Ключевые моменты для проверки перед укладкой бетона в опалубку

Какие аспекты необходимо учитывать ежедневно перед началом работ

Подготовка опалубки: основные шаги и проверки перед заливкой бетона

Перед началом укладки бетона в опалубку необходимо проверить корректность установки опалубки и ее крепление, чтобы избежать деформаций и утечек бетона.

Также важно контролировать температуру и влажность воздуха, обеспечивая оптимальные условия для заливки бетона и его последующего затвердевания.

Коротко о главном
  • Проверить качество опалубки: все элементы должны быть прочно закреплены и выровнены.
  • Проверить качество бетона: должен соответствовать требованиям проекта и не иметь дефектов.
  • Проверить плотность утрамбованной поверхности для обеспечения процесса укладки без проблем.
  • Проверить наличие арматуры и ее правильное расположение в опалубке.
  • Проверить уровень укладки бетона и выпрямить его при необходимости.
  • Проверить температуру окружающей среды и контролировать процесс застывания бетона.

Справочник строителя | Строительное производство

С данного дня 01-01-2003 года действуют указанные стандарты и правила, применяемые в процессе осуществления общестроительных и специальных строительных работ.

Об утверждении норм и правил строительства в Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство" Государс.

Один из способов проверки класса бетона- это заливка кубиков и сдача их в лабораторию для проверки!

ОТДЕЛОЧНЫЕ РАБОТЫ

10.1.1 Во время выполнения отделочных работ (включая штукатурные, малярные, облицовочные, стекольные работы) необходимо учитывать следующее.

11.1 Для изготовления и сборки (монтажа) деревянных конструкций необходимо принимать меры по предотвращению:

движущиеся машины и передвигаемые ими предметы;

обрушение элементов конструкций;

повышенное напряжение в электрической цепи, которая может быть замкнута через человеческое тело.

2.4.2. Если существуют опасные и вредные производственные факторы, указанные в 2.4.1, безопасность бетонных работ должна обеспечиваться выполнением соответствующих решений по охране труда, содержащихся в организационно-технологической документации (ПОС., ППР и т. д.):

использование средств механизации для транспортировки, подачи и укладки бетона;

Разработка мероприятий и средств для обеспечения безопасности работников на высоте;

2.4.3. При установке опалубки и арматурных каркасов необходимо соблюдать требования раздела 8 "Монтажные работы" данных норм и правил.

2.4.4. Цемент должен храниться в закрытых емкостях, таких как силосы, бункеры, ящики, и принимать меры против образования пыли во время загрузки и разгрузки. Загрузочные отверстия должны быть закрыты защитными решетками, а люки в этих решетках закрываются на замок.

2.4.5. При использовании пара для нагрева инертных материалов в бункерах или других емкостях необходимо предпринимать меры, чтобы предотвратить проникновение пара в рабочие помещения.

Спуск работников в камеры с паровым отоплением разрешается после отключения подачи пара, охлаждения камеры и находящихся в ней материалов и изделий до 40 °C.

2.4.6. Запрещается размещение на опалубке оборудования и материалов, которые не предусмотрены ППР, а также пребывание людей, которые не участвуют непосредственно в производстве работ на установленных конструкциях опалубки.

2.4.7. Для перемещения работников с одного рабочего места на другое необходимо использовать лестницы, переходные мостики и трапы в соответствии с требованиями СНиП 12-04-2002.

2.4.8. При установке сборной опалубки для стен, ригелей и сводов необходимо учесть устройство рабочих настилов шириной не менее 0,8 м с ограждениями.

2.4.9. Опалубку перекрытий необходимо оградить по всему периметру. Все отверстия в рабочем полу опалубки должны быть закрыты. При необходимости оставлять эти отверстия открытыми их следует затягивать проволочной сеткой.

2.4.10. После отсечения части скользящей опалубки и подвесных лесов торцевые стороны необходимо оградить.

2.4.11. Чтобы защитить работников от падения предметов на подвесных лесах вдоль внешнего периметра скользящей и съемной опалубки следует устанавливать козырьки шириной не менее ширины лесов.

2.4.12. Ходить по уложенной арматуре можно только по специальным настилам шириной не менее 0,6 м, уложенным на арматурный каркас.

2.4.13. Съемные грузозахватные приспособления, стропы и тара, используемые для подачи бетонной смеси грузоподъемными кранами, должны быть изготовлены и освидетельствованы в соответствии с Правилами безопасности опасных производственных объектов, где применяются подъемные сооружения. (Утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. N 533).

2.4.14. В местах, где происходит натяжение арматуры и проходят люди, необходимо установить защитные ограждения высотой не менее 1,8 м.

Аппараты для натяжения арматуры должны быть оснащены сигнализацией, которая срабатывает при включении привода натяжного устройства.

Запрещается находиться людям на расстоянии менее 1 м от арматурных стержней, нагретых электрическим током.

2.4.15. При использовании бетонных смесей с химическими добавками необходимо использовать защитные перчатки и очки.

2.4.16. Рабочие, укладывающие бетонную смесь на поверхности с уклоном более 20°, должны использовать предохранительные пояса в соответствии с СНиП-12-04-2002.

2.4.17. Для подачи бетонной смеси автосамосвалами необходимо оборудовать эстакаду отбойными брусьями, а также предусмотреть проходы шириной не менее 0,6 м между отбойными брусьями и ограждениями. На тупиковых эстакадах обязательно должны быть установлены поперечные отбойные брусья.

При очистке кузовов автосамосвалов от остатков бетонной смеси сотрудникам запрещается находиться внутри кузова транспортного средства.

2.4.18. Заготовка и укрупнительная сборка арматуры должны осуществляться только в специально отведенных для этого местах.

2.4.19. Зона электропрогрева бетона должна быть оборудована защитным ограждением, соответствующим государственным стандартам, а также быть оснащена световой сигнализацией и знаками безопасности.

2.4.20. Работа смесительных машин должна осуществляться с соблюдением следующих требований:

Необходимо проводить очистку приямков для загрузочных ковшей только после надежного закрепления ковша в поднятом положении;

Очистка барабанов и корыт смесительных машин допускается лишь после остановки машины и снятия напряжения.

При выполнении работ по заготовке арматуры необходимо:

Устанавливать защитные ограждения на рабочих местах, где разматываются бухты (мотки) и выправляется арматура;

При резке стержней арматуры на отрезки длиной менее 0,3 м необходимо использовать специальные устройства, предотвращающие их разлет;

Устанавливать защитные ограждения на рабочих местах при обработке стержней арматуры, выступающей за габариты верстака. Для двусторонних верстаков также необходимо разделять верстак посередине продольной металлической предохранительной сеткой высотой не менее 1 м;

Размещать подготовленную арматуру на специально отведенных для этого местах;

Запечатывать щитами концевые части стержней арматуры в местах общих проходов, ширина которых менее 1 м.

2.4.22. Элементы каркасов арматуры необходимо упаковывать с учетом условий их подъема, хранения и транспортировки к месту установки.

2.4.23. Бункеры (бадьи) для бетонной смеси должны соответствовать требованиям государственных стандартов. Перемещение загруженного или пустого бункера допускается только при закрытом затворе.

2.4.24. При заливке бетона из бункера расстояние между нижней кромкой бункера и ранее залившимся бетоном или поверхностью, на которую заливается бетон, должно быть не более 1 м, если иное не предусмотрено ППР.

Перед укладкой бетона в опалубку необходимо проверить состояние тары, опалубки и средств подмащивания каждый день. Любые неисправности нужно устранить сразу.

Перед укладкой бетонной смеси виброхоботом нужно проверить исправность и надежность закрепления всех его звеньев и к страховочному канату.

При использовании бетононасоса необходимо:

— устанавливать и удалять бетоноводы только после снижения давления до атмосферного;

— удалять всех работающих от бетоновода на время продувки на расстояние не менее 10 м;

— укладывать бетоноводы на прокладки для снижения воздействия динамической нагрузки на арматурный каркас и опалубку при подаче бетона.

2.4.27. Допускается использование сжатого воздуха для удаления засора в бетоноводе при выполнении следующих условий:

— наличие защитного щита у выходного отверстия бетоновода;

— работающие находятся на расстоянии не менее 10 м от выходного отверстия бетоновода;

— подача воздуха в бетоновод осуществляется равномерно, без превышения допустимого давления.

В случае невозможности удаления засора следует снизить давление в бетоноводе, найти местоположение засора постукиванием, разъединить бетоновод и удалить засор или заменить заблокированный участок.

2.4.28. При установке элементов опалубки в несколько ярусов каждый последующий ярус следует устанавливать после закрепления нижнего яруса.

2.4.29. Разборка опалубки должна производиться после того, как бетон достигнет заданной прочности.

Минимальная прочность бетона при снятии опалубки от нагруженных конструкций определяется ППР и согласовывается с проектной организацией.

2.4.30. При демонтаже опалубки необходимо предпринять меры для предотвращения случайного падения элементов опалубки, обрушения поддерживающих лесов и конструкций.

2.4.31. При перемещении секций опалубки и передвижных лесов необходимо обеспечить безопасность работающих. Лица, не участвующие в этих операциях, не должны находиться на секциях опалубки или лесов.

2.4.32. При уплотнении бетонной смеси электровибраторами запрещается передвигать вибратор через токоведущие кабели, а при перерывах в работе и перемещении с места на место электровибраторы должны быть выключены.

2.4.33. При проведении работ по созданию отверстий для пропуска труб в бетонных и железобетонных конструкциях с использованием алмазных сверл, необходимо установить защиту в зоне падения керна.

2.4.34. Подключение оборудования к источнику питания во время электропрогрева бетона должно производиться только квалифицированными электромонтерами не ниже III группы по электробезопасности.

2.4.35. В зоне электропрогрева следует использовать изолированные гибкие кабели или провода в защитном коробе. Необходимо избегать укладки проводов на поверхности или вблизи горючих материалов, а также проводов с поврежденной изоляцией.

2.4.36. Зона электропрогрева бетона должна быть постоянно контролируема электромонтерами, занимающимися установкой электросетей.

Возможность пребывания персонала и выполнение работ на указанных участках не предусмотрена, за исключением случаев проведения работ по наряду-допуску в соответствии с Правилами охраны труда при эксплуатации электроустановок, утвержденными приказом Минтруда РФ от 24.07.2013 N 328н.

2.4.37. Арматура железобетонных конструкций, находящихся в зоне электропрогрева и не защищенные бетоном, должна быть заземлена (занулена).

2.4.38. После каждого перемещения оборудования, используемого для прогрева бетона, необходимо проводить измерение изоляции с помощью мегаомметра.

Мнение эксперта
Алексей Демидов
Закончил Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет по специальности: Инженер-строитель

Как эксперт в области строительства, я считаю, что перед началом укладки бетона в опалубку крайне важно проверить несколько ключевых моментов ежедневно. Во-первых, необходимо убедиться, что опалубка корректно установлена и закреплена для предотвращения утечек бетона и обеспечения правильной формы и размеров конструкции. При необходимости выполняется дополнительная подстройка и укрепление опалубки.

Далее следует проверить качество бетона, который будет использоваться. Необходимо удостовериться, что бетон имеет правильную консистенцию и прочность, а также проверить его на предмет наличия примесей, которые могут негативно повлиять на качество и долговечность конструкции.

Также перед укладкой бетона необходимо проверить погодные условия. Высокая влажность, сильный ветер или дождь могут негативно повлиять на процесс затвердевания бетона и качество конструкции в целом. Поэтому рекомендуется проводить укладку бетона в опалубку при благоприятных погодных условиях.

И, наконец, не стоит забывать о безопасности. Перед началом укладки бетона необходимо убедиться, что все сотрудники оборудованы защитными средствами, соответствуют инструкциям по технике безопасности и прошли соответствующее обучение. В случае обнаружения каких-либо нарушений, их необходимо немедленно исправить.

Подготовительные работы перед бетонированием

Перед тем, как приступить к заливке бетона, необходимо провести подготовительные работы, которые включают в себя подготовку опалубки, арматуры, поверхности уже заливаемого бетона и основания.

Проверка опалубки. Сначала проводится проверка установленной опалубки. Геометрические размеры проверяются с помощью стальной ленты или рулетки, вертикальное положение опалубки — специальным уровнем, а горизонтальность плоскостей — при помощи уровня или геодезического инструмента.

Перед использованием опалубку и поддерживающие леса необходимо тщательно проверить на надежность установки стоек лесов и клиньев под ними, а также наличие креплений, отсутствие щелей и наличие закладных частей и пробок, предусмотренных проектом. Этот этап является обязательным, так как опалубка может подвергнуться деформации из-за различных факторов, таких как просадка или вспучивание основания (при оттаивании грунта) или из-за усушки и коробления досок. Не допускаются отклонения от проектных размеров, которые указаны в разделе Классификация опалубки.

Для заполнения щелей шириной более 3 мм и отверстий в деревянной опалубке, которые могут быть пронзены цементным молоком, используют различные методики. Например, щели от 3 до 10 мм можно заполнить скрученной в жгут паклей, а более 10 мм заделывают деревянными рейками. В опалубке балок и невысоких колонн щели до 10 мм заполняют глиняным тестом. Они могут быть заделаны до промывки опалубки, а после промывки — промазаны глиной. Щели шириной до 3 мм затягиваются, чтобы избежать их разбухания при промывке опалубки перед укладкой бетонной смеси.

В металлической опалубке щели и отверстия проклеивают глиняным тестом или раствором алебастра.

Перед укладкой бетонной смеси опалубку необходимо тщательно очистить от мусора и грязи, а также увлажнить, чтобы избежать отсасывания воды из бетонной смеси опалубкой.

Процесс приемки опалубки ответственных конструкций с пролетом более 8 метров и предварительно напряженных конструкций оформляется актом.

Также перед заливкой бетона проводится проверка установленных арматурных конструкций, а ответственные конструкции принимаются по акту. Осуществляется проверка местоположения, диаметра и количества арматурных стержней, а также расстояний между ними, наличия перевязок и сварных соединений в местах пересечения стержней. Расстояния между стержнями и допустимые отклонения должны соответствовать проекту.

Сварные стыки, узлы и швы, выполненные при монтаже арматуры, осматриваются снаружи. Кроме того, проводится испытание нескольких образцов арматуры, вырезанных из конструкции. Места вырезки и количество образцов устанавливаются с согласованием приемщиком работ.

Для проверки расстояния от арматуры до ближайшей поверхности опалубки используется указанная в чертежах бетонируемой конструкции толщина защитного слоя бетона.

Толщина защитного слоя бетона, мм, для определенных элементов бетонируемых конструкций приведена ниже (но не менее):

Толщина плит и стен, см:
до 1010
более 1015
Балки и рёбра с диаметром арматуры до 20 мм и высотой, см:
до 2515
25 и более20
Колонны с диаметром арматуры до 20 мм20
Балки, колонны и плиты с диаметром арматуры, мм:
от 20 до 3225
32 и более30
Нижняя арматура монолитных фундаментов:
при наличии подготовки35
при отсутствии подготовки70

При проектировании конструкций, работающих в агрессивной среде, необходимо учитывать толщину защитного слоя бетона. Подкладки из цемента или бетона используются для создания требуемой толщины защитного слоя под арматурой в соответствии с проектом сооружения. Основная цель защитного слоя заключается в защите арматуры от коррозии в конструкциях.

Для обеспечения надежного сцепления свежеуложенного бетона с арматурой необходимо очистить последнюю от грязи, ржавчины и налипшего раствора с помощью пескоструйного аппарата или проволочных щеток.

Для обеспечения надежного соединения между уложенным ранее затвердевшим бетоном и новыми горизонтальными поверхностями затвердевшего бетона и сборных элементов перед укладкой бетонной смеси необходимо очистить поверхности от мусора, грязи и цементной пленки. В случае необходимости проектом, также производится очистка вертикальных поверхностей от цементной пленки.

Самый простой способ удалить цементную пленку — использовать водяной или водно-воздушный струйный насос под давлением 3-5 атмосфер или проволочные щетки сразу после застывания цемента: в жаркую погоду — через 6-8 часов после укладки, в холодную — через 12-24 часа. Вода из шланга должна идти на бетон под углом 40-50°, причем на конце шланга должно быть расстояние от поверхности бетона до 40-60 см. Струя воды удаляет тонкий слой бетона (1-2 см) и выставляет отдельные зерна крупного заполнителя. Если слой бетона удаляется струей большей толщины или появляются отдельные выбоины, обработку прекращают на 2-4 часа. Очищать поверхности ограждающих конструкций из легкого бетона водой запрещено.

Для предотвращения повреждения бетона, имеющего низкую прочность (2-3 кг/см 2 ) к моменту обработки водой, необходимо принимать соответствующие меры предосторожности. Рабочий, выполняющий обработку горизонтальной поверхности, должен быть обут в резиновые сапоги. По обрабатываемой поверхности укладывают специальные трапы (доски), по которым рабочий должен перемещаться.

После застывания бетона (с прочностью 15-25 кг/см 2 ) цементную корку удаляют с помощью механических металлических щеток или (при прочности 50-100 кг/см 2 ) с использованием гидропескоструйных аппаратов или механических шарошек, а затем промывают струей воды. Оставшуюся на поверхности монолитного бетона и сборных элементов воду удаляют.

Подготовка основания перед укладкой бетонной смеси является необходимой процедурой. На основании удаляют все органические грунты, такие как глина, растительные и торфянистые, а также увлажняют сухой несвязный грунт. Переборы ниже проектной отметки заполняют песком и тщательно уплотняют.

Скальное основание подготавливают путем удаления выветрившихся частиц, заделывания мелких трещин цементным раствором и заполнения крупных трещин бетоном. Переборы ниже проектных отметок выравнивают бетоном низких отметок. Перед укладкой бетона скальное основание очищают от грязи, битума, масел, снега и льда.

О готовности основания под укладку бетона составляют акт.

  1. Изучение принципов бетоноведения
  2. Процесс изготовления сборных железобетонных конструкций и деталей
  3. Общие аспекты производства сборного железобетона
  4. Подготовка бетонных смесей
  5. Разработка смесей для бетона
  6. Перевозка бетонной смеси
  7. Подготовка арматуры
  8. Создание опалубки
  9. Классификация вида опалубки
  10. Установка опалубки
  11. Подготовительные действия
  12. Методы заливки бетонной смеси в опалубку
  13. Подготовка форм, заливка бетона и застывание изделий
  14. Укрепление и создание предварительно напряженных изделий
  15. Особенности производства различных видов бетонных и железобетонных изделий
  16. Заливка бетона в различные конструкции
  17. Бетонные работы в зимних условиях
  18. Производство сборных конструкций и деталей из легких бетонов
  19. Производство деталей из плотных силикатных бетонов и бетонов без клинкера
  20. Производство бетонных и железобетонных изделий на специальных площадках
  21. Основные правила безопасности и огнезащитные мероприятия на объекте строительства
Интересный факт
Малоизвестный факт: перед началом укладки бетона в опалубку необходимо проверять уровень влажности опалубочных досок. Влажность досок должна быть контролируемой, чтобы предотвратить деформацию и недостаточное затвердение бетона.

Способы укладки бетонной смеси

Как правильно заливать бетон? Основным правилом выполнения работ является укладка свежей смеси до того момента, как уже залитый слой начнет застывать. При соблюдении этого условия не нужно делать рабочие швы. Для заливки бетона используются специальные методы:

  • литьевой;
  • уплотнительный;
  • напорной укладки бетона.

Конструкции небольших размеров, такие как тонкие стены, перегородки, балки, заливают без перерыва сразу на всю высоту. Заполнение массивных элементов, например, заливка бетонной плиты, производится горизонтальными слоями одновременно по всей площади. Недопустимы разрывы и отклонения по толщине. Для всех слоев необходимо соблюдать одно направление укладки.

При использовании метода уплотнения необходимо определить оптимальную толщину одного слоя, которая соответствует глубине обработки технического уплотнения. Убедитесь, что вибратор не воздействует на винтовые стяжки, арматуру и элементы опалубки, и что максимальное расстояние между точками входа составляет до полуторного радиуса действия.

При наливном бетонировании материал непрерывно подается в опалубку под наклоном. Бетононасос постоянно погружен в укладываемую смесь. Материал, поданный снизу, поднимается вверх и под давлением заполняет все полости. Сверхпластичные смеси с добавками суперпластификаторов (с уровнем осадки конуса 14-16 см) могут самостоятельно уплотняться без применения вибраторов.

🔴МЫ ГОТОВЫ ! 🔴 Проверяем опалубку и армирование перед заливкой бетона в плиту

Заливка бетона своими руками

При выполнении бетонирования без внешней помощи, можно использовать уже готовый раствор или приготовить смесь самостоятельно. Если выбран вариант с готовым бетоном, оптимальную марку лучше уточнить у консультанта бетонного завода. Самостоятельное изготовление связано с затратами на доставку, подготовку и смешивание компонентов.

До заливки плит необходимо оставить технологические зазоры. По поперечной оси основания вставляются фанерные полосы (толщиной до 5 миллиметров). Термошвы представляют собой необходимость для компенсации теплового расширения и усадки. После заливки и застывания раствора листы удаляются.

Как правильно выполнить заливку опалубки? Начинайте заливать бетон с самого дальнего угла и двигайтесь к внешней стороне. При заливке ленточного фундамента большие участки следует делить на отдельные сегменты. Каждый сегмент заливается последовательно, один за другим. После того, как опалубка заполнена, проводится уплотнение и выравнивание.

Рейку или правило перемещают по маякам и удаляют излишки раствора.

После заливки бетонируемая поверхность покрывается полиэтиленовой пленкой. Пленку снимают один-два раза в день и увлажняют бетон. Это необходимо для предотвращения появления трещин. Время созревания зависит от марки бетона и составляет от 14 до 28 дней. После укладки и уплотнения бетонной смеси, достижения нормативной прочности, покрытие, конструкция или сооружение готовы к использованию.

Ключевые моменты для проверки перед укладкой бетона в опалубку

Для уточнения стоимости доставки бетона до вашего объекта, пожалуйста, свяжитесь с нашим менеджером по телефону или через форму запроса

Главные ошибки при заливки бетона.

Опалубочные работы

Для изготовления бетонных и железобетонных конструкций необходимо распределить бетонную смесь и арматуру по предварительно подготовленной форме, называемой опалубкой. Эта опалубка поддерживается в проектном положении на определенной высоте при помощи лесов. Опалубка и леса должны быть прочными, жесткими, легкими в сборке, разборке и устойчивыми. Важно, чтобы поверхность опалубки, соприкасающаяся с бетоном, была гладкой, чтобы исключить пропуск цементного молока через стыки досок и щитов.

Для экономии материалов щиты и другие элементы опалубки делают с учетом их многократного использования. Стоимость опалубки составляет от 20% до 30% общей стоимости бетонных и железобетонных конструкций. Опалубка для монолитных бетонных и железобетонных конструкций классифицируется по материалу и может быть деревянной, металлической, фанерной, железобетонной или комбинированной.

  • Процесс изготовления деревянной опалубки обычно осуществляется на опалубочном дворе или в цехе для обработки древесины на строительном комбинате. Для этой цели используется древесный материал хвойных пород с влажностью до 25%. Элементы опалубки создаются с помощью специальных станков. Точность изготовления этих элементов играет важную роль в качестве конструкций, поэтому любые отклонения от заданных размеров должны быть минимальными. Деревянная опалубка обладает низкой теплопроводностью по сравнению с металлической и железобетонной, что очень важно при работе в холодных условиях. Ее легко оборудовать различными элементами для изоляции в зимнее время, влагоотталкивающей отделкой и другими устройствами. Основными недостатками деревянной опалубки являются ее относительная хрупкость и склонность к деформациям при влажности, высыхании и транспортировке, что может привести к искривлению, растрескиванию досок и разделению швов между ними. Несмотря на эти недостатки, деревянная опалубка до сих пор широко применяется при строительстве монолитных бетонных и железобетонных конструкций и сооружений.
  • Производство металлической опалубки и ее комплектующих осуществляется в механических мастерских или цехах металлоконструкций. Изделия из стали марки Ст.0 используются для изготовления деталей металлической опалубки. Заготовки элементов опалубки обрабатываются с высокой точностью. Допустимые отклонения от проектных размеров в длине и ширине на 1 погонный метр щитов металлической опалубки не должны превышать 2 мм, отклонения в расположении отверстий для соединительных элементов (клиньев, болтов и проч.) — 0,5 мм. Допустимые отклонения в размерах элементов подвижной, катучей и подъемно-переставной опалубок должны приниматься в каждом отдельном случае в соответствии с указаниями, приведенными в проектах опалубки. Сборка металлической опалубки проходит контрольную проверку. Детали, которые соприкасаются с бетоном, покрываются смазкой, а остальные окрашиваются, после чего все элементы маркируются. Металлическая опалубка обеспечивает ровную, гладкую поверхность бетона и обладает множеством преимуществ как инвентарная опалубка. Она заметно дороже деревянной, но практически не имеет ограничений по количеству использований. Использование металлической опалубки экономически целесообразно при предполагаемом количестве использований не менее 50 раз. Кроме того, у нее есть и другие преимущества: жесткость, легкая распалубка (при соответствующей смазке поверхностей опалубки), отсутствие деформаций при различных условиях влажности. К недостаткам металлической опалубки относятся высокая стоимость, теплопроводность, сложность крепления различных элементов к опалубке.
  • Фанерная опалубка, наряду с металлической, относится к числу высокооборачиваемых инвентарных типов опалубки. Обычно используется только для обшивки, несущий каркас делается из дерева или металла. Меньшая теплопроводность, легкость крепления элементов и небольшой вес делают ее особенно целесообразной для криволинейных поверхностей. Однако высокие требования к фанере, например, водостойкость, и ее относительно высокая стоимость ограничивают ее широкое применение. В настоящее время использование фанерной опалубки ограничено.
  • Железобетонная опалубка выполняет две функции: во время бетонирования она служит опалубкой, а затем становится неотъемлемым конструктивным элементом сооружения. Главным преимуществом железобетонной опалубки является отсутствие необходимости в демонтаже опалубки после заливки бетона, что значительно упрощает процесс. Однако у нее также есть недостатки, такие как высокая теплопроводность и большой вес. Железобетонная опалубка применяется в основном при строительстве гидротехнических сооружений, где она служит постоянной внешней защитной облицовкой.
  • Комбинированная опалубка применяется для наилучшего использования положительных свойств различных материалов. Обычно такая опалубка изготавливается из дерева и металла.

Классификация опалубки по конструктивным признакам

В строительстве используются различные виды опалубок: стационарная; разборно-переставная; скользящая, подъемно-переставная; катучая; бетонные и железобетонные блоки и плиты оболочки; армоцементные и металлические плиты; безопалубочное бетонирование (сетчатая форма).

Для не типовых конструкций и сооружений, не имеющих повторяющихся элементов, в исключительных случаях можно использовать стационарную (необорачиваемую) опалубку. Для этого применяются круглый и пиленый лес, преимущественно хвойных пород, сортовая сталь и трубы.

Для предотвращения деформаций забетонированных конструкций и сохранения проектных отметок при изменении температуры окружающей среды необходимо устанавливать опорные части лесов на прочном и достаточно большом основании. В строительной практике широко используется разборно-переставная опалубка, состоящая из отдельных щитов, которые можно устанавливать вручную или с помощью кранов, а также поддерживающих их элементов, таких как кружала, ребра, схватки, стяжки, хомуты. Для строительства сооружений большой высоты и относительно небольшого поперечного сечения широко применяется скользящая, или подвижная, опалубка. Она состоит из металлических стенок или прочных деревянных щитов, охватывающих сооружение по всему контуру с внутренней и внешней стороны.

Подъем опалубки на следующее рабочее положение во время заливки бетона осуществляется при помощи домкратной рамы. Заливка непрерывно поднимаемой опалубки бетоном производится слоями 10—15 см без перерывов, при этом уровень бетонной смеси не доводится до верха форм на 15—20 см. Прерывать процесс заливки бетоном более чем на 2—3 часа не рекомендуется.

Для уплотнения бетона часто используют стержневые вибраторы с гибким валом. Использование скользящей опалубки позволяет избежать необходимости устанавливать леса и многократно собирать и разбирать опалубку. Катучая опалубка применяется для бетонирования длинных сооружений с постоянным поперечным сечением.

Сборная катучая опалубка передвигается по рельсовому пути на катках или колесах. Опалубка-облицовка представляет собой плиты-оболочки и блоки, которые используются в качестве опалубки и остаются в конструкции в качестве облицовки, тесно связанные с бетонируемой частью конструкции с помощью выпусков арматуры. При возведении массивных бетонных и железобетонных конструкций применяются Вакуум-опалубка и абсорбирующая опалубка.

Производство опалубочных работ

Эффективное производство деревянной и фанерной опалубки, а также элементов для их поддержки осуществляется в специализированных цехах деревообрабатывающих предприятий. При небольших объемах работ и удаленном расположении объектов от центральных мастерских, деревянную опалубку можно изготовить в специальных мастерских непосредственно на объекте. Для правильной сборки и разборки опалубки производится маркировка. Опалубщики руководствуются маркировочным или установочным чертежом, который включает в себя план сооружения с нанесенными элементами железобетонной конструкции и соответствующими обозначениями. Сборка опалубки выполняется при помощи шаблонов, кондукторов и других специальных приспособлений, обеспечивающих высокую точность работ при минимальных затратах труда.

Если на строительной площадке есть краны с достаточной грузоподъемностью, то опалубку нужно собирать в большие блоки и устанавливать при помощи этих кранов.

Арматурные работы

Стальные стержни различной формы и сечения, а также стальные канаты и пряди, которые переносят растягивающие и скалывающие напряжения, возникающие от внешних нагрузок и собственного веса железобетонных элементов конструкций, называются арматурой в железобетоне. Арматура может иметь как постоянное сечение (гладкие стержни), так и периодический профиль.

В зависимости от диаметра стержней изготовление арматуры называется легким для диаметров до 12 мм и тяжелым — от 12 до 40 мм.

Виды арматуры

В железобетонных конструкциях и сооружениях используют различные виды арматуры: рабочую, распределительную, хомуты и монтажную.

Рабочая арматура принимает на себя растягивающие и сжимающие усилия, возникающие в железобетоне под воздействием внешних нагрузок и собственного веса конструкций. Распределительная арматура, обычно располагаемая перпендикулярно к рабочей, удерживает стержни арматуры в определенном положении и равномерно распределяет нагрузку между ними.

В случаях, когда рабочие стержни находятся как в растянутых, так и в сжатых частях конструкций, например, в балках и ригелях, арматура называется двойной. Хомуты связывают арматуру в единый каркас и предотвращают появление косых трещин около опор.

Монтажная арматура не несет нагрузки, а служит для сборки арматурного каркаса и обеспечивает точное положение рабочей арматуры и хомутов при заливке бетона. Чтобы предотвратить скольжение арматуры в бетоне, стержни, подверженные растяжению, загибаются в виде крюков. Использование периодического профиля арматуры обеспечивает лучшее сцепление с бетоном и позволяет чаще всего отказаться от крюков, что приводит к экономии стали. Соединения арматурных стержней обычно выполняются сваркой, а только в некоторых случаях, при небольших объемах работ, используется мягкая вязкая проволока.

Арматуру по способу установки подразделяют на следующие виды:

  • Изготовленная арматура,
  • Сетчатая арматура,
  • Арматурные рамы,
  • Конструкции из арматуры.

Изготовленная арматура может быть изготовлена из круглых стержней или из прочной профильной прокатной стали, таких как двутавровые балки, швеллеры, уголки, рельсы, трубы. Её собирают на месте бетонирования в арматурную раму или конструкцию из отдельных элементов. Использование изготовленной арматуры оправдано при малых объемах работ и если необходимо подгонять стержни на месте в ограниченных условиях бетонируемой конструкции. Арматурная сетка представляет собой переплетающиеся стержни, соединенные сваркой или вязкой в местах пересечения, и используется в основном для армирования плит.

Изготавливаются арматурные каркасы в двух видах: в виде отдельных полотнищ нужного размера и в виде рулонов большой длины, которые затем резают на куски нужных размеров. Обычно арматурные каркасы состоят из продольной арматуры и соединяющих их решеток — это называется плоскими каркасами. Есть и другой вид арматурных каркасов — пространственные, они собираются из нескольких плоских каркасов или сеток и пакетов. Эти каркасы используются для армирования балок, колонн и других конструкций. В настоящее время все большую популярность получают арматурные несущие каркасы, которые позволяют обойтись без специальных лесов для поддержки опалубки, уменьшают расход пиломатериала и уменьшают трудозатраты и сроки работ.

Как сделать кубики для проверки бетона? // Благоустройство.рф #фундамент #загородноестроительство

Подбор бетонной смеси для заливки и выбор поставщика

При возведении монолитных конструкций, как правило, используется бетонная смесь, поставляемая с завода. Так как бетон должен соответствовать не только проектным, но и технологическим требованиям, состав смеси часто подбирается лабораторией завода для каждого конкретного заказа. В зависимости от проекта, смесь должна иметь соответствующие:

  • класс прочности на сжатие;
  • марку по морозостойкости;
  • марку по водонепроницаемости.

Согласно предложенной технологии бетонирования и условиям стройплощадки, бетонная смесь должна:

  • иметь необходимую удобоукладываемость, зависящую от использования автобетоновозов и бетононасосов;
  • Необходимый объем минеральных и химических противоморозных добавок должен быть включен в состав бетонной смеси, чтобы обеспечить заливку бетона при отрицательных температурах.

В определенных ситуациях проектный институт может потребовать изготовление бетонной смеси на высокопрочном гранитном щебне.

Характеристики бетонной смеси для заливки зависят от вида и количества входящих в нее ингредиентов. В общем случае бетонная смесь состоит из:

  1. портланд-цемента;
  2. крупного заполнителя — известкового, гравийного или гранитного щебня;
  3. мелкого заполнителя — речного или мытого карьерного песка;
  4. минеральных или химических добавок, влияющих на различные показатели бетонной смеси.

Бетонная смесь достигает своей прочности на сжатие, устойчивости к морозу и водонепроницаемости главным образом за счет соотношения компонентов: цемента, щебня и песка. Например, тяжелый бетон класса прочности В15 (М200) состоит из:

  • 280 кг цемента;
  • 1040 кг щебня;
  • 895 кг песка.

Данная смесь требует 165 литров воды, что делает её морозостойкой F200, водонепроницаемой W6 и удобной в укладке П3. Если составить бетонную смесь из:

  • 470 кг цемента;
  • 1000 кг щебня;
  • 760 кг песка,

и всё это затворить 175 литрами воды, то в итоге получится бетон класса прочности В30 (М400) с морозостойкостью F200, водонепроницаемостью W10 и удобством укладки П4.

Соотношение цемента, инертных материалов и добавок подбирается в зависимости от конкретного объекта и времени года, когда ведется бетонирование. Исходя из состава, определенного в лаборатории, дозаторы растворо-бетонной установки создают необходимую смесь, которая затем смешивается с водой и перемешивается. Готовый раствор загружается в специальные автобетоновозы и доставляется на стройплощадку. Чтобы сохранить пластичность раствора во время транспортировки, барабан бетоновоза постоянно вращается, тщательно перемешивая смесь. Это позволяет использовать бетононасос при укладке, который способен работать с раствором, обладающим пластичностью П3 или П4.

Укладка и заливка бетонной смеси

Существует два основных способа укладки бетонной смеси в опалубку, доставленную на стройку:

  • Метод "кран-ведро", при котором раствор из автобетономешалки перекачивается в ведро, которое подается к месту укладки с помощью башенного крана и заполняет опалубку при открытии затвора. В зависимости от объема барабана и ведра, автобетоносмеситель разгружается за 2-3 раза;

С помощью бетононасоса пластичная смесь под давлением поступает в бетоноводы и заливается в опалубку. Использование таких насосов позволяет строить монолитные конструкции в труднодоступных местах благодаря гибкой конфигурации стрелы автобетоновоза. Бетононасосы отечественного производства, установленные на грузовые шасси КамАЗ, имеют производительность от 90 до 140 м3/ч и стрелу от 21 до 47 м, состоящую из 3-5 секций. Для работы с бетоном бетононасос требует определенной пластичности смеси, поэтому важно соблюдать проектное значение удобоукладываемости, в отличие от метода "кран — бадья", где консистенция бетона не так важна.

Для уплотнения уложенного бетона используются как глубинные, так и поверхностные вибраторы. Перед началом процесса уплотнения необходимо равномерно распределить слой бетона по поверхности конструкции, и запрещается использовать вибраторы для этой цели. Важно не допускать опирания вибраторов на арматурные каркасы и закладные детали. Булава вибратора должна погружаться на 5-10 см в уже уложенный слой, а расстояние между каждым перемещением должно быть не больше полуторного радиуса действия вибратора. Уплотнение следует проводить до момента полного проседания, появления блеска цементного раствора на поверхности и прекращения образования воздушных пузырьков.

Обработка свежеуложенного бетона и уход за ним после заливки

  • Для устройства монолитных перекрытий и бетонных полов необходима гладкая поверхность, чтобы избежать дополнительных затрат на выравнивающую стяжку.
  • Существуют специальные заглаживающие машины с дисками или лопастями, которые равномерно сглаживают свежеуложенный бетон, позволяя использовать его без дополнительного покрытия.
  • Тем не менее, бетонные поверхности не всегда обладают достаточной износостойкостью и часто пылят, поэтому существуют технологии для устранения этих недостатков.
  • Применение топпингов — это сухие смеси, которые рассыпаются по поверхности свежевыложенного бетона и втираются в него специальными машинами. Использование цветных топпингов позволяет создать очень красивые бетонные полы;
  • Использование пропиток для бетонных полов, которые наносятся на бетонную поверхность и проникают в него на несколько миллиметров, заполняя поры и укрепляя его поверхность, повышая износостойкость.

Эти методы ускоряют и удешевляют укладку полов из бетона в классическом исполнении.

Чтобы сохранить свежесложенный бетон от интенсивного испарения влаги и осадков до достижения не менее 70% проектной прочности, необходимо обеспечить защиту его поверхности. Для этого в ППР должны быть приняты специальные меры, чтобы сохранить расчетный температурно-влажностный режим во время твердения бетона. При зимнем бетонировании также требуется предусмотреть дополнительные мероприятия по снижению влияния экзотермических процессов твердения бетона на конструктивные элементы здания.

Контроль качества при возведении монолитных бетонных конструкций

  • Для обеспечения качества бетона при формировании монолитных конструкций проводится три этапа контроля качества:
  • Входной контроль включает проверку качественной документации на бетон и удостоверяет, что полученная смесь соответствует проектным требованиям;
  • Операционный контроль гарантирует, что способы заливки и отверждения бетона соответствуют требованиям технических регламентов;
  • Приемочный контроль подтверждает соответствие фактических характеристик бетона нормам и проектным требованиям.

При приемочном контроле проводится анализ результатов испытаний прочности бетона в промежуточном и проектном возрасте, выполненных в аккредитованной лаборатории. Контроль морозостойкости и водонепроницаемости бетона осуществляется производителем на заводе.

При возведении монолитных бетонных и железобетонных конструкций обязательно ведется журнал бетонных работ. В нем ежедневно отображаются все проведенные работы, фиксируются текущие погодные условия, а также указываются мероприятия по уходу за бетоном. После выполнения работ составляются и подписываются следующие документы:

  • акты на готовность опалубки к приемке бетона;
  • акты проверки скрытых работ по армированию монолитных конструкций;
  • акты проверки ответственных конструкций, перечень которых предоставляется проектным институтом.

В комплект исполнительной документации на монолитные железобетонные конструкции Входят заводские паспорта качества на арматурные изделия и закладные детали, а также сертификаты на арматуру, переработанную на стройплощадке.

Оцените статью
Опора
Добавить комментарий