского ЗНИЙЭПа). Это здание способно выдержать воздействие сейсмических сил в 8 баллов, что достигнуто благодаря монолитной конструкции.
Цокольная часть корпуса была заливается в переставной опалубке, а стены остальных 15 этажей — в скользящей опалубке. Наружные и внутренние стены здания толщиной 16 см, а также перекрытия коридоров и холлов выполнены из монолитного железобетона. Наружные стены были утеплены с внутренней стороны керамзитобетонными блоками толщиной 8 см.
Установка сборных перекрытий толщиной 12 см производилась после установки стен в скользящей опалубке. Плиты во время монтажа опиралась на временные опорные столики, закрепленные в стенах. После установки плиты монолитно закреплялись вдоль периметра.
Также рекомендуем посмотреть:
1.1. Планировка выполнена для монтажа скользящей опалубки в соответствии с рабочими чертежами для строительства 20-этажного жилого дома на улице Набережной в городе Кишиневе. Здание рассчитано на сейсмические нагрузки.
Металлические щиты опалубки.
Гидравлические домкраты марки ОГД-74/25 с автоматическими регуляторами горизонтальности марки АРГ-74/25.
Насосная станция марки АНС-100у.
Внутренние подвесные подмости сплошные.
1.2 . Работы, предусмотренные в планировке, включают в себя:
сборка внутренних коробов;
сборка наружных щитов;
монтаж домкратных рам;
сборка козырька рабочего пола и подвесных подмостей;
монтаж гидроподъемного оборудования.
Планировка разработана проектно-технологическим трестом Оргстрой Минстроя МССР
«10» декабря 1980 г.
Утверждена Минстроем СССР
27 апреля 1981 года
Дата вступления
1 июня 1981 года
1.3. Установка скользящей опалубки должна производиться в дневное время суток.
1.4. При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства, необходимо вносить изменения в порядок установки скользящей опалубки, указанный в карте. Это включает корректировку объема работ, расчет затрат на труд, график производства работ и технико-экономические показатели.
Организация строительной площадки будет изменяться в зависимости от этажности и глубины заложения фундамента.
При возведении здания в зимний период необходимо подготовить брезент для утепления, пленку или рубероид для окон, а также теплогенераторы.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1. Перед установкой скользящей опалубки необходимо выполнить следующие действия:
подготовить строительную площадку, оборудовать бытовыми помещениями, обеспечить электроэнергией и водоснабжением;
доставить на строительную площадку все необходимые материалы согласно рабочим чертежам, элементы скользящей опалубки, гидро- и электрооборудование;
подготовить основание фундаментной плиты, нанести метки и зафиксировать оси несмываемой краской;
определить высшую точку фундаментной плиты и отметить нижнюю кромку щитов опалубки на 2-3 см выше этой отметки;
разработать план фундаментной плиты;
получить и осмотреть металлические щиты опалубки, домкратные рамы, гидравлическое оборудование, элементы рабочей площадки, козырька и подвесных подмостей;
Необходимо провести сортировку и раскладку щитов опалубки различных размеров на площадке складирования.
2.2 . Для установки скользящей опалубки и гидрооборудования используется пневмоколесный кран КС-5363, который должен работать на спланированном и уплотненном основании, покрытом щебнем (рис. 1 , 2 ).
Перед установкой щитов опалубки их необходимо очистить от остатков бетона, при необходимости выпрямить и устранить обнаруженные повреждения, а затем смазать рабочую поверхность эмульсолом.
Установку элементов опалубки начинают с сборки внутренних коробов, которую выполняют на фундаментной плите или стенде-кондукторе, расположенном поблизости от строящегося здания.
При сборке коробов на фундаментной плите необходимо проверить наклон стенок опалубки с помощью шаблона и отвеса.
Для предотвращения случайных смещений короба для сборки скользящей опалубки раскрепляют временными связями. В качестве связей используют обрезки арматурной стали, прихваченные к верхнему уголку щитов с помощью электросварки.
Иллюстрация 1. План работ при монтаже скользящей опалубки:
1 — площадка для сборки щитов в коробах площадью 80 м2;
2 — площадка для складирования линейных щитов площадью 40 м2;
3 — площадка для складирования внутренних угловых щитов площадью 40 м2;
4 — площадка для складирования наружных угловых щитов площадью 23 м2;
5 — площадка для складирования домкратных стержней площадью 35 м2;
6 — площадка для складирования пиломатериалов площадью 30 м2;
7 — площадка для складирования металлоконструкций (рабочего пола, козырька, подвесных подмостей) площадью 30 м2;
8 — площадка для складирования арматуры площадью 53 м2;
9 — площадка для складирования временных деревянных коробок площадью 6 м2.
Первая стоянка крана
— рабочий ход подъемного крана
II + 8- очередность установки внутренних коробок опалубки
Рис. 2. Организация работы при установке скользящей опалубки
Рис. 3. Монтаж внутренних коробок и наружных щитов опалубки
1 — 74 — последовательность установки внутренних коробок и наружных щитов скользящей опалубки
Для обеспечения необходимой толщины стен между коробками устанавливаются шаблоны — не менее двух на каждую сторону короба.
Установка наружных щитов опалубки производится на фундаментной плите после установки, проверки и фиксации всех внутренних коробок, а также установки арматуры, временных деревянных коробок и закладных деталей. Для обеспечения устойчивости наружных щитов во время их сборки следует использовать подпорки.
2.3 . Установка домкратных рам производится в следующем порядке:
на щитах опалубки отмечаются места установки рам;
Монтаж домкратных рам производится с учетом строгой вертикальности к осям стен и креплением к щитам опалубки. Ориентацию стоек рам проверяют с помощью отвеса;
После установки рам проводится дополнительная проверка "конусности" щитов и, при необходимости, их наклона корректируется;
Затем стойки рам окончательно прикрепляются болтами к кронштейнам щитов.
2.4 . После монтажа домкратных рам приступают к устройству рабочего пола и козырька.
Перед устройством рабочего пола в каждый короб (ячейку) подаются краном элементы внутренних подвесных подмостей. Устройство рабочего пола и козырька осуществляется в следующем порядке: металлические балки крепятся к домкратным рамам при помощи скоб;
На металлические балки укладываются деревянные прогоны размером 50 ´ 180 мм;
Далее устраивается настил из досок хвойных пород не ниже II сорта толщиной 40 мм;
К стойкам домкратных рам по внешнему контуру стен прикрепляются кронштейны козырька;
Деревянные балки укладываются по кронштейнам;
Затем устраивается настил из досок и ограждение козырька.
Рабочий пол соединяется с настилом подмостей через лазовые люки, оборудованные крышками и предохранительными решетками, а также инвентарными лестницами. Отверстия в рабочем полу вокруг домкратных рам закрываются фанерой или листовым металлом.
Внутренние и наружные подвесные подмости устанавливаются после подъема опалубки на высоту 3,5 м. Расстояние между стеной и настилом подмостей не должно превышать 50 мм.
После установки домкратных рам и устройства рабочего пола, производится монтаж гидравлического оборудования, включающий:
— монтаж гидродомкратов с автоматическими регуляторами горизонтальности;
— установку автоматической насосной станции;
— соединение трубопровода (гидравлических сетей).
Перед началом монтажа необходимо провести тщательную проверку гидрооборудования. После устранения выявленных неисправностей можно приступать к монтажу.
Установка домкратов на домкратные рамы производится в определенной последовательности:
1. Сначала устанавливают защитную трубку;
2. Затем домкрат устанавливают на фланец защитной трубки таким образом, чтобы отверстия для болтов во фланце домкрата, защитной трубки и ригелях домкратной рамы совпадали, присоединительный штуцер на верхней крышке должен быть повернут в сторону присоединительного штуцера на гидроразводке;
3. Затем крепят болты для крепления домкрата и защитной трубки к домкратной раме;
Для проверки домкрата используют специальный уровень, с помощью которого регулируют вертикальность домкрата и трубки, устанавливая шайбы-подкладки в соответствии с его показаниями. При установке домкратов необходимо, чтобы их оси проходили точно по осевой линии стен; допустимое отклонение не должно превышать 2 мм;
Когда домкрат и защитная трубка достигают строго вертикального положения, болты затягиваются.
Автоматическую насосную станцию устанавливают в следующем порядке:
На рабочем полу создают специальную площадку закрытого типа, возвышающуюся на 1,2 м над рабочим полом;
Устанавливают насосную станцию;
В резервуар насосной станции через фильтрующее устройство заливают масло соответствующей марки вязкости.
Перед установкой гидравлических систем все элементы трубопровода и фурнитуру классифицируют в соответствии с размерами, указанными в проекте гидросистемы. Затем элементы трубопровода очищают от загрязнений, внутреннюю поверхность труб и резьбовые соединения промывают керосином или соляркой, продувают сжатым воздухом и закрывают пробками, чтобы предотвратить попадание песка и грязи.
Трубопровод устанавливают блоками, которые заранее собираются. Готовые блоки могут быть испытаны на герметичность и заполнены рабочей жидкостью на месте сборки. В этом случае на соединительные фитинги блоков должны быть установлены запорные вентили. Готовые блоки трубопровода устанавливают на скобы, прикрепленные к домкрату.
После завершения сборки отдельных сетей, устанавливают распределительный трубопровод (коллектор), к которому подключают сети гидроразводки с помощью запорных вентилей и гибких шлангов автоматической насосной станции.
После завершения монтажа гидроразводки к ней подключают гидродомкраты через запорные вентили.
Чтобы присоединить автоматические регуляторы горизонтальности, устанавливают вторую гидроразводку, аналогичную первой.
Насосно-распределительную станцию подключают к электросети с помощью шлангового кабеля и вилочного соединения.
Для опрессовки гидросистемы используется рабочая жидкость под давлением 125 кгс/см 2 для зарядки домкратов домкратными стержнями. Сначала опрессовываются отдельные сети, а затем все одновременно. При этом необходимо удалить воздух из трубопровода, для этого поочередно открывают вентиль у каждого домкрата до появления рабочей жидкости в соединении медной трубки.
Затем соединение герметизируется. После удаления воздуха давление в гидросистеме поднимается до уровня, соответствующего данному типу домкрата.
После завершения монтажа, опрессовки и устранения дефектов гидросистема готова к эксплуатации, о чем составляется акт.
- Для того чтобы домкратные стержни можно было извлечь после возведения здания, их часть от низа защитной трубки до опорной пластины должна быть защищена от сцепления с бетоном установкой трубок, укладкой полистирола, засыпкой песком и т.д.
- Одновременно с гидрооборудованием монтируют осветительные стойки, поливочное устройство, подводят электроэнергию.
- По окончании всех монтажных работ составляется акт о готовности скользящей опалубки (см. прил .).
- 2.5. Работы по монтажу скользящей опалубки выполняет бригада из 15 человек, разделенная на 2 звена:
- 1-е звено — 2 слесаря четвертого и 3 — третьего разряда;
- 2-е звено — 2 слесаря четвертого и 3 — третьего разряда;
- 4 плотника второго разряда;
- такелажник второго разряда.
- 2.6. График выполнения работ приводится в табл. 1 .
2.7 . Информация о затратах труда представлена в таблице 2 .
2.8 . Нет карты трудовых процессов для этих работ.
2.9 . Контроль качества работ представлен в таблице 4 .
2.10. При выполнении работ необходимо соблюдать правила техники безопасности в соответствии с СНиП 1-4-80 «Техника безопасности в строительстве».
Испытания гидросистемы под давлением необходимо проводить этапами в соответствии с требованиями техники безопасности.
Сварочные работы на трубопроводе гидроразводки следует выполнить после слива масла из системы.
Чтобы заземлить скользящую опалубку, используйте гибкий медный провод сечением 16 мм 2 , прокладываемый через шахту лифта. Все непроводящие металлические части опалубки подлежат заземлению. Сопротивление заземляющего контура не должно превышать 4 Ом.
Для оснащения светильниками с лампой ДРЛ-250, рабочий пол опалубки следует оборудовать, устанавливая их по периметру с интервалом в 10 метров.
Плавающая опалубка должна быть оснащена средствами связи (телефон, радио), а также электрическими и осветительными сетями. Напряжение в электрической сети и сети, питающей вибраторы, не должно превышать 42 Вольта.
Важно регулярно проверять исправность всех конструкций опалубки.
Рабочий пол опалубки должен иметь места для курения, обозначенные соответствующими знаками и снабженные средствами пожаротушения.
Необходимо уделить внимание качеству и надежности сварных и болтовых соединений элементов конструкций, особенно креплений рабочего пола и подвесных лесов.
Перед вводом в эксплуатацию подвесные подмости должны пройти проверку и пробное испытание с избыточной нагрузкой в течение 10 минут, превышающей расчетную на 25%. После испытаний составляется акт.
После технической проверки комиссией, назначенной строительной организацией, подмости сдаются в эксплуатацию. Акт приемки подмостей утверждается главным инженером организации. До утверждения акта использование подмостей запрещено.
Плакаты с схемами размещения и допустимой нагрузки должны быть выставлены на рабочем полу и подмостях.
Мастер должен ежедневно осматривать подвесные подмости перед началом работы.
Ограждения козырька и подвесных подмостей должны соответствовать ГОСТу 12.4.059-78.
ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
В моем экспертном мнении скользящая опалубка для стен — это эффективная технология укладки, которая имеет ряд преимуществ. Она позволяет значительно ускорить процесс строительства за счет использования специальных смесей, обеспечивающих гладкую поверхность стены. Эта технология позволяет также существенно сэкономить на материалах, поскольку требуется меньше бетона и арматуры.
Одним из ключевых достоинств скользящей опалубки является возможность создания стен с различной геометрией и скруглениями, что делает здание более эстетичным и современным. Кроме того, такие стены обладают повышенной прочностью и долговечностью, что является важным показателем для любого здания.
Технология скользящей опалубки также обладает высокой степенью точности и позволяет добиться идеально ровной поверхности стен без дополнительной обработки. Это экономит время и усилия рабочих, а также позволяет избежать возможных дефектов и недочетов в строительстве.
Скользящая опалубка
Использование скользящей опалубки предназначено для строительства вертикальных конструкций зданий и сооружений (башен, ядер жесткости зданий и стен зданий) с постоянным, переменным или ступенчато-переменным поперечным сечением из монолитного железобетона с помощью метода непрерывного бетонирования.
Используя метод скользящей опалубки, строятся разнообразные сооружения из монолитного бетона, такие как дымовые трубы, силосы для хранения различных материалов, водонапорные и телевизионные башни, а также жилые и общественные здания с большим количеством этажей. Обычно специализированные строительные компании занимаются возведением этих специальных сооружений. Они разрабатывают проекты и технологические карты, используя передовые технологии, машины и механизмы, чтобы увеличить производительность труда.
Скорость передвижения опалубки играет ключевую роль в организационном начале производства бетонных работ, поскольку она определяет ритм всего комплекса работ. Поднятие опалубки происходит с использованием гидравлических или электромеханических домкратов, установленных на домкратные стержни (рис. 28).
Скользящая опалубка состоит из двух рядов щитов, закрепленных на домкратной раме. К ним крепят несущие конструкции рабочего настила, к которому подвешивают подмости. Средняя скорость бетонирования в скользящей опалубке достигает 1—3 м/сут.
Основными элементами опалубки являются щиты, домкратные рамы, рабочий пол, подмости, домкраты и домкратные стержни. Основным несущим элементом является домкратная рама, которая принимает на себя нагрузку при подъеме опалубки под давлением бетонной смеси, рабочего пола и подвесных подмостей.
Рамы могут быть двух-, трех- и четырехстоечными. Трех- и четырехстоечные конструкции размещаются там, где стены пересекаются, и используются для строительства сооружений с большим числом угловых соединений и проемов в стенах.
Стойки крепятся к балке или перекладине рамы либо жестко, либо с помощью болтов, что позволяет их перемещать для заливки стен различной толщины, а также изменять угол наклона для настройки опалубки.
Опалубочные доски устанавливаются на стойки рамы с определенным углом наклона к вертикали. Обычно этот угол составляет 1/500 или 1/200 высоты доски, что соответствует 5-7 мм на каждую сторону при стандартной высоте доски от 1 до 1,2 м. Угловые доски изготавливаются с учетом необходимого угла наклона.
Изготовление щитов может производиться из металла, дерева или их комбинации. Использование полностью металлической опалубки целесообразно в умеренных климатических условиях, так как при перегреве возможны неравномерные тепловые деформации щитов и "прилипание" слоев бетона к ним. Опалубка полностью из дерева, хотя и дешевле металлической, и более эластична, что уменьшает риск срывов, все же редко используется из-за небольшого срока службы. Для увеличения эластичности металлические щиты могут закрепляться на раме с помощью пружин или других гибких уплотнений.
В опалубке используются мелкие и крупные щиты. Во втором случае крышки входят в конструкцию щита.
Щиты могут быть как плоскими, так и изогнутыми, с другой конфигурацией.
Вокруг строящегося здания устанавливают защитный козырек.
Для поднятия опалубки в основном используются гидравлические и электромеханические домкраты. Самым простым по конструкции является гидравлическое подъемное оборудование, которое позволяет автоматический или полуавтоматический подъем. Для полуавтоматического режима используются домкраты ОГД-61А с регулятором горизонтальности РП-67.
Привод осуществляется от насосной станции ПНС-IB или ПНС-ПВ. Приставка к домкрату позволяет осуществлять «шаг на месте». Для извлечения стержней используется домкрат РП-60.
Установленный на домкратной раме, он опирается на домкратный стержень при подъеме, который проходит через канал в бетонной стене. Канал формируется защитной трубкой, установленной под домкратом (табл. 14).
В настоящее время за границей все больше становится популярным применение домкратов повышенной грузоподъемности (от 10 тонн и выше). Это использование таких домкратов позволяет увеличить расстояние между домкратными рамами, что делает возможным механизированную подачу бетонной смеси и установку крупноразмерных каркасов и сеток на открытых площадках. При увеличении материалоемкости опалубки в этом случае удается достигнуть значительного увеличения производительности труда.
Такие домкраты были разработаны Центральным научно-исследовательским и проектным институтом железобетонной промышленности (ЦНИИЭПсельстрой) и Центральным научно-исследовательским институтом оборудования и технологии строительства (ЦНИИОМТП) (таблица 15).
Согласно проекту, монтаж гидроразводки производится. Домкраты устанавливаются вдоль оси стен, их оси должны быть строго вертикальными (за исключением специальных случаев, указанных в проекте). Штуцера гидросистемы подключаются к домкратам неплотно, чтобы удалить воздух при опрессовке. Перед зарядкой домкратов стержнями проводится опрессовка гидравлической системы, в процессе которой систему освобождают от воздуха, который сбрасывается через штуцер, после чего его герметично закрывают.
Установка домкратных стержней производится за день до начала бетонирования. Сначала устанавливаются стержни разной длины (2,4 и 6 м), затем наращивание производится отрезками стержней 3 м. Такой подход позволяет производить наращивание стержней на разных отметках бетонирования (табл. 16).
Унифицированная скользящая опалубка ЦНИИОМТП (см. рис. 28) подходит для строительства зданий с модульным изменением расстояний в осях 30 см. Толщина внутренних стен может быть от 12 до 24 см, а внешних — от 30 до 40 см.
Большие щиты включают в себя кружалы и торцовые опорные пластины для соединения по длине. Высота щитов составляет 1,1 м, а их длина варьируется от 1,8 до 3,3 м с шагом 30 см. Кроме плоских щитов используются криволинейные, а также угловые щиты, как внутренние, так и наружные.
Домкратные рамы бывают двух-, трех- и четырех-стоечными. Чтобы создавать технологические отверстия в рабочем полу, разработаны съемные щиты рабочего пола.
- Сборка щитов по проектному контуру возводимой конструкции;
- Установка домкратных рам;
- Сборка наружных подмостей и установка козырька;
- Сборка рабочего пола;
- Сборка и установка подъемного оборудования;
- Установка подвесок наружных и внутренних подмостей после подъема опалубки до уровня перекрытия первого этажа.
Для получения стен проектной толщины (которую проверяют посредине высоты щитов) между коробами устанавливают шаблоны-фиксаторы; смонтированные короба до установки домкратных рам объединяют струбцинами.
Конусность щитов при сборке прямоугольной опалубки определяют угловыми щитами, выполненными с уширением, регулирование наклона щитов производят с помощью прокладок. Конусность криволинейных щитов обеспечивают установкой между щитами прокладок, имеющих различную толщину по высоте.
После установки внутренних коробок вокруг здания, наружная опалубка устанавливается. Затем, после монтажа, проверки и крепления щитов опалубки, домкратные рамы устанавливаются. Собранные домкратные рамы опираются своими упорными уголками на верхние края щитов, при этом кронштейны рам должны быть опущены или сняты.
Далее кронштейны поднимают и устанавливают, затем рама подтягивается вверх до упора. После установки и закрепления рам производится дополнительная проверка и выравнивание опалубки. Ригели всех домкратных рам должны находиться на одной отметке. Временные связи между щитами убираются и конусность проверяется еще раз (табл. 17).
Если в проекте предусмотрены внутренние подвесные подмости, то их необходимо занести в короб опалубки до монтажа рабочего пола. Несущими конструкциями рабочего пола являются прогоны из бруса 180X50 мм или металлические фермы при пролетах более 3 м, которые опираются на кружала опалубки.
Для сохранения геометрической неизменяемости опалубки устанавливаются угловые связи. Затем на прогоны (фермы) укладываются балки, на которые устанавливается рабочий настил из досок толщиной 30 мм. Также устраиваются ограждения по наружному контуру рабочего пола, а в местах выхода из него монтируются подвески внутренних и наружных подмостей, которые окончательно устраиваются после подъема опалубки на 3. 3,5 м.
После проверки правильности сборки скользящей опалубки и устранения всех обнаруженных дефектов приступают к монтажу подъемного оборудования согласно проекту.
Начинают устанавливать кружал внутренней и наружной опалубок для монтажа мелкощитовой опалубки на месте бетонирования. Для этого используют монтажные стойки, которые помогают производить рихтовку и временное закрепление кружал. Точную установку, закрепление кружал и рихтовку осуществляют с помощью струбцин-фиксаторов.
Домкратные рамы устанавливают на опорные винты для их рихтовки; соседние рамы временно скрепляют между собой, фиксируя расстояние с помощью шаблонов. Щиты опалубки устанавливают после выверки каркаса несущих элементов. После монтажа щитов и домкратных рам собирают внутренние подмости, монтируют несущие элементы и настил рабочего пола, устраивают козырьки с ограждением, устанавливают ограждение около люков рабочего пола. Наружные подмости монтируют после подъема опалубки на высоту 3—3,5 м. Перед монтажом гидрооборудования необходимо провести проверку и испытание на стенде. Испытания под давлением производятся согласно проекту.
Перед началом подъема опалубку заполняют бетонной смесью на 60-70 см, после чего она выдерживается определенное время по рекомендации строительной лаборатории. После этого делается пробный подъем опалубки, чтобы определить способность бетона сохранять форму. Если бетон не оплывает, то процесс бетонирования продолжается и опалубка двигается дальше.
Для засыпки бетоном конструкции чаще всего используют башенные или самоподъемные краны, а также шахтные подъемники. В строительстве высотных зданий распространение подачи бетона бетононасосами и пневмонагнетателями по трубам пока не получило, несмотря на их значительные преимущества перед кранами и подъемниками. Это связано, во-первых, с необходимостью доставки не только бетона, но и арматуры, опалубки и других строительных материалов, для чего необходимы краны. Во-вторых, для доставки бетона на большую высоту требуется устанавливать несколько насосов на разных уровнях.
Скорость подъема зависит от качества материала опалубки, скорости набора прочности бетоном и других важных факторов. Конкретную скорость подъема определяет специалисты строительной лаборатории. Скорость движения опалубки обычно составляет от 10 до 20 см в час.
При подъеме опалубки необходимо постоянно следить за горизонтальностью рабочего пола. Для контроля высоты подъема опалубки на домкратные стержни наносят метки, а на самих домкратах устанавливают специальные рейки. При автоматической коррекции горизонтальности рабочего пола домкраты, достигшие установленной отметки, переходят на режим "шаг на месте".
Если горизонтальность нарушена, необходимо оперативно принять меры для ее восстановления, отключая часть домкратов вручную. Если стены сооружения отклонены от вертикали, отключаются часть домкратов, опалубке придается наклонное положение в противоположную сторону, после чего осуществляется подъем опалубки до выравнивания стен.
При изгибе домкратных стержней, вызванном перегрузкой (перекосами опалубки, высокой скоростью подъема и т. д.), их необходимо усилить, приварив к ним дополнительные стержни. Домкрат, опирающийся на изогнутый стержень, должен быть отключен на несколько циклов. Если изгиб устойчивый и не поддается восстановлению, изогнутую часть следует вырезать.
Перед началом демонтажа необходимо снять нагрузку с домкратов. Для этого опалубку опирают на уже построенное сооружение или на специальные стойки, которые в свою очередь устанавливаются на забетонированное перекрытие. Чтобы переместить опалубку под щиты, необходимо установить опоры, которые крепятся к стене.
После этого извлекают домкратные стержни (см. рисунок 29), демонтируют гидрооборудование и элементы опалубки. Если используется ручное приспособление РП-60, то демонтаж гидрооборудования можно производить до извлечения стержней. При использовании реверсивных гидродомкратов РГД-66А гидрооборудование демонтируют после окончательного извлечения домкратных стержней.
Во время строительства Минтяжстроем в Советском Союзе применялась скользящая бесстержневая опалубка для заливки бетона в высотных зданиях. Этот тип опалубки был разработан в Донецком Промстройниипроекте. Она перемещается вверх, опираясь на уже залившуюся часть здания, и обеспечивает надежную опору без деформации бетона в течение 12 часов.
Бетонирование без швов своими руками
Чтобы обеспечить бесперебойное формирование нового яруса стен, необходимо соблюдать определенные правила:
- Качество бетонного раствора должно соответствовать всем требованиям по скорости затвердевания и пластичности;
- Для создания каркаса необходимо уложить арматуру, затем внутри неподвижной опалубки заливается несколько слоев бетонной смеси толщиной 200-300 мм;
- Слой необходимо уплотнить вибратором;
- Новый ярус стен начинают формировать только по завершении строительства предыдущего по всему периметру стены;
- После достижения начальной прочности бетонируемой стены, скользящая опалубка приводится в движение с шагом подъема в 2,5 см.
Важно! Работы должны выполняться непрерывно, без остановки. Нельзя прерывать процесс из-за отсутствия раствора или других причин. Укрепление, установка фундамента (для проемов), заливка, уплотнение проводятся без остановки подъемных механизмов. Именно в этом случае достигается необходимый прирост стен на 4-6 сантиметров в сутки.
При строительстве зданий по данной технологии следует учитывать, что данный метод эффективен, если здание имеет высоту не менее 25 метров. При других высотах использование скользящей опалубки будет слишком затратным.
Горизонтально-скользящая опалубка
С помощью использования опалубки можно легко создать монолитные, изогнутые вертикальные конструкции
Этот подход идеально подходит для владельца, который решил построить свое собственное жилище. Работа с опалубкой позволит создать монолитные, изогнутые вертикальные конструкции. В набор инструментов входит механизм движения с двумя тележками, балочная конструкция, а также комплект с прочной рамой пространственного типа, дополненный жестким каркасом со стойками. Для изготовления щитов можно использовать следующие материалы:
- металл;
- дерево;
- водостойкая фанера;
- алюминий;
- и другие материалы.
Существует возможность использования как самоходной, так и несамоходной системы. Для обеспечения передвижения конструкции скользящей опалубки ставятся на специальные рельсы, расположенные вдоль сооружения, или перемещаются при помощи механизма или лебедки, установленной на конце рельсового пути. Эта система применяется для оснащения здания стенами, укладываемыми непрерывно с высотой до 6 метров и толщиной от 120 до 600 мм.
Важно помнить, что есть возможность перемещения панелей как вдоль стены, так и вдоль оси. Удобно то, что плиты можно поднимать по высоте и создавать конструкции для поддержания заданного уклона стеновых панелей.
Если вам нужно строить что-то своими руками, то для перемещения вертикальных щитов лучше всего использовать электрический лебедка, установленный поверх рамной конструкции. А чтобы облегчить работу строителей, поднимающих дом, опалубочные щиты можно дополнить настилом для подмостей. Чтобы понять, как работает и где применяется горизонтально скользящая опалубка, посмотрите видео.
Создание опалубки своими руками может быть сложным, но возможным. Для изготовления щитов подойдет любой материал, но водостойкая ламинированная фанера отличается легким весом и достаточной прочностью на деформацию. Кроме того, листы фанеры достаточно велики, чтобы не приходилось закрывать щели, как при использовании досок. Для усиления жесткости стенок можно использовать бруски или профильные трубы, располагая их внутри!
- Боковые щиты оснащаются отверстиями для винтовой стяжки сверху и снизу, отступая от края на 40-50 мм.
- Щиты крепятся друг к другу саморезами, желательно с использованием уголков, чтобы минимизировать риск перекоса конструкции.
- Установка начинается с угла здания или дверного проема.
- Необходимо тщательно выровнять опалубку по всем параметрам: вертикали и горизонтали.
- В форму заливается раствор, который затем уплотняется и добавляется арматурный каркас.
- Снять форму следует только после того, как бетон наберет первоначальную прочность.
- Далее необходимо открутить стяжку и снять торцевую часть формы, переместить подвижную часть в сторону до тех пор, пока отверстия в стенах и цементе не выровняются.
- Затем винты снова вворачиваются, прикрепляя край фанерной системы к застывшему бетонному блоку.
- Работы следующего уровня начинаются также от угла или от проема окна.
- Фанерная конструкция монтируется таким образом, чтобы нижний край стяжки соединялся с предыдущим слоем через отверстия, оставленные в бетонном элементе.
Чтобы обеспечить прочность дома, следует закреплять все последующие конструкции к соседней стене и предыдущему этажу. Важно очищать фанерные щиты от остатков раствора и смазывать их маслом перед установкой на новое место.
Технология горизонтально скользящей опалубки может применяться при строительстве частных зданий, но это сложный процесс, который включает в себя установку и проверку опалубки вместе с армированием конструкции. Поэтому перед тем, как начать строительство своего дома, следует внимательно взвесить все за и против этого варианта. Расчет времени, соблюдение цикличности работ и наличие всех материалов – основные составляющие этого процесса. Нарушение хотя бы одного этапа может привести к тому, что строение будет иметь низкие показатели качества и прочности.
Монтажные работы
Ответив на вопросы о способе установки домов с использованием скользящей опалубки, предлагаем изучить несколько этапов типичной установки. Установка скользящей опалубки представляет собой сложный процесс. В этом процессе обязательно задействована специальная подъемная техника, такая как кран кс-5363, например.
В начале процесса необходимо очистить поверхность щитов от застывшего бетона, выровнять дефекты поверхности. Щиты следует обработать специальной эмульсией. На этом этапе собирается внутренняя рама, которая соединяется с фундаментом будущего здания. Наклон стоек рамы проверяется с помощью отвеса.
Необходимо соблюдать определенную последовательность действий при строительстве стены. Сначала устанавливается короб, затем производится вязка арматуры и устанавливаются закладные детали, причем все действия должны соответствовать рабочим чертежам. Весь процесс работы имеет цикличную последовательность, поскольку после сборки одной части стены начинается процесс сборки следующей, с вновь проводимой вязкой арматуры.
Для обеспечения одинаковой толщины стены по всему периметру здания необходимо использовать не менее двух шаблонов на каждую сторону короба. Затем следует установить домкратные рамы, которые предварительно должны быть подогнаны к щитам скользящей опалубки перед бетонированием. После установки домкратных рам начинается обустройство козырька и рабочего пола, которые, как правило, имеют деревянную составляющую. В качестве основания используется хвойная порода толщиной не менее 40 мм.
Как только пол готов, начинается установка гидравлического оборудования: устанавливается автоматическая насосная станция, гидродомкрат, прокладываются трубопроводы, проводится электромонтаж и освещение. После того как опалубка готова к работе, на высоту доставляется бетон с помощью бетононасоса.
Как и любой элемент строительной конструкции, скользящая опалубка обладает своими плюсами и минусами. Из плюсов можно выделить:
- Высокая скорость выполнения работы. Есть случаи, когда за сутки был возведен 1 этаж дома с использованием скользящей опалубки. При этом, используя нужное количество рабочей силы, всё равно получается экономия до 20%.
- Снижение стоимости строительства объекта в целом.
Применение скользящей опалубки позволяет реализовать самые необычные архитектурные идеи, так как с ее помощью можно строить не только прямоугольные здания, но и овальные, круглые, а также другие формы сооружений. Кроме того, существуют угловые элементы, обеспечивающие максимальную прочность углов соединений.
Вместе с преимуществами, следует отметить и недостатки данного метода:
- Сложность монтажа опалубки в случае наличия арматурного каркаса.
- Трудности при формировании проемов в больших стенах.
- Необходимость использования большого количества специальной техники, что увеличивает сложность заливки перекрытий между этажами.
- Необходимость высокой квалификации работников, что влечет за собой повышение затрат на оплату труда.
- Необходимо строго соблюдать нормы, правила и все технологические аспекты, так как иначе возможно нарушение рабочего процесса, что приведет к уменьшению прочности конструкции.
- Следует организовать поставку бетона. Поставки должны осуществляться как днем, так и ночью, а качество должно соответствовать проектной документации.
- Необходимо разделить рабочий процесс на 3 смены, что повлечет за собой увеличение затрат на оплату труда рабочим.
- Необходимо придерживаться вертикального подъема опалубки с отклонением до 0,5 градусов каждого щита.
- Важно постоянно связывать арматуру, чтобы это не замедляло общий процесс выполнения работ.
- Если в процессе работы допущены дефекты, это может повлечь дополнительные затраты на устранение проблем.
Как видите, у нас есть недостатки, но с ними легко бороться. Главное правильно подбирать строительные бригады, а также использовать необходимые добавки, снижающие отвердение бетона до 18 часов.
Технология
Набегающая опалубка — это устройство, состоящее из двух щитов, соединенных балками-стяжками на всю высоту. У каждого щита есть двухуровневые настилы с ограждениями. Верхние настилы обеспечивают подготовку перед заливкой бетоном следующего слоя. Нижние площадки позволяют проводить своевременный контроль качества заливки и устранять технологические дефекты.
Подъем осуществляется домкратами с механическим, электро- или гидроприводом. Направление движения конструкции обеспечивают металлические стержни, жестко закрепленные в фундаменте и регулируемые по высоте резьбовыми замками. Они находятся в межпалубном пространстве и после заливки уровня остаются в конструкции, выполняя функцию дополнительных армирующих элементов.
Этот метод позволяет одновременно наносить строительный материал по всей длине сооружения и контролировать качество заливки. Переход к следующему уровню должен происходить только после полного застывания предыдущего.
Использование скользящей опалубки при строительстве монолитных конструкций позволяет быстро возводить высотные здания. Ее преимущества:
- Возможность создания стен с различной геометрией;
- Бесшовность конструкции и высокая энергоэффективность (отсутствие стыков и холодных мостиков);
- Высокая скорость заливки. Применение скользящей опалубки позволяет за одну рабочую смену заливать конструкции высотой до 3-4 метров;
- Снижение затрат на строительство и экономия вплоть до 20%.