Опалубки для монолитных зданий бывают различных типов в зависимости от конкретной конструкции и требований проекта. Одни из самых распространенных типов — это деревянные опалубки, металлические опалубки и композитные опалубки.
Каждый из этих типов опалубок имеет свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при выборе в зависимости от задачи и бюджета проекта. Деревянные опалубки обладают невысокой стоимостью, однако требуют частой замены, в то время как металлические опалубки дороже, но более долговечны и устойчивы к различным негативным воздействиям.
- Деревянные опалубки. Этот тип опалубки отличается простотой конструкции и доступностью материалов. Однако они не обладают высокой износостойкостью и требуют регулярной замены.
- Металлические опалубки. Они прочные и долговечные, позволяют создавать сложные формы и обеспечивают высокую точность размеров монолитных конструкций.
- Пластиковые опалубки. Благодаря своей легкости и прочности, они облегчают процесс установки и сокращают сроки строительства. Кроме того, такие опалубки позволяют получить гладкую поверхность без дополнительной отделки.
- Комбинированные опалубки. Этот тип представляет собой сочетание различных материалов (например, дерева и металла) для получения оптимальных характеристик опалубки.
Виды опалубки для монолитного строительства
Метод строительства с применением монолитных конструкций — это технология, которая хоть и не нова, но все еще востребована. Она основана на использовании опалубки и полун жидкого раствора. Опалубка представляет собой каркасную конструкцию, которая служит для заливки бетона или другого подобного материала. Бетон, застывая, принимает форму опалубки, реализуя задумки архитекторов и дизайнеров.
Этот метод строительства подходит для возведения различных типов зданий — промышленных, общественных, жилых, а также для строительства ангаров, мостов, тоннелей, коллекторов, водоводов. Для каждого конкретного случая необходимо выбирать определенный вид монолитной опалубки, а полная классификация представлена в ГОСТе 52085-2003 "Опалубка. Общие технические условия".
Виды монолитной опалубки по типу бетонируемых конструкций
Для монолитного строительства часто используются вертикальные и горизонтальные опалубки. Вертикальные опалубки применяются для создания фундаментов, стен, перегородок, ростверков, градирен, труб и колонн. Горизонтальные опалубки используются для установки перекрытий, ригелей, мостовых пролетов и эстакад.
Наклонно-вертикальные и наклонно-горизонтальные опалубки используются реже, но в определенных случаях они становятся незаменимыми: при возведении арок, сфер, оболочек, сводов и других сооружений нестандартной формы.
Существует несколько типов опалубок, которые используются при возведении монолитных зданий. Они подбираются в зависимости от конкретных условий строительства, требований к геометрии элементов и других факторов.
Одним из наиболее распространенных типов опалубок является деревянная опалубка. Она отличается низкой стоимостью, легкостью установки и возможностью многократного использования. Однако дерево подвержено износу и деформациям, поэтому требуется тщательный уход и обслуживание.
Для более сложных и крупных конструкций часто применяют металлические опалубки. Они обладают высокой прочностью, долговечностью и позволяют создавать элементы различных форм и размеров. Однако стоимость металлических опалубок выше, чем у деревянных.
Кроме того, существуют такие виды опалубок, как пластиковые и комбинированные. Пластиковые опалубки обладают легкостью и устойчивостью к агрессивным средам, но их применение чаще ограничивается небольшими объектами. Комбинированные опалубки сочетают в себе преимущества различных материалов, обеспечивая баланс между стоимостью и качеством.
Что это и где применяется?
Монолитное строительство с использованием опалубки — это специальная сборная конструкция, в которой жидкий бетон принимает необходимую форму при застывании. Обычно опалубка состоит из нескольких отдельных частей. Существуют два типа собранных конструкций:
- съемные;
- несъемные или стационарные.
Первый тип собирается на месте строительства перед заливкой бетона, а затем демонтируется после застывания. С помощью съемной опалубки можно создать различные элементы сооружения, в том числе и сложной конфигурации. Например, с ее помощью можно создать:
- различные вертикальные строительные конструкции, используемые в качестве фундаментного основания, армированного пояса (под мауэрлат) или внутренней перегородки;
- для образования перекрытий между этажами, крышами зданий и сооружений, козырьков и навесов используются горизонтальные конструкции;
- для создания поверхностей и плоскостей под определенным углом (лестницы, съезды для автомобилей) применяются специальные ползущие опалубочные системы;
- для круглых или конусообразных конструкций, таких как колонны или радиальные стены, используется специальная закругленная съемная опалубка.
Для возведения небольших зданий и строительных сооружений часто используют несъемные или стационарные опалубочные системы. Хотя спектр применения этих систем ограничен, они позволяют значительно экономить трудозатраты и средства. После застывания бетонной смеси и завершения отделочных работ данная опалубка не удаляется, а становится частью конструкции, повышая её прочность, надежность, тепло- и звукоизоляцию.
Для возведения разнообразных сооружений и создания отдельных конструкций применяют различные виды опалубочных систем. Кроме указанных выше критериев, они также классифицируются по нескольким основным видам в зависимости от формы, размеров, способа монтажа и предназначения.
Давайте рассмотрим основные типы современной профессиональной опалубки для монолитных работ.
- Мелкощитовая – это разборная конструкция переменного типа, состоящая из нескольких индивидуальных элементов. Каждый собираемый элемент имеет площадь не более 3 квадратных метров и весит до 50 килограмм. Эта система универсальна, поскольку из нее можно быстро собрать строительные конструкции различных размеров и конфигураций. Как правило, мелкощитовую систему используют для возведения низких зданий и других объектов с небольшой площадью.
- Система объемно-переставки состоит из отдельных секций больших размеров, заранее изготовленных в форме буквы «П» или «Г», что является наиболее распространенным вариантом. У различных производителей, особенно при заказе, формы и размеры могут отличаться. Для сборки конструкций секции собираются при помощи специальной техники – грузоподъемных кранов, различных манипуляторов. Из-за больших размеров готовая сборная конструкция обычно заливается не сразу, а по частям.
Сложная технология объемно-переставки, в свою очередь, делится на несколько видов, часто применяемых в крупных строительных работах. Она включает в себя горизонтальную, туннельную и перемещаемо-вертикальную технологии.
Важно подчеркнуть, что при применении системы мелкощитовой опалубки в большинстве случаев необходимо использовать дополнительные опорные и поддерживающие элементы, чтобы собранная конструкция не подвергалась разрушению под давлением бетонной смеси.
Крупнощитовая опалубка, в свою очередь, способна выдерживать значительные весовые нагрузки без необходимости дополнительных опорных стоек, поскольку ее конструкция изначально предназначена для обустройства фундаментов большой площади, длинных и высоких стен, а также других массивных объектов.
Собирать все эти системы, если они готовые заводские изделия, технически не сложно – комплекты составляются из стандартных элементов и собираются как конструктор. Единственная проблема может возникнуть только в случае крупномасштабных работ, например, при сборке больших экранов, когда потребуется много работников или специальное оборудование для монтажа объемных элементов.
Классификация и разновидности опалубок по конструктивным особенностям
Существует несколько типов бетонных опалубок в зависимости от их функциональных параметров:
- Подъемно-переставные опалубки;
- Разборно-переставные опалубки;
- Скользящие опалубки;
- Блок-формы опалубок;
- Катущие опалубки;
- Несъемные опалубки.
Подъемно-переставные опалубки состоят из двух частей (внешней и внутренней), которые крепятся к направляющим конструкциям. Они используются при монолитных работах, когда происходит бетонирование этажей поочередно, а после застывания бетона опалубка перемещается на следующий уровень. Такие системы часто используются при строительстве мостов, где необходимо создать бетонные элементы большой высоты. Также такие системы широко применяются в монолитном строительстве жилых домов.
Опалубки для разборно-переставного монтажа конструктивно выполнены из деревянных щитов, обшитых фанерой, стальным листом или другим материалом. Этот тип опалубки используется для монолитного строительства и других видов работ.
Скользящие опалубки предусматривают поэтапное бетонирование. Конструктивно они включают опалубочные щиты, которые соединены между собой рамой П-образной формы, позволяющей перемещать всю систему в вертикальном направлении с помощью домкратов.
Блок-формы применяются на предприятиях, специализирующихся на производстве ЖБИ и блочных строительных материалов. Они представляют собой крупногабаритные каркасные изделия, которые могут быть съемными и несъемными.
Катящая опалубка устанавливается на тележках или щитках, которые можно перемещать по рельсовому пути. Например, ее используют при бетонировании тоннелей.
Использование несъемных опалубок позволяет избежать необходимости демонтажа после завершения бетонирования. Таким образом, опалубка может служить в качестве финишной отделки или слоя теплоизоляции.
Назначение и виды опалубки
В зависимости от этого критерия выбираются различные типы опалубки для фундамента, перекрытий, лифтовых шахт, ростверков и других элементов из бетона.
Они спроектированы специально для изготовления конкретных бетонных конструкций, поскольку точность монтажа играет важную роль. В противном случае это может привести к появлению неровностей и щелей уже в готовом изделии.
ОПАЛУБКА ДЛЯ МОНОЛИТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Метод возведения зданий с использованием железобетона называется "монолитное строительство". Интересно, что этот композитный материал был изначально изобретен французским садовником Жозефом Монье в 1867 году для создания прочных садовых кадок. Позже Монье усовершенствовал свое изобретение и получил несколько патентов, включая железоцементные панели для фасадов домов, железоцементные мосты и железобетонные балки. Мировую известность в качестве материала для монолитного строительства железобетон приобрел чуть позже, благодаря усилиям немецкого инженера Гюстава Вайса, который основал строительную компанию "WayssFreytag" и приобрел патент Монье в 1886 году.
Уникальная мелкощитовая монолитная опалубка "Бетоформ" является инновационным продуктом в строительной отрасли.
В далеком 1886 году на Московско-Ярославской железной дороге был проведен эксперимент по использованию тяжелого монолитного бетона при строительстве железнодорожной будки. Для этого была использована деревянная инвентарная щитовая опалубка, которая позволила возвести сооружение с двумя рядами вентилируемых вертикальных пустот. Позже, в 1894 году, питерским изобретателем А.Л. Шиллером была предложена технология применения различных видов деревянных опалубочных систем, которые с успехом использовались как внутри, так и снаружи сооружения.
Опалубочные системы для монолитного строительства
В ХХ веке в США и Европе произошел быстрый рост популярности монолитного строительства и опалубочных систем благодаря накопленному опыту.
Одной из инноваций была скользящая опалубка, появившаяся в США в 1903 году. Система Макдональда стала самой известной среди разработчиков и производителей подобных опалубочных систем. Она заключается в установке опалубочного кольца высотой 120 см по всему периметру стен после подготовки фундамента. Затем арматуру и бетон укладывают в опалубку, и с помощью домкратов опалубочное кольцо постепенно поднимают вверх со скоростью 15-30 см/ч, оставляя затвердевший бетон снизу по мере его скольжения.
Система опалубки, изготовленной из дерева и пригодной для снятия. В 1908 году американский изобретатель Т.А. Эдисон запатентовал процесс строительства домов с использованием литого бетона, который производится из тонкого цемента с добавлением пластификаторов. Эдисон предложил использовать многократно используемую опалубку для монолитного строительства.
В то время в Европе предпочитали использовать простую деревянную опалубку, при этом англичане использовали горизонтальные щиты, а немцы — вертикальные (система Цоллингера). Технология Эдисона не стала популярной, однако литой бетон стал весьма популярным строительным материалом.
В России в начале XX века активно развивалось монолитное строительство за счет участия русско-германских компаний. Для создания набивных стен использовался пемзошлаковый бетон на основе портландцемента и вертикальная деревянная крупнощитовая опалубка. Она состояла из досок толщиной 25 мм, объединенных в щиты шириной 1 м и высотой в этаж.
Наружные доски крепились горизонтальными рейками, внутри использовались проволока и временные распорки. Щиты оказывались массивными и тяжелыми, поэтому на строительных участках их поднимали при помощи шахтных подъемников, которые также использовались для подъема бетона. Эта технология впервые была применена в 1926 году в Харькове, в 1927 в Москве и в 1929 году в Ленинграде. Основными недостатками этого метода были многокомпонентность состава бетона и несовершенство деревянной опалубки.
Существует два основных типа опалубки:
- Мелкощитовая опалубка, идеальная для строительства низких зданий.
- Крупнощитовая опалубка, подходящая для строительства монолитных высотных зданий, отличается большими размерами щитов.
В обоих случаях конструкции универсальны и позволяют собирать блоки различных размеров и форм.
Материалы для изготовления опалубки
Для изготовления опалубочных систем используются различные материалы:
- Используются древесина. Это недорогие конструкции, которые не рассчитаны на большое количество рабочих циклов.
- Также широко применяется пластик. Опалубка из него используется в многоэтажном строительстве, отличается гладкой поверхностью, что обеспечивает высокое качество готового бетонного изделия.
- Вариантом является сталь. Это самый прочный, но и дорогостоящий вариант, который к тому же отличается значительным весом и требует применения специальной техники.
- Используется также алюминий. Это универсальная и надежная опалубка, поскольку она прочная, при этом легкая, устойчивая к коррозии и другим негативным внешним воздействиям.
Однако чаще всего в рамках одной опалубочной системы применяется несколько различных материалов: например, фанерные щиты в сочетании с каркасом и металлическими крепежными элементами. Профессиональные строители в основном предпочитают опалубочные системы из стали и алюминия.
Если вам нужна качественная опалубка, обращайтесь в компанию "Опалубочные Системы". У нас большой выбор систем для решения любых задач.