Строительство гаража своими руками из пеноблока — отличный способ сэкономить средства и создать пространство, соответствующее вашим требованиям. Начните с возведения фундамента, который обеспечит стабильность конструкции. Пеноблоки легко обрабатываются и укладываются, что позволяет быстро возвести стены. Не забудьте обеспечить хорошую теплоизоляцию и вентиляцию для защиты от влаги.
Завершив строительство стен, переходите к крыше, выбирая подходящий материал в зависимости от климатических условий и желаемого дизайна. Убедитесь в качественной отделке и установке дверей для обеспечения надежности и безопасности. Такой подход позволит вам создать функциональное и долговечное строение, которое прослужит много лет.
Строительство гаража из пеноблоков
Пенобетон — это легкий, ячеистый бетон, современный строительный материал с высокими теплоизоляционными свойствами, хорошей прочностью и долговечностью. Используется при малоэтажном строительстве, из него делают частные дома, коттеджи, дачи, а также другие сооружения, например, гаражи или подсобные помещения. В статье расскажем, как сделать гараж из пеноблоков на даче своими руками, как подготовить проект, смету, выполнить облицовку и утепление.
Пенобетон: плюсы и минусы стройматериала
- Высокие показатели теплоизоляции — 0,1–0,4 Вт/м*К. В блоках содержится большое количество микропустот. Воздушные полости являются лучшим изолятором — материал сохраняет и накапливает полученное тепло.
- Шумоизоляция составляет 48 db на толщину стены 120–360 мм. Плоскости отлично гасят динамические и ударные шумы.
- Небольшой вес. Масса пенобетона от 580 кг/м3до 900 кг/м3 (для конструкционных марок). Один блок в среднем весит приблизительно 35 кг, это значительно упрощает их транспортировку и хранение. Вес во многом зависит от марки бетона и, соответственно, его плотности.
- Биостойкость. Пеноблоки устойчивы к образованию плесени и распространению грибка.
- Хорошая паропроницаемость. Стены здания через микропоры пропускают незначительное количество воздуха, что способствует формированию благоприятного микроклимата в помещении. Но это преимущество возможно только в случае, если отделка тоже будет «дышащей».
Пенобетон прост в обработке, его легко разрезать или вкрутить в блок саморез. Но при этом несущая способность у такого основания небольшая, то есть большую нагрузку вбитые гвозди не выдержат.
Кроме того, пенобетон обладает высокой влагопроницаемостью, то есть материал впитывает много влаги. Чтобы защитить стены, пол и потолок от разрушения, блоки нуждается в хорошей отделке — несколько слоев штукатурки внутри и надежный фасад снаружи.
Подготовка к строительству
Большой плюс строительства гаража из пеноблока с односкатной крышей — возможность выполнения укладочных работ самостоятельно. Блоки не тяжелые, их можно устанавливать даже без спецтехники, а в качестве строительной смеси можно использовать специальный клей. Он позволяет получать очень тонкий шов. А чем меньше стык, тем лучше теплоизоляция. Его применение не требует специальных навыков.
Главное при самостоятельной укладке, заранее подготовить проект гаража из пеноблоков, найти подходящее место и закупить качественные материалы. Рассмотрим все этапы подробнее.
Выбор места
Гараж можно построить непосредственно рядом с домом или в месте въезда на территорию. Сооружения из пенобетона смотрятся эстетично, их можно расположить вблизи остального здания или даже сделать его продолжением.
Важные правила размещения гаража:
- До заезда на участок должно быть минимальное расстояние, иначе не останется свободного пространства для личных нужд.
- Нельзя допускать установки гаража в низине, особенно там, где, периодически скапливается вода. Пенобетон быстро впитывает влагу и при постоянном воздействии воды склонен к разрушению.
- Также не стоит ставить постройку под линиями электропередач или вблизи других коммуникаций.
- Желательно оставить перед гаражом место под открытую парковку. Свободное пространство облегчит мойку и ремонт машины.
Хорошее решение — объединить гараж с домом одной кровлей или навесом. Такое помещение может иметь сообщение с домом, что особенно удобно зимой или в плохую погоду.
Проектирование
Проектировка — самая важная часть строительства. Если нет опыта в проведении подобных работ, лучше обратиться в специальное проектное бюро или в строительное агентство.
Наполнение проекта зависит от его типа. Нужно заранее определить:
- Что это будет, отдельно стоящее сооружение или пристройка к дому.
- На сколько машин рассчитано.
- Нужен ли будет хозблок, терраса, навес для уличной парковки или смотровая яма.
Гараж-пристройка сложнее в проектировании, так как нужно учесть архитектуру дома, принцип соединения построек, количество, место расположения выходов и многое другое. Важно предусмотреть хорошую герметизацию между зданиями, а лучше организовать буферную зону для предотвращения утечки тепла из жилых помещений, например тамбур или небольшой коридор.
Также на этом этапе рассчитывается высота стен гаража из пеноблоков, тип кровли (чаще всего односкатная), подбирается тип фундамента.
Подготовка сметы
Расчетом материалов обычно занимается сметчик. Но сегодня существуют онлайн-калькуляторы и специальные программы. Для начала нужно определиться с типом пеноблоков. Оптимальный размер отдельных элементов — 20 см.
Для расчетов нужно знать размеры блоков и габариты гаража. Чтобы узнать количество рядов, нужно высоту стен разделить на высоту пеноблоков. А если разделить общий периметр постройки на длину одного строительного элемента можно узнать количество блоков в одном ряду. Дальше все просто — число рядов умножается на единицы блоков в одном ряду.
Эти подсчеты позволяют понять, сколько всего материалов понадобится для строительства. Из общего значения нужно вычесть размеры ворот, оконных и дверных проемов. Также при закупке стоит учесть все факторы риска — порча материалов, вероятность брака и т. п. Поэтому всегда стоит брать на 10–15% больше стройматериалов, чем заложено в смете.
Этапы строительства
Строительство лучше проводить в теплое время года (зимой придется использовать морозостойкие добавки), в сухую, безветренную погоду. Пеноблоки и другие материалы лучше хранить в помещении или закрыть пленкой, брезентом.
Подготовка участка, разметка
Перед строительством территорию зачищают от мусора, лишних построек, деревьев, корней и т. п. Разметка начинается с углов — по периметру будущей постройки вбивают колышки, а между ними натягивают бечевку. Работу необходимо контролировать с помощью лазерного уровня. Нужно следить, чтобы протянутые линии были одинаковые со всех сторон, а угол сходится строго под 90°.
Фундамент
Один из самых важных вопросов — какой фундамент сделать под гараж из пеноблоков. Так как вспененный бетон значительно легче обычного, здесь можно обойтись простым основанием с минимальным заглублением.
Если на участке грунтовые воды залегают достаточно глубоко и весной не бывает подтопления, можно обойтись фундаментом ленточного типа глубиной до 50 см. А вот на влажном, пучинистом грунте понадобится монолитное основание. Только в этом случае блоки получат прочную фиксацию на подвижной почве и не деформируются даже при высоких нагрузках на изгиб.
Этапы укладки ленточного фундамента:
- Рытье траншеи.
- Дно ямы уплотняют и утрамбовывают.
- Вниз укладывают подушку из песка и щебня высотой не менее 10–20 см.
- Устанавливают опалубку и металлический каркас из арматуры.
- Траншею заливают бетоном и утрамбовывают путем вибрации.
Смотровая яма
При расчете фундамента под гараж из пеноблоков стоит заранее определиться, нужна ли смотровая яма. Яма позволит проводить ТО автомобиля непосредственно в гараже, но ее обустройство не обязательно.
Если же все таки принято решение делать техническое отверстие, необходимо определить глубину залегания грунтовых вод. Если на 2,5 м вглубь почва твердая, можно обойтись без дренажной системы, во всех других случаях лучше организовать хорошую гидроизоляцию. Этапы работы:
- Выкапывают углубление. Размеры и глубина ямы зависит от толщины планируемого дренажного слоя и стяжки.
- На дно засыпают слой гравия толщиной в 10 см, утрамбовывают, сверху выкладывают слой песка не менее 5 см, также уплотняют.
- По периметру углубления подготавливают дренажную траншею.
- Укладывают гидроизоляционный материал, напуск с каждой стороны должен быть не менее 80 см.
- Сверху засыпают слой гравия и укладывают дренажную трубку, ее также перекрывают гравием и геотекстилем.
- Пол выкладывают глиной и гидроизоляцией.
Теперь дно ямы можно заливать бетоном. Для этого на гидроизоляционном слое укладывают опалубку, устанавливают армирующую основу, заливают цементный раствор.
Для лучшей изоляции на бетон укладывают еще один слой гидроизоляции. Стены можно выложить кирпичом, предварительно обмазав их глиной. Бетонные стены прочнее и надежнее, но для них также понадобится установка вертикальной опалубки и заливка бетоном.
Для облицовки можно выбрать любой материал, устойчивый к влаге, низкой температуре, механическим воздействиям. Для предотвращения случайного попадания колес в яму обустраивают металлический каркас и страховочную рейку.
Монтаж ворот
Каркас ворот можно возвести еще до начала строительства стен. На фундамент в месте монтажа стелят несколько слоев рубероида. Каркас устанавливают сверху, фиксируют брусками и кусками арматуры. Края арматуры должны заходить в пенобетонную кладку, чтобы образовать монолитную конструкцию со стеной. Верхняя часть ворот крепится к стальной балке.
Возведение стен, кровли и пола
Кладка стен начинается всегда с угла. Пеноблоки ставят вдоль стены длинной частью. Для выравнивания кладки вдоль рядов натягивают бечевку ровно по уровню. Для скрепления элементов лучше использовать специальные клеевые составы. Клей быстрее схватывается, образует тонкий слой между блоками.
При укладке верхних ярусов нужно учитывать угол уклона кровли. Для получения нужного ската блоки можно подпилить ножовкой. Для упрочнения стен используется армирование.
Варианты крыши для гаража из пеноблоков:
- Односкатная. Бюджетный вариант, простой в монтаже. Конструкция не оказывает распирающей нагрузки на стены здания. Как правило, здесь нет воздушной подушки, а, значит, тепло будет уходить быстрее. Но для гаража это не принципиальный момент.
- Двускатная кровля значительно утепляет помещение. Но дороже в строительстве и не всегда целесообразна для подсобного помещения.
Односкатную крышу делают с помощью деревянных или металлических балок, поперек которых набивают доски или устанавливают фермы. На каркас уже можно крепить любой кровельный материал.
Пол в гараже должен иметь повышенную прочность, чтобы выдерживать постоянную нагрузку от машины, а его поверхность не должна крошится или покрываться трещинами при контакте с шинами. Поэтому в гаражах чаще всего обустраивают бетонный пол, который состоит из нескольких слоев:
- Тщательно утрамбованного грунта.
- Гидроизоляционного материала.
- Слоя щебня, песка и гравия, каждый толщиной не менее 10 см.
- Бетонной стяжки в 20 см.
Обычно пол так и оставляют бетонным, но можно залить поверхность наливным полом с дополненным упрочнением, или выложить плиткой с резиновым основанием.
Обустройство вентиляции
Вентиляция может быть естественной, принудительной или комплексно, совмещает в себе приемы двух этих вариантов. Первая проще всех в реализации. Чтобы обеспечить нормальную циркуляцию воздуха еще на этапе проектирования в стены закладывают 2 вентиляционных отверстия — внизу и под потолком на разных стенах.
Но такая система работает только в отдельно стоящих гаражах. В пристройках допускается использовать только принудительную или комбинированную вентиляцию. Иначе выхлопы газа и излишки влаги будут скапливаться внутри помещения.
Утепление и отделка
Пеноблоки отлично справляются с удержанием тепла, главное, хорошо защитить их от воздействия воды. Для этого нужно оштукатурить поверхность специальными составами, затем покрыть краской или закрыть отделочными материалами.
Снаружи можно использовать гидроизоляционную сетку и минеральную штукатурку.
Пеноблоки — отличный вариант для строительства гаража. Это один из самых доступных и простых материалов для реализации частного проекта.
Приглашаем в наш Телеграм!
Там мы публикуем подборки проектов, варианты красивых решений для интерьеров загородных домов, советы по строительству от главного архитектора Domamo и другую полезную информацию.
Гараж своими руками от фундамента до крыши из пеноблока
Выбирая материал для постройки гаража, многие владельцы авто отдают предпочтение пенобетону – недорогому, легкому и прочному материалу. Легкость блоков позволяет сэкономить на обустройстве фундамента, для монтажа особого умения не требуется. Хотя материал не способен «дышать», положительные моменты все же превалируют. Об этапах строительства пенобетонной гаражной конструкции и пойдет речь в данной статье.
Этап проектирования, расчет материала
Перед началом строительного процесса необходимо спроектировать будущую постройку. Не лишним будут сведения о наличии грунтовых вод (их уровня в разный сезон) и особенностях грунта. Данные параметры влияют не только на выбор типа фундамента, но и на особенности гаражного проекта.
Для создания проекта можно воспользоваться программой ArchiCad либо аналогичным «помощником», позволяющим просчитать необходимое количество блоков посредством ввода данных – размеров и толщины стен. Самостоятельно созданный проектный план учитывает любой замысел и просчитывает все детали. Допустимо взять за основу готовые интернет-решения, если они соответствуют индивидуальным условиям будущего строения.
Возведение гаража из пеноблоков — пошаговая инструкция с фото
Помимо хранения машины, гараж может предназначаться для иных функций.
Важно продумать и учесть эти особенности заранее – на проектной стадии:
- Есть ли необходимость в смотровой яме.
- Нужен ли подвал, в котором будут храниться продукты или консервация.
- Где разместить полки для инструментов.
- Потребуется ли дополнительная зона для каких-либо работ.
Все перечисленное выше отражается на типе фундамента, ширине, длине и высоте стен. Если говорить об усредненных размерах, то гаражные параметры соответствуют трехметровой длине, шестиметровой высоте и трехметровой высоте (3 /6/3 м).
1. Выполнение разметки на участке под гаражную постройку
На выбранном месте намечается контур гаража, по факту план переносится на местность:
- В местах будущих углов строения устанавливаются колышки диаметром 0,5 см.
- Они соединяются капроновым шнуром. Он должен быть в натянутом состоянии.
- Проверяется межнитевой угол. Его величина не должна отклоняться от значения 90º. На этом этапе любое несоответствие нужному параметру легко откорректировать.
- Далее следует представить открывание будущих ворот. Точнее, понять, нет ли помех в виде дерева, строения, забора и так далее для их функционирования.
2. Обустройство фундамента для пеноблочного гаража
Легкость пеноблоков не предполагает тяжелого фундамента. Однако не все обуславливается нагрузкой стен, Важны грунтовые свойства.
Оптимальными условиями при строительстве считаются:
- Залегание воды грунтового типа на глубине двух метров и ниже.
- Однородность, плотность не пучинистость почвы.
Указанные критерии приемлемы для легкой ленточной основы под гаражную конструкцию. Глубина такого фундамента до 0,5 м.
Как делается фундамент в ленточном варианте:
- Роется траншея. Ее ширина соответствует аналогичному параметру блока, но с запасом 0,1-0,15 м. Глубина ленты 0,7-0,8 м.
- Дно траншеи уплотняется и засыпается десятисантиметровым слоем песка с его последующим уплотнением.
- Устанавливается опалубка.
- Армирование в виде сварного арматурного каркаса размещается в траншее.
- Подготавливается и заливается бетонный раствор. Важно выполнить заливку за один прием. Это непременное условие для обустройства качественного фундамента.
- Осталось дождаться высыхания фундамента для продолжения работы.
Пучинистость грунта – повод всерьез подумать о монолитной плите из бетона, так как любая грунтовая подвижка пагубно отразится на пеноблоках. Они просто потрескаются и разрушатся. Зато трещин удастся избежать, если гаражные стены будут стоять на «плавающей» плите.
Для обустройства подвала и смотровой ямы плиту в монолитном исполнении не используют. Здесь лучшим вариантом будет заглубленная версия ленточного основания либо свайно-ленточное совмещение.
3. Монтаж гаражных ворот
Ворота устанавливаются до начала работ по возведению стен. Причина такой очередности очень веская: воротной конструкции предстоит частичное замуровывание в стену.
Список действий:
- Выполняется гидроизоляция всего фундаментного периметра. Двух или трех слоев рубероида вполне достаточно. В этом случае на пути капиллярной влаги, способной проникать в стены, будет надежная преграда.
- К воротной раме приваривается несколько арматурных прутьев, имеющих величину диаметра 0,1-0,12 см, а длину 40 см. Здесь нужен точный расчет для расположения элементов в том месте, где соединяются два пеноблока.
- Монтажу ворот предшествует их грунтовка и покраска.
- Посредством деревянных раскосов ворота фиксируются в проеме.
Внимание. В процессе установки важно соблюсти строго вертикальное расположение воротной конструкции. Данный параметр контролируется с помощью уровня и отвеса.
4. Строительство гаражных пеноблочных стен
Несколько общих советов:
- Для гаражного строения оптимальной считается толщина стен 20 см. По этой причине рекомендуется покупать пеноблоки с упомянутым параметром ширины.
- Как правило, длинная часть блока укладывается вдоль стенной конструкции для меньшего материального расхода и облегчения монтажного процесса.
- Покупка готовых угловых пеноблоков также упрощает строительство – нет надобности в тщательной проверке углового элемента (вымерять отклонение от значения 90º) при кладке.
- Блоки скрепляются цементным раствором с добавления песка. Подобная клеевая основа хороший теплоизолятор и стоит недорого.
Для справки. Вариант блочной кладки, марка материала и пеноблочный размер во многом определяют итоговую цену гаража.
Основные акценты этапа:
- Выставление угловых точек и меж угловая натяжка шнура. По нити и выполняется стенная кладка.
- Чередование угловой и стенной кладки.
- Армирование кладки спецсеткой после каждых двух рядов из блоков.
- Вмуровывание прутьев, приваренных к воротной раме, в блочную кладку.
- Над воротной конструкцией обязательно монтируется металлическая перемычка с последующим выполнением кладки верхнего сектора стены.
На заметку. Для изготовления перемычки используется уголок 0,5 см. Он является основой для сварного каркаса, соответствующего размерам ворот. Его установка на цементную смесь осуществляется внутри гаражного строения, вплотную к пеноблокам, точнее к внутренней части стены. Далее используется балка (двутавр).
Она монтируется на воротную конструкцию и каркасный элемент (по сути, водружается на них). Минимальная величина захода краев в стену 200 мм.
О кладке блоков в зависимости от вида крыши:
- Если выбран односкатный вариант крыши, стены не могут иметь одинаковую высоту. Уклон идет в направлении «стена с воротами – задняя стена», при этом соблюдается уменьшение высоты боковых стен на каждом метре на 50 мм.
- Если крыша будет двухскатной, стены крыши зашиваются пеноблоками либо деревом. В первом случае необходимо продолжить стенную кладку до самого верха. К слову, выбор в пользу односкатной крыши значительно понижает затраты на возведения гаража.
Для справки. Уклон из пеноблоков – довольно простая задача. Для резки материала понадобится обычная пила.
5. Гаражная кровля
Учитывая легкость пеноблоков и выбор в пользу односкатного типа крыши, дальнейшие действия сводятся к следующим шагам:
- Установка двутавровых балок поперек гаражных стен. Величина меж балочного расстояния 800 мм. Длина деталей превышает ширину стены на 250 мм –для хорошей защиты от дождей и так далее необходим выступ крыши за контур стен.
- Низ балочных полок плотно устилается сорокамиллиметровыми по толщине досками.
- Доски накрываются рубероидом, края которого загибаются вверх. Величина загиба 100 мм.
- Затем насыпается слой любого сухого утеплителя. Допустим, керамзита.
- Утеплитель «накрывается» бетонной стяжкой. Ее высота не должна превышать 30 мм.
- После полного высыхания стяжки следует обработка цементной поверхности мастикой на основе битума.
- Финишным слоем является рубероид. Его настилают по технологии наплавления. Начинается работа с нижней точки крыши и продвигается вверх, полотна укладываются поперек строения с обязательным нахлестом. Такой способ обеспечит свободное стекание воды без какого-либо просачивания внутрь кровельного «пирога».
Для комфортной эксплуатации гаража воротам не обойтись без козырька. Здесь вариантов много, от самостоятельного изготовления из уголков и поликарбоната до покупки готового изделия. На рынке в подобных предложениях недостатка нет.
6. Вариант полового покрытия в гараже
Обустройство пола не менее важный этап строительства пеноблочного гаража. Автомобильную нагрузку нельзя отнести к категории небольших. По этой причине единственным верным выбором является бетонное покрытие. Однако для других зон можно использовать древесный материал.
Что необходимо сделать:
- Многослойную присыпку из щебня – до 150 мм, песка – до 100 мм, гравия – до 100 мм. По мере засыпания каждый слой утрамбовывается.
- Залить присыпку бетоном. Высота стяжки от 200 мм.
Несколько заключительных слов
Стоимость пенобетонных блоков для строительства гаража это всего лишь треть затрат от общих расходов. Изрядных вложений требует фундамент, кровля, иные материалы из категории «сопутствующие». И все же пеноблочный гараж обойдется дешевле, нежели кирпичный или другой аналог.
Видео сюжет расскажет об особенностях возведения гаража из пеноблоков
Строительство гаража из пеноблоков своими руками
Сооружение гаража может осуществляться из самых разных материалов, но не все они равнозначны между собой по своим качествам. На пустом участке начинать стоит именно с гаража, поскольку еще до строительства дома на новом участке нужно будет предусмотреть место для хранения инструментов и материалов. Польза такого порядка возведения состоит и в том, что можно будет поставить машину, приезжая для контроля работы строителей.
Особенности
Любой гараж обязательно должен гарантировать сохранность наиболее дорогого из используемых в быту механизмов. Это означает, что следует обеспечить:
- пожарную безопасность;
- удобное обслуживание техники;
- профилактику накопления конденсата и защиту от подтапливания;
- защиту от негативных погодных явлений.
Заранее нужно решить, каким именно образом будет выполнен гараж, каков окажется круг вспомогательных функций у него, получится ли построить сооружение своими руками либо придется обращаться к специалистам. Все хранилища автомашин в зависимости от расположения по отношению к главной постройке делятся на встраиваемые, пристраиваемые и автономные сооружения. Пристройки отличаются от встраиваемых объектов тем, что в них есть только одна общая с домом стена и единый на два сооружения вход.
Важно помнить, что отдельные постройки нужно размещать в 9 м от основного жилища и в 10 м от сооружений на соседних участках.
Пол гаража, сделанного из пеноблока, может быть надземным (все сооружение поднято над землей) или частично подземным (с углублением в грунт на 1/3 либо ½). Частично подземные постройки сооружаются исключительно на сухой твердой почве, подземные воды в которой залегают глубоко. Подземные сооружения уходят в грунт вплоть до крыши, а иногда на ней еще расположен земляной слой.
Преимуществами использования пеноблока перед другими видами блоков являются:
- экономия средств;
- легкость конструкций;
- отсутствие потребности в мощных фундаментах;
- малая теплопроводность.
Столь привлекательную конструкцию еще и несложно будет построить, потому что нет необходимости в тяжелой технике и больших затратах труда.
Великолепные характеристики пенобетона объясняются его химическим составом и неповторимой технологией изготовления. Она позволяет создать пористую структуру, при этом препятствуя проникновению воздушных пузырьков. Как результат, по сравнению с конструкциями из газобетона гораздо ярче выражены такие ценные свойства:
- теплозащита;
- стойкость к холоду;
- защита от посторонних звуков.
Потому пеноблок оказывается идеальным решением даже для относительно сырых участков местности. Он не требует специальной внешней отделки; в противовес этому строения из газоблока, оставленные открытыми, быстро потрескаются от контакта с водой. Что же касается шлакоблока, то он всегда тяжелее и не обеспечивает необходимой теплоты конструкции, поэтому его обязательно нужно утеплять.
Проекты и идеи
Проектирование гаража очень важно, оно не менее значимо, чем при постройке полноценного жилого дома. Обычно проект стараются сделать в формате чертежа, только при небольших затруднениях в работе можно ограничиться составлением эскиза. Типовой вариант гаража из пеноблока на 2 машины можно всегда отыскать на специализированных ресурсах интернета или сделать вручную в любом графическом редакторе.
Важно учитывать, что любой замысел полагается не просто составлять по определенным правилам, но и согласовывать с надзорными службами.
Контролеры проверяют:
- учтена ли специфика почв и их структура;
- соответствует ли проект фактическому уровню грунтовых вод;
- отражены ли в достаточной мере работы по дренажу и отводу осадков;
- нет ли нарушений прав собственности иных лиц на землю;
- обоснована ли этажность постройки и ее площадь;
- соблюдены ли нормы пожарной и санитарной безопасности;
- надежно ли строение в инженерном плане;
- верно ли на чертежах показано обустройство коммуникаций.
Для самих индивидуальных застройщиков не менее значимыми будут другие параметры — толщина стен, используемый конструкционный материал, потребность в нем (сколько нужно кубов пеноблоков и сколько понадобится отделочных материалов в конечном счете). Если не работать вручную, а обратиться в проектную фирму, можно будет получить вдобавок к этому еще и точный расчет стоимости необходимых конструкций. Рассчитать потребность в газоблоках или ином виде материалов самостоятельно с той же точностью не получится, не имея специальных знаний на должном уровне.
Важные нюансы
Есть довольно много тонкостей, которые обязательно должны быть учтены. Буквально на каждой стадии строительства гаража из пенобетона такие нюансы присутствуют, именно поэтому они должны быть разобраны поэтапно.
Разметка
Разметка производится в строгом соответствии с указаниями проекта, для нее используют колья и шнур. Глубина закладки фундамента должна быть ниже промерзающего слоя, если грунт склонен к пучению (в таком случае нельзя строить подвалы или даже смотровые ямы). На сухой и плотной почве рекомендуется оборудовать монолитный фундамент ленточного типа.
Многие люди стараются строить двухэтажный гараж, в таком случае его надо располагать минимум:
- за 6 м от окон ближайшего соседского дома;
- в 1 м от границы собственного участка;
- в 3 м от стены собственного жилого дома;
- в 1 м от забора (чтобы не создавать излишнего затенения растущих за ним культур).
Но это все – требования нормативных актов, а для строителей большее значение имеет точный расчёт количества используемых пеноблоков. Хороший проект предусматривает определение размеров с учетом организации смотровых ям, подвалов, глубины расположения грунтовых вод и структуры почвы. Типичный размер плит (блоков) составляет 600х300х200 мм, толщина кладки оказывается 0,2 либо 0,3 м. Разделив длину стен на параметры отдельного блока, нужно округлять полученный результат в большую сторону.
При подсчете числа рядов исходят из того, что типовая высота гаражей — 300 см (если в конкретном случае она отличается, цифра будет иной). Высота одного блока составляет 30 см, то есть при стандартной величине нужно ставить десять рядов. Не стоит забывать о необходимости вычитания пеноблоков, заменяемых:
- воротами и калитками;
- оконными проемами;
- проемами для дверей.
Гараж габаритами 5х6х3 м потребует примерно 320 единиц пеноблоков. Во внимание требуется также принять толщину швов и вероятный производственный или транспортировочный брак. Избежать дополнительной покупки материала помогает создание резерва в 5%.
Инструменты
Строительство с помощью пенобетона имеет свои особенности, и инструменты для работы тоже отличаются. Обязательно потребуется емкость, где будет замешиваться раствор, а также миксер, облегчающий выполнение этой работы. В качестве замешивающего устройства рекомендуется применять перфоратор, который производительнее дрели и способен выдержать значительную нагрузку. Размечать блоки при работе рекомендуется с помощью рулетки, угольника и карандаша. При помощи специального угольника размечают стороны блока перпендикулярно.
Большую роль имеет применение инструментов для вертикальной и горизонтальной ровности, поскольку эти параметры определяют крепость постройки, величину расхода материалов и стоимость работы. Это прежде всего уровень, причем специалисты рекомендуют использовать сразу несколько строительных уровней, как минимум лазерного и гидравлического типов. Специально для придания нужной формы постройке из пеноблоков применяют металлические захваты (угловыми струбцинами формируют внешние углы постройки). Резать пенобетон можно электрическими и ручными инструментами, корректировка отдельных граней производится обыкновенной пилой или специальной, для обработки пеноблоков.
Штробы для прокладки арматуры и технические коммуникации прокладывают штроборезом (выбор между электрическими и ручными механизмами определяется требуемой производительностью). Когда блоки уложены как следует, нужно класть клей в виде бороздок. Не составляет особого труда выполнить эту работу шпателем «гребенкой», однако, если предстоит выполнить много работ, рекомендуется применять ковши с зазубренными краями. Каретка бункерного типа может иметь различную ширину, которая определяется шириной укладываемых блоков. С помощью такого инструмента можно работать аккуратнее, терять меньше времени на подрезку подтеков и сократить расход строительного раствора в целом.
Чтобы подровнять укладку блоков и уплотнить их размещение, используют резиновые молотки. Для придания точных геометрических форм и иборьбы рельефа целесообразно применять наждачную бумагу наиболее крупной фракции.
Фундамент
Пенобетон – относительно легкий материал, по крайней мере, по сравнению с кирпичом. Потому отбор типа основания определяется свойствами грунта. Чаще всего застройщики выбирают ленточные фундаменты, и лишь в наиболее сложной почве рекомендуется применять свайный либо монолитный тип конструкции. У «ленты» есть два подтипа — с разным уровнем заглубления. Значительное внедрение в грунт нужно, если подземные воды расположены выше 200—250 см глубины. Когда же требуется возвести небольшой гараж на глинистой земле, специалисты отдают предпочтение столбчатому варианту, глубина исчисляется как уровень промерзания + 0,2 м.
Бывает так, что пеноблоки нужно класть на почву с низкой устойчивостью, тогда применяют сваи. Внедрить их можно на глубину до 600 см, что позволяет обойти верхний слабый слой и упираться непосредственно в более сильные пласты. Если почва не только слаба, но и склонна к пучению, рекомендуется ставить вниз бетонную плиту. Такое решение непригодно для сооружений повышенной массивности и почти не переносит изгибающие воздействия.
Тонкости строительства
Строительство бетонных гаражей из этого материала обеспечивает достаточную функциональность постройки – по техническим стандартам вполне хватает стен толщиной 0,3 м, причем блоки промышленного изготовления формата D500 способны перенести нагрузку в 500 кг на 1 кв. см. При покупке материалов рекомендуется брать не только прямые, но и угловые блоки – это значительно облегчает и ускоряет работу. То, как правильно построить гараж из газобетонных или пенобетонных блоков, практичнее всего рассмотреть на каждой из стадий работы.
Стены: особенности кладки
Как и во многих других случаях, стены начинают ставить с угла. Нижние ряды выставляют на стандартный раствор из цемента и песка. Чтобы можно было поставить ворота, рекомендуется вводить в стыки между блоками распорные штыри длиной по 0,4 м каждый. Слой гидроизоляции под стенами формируется из различных рулонных материалов, выбор определяется конкретной ситуацией.
Кладку стены ведут, сдвигая блоки каждого последующего ряда на треть длины. Над проемом, где встанут ворота, рекомендуется устанавливать поперечную балку, выполняющую роль перемычки. В самом низком и самом высоком кладочных рядах подготавливаются отверстия под вентиляцию (если не устанавливается приточно-вытяжная система в данном проекте). В верхней части конструкции обязательно делают неразрывный упрочняющий пояс.
Когда он готов, под прямым углом к направленности строения кладут двутавровые балки, разрыв между ними составляет 0,8 м; наконечник каждой балки должен выпирать из стены на 200 мм. Ее нижнее ребро позволит разместить шпунтованную доску и подготовить потолок, положить слой гидроизоляции (желательно – пленочной), а затем — слой теплозащиты. Стяжка должна иметь толщину в 30 мм.
Если в процессе укладки пеноблоков возникают механические дефекты или отклонения от нормальной плоскости, они должны быть сразу устранены.
Крыша: какая должна быть?
В большинстве случаев крышу на гаражах делают односкатной, обшивая перекрытие досками поверх стальных балок. Там, где будут сделаны точки опор для балок, кладут монолитные блоки. Доски застилаются рубероидом, края рулонов которого поднимаются вверх на 100—150 мм, причем плоскость крыши должна быть хотя бы на 0,2 м выше любой стены.
Поверх стяжки вновь кладется водостойкий материал, тот же рубероид справится с этой задачей блистательно. Гидроизоляцию расставляют внахлест. Кровлю обязательно дополняют козырьком, выставляемым над входом в гараж.
Устройство пола
В гараже из керамзитоблоков или пеноблоков лучше оборудовать крепкий пол. Даже самый легкий автомобиль или мотоцикл при движении создают достаточно большую нагрузку, выдержать которую сможет только бетонное основание. Единственным местом, где можно использовать дерево, являются участки, предназначенные исключительно для пешеходов. В любом случае придется позаботиться о присыпке:
- щебнем (120—150 мм);
- затем песком (0,1 м);
- и в завершение — 70—100 мм гравия.
- Все эти слои полагается основательно трамбовать, а над гравием наливают бетонную стяжку от 20 см и толще.
Ворота
Неважно, построен ли гараж из пеноблоков, керамзитовых или газосиликатных блоков — обязательно требуется использовать ворота. Предназначенные для их крепления прутья из арматуры должны ставиться минимум по четыре штуки со всех сторон. Установленные ворота обрабатывают слоем грунтовки, затем их красят.
В течение всего процесса монтажа используют уровень и отвес, чтобы избежать отклонений от идеальной плоскости.
Полезные советы и рекомендации
Постройка гаража из пенобетона экономически выгодна, но обязательно придется как следует обустроить вентиляцию, ведь пеноблоки «не дышат», и потому уровень влажности внутри может оказаться чрезмерным. Оптимальным решением оказывается применение кулеров на электрической тяге. При обустройстве смотровых ям и подвалов применение монолитных плит не рекомендуется, куда лучше использовать ленточную конструкцию с заглублением. Когда готовится раствор цемента, на 1 часть связующего берут 3 части наполнителя, но есть исключение — для фундамента нужна пропорция 1: 2.
Когда заранее известно, что помещение будет значительным по площади, основание придется армировать. Специальный каркас нужно делать идентичным траншее по величине, и только подготовив его, можно засыпать щебенку. Эти требования нужно соблюдать независимо от того, делают ли гараж автономным или решено пристроить его к дому. Соблюдение строгой горизонтальности кладки нужно проверять на всех рядах при помощи отвеса.
Целесообразно работать так, чтобы ряды перекрывали швы предшествующих полос, тогда крепость монтажа заметно вырастет.
Стены под крышей с одним скатом нужно делать с незначительным уклоном в сторону от ворот, иначе неизбежно появятся проблемы. Если выбрана двускатная конструкция, требуется продумать вид материала для обшивки фронтальной и оборотной стенок — это могут быть либо пеноблоки, либо дерево. В качестве гидроизоляционного материала можно применять не только рубероид, но и битумные мастики.
О том, как построить гараж из пеноблоков, смотрите в следующем видео.