Эффективные методы снятия опалубки монолитного перекрытия: советы и рекомендации

Снятие опалубки монолитного перекрытия — важный этап строительных работ, который производится после достижения необходимой прочности бетонной конструкции. Опалубка удаляется осторожно, чтобы избежать повреждений перекрытия, и зачастую используются специальные инструменты для этого процесса.

После снятия опалубки осуществляется контроль качества поверхности монолитного перекрытия, необходимый ремонт и устранение дефектов. Далее поверхность может обрабатываться различными специальными составами для защиты от внешних воздействий и увеличения срока службы конструкции.

Коротко о главном
  • Опалубка является временной конструкцией, которая используется для создания монолитного перекрытия.
  • Снятие опалубки — процесс, который осуществляется после того, как бетон достигнет необходимой прочности для самостоятельного существования.
  • Перед снятием опалубки необходимо произвести осмотр перекрытия на предмет возможных дефектов или недостатков.
  • Процесс снятия опалубки должен осуществляться осторожно, чтобы не повредить уже залитый бетон.
  • После снятия опалубки необходимо провести контрольную проверку качества монолитного перекрытия.
  • В случае обнаружения дефектов, необходимо принять меры по их устранению, прежде чем перекрытие будет считаться готовым к эксплуатации.

Снятие опалубки монолитного перекрытия

существует несколько типов бетонных конструкций:

  • для вертикальных поверхностей
  • для горизонтальных и наклонных поверхностей

также опалубка различается по используемым материалам:

  • металлическая
  • пластмассовая и комбинированная
  • деревянная и фанерная

Объемно-переставная опалубка применяется для бетонирования стен и перекрытий в жилых и общественных зданиях. Она состоит из блоков, которые при установке образуют опалубку П-образной формы в поперечном сечении и туннели при соединении по длине. Важно, чтобы опалубка была жесткой, прочной и сохраняла форму под воздействием нагрузок.

  • вертикальные каркасы П-образной формы
  • Уникальный текст про горизонтальные ригели, закрепленные на каркасе П-образной формы, которые, при соединении их связями, образуют тоннели по длине.
  • А также про стяжки и лестницы.
  • Из сборного набора щитов и подмостей.

Система туннелей, установленных параллельно или перпендикулярно друг другу в соответствии с планом конструкции, создает опалубку для бетонирования стен и перекрытий.

Рассмотрим использование обычной сборной деревянной опалубки для монолитного перекрытия в жилом доме.

Опалубка состоит из несущих, поддерживающих и формообразующих элементов, которые после установки образуют форму для заливки бетона.

Установка опалубки для монолитных перекрытий.

7. Пленка и рубероид

8. Крепежные скобы

Система тяг и подкосов обеспечивает устойчивость и жесткость лесов.

Установленные параллельно и перпендикулярно друг другу тоннели образуют основу для заливки бетонных перекрытий.

Какие требования необходимо выполнить при установке конструкций (лесов), поддерживающих опалубку?

  • Стойки должны быть установлены на основания, имеющие достаточную площадь опирания, чтобы предотвратить недопустимое оседание заливаемой конструкции.
  • Тяги, стяжки и другие элементы крепежа не должны мешать процессу заливки бетона.
  • Крепление тяг и расчалок к ранее заливаемым конструкциям должно быть выполнено с учетом прочности бетона к моменту передачи нагрузки от этих креплений.
  • Необходимо установить ограждения вдоль всего периметра опалубки для перекрытий
  • Основание для опалубки должно быть установлено до начала её установки.

Стойки опалубки должны быть установлены на надёжное основание с достаточной площадью опоры. Расстояние между опорными рамками деревянных лесов или стойками вдоль стены не должно превышать 2,5 м.

При значительных пролетах и больших нагрузках следует устанавливать промежуточный ряд стоек. В случае установки опалубки на значительной высоте (более 4м), использование стоек становится малорациональным из-за снижения их несущей способности и необходимости установки большего числа дополнительных креплений и связей.

При возведении опалубки необходимо соблюдать вышеперечисленные требования.

  • Для обеспечения необходимой прочности, жесткости и устойчивости опалубка должна быть устойчива к воздействию технологических нагрузок
  • Точность размеров конструкции монолитного перекрытия и правильное положение сооружения в пространстве должны быть обеспечены конструкцией опалубки
  • Конструкция опалубки должна позволять быструю установку и разборку без повреждения бетона

Если опалубка устанавливается на значительной высоте, рекомендуется крепить её к несущим конструкциям здания. Горизонтальные и вертикальные связи опалубки следует устанавливать таким образом, чтобы под ними был свободный проход (для сохранения точности установки конструкции опалубки).

Процесс сборки опалубки.

  • Перед началом монтажа опалубки необходимо выполнить планировку основания для укладки лаг
  • Установка стоек опалубки и укладка лаг выполняются с использованием отвеса для проверки вертикальности и уровня для проверки горизонтальности
  • Деревянные конструкции опалубки следует собирать в виде полурам или полностью собранных секций и блоков
  • Укрупненную сборку необходимо производить только в вертикальном положении, без затяжки — в горизонтальном положении
  • Для получения бетонных поверхностей, готовых к окраске или обоям, рекомендуется использовать крупноразмерные конструкции опалубки с минимальным количеством стыковых соединений
  • После сборки каркаса необходимо произвести:
  • Проверка и выправка опалубки до проектных отметок
  • Выравнивание балок по горизонтали с помощью клиньев
  • Окончательное закрепление лесов и опалубки скобами и зажимами.

После установки опалубки необходимо снова проверить горизонтальные и вертикальные отклонения от проектных размеров. Допустимые отклонения опалубки от проектных размеров:

Расстояние между опорами и связями опалубки:

  • на 1 м длины — 25 мм;
  • на весь пролет — не более 75 мм.

Расстояние по вертикали опалубки:

  • на 1 м высоты — 5 мм.

Во время бетонирования необходимо постоянно следить за состоянием установленной опалубки, лесов и креплений. Проверка положения осей опалубки должна проводиться после каждой перестановки.

Обратите внимание! В случае обнаружения деформаций или смещения отдельных элементов опалубки, лесов и креплений необходимо немедленно предпринять меры по устранению деформаций и, если необходимо, временно приостановить работы по бетонированию на данном участке.

Разборка опалубки.

Снятие опалубки перекрытия разрешается только после того, как бетон достигнет 25% несущей прочности.

При разборке опалубки необходимо обеспечить сохранность перекрытия. Секции П-образной формы сдвигаются (сжимаются) внутрь и выдвигаются к проему в перекрытии (дверному или оконному).

Поддерживающие стойки следует удалять только после снятия боковой опалубки и осмотра разобранных конструкций.

Порядок разборки:

  • Демонтаж опалубки необходимо начинать с постепенного опускания стоек лесов при равномерной поочередной разборке опор и связей
  • Очень важно соблюдать порядок демонтажа опор по частям с обязательной устойчивостью и сохранностью оставшихся элементов опор
  • и одновременно отделять щиты опалубки от бетонной поверхности.
п/пКонструкцииМарка цементаНеобходимая прочность от проектнойСроки снятия опалубки в днях при среднесуточной температуре твердения, °С
5101520
1Плиты и своды пролётом до 2 мБолее М-30050%12876
M-300 и менее50%2214108
1Плиты и своды пролётом до 8 мБолее М-30070%24161210
M-300 и менее70%36221514
1То же, пролётом более 8мБолее М-300100%40352528
M-300 и менее100%60402828

Материалы для создания опалубки

Опорные и несущие элементы опалубки в основном должны быть изготовлены из металла, преимущественно из стали.

Эффективным вариантом является использование смешанных конструкций опалубки, в которых несущие и поддерживающие элементы изготовлены из стали, а палуба, контактирующая с бетоном, — из пиломатериалов, влагостойкой фанеры, пластика и других синтетических материалов.

Для создания опалубки используются:

  • для деревянных опорных элементов — круглые лесоматериалы хвойных пород не ниже II сорта по ГОСТ 9463-88, а также пиломатериалы хвойных пород не ниже II сорта по ГОСТ 8486-86;
  • для палубы — пиломатериалы хвойных пород по ГОСТ 8486-86 и лиственных пород по ГОСТ 2695-83 не ниже II сорта;
  • Для бетонных палуб необходимо использовать доски, ширина которых не превышает 150 мм, и для скользящей опалубки — не более 120 мм;
  • Фанера, являющаяся одним из наиболее эффективных материалов для палубы, обладает почти одинаковой прочностью как вдоль, так и поперек листа благодаря перпендикулярному расположению шпона и малой деформируемостью.

Для изготовления щитов необходимо использовать древесностружечные плиты по ГОСТ 10632-89, древесноволокнистые плиты по ГОСТ 4598-86, фанеру бакелизированную по ГОСТ 11539-83, а также плиты и фанеру марки ФСФ согласно ГОСТ 3916.1-89 или ГОСТ 3916.2-89.

Плиты и фанера марки ФСФ должны быть покрыты водостойким покрытием, а торцевые поверхности деревянной и фанерной палубы — водостойким герметиком для защиты от влаги.

Размеры щитов опалубки должны быть следующими:

  • по длине — 0.9м, 1.2м, 1.5м, 1.8м;
  • по ширине — 0.3м, 0.4м, 0.5м, 0.6м или 0,9 х 0,3-:-1,8 х 0,6м.

Опалубка, которая взаимодействует с бетоном, должна изготавливаться в основном из водостойкой фанеры толщиной 10 мм или металлического листа толщиной 3-4 мм и должна быть покрыта синтетическими материалами (пленкой или рубероидом).

Стойки опалубки высотой более 3 м, балки, поддерживающие опалубку, и элементы опалубки, взаимодействующие с бетоном, должны быть изготовлены только из древесины хвойных пород не ниже II сорта и влажностью не более 15%.

На поверхности щитов из металла, фанеры или пластмассы не должно быть трещин, глубже 2 мм; на поверхности из древесины — глубже 3 мм в количестве более 3 на 1 м2.

Производитель предприятия обязан обеспечить соответствие опалубки стандартам ТУ или ГОСТ

1. Способ монтажа деревянной мелкощитовой сборно-разборной опалубки под монолитную плиту перекрытия

Для создания монолитного перекрытия в жилом доме обычно используется деревянная мелкощитовая сборно-разборная на месте опалубка.

Опалубку можно изготавливать из щитов или досок, при этом необходимо смещать стыки опалубки в местах нахлёстки балок в соответствии со смещением осей продольных и поперечных опорных ригелей и балок, как и при других методах.

Способ монтажа деревянной мелкощитовой сборно-разборной опалубки под монолитную плиту перекрытия с двумя рядами окантованных рамой брусков показан на рис.1.

Способ монтажа деревянной мелкощитовой сборно-разборной опалубки под монолитную плиту перекрытия.

  • Стойка сечения 10х15 см
  • Связи сечения 8х12 см
  • Горизонтальные раздвижные ригели сечения 8х12 см
  • Прогон сечения 8х12 см
  • Щиты или отдельные доски
  • Лага сечения 4х10 см
  • Плёнка (рубероид)
  • Клинья под опорой

Форма для бетонирования перекрытий образуется системой установленных параллельно и перпендикулярно друг другу тоннелей.

Подкосы и растяжки обеспечивают устойчивость и жёсткость лесов.

Перед установкой опоры для опалубки необходимо провести планировку основания под лаги. Стойки опалубки (позиция 1 на рисунке 1) должны быть установлены на надёжное основание (позиция 6 на рисунке 1) с достаточной площадью опоры.

Сборно-разборная опалубка под монолитную плиту перекрытия состоит из:

  1. Вертикальных каркасов П-образной формы
  2. Деревянные ригели (см. рис.1 пункт 3), установленные на каркасе в форме "П", при их соединении связями (см. рис.1 пункт 2), образуют тоннели по длине;
  3. Из набора стандартных щитов размером 150х50х2,4 см (см. рис.1 пункт 5) и подмостей (см. рис.1 пункт 3);
  4. Стяжек и лестниц.

Продольные балки (см. рис.1 пункт 4) опираются на стойки (см. рис.1 пункт 1). Разумно размещать опоры под балками так, чтобы нагрузки на перекрытие передавались наикротчайшим путем.

Расстояние между опорными рамками деревянных лесов или стойками вдоль стены не должно превышать 2,5 м.

При установке опалубки под монолитные перекрытия на прогоны (см. рис.1 пункт 4) устанавливают внахлест легкие деревянные балки-ригели (см. рис.1 пункт 3), шаг которых зависит от нагрузки.

Таким образом, устраняется необходимость в тщательной настройке длины полета и уменьшении отходов древесины, что занимает много времени.

2. Примеры устройства отдельных монтажных стоек для опалубки

Если необходимо устанавливать промежуточные опоры из-за больших расстояний между ними или высоких нагрузок, то их следует размещать под внутренними балками (см. рисунок 1, позиция 4).

При больших пролетах и значительных нагрузках также следует добавить промежуточный ряд опор (см. рисунок 2).

На рисунке 2 показаны примеры установки отдельных промежуточных опор для опалубки.

Примеры устройства отдельных монтажных стоек для опалубки.

Стойки для опалубки:

  • а — нераздвижная стойка из брусков
  • б — вертикально раздвижная стойка дерево-металл
  • в — раздвижная стойка из брусков
  • г — нераздвижная стойка из круглого леса

Детали опоры:

  1. оголовок опоры длиной 80…100 см
  2. брус оголовка сеч.10х12 см
  3. брус стойки сеч.10х10 см
  4. брус оголовка и стойки сеч.8х8 см
  5. брус оголовка и стойки сеч.10х15 см
  6. клинья под опорой
  7. винтовой домкрат взамен клиньев
  8. вкладыш металлический для закрепления высоты стойки
  9. деревянная прокладка
  10. болты d=19 мм

Для обеспечения устойчивости опоры при горизонтальных нагрузках необходимо крепить их крестообразно сбитыми досками в двух взаимно перпендикулярных направлениях или крепить опалубку к существующим жёстким конструкциям здания.

Для установки стоек под опалубку с укладкой лаг необходимо провести выверку их вертикальности с помощью отвеса, а также проверить горизонтальность с помощью уровня (это обеспечит правильное формирование плиты).

Когда можно снимать опалубку после заливки бетона?

Опалубка играет ключевую роль в строительстве, так как она обеспечивает высокое качество бетонных изделий. С ее помощью формируется бетонная конструкция, что является важным этапом при строительстве фундамента и других бетонных сооружений. Поэтому необходимо строго соблюдать технологические процессы и стандарты, снимая опалубку в определенные сроки.

Мнение эксперта
Алексей Демидов
Закончил Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет по специальности: Инженер-строитель

Снятие опалубки монолитного перекрытия – это один из самых важных этапов при строительстве здания. Опалубка представляет собой временную конструкцию, которая создается для заливки бетонной смеси и сохранения формы конструкции до твердения бетона. После достижения необходимой прочности бетона опалубка снимается, открывая вид на готовое перекрытие.

Этот процесс требует особой осторожности и профессионализма, так как неправильное снятие опалубки может привести к деформациям или повреждениям монолитного перекрытия. Необходимо следить за тем, чтобы опалубка была устранена равномерно и без резких движений, чтобы избежать дополнительного напряжения на конструкцию.

Также важно учитывать время снятия опалубки – оно должно определяться индивидуально для каждого объекта в зависимости от условий строительства, состава используемого бетона и других факторов. Несоблюдение оптимального времени снятия опалубки может повлечь за собой негативные последствия для конструкции.

Итак, снятие опалубки монолитного перекрытия – это ответственный этап строительства, который требует внимательности, опыта и знаний. Правильно проведенная процедура снятия опалубки обеспечит надежность и долговечность перекрытия, а также сохранность его внешнего вида.

Спустя какое время можно снять опалубочные доски?

Как правило, не рекомендуется снимать опалубочную конструкцию ранее чем через 28 дней после заливки бетонного раствора в форму. Считается, что 4 недели – оптимальный период, за который затвердевший раствор набирает свою максимальную прочность. Однако существуют исключения:

  • в случае если температура окружающей среды ниже нуля, процесс застывания бетона замедляется (за 28 дней он наберет всего 25% от максимальной прочности);
  • если температура равна 0 градусам, бетонная смесь наберет 50% прочности уже спустя 2 недели;
  • если столбик термометра колеблется в пределах 10 градусов, 50% прочностных характеристик набираются уже через 5 суток;
  • при показателях температуры около 20 градусов, скорость набора характеристик прочности увеличивается до 50% за 2 дня;
  • При температуре выше 30 градусов, бетон застывает на 55% через 48 часов, а максимальная прочность раствора достигается уже через 14 дней.

Учитывая эти данные, можно сделать вывод, что снять опалубку можно через:

  • дней при укладке в холодное время года (температура 0 градусов);
  • дней после заливки при температуре 5-10 градусов;
  • 5-7 дней, если температура колеблется в пределах 10-15 градусов;
  • 3-4 дня при показателях 20-25 градусов;
  • 2 дня, если термометр показывает выше 30 градусов.

Таким образом, опалубка снимается только после того, как бетон достигнет 50-70% от своей максимальной прочности. Точный срок определения индивидуален, исходя из характеристик используемого раствора, погодных условий и так далее.

Требования к опалубке перекрытий

Строительство здания невозможно без надежной и качественной опалубки перекрытий, которая должна быть прочной, износостойкой и способной выдерживать большие нагрузки. Кроме того, она должна быть устойчивой к динамическим нагрузкам, не деформироваться и обеспечивать долговечность всей конструкции.

Класс точности опалубки перекрытий должен быть выше, чем у монолитных конструкций, особенно для термоактивных помещений, где требуется повышенная устойчивость к изменениям температуры. Существует несколько видов опалубочных систем, которые соответствуют седьмому классу и используются в современном монолитном строительстве.

Установка опалубки требует строгого соблюдения горизонтального положения и выбора подходящих материалов и конструкций, учитывая особенности монтажа в каждом отдельном случае. Опыт мастера играет важную роль в этом процессе.

Помимо прочих характеристик, выбранный материал должен обладать хорошей жесткостью, чтобы избежать искривлений, деформаций и нарушения геометрии окончательной поверхности при высыхании строительной смеси.

Для того чтобы получить ровные поверхности при использовании металлической опалубки, рекомендуется нанести слой смазки между бетоном и конструкцией. Лучшие результаты достигаются при использовании специальных поглощающих облицовок, которые уменьшают вероятность образования пустот, пузырей и раковин на поверхности бетона.

Монтаж опалубки перекрытий

Процесс сборки конструкции для заливки перекрытий может быть разделен на пять основных этапов:

1. Установка опор. Для стоек предпочтительным материалом является прочный и устойчивый металл или толстый брус. Опоры должны выдерживать значительный вес бетона, поэтому их укрепление играет важную роль. Важно обратить внимание на точность установки, для этого необходимо отметить плоскость с помощью уровня и обрезать опоры по этой линии.

1. На следующем этапе монтажа опалубки перекрытий необходимо установить продольные балки. Они могут быть установлены на предварительно приваренный к балкам листовой материал. Обычно продольные балки изготавливаются из деревянного бруса. Они укладываются на ряды опор и крепятся саморезами. Для выполнения этой работы нужно просверлить в каждой из площадок по одному отверстию.

2. Установка поперечных балок. Как можно понять из названия, поперечные балки укладываются поперек продольных балок. Эти балки не требуют дополнительного крепления, так как их легко снимать после затвердевания бетона в процессе демонтажа конструкции.

4. Уложка листового покрытия. Листовой материал также не требует дополнительного крепления, чтобы облегчить процесс демонтажа. Можно использовать листы фанеры, металла и другие материалы. Чем плотнее лист будет прилегать к балкам, тем меньше бетона прольется, поэтому необходимо следить за тем, чтобы не было зазоров и отверстий между элементами конструкции.

5. Установка вертикальной опалубки. Этот элемент необходим для предотвращения стекания бетона за пределы здания. Стандартная установка вертикальной опалубки заключается в закреплении деревянных или металлических щитов в виде бортов.

Невозможно предоставить точные данные о расчетах материалов, расстояниях между балками и других характеристиках, так как они зависят от индивидуальных параметров строительства. При сооружении опалубки важно обеспечить достаточную прочность. Точность и осторожность важны, так как бетон имеет большой вес. Лучше перестраховаться, чем рисковать недостаточным укреплением и возможными проблемами с конструкцией.

Снятие опалубки монолитного перекрытия

Переключить навигацию

Москва 2,054

  1. Главная
  2. Строительство
  3. Фундамент
  4. Сроки снятия опалубки

Планирование снятия опалубки

Как определить сроки снятия опалубки в строительстве

Сроки снятия опалубки бетонных и железобетонных конструкций должны определяться в соответствии со следующими правилами:

  • а) Удаление несущих элементов опалубки, не несущих нагрузки от веса конструкции, разрешается только после того, как бетон достигнет достаточной твердости, чтобы поверхность и углы не подвергались повреждениям при снятии;
  • б) Удаление несущей опалубки железобетонных конструкций разрешается при достижении бетоном определенной прочности (в процентах от проектной):

Для опалубки плит и сводов с пролетом до 2,0 м используется коэффициент 50. Для тех, у которых пролет от 2,0 до 8 м, коэффициент равен 70. Для балок и прогонов с пролетом до 8 м также применяется коэффициент 70. Для несущих конструкций с пролетом более 8 м коэффициент составляет 100.

Таблица 66. Приблизительные сроки снятия несущей опалубки (при достижении бетоном проектной прочности через 28 дней при температуре +15°)

Тип конструкций для снятия опалубки

Марка используемого цемента

Необходимая прочность бетона (в процентах от проектной)

Сроки снятия опалубки (в днях) при средних температурах твердения (в градусах)

Опалубка плит и сводов пролетом до 2м

Опалубка плит и сводов пролетом от 2 до 8 м, днища коробов балок и прогонов пролетом до 8 м

Опалубка несущих конструкций пролетом более 8 м

Портландцемент марок 300—400

Пуццолановый или шлакопорт-ландцемент марок 250—З00

Цемент Портландский марок 300—400

Цемент пуццолаповый или шлакопортландский марок 250—300

Портландский цемент марок 300—400

Цемент пуццолановый или шлакопортландский марок 250—300

Необходимо соблюдать следующие правила при удалении стоек поэтажных лесов, поддерживающих опалубку забетонированных перекрытий многоэтажных зданий:

  • а) стойки опалубки перекрытия, находящегося непосредственно под бетонируемым перекрытием, должны быть оставлены полностью;
  • б) стойки следующего нижележащего перекрытия должны быть удалены частично с обязательным оставлением под всеми балками и прогонами, имеющими пролет 4 м и более, стоек на расстоянии не более 3 м от опор и друг от друга («стойки безопасности»);
  • в) Если бетонирование этих перекрытий произведено с проектной прочностью, то стойки остальных нижележащих перекрытий могут быть удалены полностью.

Для более ранней распалубки необходима проверка конструкции расчетом и проверка прочности бетона, которая производится путем испытания контрольных образцов. Предварительное определение сроков распалубки производится в соответствии с данными, приведенными в таблицах.

Перед тем, как размещать на палубе нагрузку, обязательно выполняется контроль качества бетона. Любая временная или постоянная нагрузка может быть применена только после того, как бетон достигнет необходимой прочности, соответствующей этой нагрузке: полная расчетная нагрузка разрешается только после того, как бетон достигнет 100% проектной прочности.

Состав бригады для монолитных работ

Для возведения монолитных перекрытий необходима специализированная бригада, включающая опытных плотников-бетонщиков 2-4 разряда. Рекомендуемое число рабочих — 6 человек, из которых не менее двух должны быть профессиональными стропальщиками.

Важно, чтобы члены строительной бригады обладали навыками укладки и связывания арматурных изделий.

Если заливка монолитного перекрытия планируется зимой, необходимо иметь рабочих, знакомых с методом "греющего провода" и обладающих соответствующей квалификационной группой по электробезопасности.

Точный расчет стоек опалубки перекрытий

Используя приведенные в таблицах 3, 4 и 5 данные, можно произвести приблизительный расчет необходимого количества опор и соответствующего оборудования для возведения монолитного перекрытия. Для точного расчета требуются дополнительные сведения и знания.

Например, если все остальные равны, то чем выше труба, тем меньше допустимая нагрузка и, следовательно, меньший шаг между выставляемыми опорами. Иными словами, чем выше перекрытие, тем больше опалубочных стоек требуется для одной и той же площади. Существуют и другие тонкости.

Поэтому при расчете стоимости аренды телескопических стоек лучше доверить расчет опалубочного оборудования профессионалам.

В данной статье используются как собственные фотографии, так и изображения из общедоступных источников (их авторство неизвестно).

Оцените статью
Опора
Добавить комментарий