Лучшие способы установки арматуры в опалубке: рекомендации от профессионалов

Арматуру в опалубке следует устанавливать на специальные крепежные элементы, такие как опорные держатели, проволочные связи, скобы и каркасы. Это необходимо для обеспечения правильного расположения и фиксации арматурных элементов в опалубке перед заливкой бетоном.

Правильная установка арматуры поможет повысить прочность и надежность конструкции, а также обеспечит правильное распределение нагрузок и защиту от деформаций и разрушений. При работе с опалубкой необходимо следить за правильностью установки арматуры, чтобы избежать последующих проблем и дополнительных расходов на исправление ошибок.

Коротко о главном
  • Арматура в опалубке устанавливается на прочные опоры, такие как кирпичные стеновые конструкции или бетонные основания.
  • Перед установкой арматуры необходимо провести расчеты нагрузок и подготовить необходимое количество и диаметра арматурных стержней.
  • Арматура должна быть установлена строго по проекту, с соблюдением всех необходимых расстояний между стержнями и угловыми соединениями.
  • Для фиксации арматуры в опалубке используются специальные скобы, проволока или сварка.
  • Перед заливкой бетоном необходимо проверить правильность установки арматуры и ее связность, чтобы обеспечить надежность и долговечность конструкции.

Как правильно вязать арматуру для фундамента

От того, как правильно будет установлен металлический каркас, зависит устойчивость фундамента к деформациям. Ведь именно армированная стальная конструкция обеспечивает бетонную основу устойчивостью к изгибу и растяжению, а также равномерно распределяет нагрузку на носитель.

Давайте изучим, как выбрать арматуру и другие расходные материалы, какие виды каркасов используются для фундаментов, как связать конструкцию, какие правила необходимо соблюдать, чтобы построить надежное основание.

Расходники для армокаркаса

Для создания несущего основания применяются различные конструкции из гладких и рифленых прутьев длиной 11,7 м или 5,85 м, которые соединяются под прямым углом с использованием сварки, вязальной проволоки или хомутов из пластика.

Использование сварного способа крепежа в малоэтажном строительстве требует особой осторожности из-за риска потери прочности стали в местах фиксации. В случае усадки основания или в процессе эксплуатации такие соединения могут не выдержать нагрузку, что может привести к трескам и разрушению основания.

Если вам необходим жесткий способ сборки армокаркаса, рекомендуется использовать пруток из сплавов, пригодных для сварки, которые маркируются буквой С.

Создание гибкого каркаса с использованием проволоки легче, чем формирование жестких узлов с помощью сварочного аппарата. Плюсы такого соединения — невысокая стоимость материала и отсутствие швов. Существует два вида вязальной проволоки: обожженная и необожженная. Первый вариант обладает большей прочностью и гибкостью.

Хомуты из пластика дороже проволоки. Благодаря специальным застежкам, они упрощают процесс установки. В сравнении по прочности они не уступают проволоке, но имеют свои особенности:

В условиях повышенной температуры на площадке для строительства хомуты теряют свою форму.

Не все пластиковые стяжки способны выдержать низкие температуры.

Хомуты, изготовленные из полиамида 6.6, устойчивы к отрицательным температурам. Они не разрушаются и не ломаются в зимний период.

Мнение эксперта
Алексей Демидов
Закончил Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет по специальности: Инженер-строитель

По моему мнению, арматуру в опалубке необходимо устанавливать на специальные крепежи, чтобы она не провалилась и не переместилась во время заливки бетоном. Крепежи должны быть надежными и устойчивыми к давлению бетона.

Также важно правильно расположить арматуру в опалубке, чтобы она обеспечивала необходимую жесткость и прочность конструкции. Расстояние между стержнями арматуры должно быть соблюдено согласно проектной документации.

Для установки арматуры в опалубке рекомендуется использовать специальные детали, такие как связи, загибы и соединители, чтобы обеспечить надежное соединение элементов и равномерное распределение нагрузок.

Лучше связать или варить?

  • Существует несколько методов для соединения арматурного каркаса, включая использование проволоки, хомутов и сварки. В зависимости от конкретной ситуации следует выбирать наиболее подходящий способ.
  • Сварка часто используется для создания прочных оснований, таких как для многоэтажных зданий. Она обладает высокой скоростью и простотой при наличии необходимого оборудования, однако требует учета всех особенностей данного метода.
  • Для выполнения качественной сварки необходимо иметь опыт и хороший сварочный аппарат. Не все мастера, задумавшиеся о самостоятельном строительстве, владеют навыками сварки. Естественно, можно обратиться за помощью к опытному сварщику с качественным оборудованием, но это потребует дополнительных затрат, которые не всегда оправданы в случае крупной стройки.
  • Каркас, укрепляемый сваркой, оказывается ненадежным из-за того, что металл нагревается до такой температуры, при которой структура стали в зоне нагрева нарушается. Кроме того, важно учитывать, что сварное соединение плохо переносит изгибы. Материал может начать деформироваться уже на этапе укрепления при использовании вибратора. В результате каркас частично теряет свою жесткость.

Соединять металлические прутья проволокой довольно легко, и для этого не требуется специального оборудования. Также не нужны специальные навыки. Начинающим строителям это нравится потому, что ошибки легко исправить.

Также стоит отметить, что армирование можно сразу выполнять в опалубке. Еще один плюс — минимальная стоимость работ.

Однако, среди недостатков этого способа соединения проволокой, основным является неустойчивость получившейся конструкции. В случае сборки каркаса из арматуры за пределами опалубки, необходимо действовать очень осторожно при его установке.

Согласно рекомендациям специалистов, лучше использовать вязаную арматуру вместо сварки, причем предпочтительнее выбирать проволоку, а не пластиковые хомуты. Это связано с тем, что последние часто имеют низкое качество и быстро ломаются.

Инструменты и материалы

Прежде чем приступить к созданию арматуры, необходимо правильно подобрать все необходимые материалы и инструменты. Армирующий каркас представляет собой соединенные прутьями конструкцию. В зависимости от материала и профиля, прутья могут быть изготовлены из различных материалов. Обычно сетка состоит из горизонтальных прутьев (рабочая арматура) и вертикальных или поперечных хомутов.

Наиболее часто выбирают стальные прутья, которые подразделяются на 6 классов прочности. Сталь поддается гибке и сварке. Также используются композитные прутья, в состав которых входят арамидные, стеклянные, базальтовые или углеродные волокна.

Вместе с преимуществами, такими как устойчивость к коррозии, низкий вес и относительно невысокая стоимость, присутствуют и существенные недостатки, такие как несгибаемость и отсутствие возможности сварки.

Для создания арматуры можно выбирать варианты с гладкой поверхностью или с периодическим профилем. Первый тип обычно используется для создания перемычек и соединения их между собой. Рельефная поверхность второго типа обеспечивает надежное сцепление арматуры с бетоном, что особенно важно для поясов.

При выборе профиля арматуры необходимо учитывать тип строения. Например, для небольших хозяйственных строений выбирают сечение от 10 до 14 миллиметров, а для жилых зданий – от 12 до 18 миллиметров.

В армирующем каркасе горизонтальные прутья должны быть уложены с нахлестом и затем связаны с вертикальными. На один армирующий пояс может приходиться от двух до четырех прутов. Если фундамент неглубокий, то слоев будет два, а если глубокий, то три. Расстояние между ними должно быть не менее 0,3 метра.

Для соединения и поддержания верхних и нижних уровней требуются поперечные хомуты, укладываемые с интервалом от 0,4 до 0,9 метра. Из-за небольшой нагрузки на них можно использовать профиль с сечением от 6 до 12 миллиметров.

Чтобы избежать коррозии, каркас должен быть полностью погружен в бетон. От дна траншеи его следует отодвинуть на расстояние 4-5 сантиметров, например, при помощи специальных подставок, обломков кирпичей или небольших камней. Расстояние между арматурой и опалубкой должно составлять 6-8 сантиметров.

Важно правильно подбирать проволоку для создания арматуры, так как она напрямую влияет на качество и срок службы каркаса, а также на скорость процесса вязки. Материал для создания арматуры может быть как алюминиевый, так и медный. Как правило, существует определенный ГОСТ и требования СНиП к проволоке, которая необходима для арматуры.

  • Если диаметр арматурных прутьев не превышает 1,2 сантиметра, то используется проволока сечением 1,2 миллиметра.
  • Для диаметра прута от 1,6 до 1,8 сантиметра следует выбирать проволоку толщиной 1,6 миллиметра.
  • Арматура диаметром свыше 1,8 сантиметра требует использования проволоки толщиной 2 миллиметра, а также сдвоенной проволоки.

По мнению опытных строителей, наиболее удобно использовать проволоку с минимальным диаметром (1,2 мм). Это связано с тем, что её легко вязать вручную крючком. Однако, если выбрать сечение в 1 миллиметр, то узел может получиться чересчур слабым. В этом случае рекомендуется использовать удвоенную проволоку. Что касается проволоки диаметром 2 миллиметра и более, то это может усложнить процесс.

Профессионалы рекомендуют использовать специальный инструмент. Использование самодельных инструментов не обеспечивает надежность каркаса и достаточной прочности фундамента. Для вязки арматурной сетки чаще всего применяют специальный крючок, клещи или плоскогубцы, шуруповёрт, вязальный станок (пистолет).

Определяем количество расходных материалов

Прежде чем приступить к армированию ленточного фундамента, необходимо точно определить количество необходимых материалов — стальных стержней (гладких или рифленых) и проволоки. Для расчёта этих параметров можно использовать установленные правила укладки арматуры.

Расчет количества необходимой арматуры для армирования

Давайте определим количество материалов для армирования ленточного фундамента, на примере строительства дома с размерами стен в плане 6х8 метров и одной поперечной перегородкой. Ширина траншеи составит 0,4 метра, а глубина – 1,9 метра. Сначала давайте посчитаем количество продольных стержней.

Для того, чтобы получить каркас с максимальной прочностью, желательно уложить арматурные стержни в четыре ряда – два снизу и два сверху. Для укрепления углов необходимо сделать загибы на концах на длину, равную 40D. Например, если диаметр стержней составляет 16 мм, то длина загнутых концов будет равна 40х16=640 мм.

Исходя из указанных параметров, нужно посчитать общую длину стержней, которая будет необходима:

Для стены длиной 6 метров с учетом загибов на обоих концах необходимо использовать стержни определенной длины, а для стены длиной 8 метров – свои собственные. Также рассчитывается длина стержней для перегородки. Количество стен каждой длины составляет два, а количество стержней для их армирования – четыре.

Следующим этапом является расчет поперечных горизонтальных и вертикальных стержней. Общая длина армирования рассчитывается следующим образом:

Укрепление основания ленточного фундамента

Короткие стержни размещаются с интервалом в 0,5 метра, что означает, что количество горизонтальных и вертикальных пар будет одинаковым:

Длина стержней должна обеспечивать зазор между армопоясом и границами железобетонного основания дома, не менее 5 см с каждой стороны. Следовательно, длина горизонтальных стержней составляет

40-5-5=30, вертикальных 190-5-5=180.

Общая длина арматуры для перемычек будет:

В соответствии со строительными нормами, для продольной арматуры выбирают диаметр стержней от 12 до 20 мм, для горизонтальных и вертикальных перемычек диаметр стержня может быть уменьшен до 8-10 мм.

Расчет количества арматуры для ленточного фундамента

Для каждого монтажного узла необходимо 0,3 метра вязальной проволоки. С учетом необходимости крепления вертикальной и горизонтальной перемычек к продольным стержням, общее количество связок составит 68х8=544. Следовательно, общая длина необходимой проволоки составит 544х0,3=163,2 метра.

Монтаж арматуры ленточного фундамента

Перед установкой стальных стержней удобно разрезать их на необходимый размер с помощью болгарки и приспособлений для контроля длины. После подготовки выполняем загиб концов стержней под углом 90 о, используя простейшие приспособления.

Затем укладываем арматуру с загнутыми концами в траншею. Для контроля высоты под нижний ряд стержней используем куски колотого силикатного или красного кирпича. А чтобы соединить стержни между собой в углах и на стыке с перемычкой, используем скрутки из вязальной проволоки.

Следующим этапом установки арматуры является установка горизонтальных перемычек нижнего ряда. Нарезанные ранее куски укладываются поверх стержней с соблюдением шага установки не более 0,5 метра и фиксируются проволокой. Затем в углах устанавливаются и закрепляются стяжками вертикальные проставки нужной длины.

Продольные стержни с загнутыми концами крепятся к верхним торцам стоек. Для контроля расстояния между верхними элементами устанавливают горизонтальные перемычки. Аналогично, загнутые части стержней нижней обвязки стягиваются с перпендикулярными элементами, уложенными под соседними стенами.

Монтаж армирующего каркаса в траншее является сложной задачей из-за ограниченного пространства. Чаще всего основную работу выполняют на ровной площадке рядом с будущим фундаментом. Каркасы каждой стены скрепляют из арматурных стержней вязальной проволокой, а затем устанавливают в траншею. При большой длине стен может потребоваться подъемная строительная техника.

Для чего нужна арматура в фундаменте, и какая она бывает

Бетон является очень прочным материалом для строительства, однако его прочность на сжатие не соответствует прочности на изгиб, растяжение и знакопеременные нагрузки. Для того чтобы увеличить прочность конструкции, используются элементы арматуры, способные воспринимать эти нагрузки.

В процессе строительства бетон и арматура работают совместно, поэтому важно обеспечить надежное и качественное сцепление между ними. Эффективность сцепления зависит как от характеристик бетона (прежде всего, его прочности), так и от формы сечения и поверхности арматуры.

Арматура подразделяется на несколько типов по различным признакам:

  1. по материалу — на стальную и неметаллическую (например, композитные материалы, такие как стеклопластик);
  2. по способу изготовления — на проволочную, стержневую и канатную;
  3. По типу сечения — круглая, гладкая и периодического профиля;
  4. По принципу работы — напрягаемая и ненапрягаемая;
  5. По предназначению — распределительная, рабочая и монтажная;
  6. По способу установки — сварная и вязаная (в виде сеток, каркасов, отдельных стержней).

Важно!

Для монолитного бетонирования обычно используется ненапряженная арматура.

Производство арматуры осуществляется на заводах. Она может быть выпущена в виде стержней или сеток, а В виде готовых каркасов.

Жесткую арматуру представляют в виде швеллеров, уголков и прокатных двутавров, а гибкую — стержни гладкого и периодического профиля, вязаные и сварные сетки и каркасы.

В соответствии с ГОСТ 5781-82, арматура подразделяется на классы: А-I (А240), А-II (А300), А-III (А400), А-IV (А600), А-V (А800), А-VI (А1000), из которых класс А-I (А240) имеет гладкий профиль, а остальные — периодический.

Арматура различных классов отличается диаметром сечения, типом профиля, маркой применяемой стали и областью применения.

ГОСТ 34028-2016 определяет стандартные размеры арматуры:

  1. Диаметр от 6 до 80 мм;
  2. Площадь сечения от 0,283 до 50,27 см 2 .

Арматура может поставляться в мотках или в стержнях длиной 6–12 м.

Виды соединений

В соответствии с требованиями СП 52-101-2003, предусмотрены два основных способа закрепления арматуры, в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП) в пункте 8.3.26. В этом разделе перечислены различные способы соединения стержней, которые могут быть использованы.

Стыки внахлестку без сварки

  1. стержни периодического профиля с прямыми концами;
  2. стержни с прямыми концами, приваренные или установленные на длине нахлестки поперечных стержней;
  3. стержни с загибами на концах (крюки, лапки, петли), при этом гладкие стержни используют только крюки и петли.

Сварные и механические стыковые соединения

  1. соединение арматуры с использованием сварки;
  2. с применением специальных механических устройств (стыки с опрессованными муфтами, резьбовыми муфтами и другие).

Инструкции 8.3.19 применяются к соединению арматуры в нахлест.

В соответствии с пунктом 8.3.27, соединение арматуры в нахлест без использования сварки применяется для стержней с рабочим сечением до 40 мм. Места с максимальной нагрузкой не должны фиксироваться в нахлест с помощью сварки или вязкой арматуры.

На практике длина перепуска равна 50 диаметрам связываемой арматуры. Например, для арматуры диаметром 12 мм это составляет 600 мм.

Для вязки используются специальные крючки и проволока диаметром 0,8–1 мм или пластиковые хомуты. Также можно использовать автоматические вязальные пистолеты для увеличения скорости работы.

Важно!

При монтаже арматуры необходимо учитывать толщину защитного слоя бетона, который отделяет арматуру от воздействия окружающей среды и коррозии.

Толщина защитного слоя бетона определяется проектом и требованиями СП 28.13330.2012. Для его обеспечения к арматурным стержням прикрепляют металлические или бетонные фиксаторы, либо используют пластмассовые кольца.

Армирование ленточного фундамента своими руками

Каркасные элементы в основании устанавливаются как вдоль, так и поперек.

Для того, чтобы обеспечить прочность будущего фундамента, нижний ряд стержней должен находиться на высоте не менее 5 см от его основания. Продольная арматура в ленточном фундаменте обычно состоит из 2-3 стержней, расположенных параллельно стенам; верхний ряд стержней устанавливается в верхней части фундамента, за вычетом толщины защитного слоя бетона.

Поперечную арматуру устанавливают в вертикальной и горизонтальной плоскостях с заданным расчетом шага. Таким образом, создается трехмерная конструкция, обеспечивающая необходимую прочность.

Для увеличения прочности конструкции, на углах производят загиб арматуры на длину, равную 4 ее диаметрам.

Крепление может быть выполнено сваркой или вязкой при помощи тонкой проволоки. Однако сварка имеет недостатки, такие как необходимость специального оборудования и невысокая коррозионная стойкость сварочного шва, но её преимуществами является более высокая скорость выполнения работ.

Для транспортировки арматуры необходим специальный транспорт, поэтому важно заранее рассчитать необходимое количество арматуры. Для этого нужно посчитать общую длину всех стержней, включая загибы на углах, и разделить её на длину стержней. Как правило, заказывают на 10-15% больше арматуры, чем необходимо по расчетам. Количество вязальной проволоки рассчитывается как 30 см на каждый узел.

Это важно!

Вертикальные и поперечные стержни крепятся к продольной арматуре, образуя два узла. В определенных ситуациях арматура выпускается в виде хомута из одного куска материала, который гнется по размерам на специальной арматурогибочной машине. Это гораздо более удобно и существенно ускоряет процесс работы.

Подготовленные траншеи для фундамента используют для укладки продольных стержней, уложив снизу пластиковые или бетонные фиксаторы соответствующей толщины, чтобы обеспечить правильное расположение арматуры по высоте.

Проволокой соединяют стержни в углах. Дополнительные Г-образные стержни с плечами не менее 70 см также усиливают углы. Кроме того, для укрепления углов на промежутке 1 м от угла поперечную арматуру укладывают с шагом в два раза меньше, чем на остальных участках.

Стеклопластиковая арматура, ее достоинства и недостатки в сравнении со стальной

Фиберглассовая арматура используется в качестве альтернативы стальной арматуре. Она Выпускается в виде профилированных стержней в широком ассортименте длин и размеров сечения.

Преимущества фиберглассовой арматуры включают:

  1. мягкий вес;
  2. стойкость к воздействию влаги;
  3. инертность к химическим веществам;
  4. отсутствие коррозии;
  5. диэлектрические свойства (не проводит ток);
  6. коэффициент теплового расширения близок к бетону, что снижает вероятность появления трещин в бетоне;
  7. отсутствие помех для радиосигналов;
  8. более простая транспортировка.

У композитной фиберглассовой арматуры также есть недостатки:

  1. Стеклопластиковая арматура имеет пониженную огнестойкость и ограниченный рабочий диапазон температур;
  2. Прочность на сжатие и изгиб у стеклопластиковой арматуры меньше, чем у стальной арматуры;
  3. Невозможно сгибать стержни стеклопластиковой арматуры;
  4. Монтаж стеклопластиковой арматуры более сложен из-за невозможности применять сварку.

Использование стеклопластиковой арматуры ограничено. Ее не применяют в конструкциях, которые будут подвергаться высоким нагрузкам и изгибам (балки, перекрытия).

Применение фибры как дополнения к арматуре

Установка арматуры является сложным процессом, который требует больших затрат времени и использования специального оборудования. Покупка элементов арматуры удорожает фундамент, а использование стальной арматуры увеличивает его вес (что иногда является критичным в зависимости от типа грунта).

В современном строительстве для укрепления арматуры используется фибра, которая равномерно распределяется в бетоне, обеспечивая объемное армирование.

Фибра может быть изготовлена из различных материалов: металла, полипропилена, базальта, стекловолокна.

Компания CEMMIX производит полипропиленовую и базальтовую фибру, которая отличается от металлической малым весом.

Установка несъемной опалубки и изготовление арматурного каркаса

Если строится дом из пено- или газоблоков, можно использовать специальные модели блоков, которые имеют углубление для быстрого создания основания для укладки арматурного каркаса. Альтернативой использования несъемной опалубки является использование готовых пенополистирольных блоков, представленных в различных конфигурациях и формах, чтобы подобрать подходящее основание. Их применение также помогает избежать риска образования мостиков холода, что важно для сохранения теплоизоляции.

Для армирования обычно используются стальные прутья диаметром 8 мм, которые соединяются кольцами из мягкой проволоки, чтобы создать усиленный металлический каркас, увеличивающий прочность пояса и предотвращающий растрескивание бетона.

Заливка бетона

Для заливки раствора бетона обычно используется миксер, который обеспечивает равномерное распределение на необходимую высоту. Самодельная опалубка для армирования, установленная на месте, должна выдерживать давление жидкого раствора. Для ускорения процесса затвердевания обычно используются специальные добавки, которые позволяют быстрее снять опалубку.

При заливке бетона важно удалять воздушные пузыри, для этого применяются вибраторы. Качество раствора должно соответствовать ГОСТу, поэтому лучше всего заказывать бетон у специализированных производителей.

Демонтаж

Для достижения полной прочности бетона необходимо дождаться 21 дня, однако опалубку для фундамента или армопояса для стены из газобетона можно удалить раньше, уже через 5-8 дней после заливки. Как правило, боковины стягиваются с помощью шпилек и гаек, которые просверливаются в доске, на которые надевают обрезки труб.

Для снятия опалубки снимаются верхние и нижние фиксаторы, затем сама опалубка демонтируется (с одной стороны, затем с другой). Оставшиеся внутри раствора трубы заполняются жидким бетонным раствором. Иногда для стягивания опалубочных досок между собой используются деревянные бруски, которые остаются внутри застывшего бетона при демонтаже опалубки.

Оцените статью
Опора
Добавить комментарий