Как правильно установить опалубку в яме: пошаговая инструкция

Узнайте, как выбрать материалы и инструменты для работы

Экспертные советы по установке и защите опалубки от повреждений

Для установки опалубки в яме сначала необходимо обозначить границы будущего фундамента и расположение опор опалубки. Затем следует привести яму в порядок, убрав из нее мусор и камни, выровняв дно и боковые стенки. После этого опалубку подготавливают к укладке, приставив ее к месту установки и закрепив на вертикальных уголках.

Для обеспечения жесткости и крепкости опалубки рекомендуется использовать деревянные или металлические бруски, а также крепежные элементы, например шурупы или гвозди. Важно следить за тщательностью установки опалубки, чтобы избежать ее деформации или смещения в процессе заливки бетона. После заливки фундамента опалубку необходимо тщательно разобрать и удалить из ямы, чтобы завершить процесс установки.

Коротко о главном
  • Подготовьте яму под будущий фундамент и установите необходимую глубину и размеры.
  • Выберите оптимальный тип материала для опалубки: это может быть дерево, металл или пластик.
  • Приступите к сборке опалубки, учитывая особенности конструкции ямы и будущего фундамента.
  • При необходимости, обработайте деревянные детали опалубки специальными составами для защиты от влаги и гниения.
  • Установите опалубку в яму, фиксируя ее надежно и обеспечивая жесткость всей конструкции.
  • Проверьте горизонтальность и вертикальность опалубки с помощью уровня и рулетки.
  • При необходимости, дополнительно укрепите опалубку стропами, стремянками или другими элементами для обеспечения ее надежности.
  • Произведите заливку бетоном, оставив опалубку до полного застывания материала.
  • После застывания бетона, разберите и удалите опалубку, оставив только готовый фундамент.

Как сделать смотровую яму в гараже

Если вам нужна смотровая яма в гараже, то её можно оборудовать, не тратя много денег. Чтобы яма была функциональной и безопасной, а также удобной в использовании, нужно правильно спланировать её обустройство.

Еще лучше задуматься о структуре гаражного помещения заранее, до начала строительства. Тогда не придется делать кардинальные изменения, и установка смотровой ямы в гараже своими силами не будет проблемой.

Смотровая яма в гараже

Продуманная планировка котлована — залог успеха

Если гараж небольшой, то вариантов размещения ямы будет не так уж много. В таком случае яма может быть только одна — там, где автомобиль паркуется. Если размер помещения позволяет, то можно предусмотреть отдельную зону для транспортного средства и отдельные участки для хранения инструментов.

Чтобы получилась смотровая яма в гараже, его размеры должны быть подходящими. Это имеет важное преимущество: под днищем не будет постоянной влаги, что снижает риск коррозии. Однако высокая влажность — главный недостаток ямы, так как она обычно располагается ниже уровня грунта.

Размеры ямы также следует продумать заранее. Два фактора, которые на это влияют:

  • Размеры автомобиля, который планируется хранить, осматривать и обслуживать, играют важную роль;
  • Физические параметры владельца машины также имеют значение, несмотря на распространенные предубеждения.

Важно, чтобы было удобно проводить техническое обслуживание. Обычно размеры ямы планируются следующим образом:

  • Ширина — от 0,7 до 0,9 метра, в зависимости от ширины транспортного средства и расположения его колес;
  • Длина — соответствует длине транспортного средства, плюс примерно метр для удобства маневрирования;
  • Высота — стены должны быть на 15-20 сантиметров выше, чем рост автовладельца, чтобы избежать неудобств при обслуживании.

Планируя устройство смотровой ямы в гараже, нужно учесть все детали. Особенно важно рассмотреть, какой будет спуск — через стационарные ступеньки или прикрепленную лестницу. Если вы планируете использовать яму всего несколько раз в год, то стоит сделать специальную крышку — её можно будет закрепить на рейке для безопасности.

Многие владельцы, проектируя яму, предусматривают отдельные отсеки для инструментов и расходных материалов. Это позволяет проводить ремонт и обслуживание автомобиля без отвлечения: все необходимые материалы находятся в неглубоких отсеках, таким образом всегда под рукой.

Как правильно установить опалубку в яме: пошаговая инструкция

Показываем, как построить смотровую яму в гараже правильно

Примерный вариант обустройства ямы внутри гаража

Мнение эксперта
Алексей Демидов
Закончил Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет по специальности: Инженер-строитель

Для установки опалубки в яме необходимо следовать определенной последовательности действий, чтобы обеспечить качественное и безопасное выполнение строительных работ. В первую очередь необходимо подготовить место для установки опалубки — очистить яму от грунта и мусора, выровнять дно и стены ямы.

Затем следует начать установку опалубки. Для этого необходимо собрать конструкцию из деревянных досок или металлических листов по заданным размерам ямы. Важно тщательно закрепить опалубку, чтобы она не смещалась в процессе заливки бетоном.

При установке опалубки важно учитывать необходимость устранения возможных просветов между досками или пластинами, чтобы избежать утечки бетона и обеспечить герметичность формы. Также важно заготовить необходимые отверстия для последующего крепления опалубки и удобства выемки после заливки.

После установки опалубки необходимо проверить ее герметичность и прочность, чтобы исключить возможные просачивания бетона и деформации конструкции. При необходимости рекомендуется провести дополнительное уплотнение и укрепление опалубки.

Размеры смотровой ямы в гараже

Не существует жестких рекомендаций по размерам ямы для гаража. В большинстве случаев выбор основан на параметрах автомобиля и собственном росте. Размеры гаражной ямы определяются следующими факторами:

  • Для удобства работы необходима достаточная ширина ямы. Однако этот параметр ограничен расстоянием между колесами автомобиля, чтобы обеспечить им достаточное пространство для маневра. Обычно ширина смотровой ямы составляет не менее 80 см.
  • Длина ямы зависит от размеров автомобиля. К длине машины рекомендуется добавить 1 метр, чтобы обеспечить комфорт при проведении работ.
  • Глубина ямы рассчитывается исходя из роста человека: его рост плюс 10-15 см. Это позволит избежать ударов головой. При необходимости работы с поднятыми руками можно использовать специальный низкий табурет или деревянные трапы для поднятия пола в яме.

Это не обязательно следовать строгим правилам. Каждый человек действует по своему усмотрению. Для некоторых глубокие ямы могут быть неудобными, поэтому они делают их практически ровными или даже ниже, примерно на 1,5 метра. Учитывая клиренс автомобиля, глубина ямы от пола до дна авто составляет около 1,7-1,8 метра. Но можно и по-другому.

Также есть важный момент по длине ямы. Иногда не удается сделать длинную яму, поэтому ее делают примерно в половину длины автомобиля, загоняя машину передней или задней частью, в зависимости от того, какая часть машины требует осмотра или ремонта.

И, наконец, о месте расположения ямы в гараже. Обычно ее немного смещают к одной из стен, чтобы оставить широкую сторону для установки оборудования, хранения запчастей и так далее. При этом от края ямы до ближней стены должно быть не менее 1 метра.

Это все, что касается параметров. Важно помнить, что речь идет о конечных размерах ямы. При проектировании котлована необходимо учесть толщину стенок и копать глубже на уровень стяжки пола (если она планируется).

Интересный факт
Малоизвестным фактом является то, что перед установкой опалубки в яме необходимо провести гидроизоляцию дна и стенок. Это позволит избежать проникновения влаги и сохранит целостность бетонного фундамента на долгие годы.

Из каких материалов делают

Для облицовки смотровой ямы в гараже используются кирпич, тяжелые строительные блоки или монолитный бетон. Рекомендуется использовать керамический кирпич, так как он устойчив к влаге. Толщина стенок может быть 12 см или 25 см в зависимости от способа кладки, что следует учесть при разметке котлована.

Использовать кирпич следует на сухих и плотных грунтах с низким уровнем подземных вод. Если уровень подземных вод высокий, то лучше использовать армированный бетон для стенок смотровой ямы.

Выбирайте строительные блоки, которые устойчивы к высокой влажности. Например, бетонные блоки не боятся влаги. Если вы все же решите использовать другие блоки, то обязательно проведите наружную гидроизоляцию. Но и это не гарантирует, что блоки не начнут рассыпаться, особенно если уровень грунтовых вод достаточно высок.

С бетонной смотровой ямой все проще: бетон устойчив к влаге и только усиливается от нее. Для заливки стен используйте бетон марки М 250, для пола будет достаточно М 200. Это связано с тем, что при зимнем отморожении основная нагрузка приходится на стены. Чтобы они не подвели, нужен запас прочности, который достигается с помощью армирования и использования бетона высокой прочности.

Кстати, чтобы избежать отморожения грунта под гаражом, необходимо правильно устроить отмостку, чтобы вода стекала, а не впитывалась в грунт.

При заливке смотровой ямы бетоном необходимо обеспечить толщину стенки не менее 15 см. Армирование стенок также обязательно. Для этой цели можно использовать готовую сетку с проволокой диаметром 5-6 мм и шагом 150 мм (в случае наличия глубоко расположенных подземных вод), либо связывать каркас из арматуры диаметром 10-12 мм. Шаг установки арматуры должен составлять 20 см. Для обеспечения дополнительной прочности, можно закрепить один общий прут на дно и на стены, изогнув его соответствующим образом.

Опалубка для стен ямы за 30 тыс. Довязал арматуру

Размеры смотровой ямы

Основу размерных показателей составляет автомобильная база — расстояние между колесами вашего автомобиля по ширине и длине. Однако за основу чаще всего берутся минимальные параметры ширины, которые составляют 80-85 сантиметров. Что касается длины, то к длине автомобиля добавляют 1 метр. Однако для большего удобства использования смотровых ям, многие делают ямы длиной до 6 метров.

Теперь важно учесть глубину. Очевидно, что высота владельца гаража должна быть учтена. Важно, чтобы он мог достать руками до любой части или узла на своем автомобиле. Однако специалисты рекомендуют делать глубину смотровой ямы до 2 метров. И даже если человек не очень высокий, всегда можно поставить подставку или настил на дно.

Хотя, это не всегда возможно.

Многое будет зависеть от уровня грунтовых вод. Например, если он достаточно высокий, около 1,2-1,5 метра, то о смотровой яме придется забыть.

Мы рассмотрели габаритные размеры. Теперь поговорим о размерах строительных. Из понятных причин сам котлован для ямы копается побольше. Это связано с необходимостью обустройства конструкции для формирования самого сооружения. Для этого необходимо уложить подушку с гидроизоляцией на дно и залить ее стяжкой.

Для возведения стен используют блоки, кирпич или заливают монолитную конструкцию в опалубку. Независимо от выбранного материала, необходимо иметь достаточное пространство для смотрового сооружения.

Поэтому котлован должен быть выкопан с учетом ширины смотровой ямы, плюс толщина стен, плюс 30 см. Длина котлована рассчитывается аналогичным образом. Глубина выкопки зависит от толщины подушки, стяжки, слоя гидроизоляции, плюс 1,8-2,0 м.


Также рекомендуем ознакомиться с каталогом гаражных проектов, представленных на выставке "Малоэтажная страна".

Смотровая яма в гараже своими руками .

Технология сооружения смотровой ямы

Давайте не будем уделять внимание тому, как строить гараж с ямой с самого начала. Это не так уж и сложно. Давайте поговорим о том, как можно установить смотровую яму в уже существующем гараже.

Выкапывание котлована

Допустим, что вопрос с размерами уже решен. Их можно отметить на полу в гараже, например, мелом. Самое главное — чтобы яма находилась посередине гаража.

Обычно в гараже уровень пола представляет собой толстую бетонную плиту с арматурой из стальной сетки. Поэтому для установки разметки необходимо разрушить бетон и удалить арматуру вокруг ямы.

Затем с помощью лопат необходимо удалить песчано-гравийную подушку и грунт из образовавшейся ямы. Стены и дно ямы также следует выровнять с помощью лопат. Это достаточно трудоемкий процесс, который может занять до двух дней, в зависимости от типа грунта и опыта строителей. Однако есть одно преимущество при строительстве ямы в эксплуатируемом гараже.

Под строительной площадкой находится навес, поэтому дождь в данном случае не считается проблемой.

Вентиляция смотровой ямы

Тот, кто не думает о вентиляционной системе, совершает ошибку. Ведь ее функции не ограничиваются только удалением влажного воздуха. Затхлые запахи от пропитанных маслом тряпок и бензина могут быстро заполнить маленькое пространство, затем постепенно распространиться по всему гаражу. Поэтому лучше потратить немного времени и денег на установку вентиляции.

На самом деле, вентиляция представляет собой пластиковую трубу диаметром 100 мм, которая выводится за пределы здания. Для этого делается горизонтальная траншея, через которую труба выводится наружу либо под фундаментом, либо через стену. Затем траншею заполняют песком и укладывают трубу так, чтобы ее конец был выше крыши гаража. Нижний конец трубы должен располагаться у дна траншеи.

Обустройство смотровой ямы

Итак, давайте перейдем к основным этапам, связанным с созданием ямы.

Во-первых, мы подготавливаем дно:

  1. Начинаем со слоя песка толщиной 15-20 см, который тщательно утрамбовываем, поливая водой.
  2. Затем добавляем щебень средней или мелкой фракции толщиной 10 см, который также уплотняем.
  3. После этого проводим гидроизоляцию всей ямы: пола и стенок.

Гидроизоляция

Перед выполнением гидроизоляции смотровой ямы в гараже необходимо тщательно изучить этот процесс.

Для проведения гидроизоляционных работ используется рулонный материал, такой как полиэтиленовая пленка толщиной не менее 0,2 мм или рулонный материал на основе битума, например, рубероид.

Гидроизоляционные полосы укладываются на пол поверхности стен с нахлестом друг на друга и крепятся специальной мастикой или самоклеящимися лентами. Важно не забыть выступы гидроизоляции за пределы ямы и прижать их грузом.

Формирование пола и стен

Для заливки подготовленного дна используется стяжка толщиной от 3 до 7 см. Нет необходимости укладывать в него армирующий каркас, так как конструкция не подвергается большим нагрузкам, кроме веса человека. Поэтому основное внимание следует уделить сооружению стен.

Как уже упоминалось ранее, здесь есть два варианта:

  • использовать кирпичи или блоки;
  • возвести монолитную конструкцию.

В первом случае блочный стеновой материал укладывается вокруг подготовленной ямы, размещая элементы кладки с перекрытием, то есть со смещением в половину блока или кирпича. Для скрепления используется обычный кладочный раствор в пропорции 1:2 (цемент-песок).

Для возведения монолитных конструкций необходимо собрать опалубку из прочных материалов, таких как металлический лист, фанера или плиты ОСП. Это поможет избежать разъезда опалубки под весом заливаемого бетона.

Если грунт глинистый, опалубку следует установить как один слой ограждения с внешней стороны, покрыв ее гидроизоляцией. В случае песчаного, неплотного грунта опалубку рекомендуется устанавливать в два слоя с пространством для заливки бетона.

Бетон нужно заливать за один заход, не откладывая на следующий день. Перерыв между заливками может быть, но не более 4 часов. Взгляните на фотографию, вот как выглядит опалубка с заливкой бетонным раствором.


Для укрепления бетонных стен рекомендуется установить армировочную сетку из арматуры диаметром 6-8 мм. Эти сетки следует расположить вдоль стен посередине опалубки и связать между собой вязальной проволокой.

Через неделю после заливки бетона можно снять опалубку, однако полная прочность бетона достигается только через 28 дней. После этого поверхность можно обработать грунтом и выбрать вид отделки. Оптимальным вариантом будет керамическая плитка из-за её легкости в уборке, но Возможны покраска, штукатурка или облицовка кирпичом.

Если речь идет о кирпичной или блочной яме, то ее необходимо штукатурить, а затем покрывать мазью или кафелем.

Подчеркнем, что сборка смотровой ямы в гараже завершена. Важно отметить, что часто вокруг периметра конструкции, на уровне пола, устанавливают защитную конструкцию. Это металлический уголок, сваренный в форме прямоугольника, соответствующего размерам смотровой ямы. Он закрепляется к штырям или шпилькам, встроенным в процессе заливки бетона.

Сложности, с которыми можно столкнуться

Одной из основных проблем при строительстве ямы является подъём и прорыв грунтовых вод, от которых не спасает даже гидроизоляция. Один из возможных способов справиться с этой проблемой — пробурить глубокую скважину в нижней точке ямы, установить туда канализационную трубу и отводить воду в сторону.

Проблему вентиляции ямы можно решить, установив вентиляцию, которая может быть общей для всего гаража или автономной для ямы.

Также следует не забывать о возможной опасности пучения грунта зимой и осадки всего гаража в тёплую погоду. Чтобы избежать повреждения стен ямы и пола гаража, на самое дно котлована ямы необходимо насыпать слои песка и щебня и трамбовать их. То же самое нужно сделать между стеной ямы и стеной котлована.

Сильно удивился, когда снял опалубку ямы

Фото примеры самодельных смотровых ям в гараже


Для истинного мастера гараж — это священное место, где можно проявить свои знания, смекалку и умение работать руками и головой. Здесь собираются мужчины, чтобы пообщаться и поговорить о жизни. Также неотъемлемой частью настоящего гаража является смотровая яма.

Гидроизоляция

Гарантия проникновения влаги в гараж будет обеспечена гидроизоляцией смотровой ямы. Для этого можно использовать следующие материалы:

  • Битум;
  • Полимерные мембраны;
  • Жидкая резина.

У каждого из них есть свои особенности и стоимость.

Рулоны из битума могут быть использованы в труднодоступных местах, так как продаются в виде рулонов. Для использования их необходимо смазать растворителем. Нарезанные листы укладываются друг на друга. Самым популярным видом является рубероид.

Использование полимерных материалов предполагает сварку. К их преимуществам относятся устойчивость к механическим воздействиям и длительный срок службы. Жидкая резина наносится на предварительно увлажненные поверхности. После нанесения требуется несколько часов для застывания материала.

Широко используется метод проникающей гидроизоляции. Для приготовления рабочего раствора необходимо смешать специальные компоненты с водой, затем нанести его на заранее увлажненные полы и стены смотровой ямы. Происходит процесс кристаллизации, в результате чего поры в бетоне заполняются.

Проведение освещения

Для создания комфортных условий в смотровой яме необходимо обеспечить освещение. Согласно правилам, при установке освещения в ямах для ремонта необходимо использовать источники света с напряжением не более 36 В, для которых требуется понижающий трансформатор и надежная защита от влаги.

В гаражной яме можно использовать:

  • люминесцентные лампы;
  • светодиодные светильники;
  • аккумуляторные светильники.

Хорошим вариантом будет установка ламп дневного света в водонепроницаемом корпусе с низким энергопотреблением. Использование светодиодов обеспечивает высокий уровень безопасности.

В смотровой яме запрещается устанавливать розетки и выключатели.

Чтобы обеспечить более эффективное освещение, можно покрыть стены ямы материалом, который отражает свет, например, фольгой.

Функции и необходимость смотровой и овощной ямы в гараже

Необходимость установки смотровой ямы в гараже очевидна, так как при замене масла, проведении мелкого ремонта кузова или обычном осмотре приходится тратить несколько часов на поездку на станцию технического обслуживания и оплату дорогостоящего сервиса.

Смотровую яму можно использовать не только для технического осмотра автомобиля, но и в качестве погреба или овощехранилища. Для этого внутри неё можно сделать ниши и полки.

Для качественного использования смотровой ямы как технического сооружения и места для хранения продуктов необходимо соблюдать все строительные нормы и иметь надёжную гидроизоляцию пола и стен.

Планирование действий для простой конструкции требует внимательного подхода. Определение качества почвы и уровня грунтовых вод является важным этапом. Глинистый грунт считается наиболее подходящим основанием для таких сооружений из-за его способности задерживать влагу и служить гидроизоляционным слоем.

При высоком уровне грунтовых вод смотровая яма дополнительно оснащается дренажной системой для отвода лишней влаги и погружными насосами для быстрого осушения помещения.

Этот спуск будет комфортным и безопасным благодаря наличию лестницы

Пошаговое руководство по изготовлению смотровой ямы

Для проведения монтажа смотровой ямы нет необходимости обращаться к специалистам. Все довольно просто, если следовать подробной инструкции.

Как определить размер

Для того чтобы определить площадь будущей смотровой ямы, необходимо учесть толщину стен и основания. Для таких расчётов пригодится знание геометрии и использование формулы S=ah, где a — длина, h — ширина. Готовая смотровая яма будет иметь размеры 75х185х300 см. Обычно толщина бетонных стен и пола составляет около 10 см. Таким образом, 0,85х3=2,55 м² — это площадь котлована для смотровой ямы.

Удобная рабочая зона в смотровой яме зависит от правильно спланированного пространства, которое должно быть комфортным для человека, находящегося внутри. Обычно ширина ямы составляет от 70 до 75 см, что позволяет свободно передвигаться внутри нее, а также обеспечивает удобство для заезда легкового автомобиля.

Если смотровая яма предназначена для крупных или грузовых автомобилей, она может быть шире из-за большего расстояния между внутренними сторонами колес такого транспорта (от 80 до 90 см).

Стены смотровой ямы зауживаются к полу, напоминая схематический разрез перевернутой трапеции. Эта форма обеспечивает удобный доступ к инструментам в нишах и свободное передвижение внутри ямы.

При выборе длины смотровой ямы нужно учитывать размеры гаража. Если площадь позволяет, то в яме можно установить лестницу, для этого увеличивают длину котлована на 100-120 см.

Размеры. Глубина ямы для установки пола должна быть не менее 170–180 см, в зависимости от роста владельца автомобиля. Человек, находящийся в смотровой яме, не должен задевать головой дно машины. Для безопасности автомобиля и его владельца яма оборудуется металлическими ограничителями.

Обычно это четыре столба, закрепленных по углам ниши, которые возвышаются над ней на 10–15 см, иногда используются два металлических уголка, крепящиеся друг против друга по краям длины котлована. Глубина ямы должна быть больше роста хозяина на 25–30 см, чтобы руки не уставали от согнутого положения.

Материалы и инструменты

Чаще всего для постройки используют материалы, такие как бетон, дерево, металл или кирпич.

Для определения необходимого количества бетона следует воспользоваться формулой, которая вычисляет объем. Для этого необходимо перемножить значения длины, ширины и высоты стены. Такие же расчеты проводятся и для пола.

Если для постройки использовать кирпич, то, зная его параметры, можно легко рассчитать необходимое количество этого материала. Красный кирпич имеет размеры 250х120х60 мм.

При постройке смотровой ямы необходимо использовать следующие инструменты:

  • совковую и штыковую лопаты;
  • ведра для выкопанной земли и бетонной смеси;
  • кельмы;
  • сварочный аппарат;
  • ножовку.

Также необходимы следующие материалы:

  • кирпичи;
  • цемент, песок, щебень;
  • цемент М200 для фундамента;
  • планки толщиной 400х50 мм;
  • железобетонные стержни;
  • металлический уголок шириной 50 мм;
  • гидроизоляционный материал.

Инструкция по изготовлению смотровой ямы из кирпича, досок, бетона и железа

Чтобы выполнить задачу правильно, необходимо следовать определенной последовательности шагов:

  1. Прежде чем приступить к выемке ямы в гараже, необходимо провести маркировку территории. После того, как котлован будет вырыт, его дно можно обложить фальшполом или установить удобные опоры. Если грунт неустойчивый, его следует укрепить с помощью досок и распорок. Не забывайте, что объем разрыхленной земли на 25-30% больше, чем размеры котлована. Ее необходимо сохранить, так как часть грунта понадобится для утрамбовки пространства между стенкой ямы и кирпичной кладкой (или бетоном, металлическим листом, деревянными досками). Другая часть земли понадобится для выравнивания пола во всем гараже.
  2. Прежде чем начать формирование котлована, следует обеспечить оборудование ниш в стенах. Они предназначены для удобного хранения осветительных приборов, инструментов и материалов. Мы рекомендуем разместить ниши на уровне локтей, чтобы вам не приходилось наклоняться за инструментами.

Лучше всего загружать грунт в тачку, чтобы потом её сразу вывезти

Оцените статью
Опора
Добавить комментарий