Связывание арматуры фундамента вязальной проволокой является важным этапом строительного процесса, обеспечивающим прочность и устойчивость конструкции. Начните с того, чтобы расположить арматурные прутья в нужной форме и затем аккуратно обвивать их проволокой, создавая надежные узлы. При этом проволоку следует затягивать, но не слишком сильно, чтобы не повредить арматуру.
Рекомендуется использовать проволоку диаметром 1,2-1,5 мм, что обеспечит достаточную прочность соединений. Узлы должны быть расположены на равном расстоянии друг от друга, чтобы добиться равномерного распределения нагрузки. Убедитесь, что каждый узел тщательно зафиксирован, чтобы избежать опускания и перемещения арматуры во время заливки бетона.
Особенности вязки арматурных каркасов
Железобетон потому так и называется, что внутри бетонного блока находится стальной каркас. Особенностью такого композитного материала является то, что коэффициент расширения при изменении температуры окружающей среды и у бетонной смеси, и у стальных конструкций один и тот же. Поэтому главная задача при размещении армирующих конструкций в опалубку, куда будет заливаться бетон – правильное скрепление элементов арматурного каркаса.
Нормы и правила вязки арматуры
Давайте разберёмся, для чего такие нормы нужны и какие последствия могут быть, если эти нормы и правила не соблюдаются. И как вязать арматуру, чтобы полученное железобетонное изделие получило проектную прочность.
Люфт, свободное перемещение (пусть даже в ограниченных пределах) арматурных сеток после заливки формы бетонной смесью вызовет напряжение в конструкции железобетонного изделия. Что рано или поздно скажется на его прочности. Поэтому элементы арматуры нужно надёжно фиксировать друг к дружке.
Для этой цели применяется
- Сварка элементов
- Вязка проволокой
- Скрепление пластиковыми хомутами.
Вязать или варить?
Иногда выбор: вязать арматуру или варить не совсем правомерен, т. к. сварку целесообразно применять при изготовлении каркасов, усиливающих фундаменты таких сооружений, как плотины, многоэтажные дома и габаритные коттеджи с углублениями под ледники, подземные гаражи и пр. Только в этих случаях оправдан найм сварщика – а это уже дополнительные расходы, увеличивающие затраты. При этом и сама арматура должна быть предназначена именно для сварочных работ – в противном случае любой другой металл в местах сварки приобретает повышенную хрупкость, что в дальнейшем может сказаться на качестве железобетонного изделия в целом. При этом руководствуются ГОСТ 14098-2014 «Соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций», а сталь берётся с маркировкой «С». Например – А400С.
Пластиковые хомуты дороги сами по себе, не выдерживают отрицательных температур, поэтому применяют их в основном в летнее время и при частном строительстве с небольшими объёмами вязки арматуры.
Вязка арматуры под ленточный фундамент
При закладке ленточных фундаментов, которые в большинстве случаев применяют в частном строительстве, основным способом скрепления горизонтальных продольных и поперечных, а Вертикальных прутков арматурного каркаса является вязка крючком. Реже – пластиковыми хомутами. При этом рабочие горизонтальные пруты, несущие на себе основную нагрузку в фундаменте, укладывают вдоль фундаментной ленты, поперёк укладывают пруты, называемые «хомутами», а вертикальные стержни, почти равные высоте фундаментной ленты, крепятся, как видно из названия, строго вертикально, и должны иметь поперечное сечение не менее 8 мм. Вяжут обычно сначала верха и низа арматурного каркаса, а потом начинают связку с одним из них вертикальных составляющих.
При образовании прямого угла (стыке элементов фундамента под две стены, расположенные под углом друг к дружке) элементы конструкции укрепляются дополнительными диагональными прутками усиления с сечением не менее 10 мм. Вязание арматуры на угловых переходах осуществляется с большими нахлестами арматуры (делается Г-образное или Т-образное армирование, так как простая последовательная связка вызовет перекос конструкции и её внутреннее напряжение)
Способы вязки арматуры
В большинстве случаев проще и дешевле (и не менее эффективно) скреплять элементы арматурного каркаса при помощи вязки проволокой. Приспособления для вязки арматуры могут выглядеть по-разному, вязать можно
- Вручную, при помощи такого простого устройства, как стальной крючок с деревянной или пластиковой рукояткой. К плюсам работы крючком можно отнести его дешевизну и возможность изготовить инструмент «по руке», в соответствии со своими предпочтениями, да при том из подручных материалов (толстая, до 5 мм, в сечении проволока, сварочный электрод и т. д.) Кроме того, даже неопытный арматурщик быстро приобретает навыки вязки любыми узлами и за считанные дни значительно продвигается в производительности труда.
Из недостатков отмечают недостаточную жёсткость полученного каркаса. Но эта проблема решается вязкой арматуры непосредственно в опалубке, в этом случае каркас не нужно никуда переносить, и расшатывания конструкции не произойдёт.
- Вязка арматуры пластиковыми хомутами не требует даже того минимального обучения, которое нужно пройти арматурщику для вязки проволокой при помощи крючка. К недостаткам же можно отнести высокую по сравнению с проволокой стоимость пластиковых хомутов, невозможность иборьбы крепления после неверной обвязки, абсолютный запрет перемещения конструкции из арматуры, скреплённой такими хомутами. Плюс хрупкость такой сцепки при отрицательных температурах. Кроме пластиковых ленточных хомутов при массовом строительстве, когда из имеющегося размера арматуры делаются большие партии армирующих конструкций, применяются специальные полимерные элементы в размер используемой арматуры.
- С помощью клещей (плоскогубцев), которыми откусывается излишки проволоки после завязывания проволочного узла, при этом скорость вязки клещами сопоставима со скоростью вязки крючком, но наблюдается значительная экономия проволоки, так как пользуются не заранее нарезанными кусками, а целой бухтой. В первую очередь из-за того, что допускается возможность вязки в одну проволоку и можно не делать петли. Из минусов – гораздо больше времени уходит на обучение по-настоящему производительной работе.
- С помощью шуруповёрта, в который вместо биты или сверла вставлен стержень, изогнутый особым образом (тот же ручной крючок, только без рукоятки). С помощью этого устройства в 2-3 раза ускоряется процесс вязки. Кроме того, если правильно отрегулировать скорость оборотов, при максимальном натяжении проволоки она не обрывается;
- С помощью специального вязального пистолета. Этот инструмент позволяет связывать элементы арматуры с максимальной скоростью, у опытных арматурщиков этот процесс занимает около секунды. Недостаток такого инструмента в его громоздкости, с ним не везде можно подступиться к соединяемым элементам арматурного каркаса. Кроме того, вязочный пистолет дорог и медленно окупается, применяют его только при промышленных объёмах изготовления железобетона. И им невозможно работать под дождём. Потом, для заправки в обойму требуется проволока строго определённой марки, которой может не оказаться на стройке, а проволоку, нужную по ГОСТам для обвязки арматуры толщиной свыше 2,5 мм, в такой пистолет тоже не заправить – конструктивно он для этого не рассчитан.
Узлы и скрутки
Прутки арматуры, из которых формируется горизонтальная её составляющая, или горизонтальный и вертикальный пруток, крепятся один к другому сложенной вдвое диагональной петлёй. При этом ушко, полученное путём сгиба проволоки вдвое, захватывается крючком, а сложенные вместе два свободных конца проволоки наматываются рукой парой оборотов на самый кончик крюка. Затем крюк проворачивают 2-3 раза, соединяя тем самым петлю проволоки и её свободный сдвоенный конец до того момента, пока прилегающие один к другому прутья полностью, без зазоров и люфтов, взаимно не прижмутся.
В случае связки двух горизонтальных и одного вертикального прутков арматуры петлю для связки делают крестообразной, то есть взаимно диагональной. И затягивают крючком также до полного притягивания всех трёх элементов арматурного каркаса друг к другу.
Выбор вязальной проволоки
Обвязочная проволока для скрепления между собой элементов арматуры выпускается по ГОСТ 3282-74 под общим названием «Проволока стальная низкоуглеродистая». Стандарт регулирует все её технические характеристики, включая точность параметров, механические свойства, тип, размер, цвет и прочее.
Бывает оцинкованная и без цинкового покрытия, тёмного цвета или светлая. Цвет зависит от условий отжига, снимающего с проволоки излишние напряжения в металле. Чёрная получается после простого отжига в условиях взаимодействия с кислородом воздуха на открытом пламени и появления на поверхности металла слоя оксидов и окалины. Светлая отжигается в среде инертных газов и не имеет на поверхности оксидной плёнки.
Диаметр выпускаемой по ГОСТ 3282-74 проволоки может быть от 0,16 до 10 мм без цинкового покрытия и от 0,2 до 6 мм – с покрытием.
Существует прямая зависимость диаметра проволоки для связывания арматуры с диаметром самой арматуры. Так, для прутков арматуры с диаметром не более 10 мм применяют обвязочный материал с диаметром не менее 0,8 мм. Самые же ходовые размеры сечений – от 0,8 до 1,2 мм. В многоэтажном строительстве и при возведении объёмных инженерных нежилых сооружений используют обвязочную проволоку с сечением от 1,4 до 2 мм.
Интересный факт: Опытные арматурщики предпочитают, однако, один «универсальный» размер – 1,2 мм. Просто если прутки арматуры по толщине превышают 16 мм, проволоку складывают вдвое.
Длина отрезков, которые готовят заранее, распиливая бухту обвязочной проволоки «болгаркой» – около 40 см. при сгибе вдвое получается двойной хомутик с петлёй на одной конце и двумя свободными кончиками на другом. Такая длина является самой комфортной для большинства видов и способов скрепления элементов арматурного каркаса между собой.
Вязка арматуры под фундамент
Арматурный каркас — это сложная стальная конструкция, которую обычно готовят на месте после установки опалубки. Иногда для удобства отдельные части изготавливают на слесарном столе, затем устанавливают в опалубку. Во всех случаях перед заливкой бетона арматурный каркас должен быть изготовлен, установлен и обвязан (обварен). Также эту конструкцию необходимо проверить на соответствие проектной документации.
Виды фундаментов
- В плитном фундаменте стержни рабочей арматуры укладывают в двух направлениях — в виде сетки с прямоугольными ячейками, размер которых не превышает 30х30 см. В местах расположения колонн, несущих стен размер ячеек уменьшают до 10х10 см.
- В ленточном фундаменте каркас представляет собой два слоя продольных рабочих стержней и комплекс монтажных элементов.
В качестве рабочих стержней обычно используется рифлёная арматура класса AIII (A400) диаметром 10-16 мм. Для изготовления монтажных элементов применяют более дешёвый гладкий материал класса AI (A240) толщиной 8-10 мм.
Способы вязки армокаркаса
Все или большая часть пересечений арматуры в каркасе должны быть по понятным причинам связаны между собой. Соединения металлической арматуры выполняются двумя способами — сваркой и вязкой с помощью вязальной проволоки.
Сварка
Сварочное соединение при первом рассмотрении кажется более прогрессивным в сравнении с «допотопной» вязкой. Оно выполняется достаточно быстро и, на первый взгляд, вполне надёжно. Однако не всё обстоит так, как кажется. Несмотря на то, что сварка и сегодня применяется при изготовлении армокаркасов, она обладает существенными недостатками и в ответственных сооружениях не используется.
Недостатки соединения арматуры методом сварки:
- увеличение трудоёмкости и стоимости работ — необходимо привлекать специалиста-сварщика, задействовать оборудование для сварки, расходовать дополнительную электроэнергию;
- возможность использования только на арматуре, предназначенной для этой технологии, например, на стержнях АIIIС (буква «С» обозначает пригодность арматуры к сварке), что усложняет поиск и закупку материалов;
- ослабление каркаса — он становится более жёстким и не может двигаться, приспосабливаясь к меняющимся нагрузкам во время уплотнения бетона вибраторами и его становления. В результате часть сварочных соединений рвётся и прочность бетона уменьшается;
- невозможность использования на арматуре диаметром более 20 мм;
- подверженность сварочного соединения коррозии при появлении условий для этого процесса.
По этим причинам сварочное соединение арматуры используют в менее ответственных сооружениях, а В изделиях с небольшим сроком эксплуатации, например, в бетонных плитах для мощения тротуаров.
Вязка
- Во-первых, отсутствие сварки уменьшает возможность образования точек повышенной коррозии.
- Во-вторых, стоимость работ по вязке каркаса ниже аналогичных работ, использующих сварку.
- И в-третьих, на вязку у опытных монтажников уходит значительно меньше времени, чем у сварщика на создание подобного соединения. Так, отдельные работники могут вязать до 20 соединений за минуту — такая скорость недоступна ни одному сварщику.
Соединения вязальной проволокой лишены недостатков, присущих сварке. Созданный по этой технологии каркас обладает определённой степенью свободы, позволяющей ему образовывать без негативных последствий единое с бетоном тело — монолитный железобетон.
Вязальная проволока для арматуры
По ГОСТ 3282 для обвязки арматурных каркасов необходимо использовать отожжённую низкоуглеродистую стальную проволоку:
- диаметром 1,2 мм для арматуры диаметром до 12 мм;
- диаметром 1,6 мм для арматуры от 16 до 18 мм;
- диаметром 2 мм для арматуры толще 18 мм.
Инструменты для вязки проволоки
Для решения этой задачи наиболее востребованы следующие приспособления:
Пистолет
Самым прогрессивным является специальный монтажный пистолет. При поднесении его наконечника к арматурному пересечению в течение секунды образуется вязаное соединение. Пистолет очень удобен, не требует квалификации работника. Имеет два недостатка — высокую стоимость (30 тысяч рублей) и необходимость использования специальной (дорогой) проволоки.
Механизированный крюк
Он оснащён крюком для зацепления проволоки и перемещаемой головкой на корпусе. При движении головки по направляющим вверх крюк вращается, выполняя вязку.
Крюк и шуруповёрт
Если изготовить из гвоздя крюк и вставить его в шуруповёрт, то получится отличное устройство для вязки проволоки. Нужно только правильно настроить отсечку момента вращения, чтобы проволока не рвалась.
Кусачки
Некоторые специалисты считают, что вязку проволоки удобнее и быстрее производить с помощью кусачек, которыми они её и держат при вращении, и откусывают проволоку. Производительность метода очень высока, при этом существенно экономится проволока. Такая операция требует большой сноровки, поэтому не всем доступна.
Крючок для вязки арматуры
Самое широкое применение получил инструмент, называемый крючком. Он продаётся в магазинах, также арматурщики изготавливают его своими руками. Делают инструмент из отвёртки с диаметром жала 4-5 мм. Шлицевой наконечник перетачивают так, чтобы вместо него получился конус, сходящий на нет, длиной примерно 2 см. Его загибают на 90º.
Инструмент готов.
Как связывать арматуру
Отрезок вязальной проволоки в 20-30 см складывают вдвое, оборачивают им связываемое соединение, в петлю одного конца запускают крючок, захватывают им второй конец и вращают до плотного прижима прутков друг к другу. Конусный конец крючка позволяет без затруднений вынимать его из узла.
Вязка арматуры и ленточного фундамента, и монолитной плиты выполняется одинаково. Допускает вязать не каждое пересечение, а каждое второе (смотри проектную документацию). Нахлёст арматуры, применяемый при продольной стыковке стержней, подлежит вязке не менее чем в двух местах.
Расход проволоки на арматуру нетрудно установить до начала работ. Для этого нужно посчитать проектное число соединений в обоих слоях, включая в обсчёт и монтажные элементы, и умножить полученную сумму на длину проволоки, измеренную в пробном соединении при тестировании инструмента.
Вязка арматуры под ленточный или плитный фундамент достаточно трудоёмка. Однако для этой работы не требуются ни высокая квалификация рабочих, ни дорогостоящий инструмент. Научиться вязать с приличной скоростью соединения крючком можно всего за день. Это обеспечит существенную экономию, если правильно распорядиться трудовыми ресурсами. Например, на бригаду неквалифицированных работников выделить одного-двух опытных арматурщиков.
Наша продукция
Арматура
Широко востребованным видом металлического проката в строительстве и производстве железобетонных изделий является арматура.
Как вязать арматуру — подробное описание схем и способов
Как известно, строительный бетон хорошо выдерживает нагрузки на сжатие. При этом его разрывают растягивающие усилия, не превышающие даже десятой доли максимальных сжимающих сил.
Именно поэтому для повышения прочности бетона к растягивающим и изгибающим воздействиям применяют стальные сетки и армокаркасы — связанные двойные сетки, отстоящие друг от друга не менее, чем на 150 мм.
Возможно Вам нужно:
Проволока вязальная, рубленая 1,2х400мм (1300 вязок)
Проволока вязальная, рубленая 1,2х400мм (130 вязок)
Крюк вязальный
Армирующие элементы собирают из рифлёной стальной арматуры. Чаще всего для этого используют арматуру классов А II и AIII. Соединение её элементов в пространственный арматурный каркас производят двумя способами — электрической сваркой или вязальной проволокой.
Несмотря на то, что сварка позволяет сварить каркас быстрее, чем это можно сделать вязкой, чаще применяют второй метод. Причин этому много:
- Электросварка нарушает кристаллическую решётку металла, в этих местах он менее прочен, и возникающие напряжения при становлении бетона разрывают часть сварных соединений. Итог — железобетон ослабляется.
- Сварная конструкция является более жёсткой в сравнении с вязаной, подвижки арматуры при виброуплотнении и застывании бетона (приспосабливаемость под изменяющиеся нагрузки) здесь невозможны. Поэтому часть порывов происходит и по причине жёсткости армокаркаса.
- Трудоёмкость сварки меньше, но более высокая оплата труда квалифицированного сварщика, аренда сварочной техники и значительный расход электроэнергии делают затраты на сварку более высокими по сравнению с вязкой.
- Для сварки арматуры можно использовать только специальную, имеющую в маркировке букву «С». Поиск её добавляет забот организаторам строительства.
- При наличии в бетонной конструкции влаги корродируют в первую очередь места сварки. Образующаяся ржавчина своим объёмом разрывает бетон, ещё больше обнажая арматуру для усиления коррозии. Примером могут быть старые бетонные столбы, полностью разрушенные ржавчиной сварных каркасов внутри них.
- Сваркой можно соединять арматуру толщиной не более 20 мм.
Чем вяжут арматуру?
Описанные недостатки электросварного армокаркаса не позволяют применять эту технологию в ответственных сооружениях. Основной технологией изготовления армирующего каркаса в таких объектах является вязка арматуры. Её осуществляют специально изготавливаемой проволокой из низкоуглеродных сталей Ст0, Ст1, Ст2, Ст3. Содержание углерода в ней — не более 0,25 %.
Основные требования, предъявляемыми к вязальной проволоке, — прочность и пластичность. Первая обеспечивается составом стали, применяемой для её изготовления. Параметром является временное сопротивление разрыву. Для термически обработанной проволоки (для вязки применяется только такая) его величина должна составлять 30-50 кгс/мм².
Пластичность вязальной проволоке придаёт термообработка. Она состоит в нагреве материала до 400-500 ºС (разные технологии), выдержки и охлаждения на воздухе. При этом происходят процессы гомогенизации, рекристаллизации, отдыха металла. Результат:
- снижение твёрдости;
- снятие внутренних напряжений;
- улучшение структуры и однородности;
- существенное повышение пластичности.
Проволоку, подготовленную таким образом, можно многократно изгибать, скручивать, натягивать. Она становится мягкой, хорошо и без образования петельных пустот обхватывает стягиваемые детали.
Вязальная проволока выпускается как без покрытия, так и с цинковым покрытием. Если она отжигается в шахтной печи в воздушной атмосфере, то получается чёрной, поскольку покрыта образовавшимися окислами. Отжиг в колпаковой печи в атмосферах азота, аргона и других инертных газов даёт светлый цвет.
Проволока с покрытием цинком используется в бетонах с высокой вероятностью проникновения влаги в структуру, например, в фундаментах.
Какая вязальная проволока нужна для арматуры?
Вязальная проволока выпускается по ГОСТ 3282-74. Диаметры вязальной проволоки без покрытия — от 0,16 до 10,0 мм. Диапазон толщин проволоки с покрытием меньше — от 0,2 до 6,0 мм. Для вязки наиболее часто применяемой арматуры используется ещё меньше типоразмеров проволоки:
- для арматуры толщиной до 12 мм — проволока диаметром 1,2 мм;
- при толщине арматуры 12-16 мм — 1,3-1,4 мм;
- арматуру 16-18 мм вяжут проволокой 1,6 мм;
- арматуру толще 18 мм — проволокой 2,0 мм.
Эти толщины носят рекомендательный характер, они могут быть изменены. Диаметр проволоки выбирают так, чтобы она не рвалась при использовании выбранного метода скручивания и была удобна в работе.
Как выбрать вязальную проволоку?
Проволока вязальная любого типоразмера обладает конструктивными и физическими параметрами. Правильно выбрать по ним нужный вариант — задача технического руководителя работ. Материал должен быть прочным настолько, чтобы обеспечивать надёжное крепление выбранным способом вязки и не рваться.
Сначала стоит определиться с толщиной проволоки по диаметрам используемой для каркаса арматуры, а затем с её количеством, необходимым для выполнения всей работы. В зависимости от того, что является более важным (коррозионная стойкость, чистота рук или цена), выбирают проволоку оцинкованную, светлую или чёрную.
Выбирать проволоку по маркировке нужно следующим образом. В обозначении «Проволока 1,2–О–Ч ГОСТ 3282—74» буква О — обработанная термически (как раз для вязки), буква Ч — чёрная, 1,2 — диаметр в мм. Проволока светлая, обработанная термически, повышенной прочности будет маркироваться так: «Проволока 1,4–П–О–С ГОСТ 3282—74». Цинковое покрытие обозначается в маркировке дополнительной буквой «Ц».
Как рассчитать вязальную проволоку?
Проволока вязальная продаётся на вес. Как рассчитать, сколько её купить в килограммах? Для этого нужно использовать таблицу соответствия веса длине. В одном кг указанного ниже диаметра в мм содержится проволоки в метрах:
- 1,0 — 162;
- 1,2 — 113;
- 1,4 — 83;
- 1,6 — 65;
- 1,8 — 50;
- 2,0 — 41.
Теперь рассчитать расход проволоки можно по плану изготовления армокаркаса, в котором указано число вязок. Его нужно умножить на длину материала в одной нарезке на соединение, которую определяем опытным путём. По общей длине определяем массу проволоки и её цену.
Как правильно вязать арматуру крючком?
Методик, способов и ответов на вопрос, как вязать арматуру вязальной проволокой, довольно много. Применяются и автоматические устройства, и электроинструменты, и механизированная оснастка, и ручной инструмент, и домашние самоделки.
Одним из наиболее распространённых способов соединения арматуры является вязка крючком. Выполняется он недорогим инструментом — вязальным крючком, который можно сделать и самому, но лучше пользоваться промышленным.
Инструмент состоит из полиамидной цилиндрической ручки, через ось которой пропущено тело самого стального крюка, он свободно вращается в ручке. Конец крючка отогнут по отношению к оси ручки примерно на 80 º, а сама ось вращения зева смещена от оси ручки на 4-10 см (конструкции разнятся). Научиться пользоваться инструментом правильно можно за несколько проведенных вязок, навыки приобретаются уже к концу первого рабочего дня.
- Для выполнения вязки проволочную заготовку длиной от 25 до 50 см.
- Её складывают вдвое, петлевой конец продевают под соединяемыми стержнями, выводят наверх и надевают на крючок.
- Другой двойной конец укладывают в зев крючка.
- Затем ручкой производят несколько круговых движений, при этом петлевой и концевой выводы скручиваются и стягивают оба стержня.
Чтобы не разорвать соединение, нужно вовремя остановиться. Критерий один — соединение должно быть плотным без разрыва проволоки. Конусная заточка крюка нужна для облегчения демонтажа инструмента из уже затянутой петли.
Получил распространение и автоматический метод вязки крючком. Он состоит из стержня с винтовой насечкой, на одном конце которого находится крючок. Стержень двигается внутри винтовой пластиковой обоймы с вращением. Если крючком зацепить, как описано выше, проволоку и потянуть на себя обойму, то стержень с крючком будут вращаться, выполняя вязку.
Обойма реверсивная — если её отпустить, то она возвращается в исходное положение. Автоматическим крючком вязать арматуру можно быстрее, чем вязальным крючком, но стоит он дороже.
Помощь шуруповерта или клещей
Вязальный крючок без ручки можно использовать с шуруповёртом. Ось крючка зажимают в губках головки, зацепляют проволоку и медленным разгоном вращают его. Чтобы вязка не рвалась, нужно отрегулировать уровень отсечки вращения, которым снабжён шуруповёрт.
Большое распространение в сфере строителей-арматурщиков получил метод вязки арматуры с помощью клещей. Некоторые добиваются поразительных успехов, опережая по темпам работ опытных «крючковиков».
Соединение клещами претендует на самый экономный расход проволоки. Заготовки здесь обычно не делают — не тратят на это время. Проволоку берут прямо из небольшой бухты. Технология похожа на «крючковую»: на конце проволоки загибают петлю, заводят её под арматурное соединение, оба конца зажимают губками клещей, вращают их на 2-3 оборота и откусывают проволоку. Клещи заточены так, что ими можно и надёжно удерживать проволоку при её вращении, и обрезать конец по завершении операции.
Пользуются спросом и так называемые «суперклещи». Это тоже клещи, имеющие на одной ручке винтовую насечку и обойму, передвигающуюся по ней. Вращать их вручную не требуется. Достаточно потянуть обойму на себя, чтобы суперклещи начали вращаться вокруг ручки с обоймой, как в автоматическом крючке. После окончания затяжки проволоку отрезают как обычными клещами.
Существуют и другие инструменты и технологии вязки арматуры вязальной проволокой. Так, на больших строительных площадках применяют вязальный пистолет. Он не требует никакой квалификации работника, при поднесении его жала к месту соединения аппарат за 1-2 секунды выполняет вязку. Недостатками этого устройства является высокая цена (примерно 30 тысяч рублей) и не вполне устраивающая специалистов сила сжатия соединяемых стержней. Эта причина заставляет организаторов стройки использовать аппарат только для обеспечения начальной устойчивости каркаса, а последующие соединения выполнять вязкой крючками или клещами.
При малых объёмах работ вязку производят вообще подручным инструментом. В качестве такого используют в лучшем случае переточенную и загнутую отвертку, в худшем — самодельный крючок, изготовленный из гвоздя или стержня сварочного электрода с отбитой обмазкой.
Плюсы и минусы соединения методом вязки
- Процесс вязки является менее затратным, чем сварка арматуры.
- Не требует квалифицированного сварщика, аппаратуры, значительного расхода электроэнергии, особенно, когда на участке её ещё нет.
- На подготовку опытного вязальщика арматуры требуется всего один день.
- Технология вязки оставляет каркасу некоторую свободу подвижек при заливке бетона и обработке его вибраторами. При этом арматурные стержни занимают такие положения, при которых значительные механические напряжения, грозящие порывами, отсутствуют.
- Некачественная обвязка, за выполнением которой не проследил технический руководитель работ, может дать слишком большую свободу стержням. При этом геометрические параметры каркаса могут при заливке искажаться вплоть до выхода арматуры на поверхность, что недопустимо.