Опалубка и палуба: разбираемся в основных терминах строительства

Что представляют собой опалубка и палуба, какие функции они выполняют и как правильно их использовать

Понятия опалубки и палубы: обзор материалов, технологий и особенностей монтажа

Как проектировать и строить опалубку и палубу: советы от опытных специалистов

Опалубка — это временная конструкция из дерева, металла или пластика, используемая при строительстве зданий для создания формы и опоры для бетонирования стен и перекрытий. Она представляет собой раму или каркас, которая поддерживает свежий бетон во время его затвердевания.

Палуба — это плоская платформа на корабле, авианосце, мосту или здании, предназначенная для движения людей, оборудования и транспортных средств. Обычно палуба служит для передвижения по объекту, а также для размещения оборудования, парусов, вертолетов или автомобилей в зависимости от типа объекта.

Коротко о главном
  • Опалубка — это временное устройство, используемое в строительстве зданий и сооружений для создания формы и опоры для бетонирования стен, перекрытий и других элементов конструкции.
  • Палуба — это горизонтальное строение на судне, занимающее надводную часть корпуса. Палуба служит для передвижения по судну, установки оборудования, а также для отдыха и проживания экипажа.

Составные части и вспомогательные элементы опалубки

Опалубка относится к категории временных конструкций и предназначена для придания геометрических размеров и необходимой формы бетону. Система опалубки состоит из основных и вспомогательных элементов. Для создания формы конструкции используются щиты, а для ее фиксации — крепежные детали и другие элементы.

  • Опалубка представляет собой форму, используемую для создания монолитного бетона.
  • Щит включает в себя каркас и палубы для формирования формы.
  • Рама является частью щита и изготавливается из дерева или металлического профиля.
  • Замкнутые, пространственные или незамкнутые блоки Включают в себя щиты, необходимые для опалубливания углов на участке.
  • Панель — конструкция, состоящая из щитов, зафиксированных с помощью узлов и крепежных деталей.
  • Палубой называется поверхность, которая непосредственно контактирует с бетонным раствором.
  • Замки применяются для стяжки и фиксации щитов.
  • Стойки, подкосы, рамы, балки перекрытий относятся к категории вспомогательных элементов и используются для фиксации опалубочной системы.

Опалубка и палуба: разбираемся в основных терминах строительства

Требования

Давайте выделим ключевые требования, которые применяются к опалубочным системам:

  • Соответствие правильным размерам и форме.
  • Стабильные размеры в процессе эксплуатации.
  • Возможность выдерживать давление бетонного раствора до достижения прочности.
  • Отсутствие трещин и других дефектов.
  • Стойкость к воздействию химических веществ.
  • Возможность многократного использования для съемных конструкций.
  • Быстрая сборка и демонтаж конструкции.
Мнение эксперта
Алексей Демидов
Закончил Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет по специальности: Инженер-строитель

Опалубкой в строительстве называется временная конструкция, которая используется для создания желаемой формы и геометрии бетонных конструкций. Эта конструкция обеспечивает удержание свежего бетона во время заливки и его последующее затвердевание. Опалубка может быть изготовлена из различных материалов, таких как дерево, металл или пластик.

Палуба, в свою очередь, — это горизонтальная поверхность на здании или сооружении, служащая для перемещения по ним, а также как база для укладки на нее других материалов. Палубы могут быть как временными конструкциями для выполнения строительных работ, так и постоянными элементами здания или моста.

Pereosnastka.ru

Использование опалубки

Категория:

Производство конструкций из древесины

Строительная опалубка

Специальные конструкции из щитов или панелей, предназначенные для создания формы бетонных и железобетонных элементов, называют опалубкой. Существуют различные виды опалубки: для монолитного железобетона и для сборных железобетонных конструкций, изготовленных на заводе. Опалубка для монолитного железобетона может быть разборной, подъемно-переставной, скользящей, катучей или несъемной, и изготавливаться из дерева или пластика. Для сборных изделий также делают разъемные и неразъемные формы, поддоны и матрицы.

Самым распространенным видом опалубки для монолитного железобетона является разборно-переставная конструкция. Она включает в себя опалубочные щиты и инвентарные приспособления для сборки, такие как хомуты, клиновые зажимы, натяжные крюки и другие. Опалубочные щиты обычно имеют стальной каркас и палубу, сделанную из древесных материалов или стеклопластика. Торцы палубы защищены уголками, которые также служат основой для крепления. Для удобства сборки и демонтажа доски палубы могут быть сплочены в шпунт или в четверть.

Фанерная разборно-переставная опалубка имеет значительные преимущества. Благодаря большой поверхности щитов у нее меньше стыков и швов, чем в дощатой опалубке. Это приводит к меньшему сцеплению с бетоном, а также к повышенной прочности и жесткости. Фанерную опалубку применяют при строительстве больших сооружений, таких как плотины, подпорные стенки, силосы и бункеры.

Фанерную опалубку можно эффективно использовать при бетонировании методом скольжения. Для этого рекомендуется использовать фанеру, модифицированную синтетическими полимерами. Особенно эффективно применение для скользящей опалубки бакелизированной фанеры из-за ее высокой прочности, низкого водопоглощения, низкой истираемости и гладкой поверхности листов.

Иллюстрация 1. Дизайн объемно-переставной инвентарной опалубки: а —щит; б —схватка; 1 — металлическая рама; 2 — фронтальная рама; 3 — деревянные доски; 4 — отверстия для соединения щитов; 5 — отверстия для прохождения стяжки

Фото 2. Опалубка из фанерных щитов с возможностью разборки и перестановки

Фанера обладает водо- и теплостойкостью, а также устойчивостью к пропарке, что позволяет использовать ее в качестве форм для изготовления сборных бетонных элементов с тепловой обработкой. Такие формы состоят из клееных фанерных щитов с металлическими креплениями. Фанера проклеивается к деревянному каркасу фенол- и резорцинформальдегидными клеями. Чтобы предотвратить значительные деформации от давления и защитить верхние кромки от размягчения во время бетонирования, на кромки бортов устанавливаются уголки жесткости размером 20×20 мм. Для экономии фанеры и древесины разработаны конструкции опалубки с применением древесностружечных и древесноволокнистых плит.

ДСП, как и фанера, обладает большими листами, ровной поверхностью, легкой обработкой и возможностью склеивания и закрепления гвоздями. В них меньше проявляется анизотропия механических свойств, чем в древесине.

Для опалубки наиболее подходят плиты, изготовленные на основе фенолформальдегидного связующего. Для защиты рабочей поверхности плит рекомендуются эпоксидные и фенолные покрытия.

Иллюстрация 3. Специальная сборная форма из фанеры с металлическими креплениями, предназначенная для создания железобетонных конструкций

Иллюстрация 4. План строительной опалубки из гибких плит: 1 — вертикальная опора; 2 — узел соединения; 3 — деревянная обшивка; 4 — крепление; 5 — деревянная облицовка (палуба)

На изображении 5 показан оконный блок с двойными раздельными (а) и спаренными (б) переплетами. 1 — верхний брусок наружной коробки; 2 — верхний брусок внутренней коробки; 3 — верхний брусок внутренней створки; 4 — стекло; 5 — нижний брусок наружной створки; б — уплотняющая прокладка; 7 — нижний брусок внутренней коробки; 8 — нижний брусок наружной коробки; 9 — нижний брусок наружной створки; 10 — верхний брусок наружной створки; 11 — стяжка; 12 — петля; 13 — завертка

Иллюстрация 6. Декоративные бордюры для окон из пластмассы: а — смешанный с поливинилхлоридом облицованный стальной; б — цельноформованный из стеклопластика; 1 — стекло; 2 — уплотнительная прокладка; 3 — оконное стекло; 4 — стальной коробчатый профиль; 5 — гибкая герметиковая масса; 6 — штапик

Иллюстрация 7. Оконные конструкции из непластифицированного поливинилхлорида:

а) вертикально открывающиеся окна;

б) поднимаемые и раздвижные окна;

в) окна, открывающиеся вверх;

г) окна с возможностью наклона.

Иллюстрация 8. Планы профилей оконных переплетов из непластичного поливинилхлорида: а — для окон с наклоном; б — для окон с открыванием; в — навес, прикрепляемый к раме; г — навес, прикрепляемый к нижней уплотнительной стяжке; д — приколовшемуся пандусу; е — дополнительный элемент

Фигура 9. Наполнение дверей: а — из коротких досок; б — из сплошных реек; в — из решетчатых реек; г — из бумажных сот; О — из обрезков древесно-волокнистых плит; е — из фанерных реек и деревянных бобышек

Также используются окна с переплетами из стеклопластика. По сравнению с поливинилхлоридом, стеклопластик (фенольный или полиэфирный) обладает более высоким модулем упругости. Из него можно изготовить цельноформованные переплеты большего размера, чем из поливинилхлорида. Элементы оконных переплетов из стеклопластика производят методом прессования. К недостаткам пластиковых окон относятся старение материала, горючесть и деформируемость.

Двери. Большинство дверей жилых и общественных зданий изготовлены из щитовых материалов. Они отличаются своей легкостью, прочностью и устойчивостью к деформациям. В процессе изготовления используются древесина и другие материалы, включая синтетические. Щитовые двери состоят из каркаса, заполнения и обшивки.

Каркас изготавливают из брусков (реек), обшивку — из клееной фанеры, шпона, древесно-волокнистых плит, а заполнение — из обрезков досок, плит, бумажных сот, пенопласта и прочих материалов. Также щитовые двери производят из экструзионных древесно-стружечных плит. Дверные коробки могут быть выполнены из цельных или клееных брусков прямоугольного сечения с четвертями.

Дверная коробка вместе с дверным полотном образует дверной блок. Размеры дверных блоков для жилых и общественных зданий составляют 2075…2375 мм (высота) и 574…1876 мм (ширина). Толщина дверного полотна составляет 30…40 мм.

Для ворот промышленных и сельскохозяйственных зданий используются два полотна каркасного типа, которые обшиты досками или покрыты фанерой (см. рисунок 1.35). Для их склеивания применяются водостойкие клеи, а для утепления и звукоизоляции — древесно-волокнистые или древесно-стружечные плиты. В случае деревянных ворот для увеличения прочности используют металлические уголки и накладки.

Что касается световых фонарей, то для заполнения световых проемов в покрытиях промышленных зданий используются плоские и криволинейные панели, а также они могут быть выполнены в форме прозрачных куполов. Панели изготавливаются из стеклопластика с волнистым заполнителем или ребристые. Устанавливают их в проемы на деревянных брусках с уплотнением морозостойкой губчатой резиной и гидроизолируют полимерными мастиками.

Габариты панелей составляют 6X3 метра. Прозрачные купола могут быть одно- или двухслойными и изготовлены из органического стекла. Высота заполняемых ими отверстий может быть округлой или прямоугольной с шириной от 65 до 80 сантиметров и длиной до 1,1 метра. Толщина стекла составляет от 3 (внутренний слой) до 5 миллиметров (внешний слой). Между стеклами воздушные промежутки заделывают герметиками.

Для заполнения световых отверстий в промышленных зданиях одним из простых способов является установка светопроницаемых панелей с деревянным каркасом и облицовкой из напряженного тонколистового стеклопластика. Тонкий рулонный светопрозрачный стеклопластик толщиной 0,5 мм и шириной 900 мм склеивается на каркасе с помощью полиэфирного клея ПН-1, разделенного поперечными ребрами на приблизительно квадратные ячейки.

Для создания правильных геометрических поверхностей ограждения используют листы стеклопластика, которые стягивают посередине винтами с деревянными прокладками и стеклопластиковыми шайбами. Когда листы стягиваются, они напрягаются, что обеспечивает лучшее пропускание света (не менее 70%). В сравнении с деревянными окнами одинаковой пропускной способности, панели с напряженными листами рулонного стеклопластика требуют меньше древесины и, соответственно, легче. Трудоемкость их изготовления и монтажа в 2,5 раза меньше, чем у деревянных окон.

Оцените статью
Опора
Добавить комментарий