Монтаж опалубки стен и колонн является одним из ключевых этапов строительства. Опалубка создает форму для заливки бетоном, обеспечивает нужную геометрию и прочность конструкции. Для качественного монтажа необходимо строго следовать проекту, учитывая все нормативы и требования безопасности.
Важно правильно выбирать материалы для опалубки, учитывая нагрузки и условия эксплуатации. Также необходимо обеспечить герметичность и прочность соединений опалубки, чтобы избежать утечек бетона и деформаций конструкции. Качественный монтаж опалубки стен и колонн обеспечит долговечность и надежность здания в целом.
- Опалубка стен и колонн – важный этап строительных работ, необходимый для создания жесткой и прочной конструкции здания. Опалубка выполняет функцию временной опоры для бетонирования.
- Перед монтажом опалубки необходимо провести подготовительные работы – очистить поверхность от загрязнений, установить необходимые опоры и выровнять площадку для работ.
- Выбор материала для изготовления опалубки зависит от конструктивных особенностей объекта, нагрузки, условий эксплуатации. Обычно используются деревянная, металлическая или пластиковая опалубка.
- Монтаж опалубки стен и колонн должен производиться строго по проекту и с учетом всех инженерных расчетов. Важно обеспечить правильное расположение элементов опалубки и их крепление.
- После установки опалубки необходимо провести проверку ее герметичности, чтобы исключить вытекание бетонного раствора. Это позволит получить качественное и прочное здание.
Опалубка колонн: виды, рациональность применения, основы монтажа
Отсутствие быстрых технологий для устройства надежной опалубки долгое время замедляло развитие монолитного строительства. Однако сегодня этот вопрос уже не актуален, поскольку постоянно совершенствуются технологии изготовления и применения ограждающих конструкций для заливки бетоном.
На российском рынке существует множество достойных производителей опалубочных систем, предлагающих инновационные и эксклюзивные продукты.
Опалубка FARESIN
Итальянский производитель выпускает универсальную опалубочную систему FARESIN для возведения монолитных колонн, используя инновационные технологии. Основные характеристики и параметры:
- Диапазон обливки опор от минимального 20×20 до максимального 85×85 см с шагом в 5 см.
- Выдерживает давление бетонной смеси до 100 кНсм2.
- Универсальные щиты колонн можно сочетать со стеновыми щитами.
- Может иметь квадратное или прямоугольное сечение.
- Включает в себя минимальное количество составных элементов.
- Предназначена для использования в горизонтальной и вертикальной плоскости.
- Щиты имеют оптимальную высоту от 1,5 до 3 м для колонн.
- Материал для опалубки — ламинированная фанера.
Монтаж линейных щитов
Самым эффективным способом создания опалубки для однотипных колонн считается использование линейных щитов. Четыре щита соединяются при помощи угловых элементов с замками.
Конструкция оснащается подкосами для установки, снятия опалубки и возможной выправки. Для заливки бетонной смеси монтируются навесные огороженные площадки.
Монтаж щитов универсальных
Щиты универсальные применяются в основном для массового строительства, где требуется использование опалубки для колонн различных размеров. В этих щитах есть специальные отверстия под шкворни, которые используются для точного настройки размеров, с шагом отверстий 5 см. Используя щиты с замками, можно создать опалубку в форме "мельницы". Сечение может быть как квадратным, так и прямоугольным. Данная конструкция надежна и легко собирается без сложностей.
Монтаж опалубки стен и колонн является одним из ключевых этапов строительных работ, который необходим для создания прочной и устойчивой конструкции здания. Опалубка играет роль временного наружного каркаса, который задает форму бетонной конструкции и обеспечивает необходимую опору для заливки бетоном.
Важно правильно подготовить поверхность для монтажа опалубки, чтобы избежать утечек бетона и обеспечить достаточную прочность и герметичность соединений. Тщательный расчет параметров опалубки, выбор подходящих материалов и соблюдение технологических требований позволят избежать деформаций и повреждений.
При монтаже опалубки необходимо учитывать особенности конструкции стен и колонн, их геометрию, нагрузки и условия эксплуатации. Рациональное использование опалубочных материалов, устойчивость и надежность крепежных элементов, а также строгий контроль за качеством работ являются основными факторами успешного выполнения строительных задач.
Основное назначение колонн монолитных
Монолитные опоры выполняют целый ряд функций, что делает их важным компонентом при строительстве зданий различного назначения. Они предназначены для следующих целей:
- Поддержание верхних конструкций зданий и сооружений
- Распределение нагрузки по всей конструкции.
- Повышение устойчивости зданий к внешним нагрузкам, таким как ветер, сейсмические колебания и др.
- Создание жесткой связи между различными элементами строительной конструкции, такими как стены, покрытия, фундаменты и др.
- Компенсация вертикальных нагрузок в здании, которые возникают от оборудования, мебели и других тяжелых предметов.
- Увеличение пространства внутри здания до необходимых размеров, не затрагивая прочность и устойчивость всей конструкции.
После облицовки железобетонные монолитные колонны приобретают еще и декоративное значение, что делает их отличным дополнением для внешних и внутренних помещений.
Главные преимущества железобетонных конструкций
Железобетонные колонны в современном мире обладают множеством преимуществ, которые выделяют данные конструктивные элементы здания. Следует отметить основные достоинства:
- Высокая прочность. Монолитные колонны имеют одинаковые ширину и высоту на всем своем протяжении, что обеспечивает им прочность и способность выдерживать большие нагрузки.
- Отличная стабильность. Благодаря своей устойчивости, эти элементы устойчивы к изменениям внешних условий, таким как ветер, землетрясения и другие стихийные бедствия.
- Простой монтаж. Нет необходимости в сборке колонн из отдельных элементов, что упрощает процесс монтажа и ускоряет процесс строительства.
- Эстетика и привлекательный внешний вид. Железобетонные колонны обладают изящным обликом, который прекрасно сочетается с любой архитектурой. Благодаря отсутствию швов и соединений, такие элементы выглядят более органично, чем колонны из отдельных элементов.
Эти характеристики могут быть достигнуты только при соблюдении технологии изготовления и установки монолитных колонн. Именно в этом случае они будут обладать упомянутыми выше качествами.
Радиальные элементы опалубки
Для изготовления изделий овальной и цилиндрической формы используются радиальные опалубочные элементы, выполненные из стали и пластика. Они могут применяться для заливки изделий целиком или в комбинации с методом скольжения. Процесс формирования происходит поэтапно, по мере готовности предыдущей части. В зависимости от требований система может быть усиленной или облегченной. Эти детали могут использоваться в течение 10-15 часов.
Щитовая опалубка для колонн
Этот вид опалубки является наиболее востребованным и необходимым для создания квадратных и прямоугольных колонн. Состоит из стальных и алюминиевых щитов, покрытых специальным составом, который защищает от воздействия окружающей среды. Щиты соединяются между собой с помощью шкворней.
Шкворни – это стержни, на которых закреплены пластины из металла, а межщитовое пространство регулируется с помощью гайки и шайбы. Монтаж щитов Выполняется с применением двухуровневых подкосов. Для обеспечения безопасности строителей во время бетонирования используются кронштейны подмостей.
Этот тип опалубки обладает следующими преимуществами:
- Легкость монтажа и демонтажа конструкции.
- Снижение затрат на труд и увеличение производительности.
- Возможность многократного использования опалубки. Щиты выдерживают до 300 циклов использования.
- Создание конструкций различных сечений, включая универсальные щиты.
- Возможность замены поврежденной детали без полной разборки опалубки.
- Отсутствие необходимости в грузоподъемной технике. Сборка осуществляется вручную.
- Уменьшение времени для бетонирования достигается за счет того, что щиты выдерживают значительное давление смеси, и нет необходимости делать частые технические перерывы.
Профессионалы, которые постоянно работают с щитовой опалубкой, могут легко установить ее, но монтаж можно выполнить и самостоятельно.
Самостоятельный монтаж щитовой опалубки
- Для создания маяков начните со счетов, расположенных по углам.
- Зафиксируйте щиты с помощью замков и соберите их вместе.
- Следуя документации проекта, выровняйте собранную панель и закрепите ее с помощью специальных раскосов.
- Установите следующую стену с учетом нужной толщины, используя ту же технологию.
- Верхнюю часть опалубки оборудуйте ходовой консолью.
- С помощью конструкций ригеля выровняйте все стены, после чего опалубка будет установлена.
- Начинайте заливку основания.
Если у вас нет опыта в строительстве, то стоимость покупки опалубки может быть непомерно высокой. Но есть вариант: взять опалубку в аренду или сделать ее своими руками. Множество компаний предлагают различные типы опалубки для аренды и могут помочь с монтажом.
Балочно-ригельная опалубка представляет собой специальную конструкцию, широко используемую в монолитном строительстве.
Применение инвентарной опалубки
Для строительства монолитных конструкций необходимо использовать разнообразные типы опалубки, так как это непосредственно влияет на
Балочно-ригельная опалубка
Системы опалубки балочно-ригельной конструкции представляют собой специальные строительные конструкции, предназначенные для заливки .
Опалубку круглой формы можно изготовить своими руками
Среди различных архитектурных вариантов для зданий наиболее популярным считается стиль классицизма. Один из самых известных его элементов — это круглые опалубки, которые можно изготовить своими руками.
Устройство монолитных железобетонных колонн, балок, перекрытий, стен
Для создания колонн используют коробки из деревянной опалубки. Обычно коробку опалубки сшивают с трех сторон. Установку начинают с рамки, которую прижимают к пробкам, заранее уложенным в свежий бетон.
Для установки рамки нужно установить ее таким образом, чтобы оси, которые были нанесены во время изготовления, совпадали с осями, которые были вычерчены в бетоне конструкции. Поверхность, в которую будет установлен короб, должна быть на одном уровне с рисками на выпусках арматуры.
Собранные короба опалубки нужно установить в рамки и закрепить расчалками или наклонными расшивками, которые будут прибиты к пробкам, заранее уложенным в бетон, или к лагам, уложенным между соседними колоннами. Проверку вертикальности коробов следует проводить с помощью рамочного отвеса. Четвертый щит короба и хомуты, которые отсутствуют в коробе опалубки колонн, нужно установить после монтажа арматурных каркасов. В опалубке имеются отверстия для подачи внутрь конструкций бетонной смеси.
Для армирования колонн используется кран. Установленные каркасы проверяют и временно закрепляют фиксаторами. Для выверки и осевого совмещения каркасов колонн применяют струбцины. После сварки каркасов к выпускам арматуры нижних колонн производят снятие временных креплений.
Демонтаж опалубки производится в обратной последовательности после того, как бетон достигнет необходимой прочности. Опалубку демонтируют щитами, которые затем перемещают на рабочее место для очистки и смазки.
Устройство опалубки и арматуры согласно СКМ № 1 производится козловым краном, согласно СКМ № 2 — башенным краном, то есть теми же средствами, которыми производится укладка бетонной смеси. По СКМ № 3 монтаж опалубки и арматуры осуществляется башенным краном, который применяется только на этих работах. Подачу бетонной смеси осуществляют с помощью переносных бункеров.
Для козловых кранов подается бетон по СКМ № 1 (см. Рисунок 95), а для башенных кранов — по СКМ № 2 (см. Рисунок 96). Подача бетонной смеси по СКМ № 3 осуществляется с помощью бетононасоса (см. Рисунок 97, таблицы 68, 69).
Для создания балок используется щитовая опалубка. Сначала устанавливают днища опалубки балок в вырезке опалубки колонн и крепят их гвоздями. Затем подставляют инвентарные стойки под днища опалубки и забивают клиньями снизу. После проверки положения и строительного подъема днища балок устанавливают боковые щиты опалубки балок в рамки вырезов колонн и прикрепляют к нижним ребрам днища.
Демонтаж опалубки производится в обратной последовательности после достижения бетоном распалубочной прочности. Опалубку демонтируют с помощью щитов. Сначала убирают инвентарные стойки, затем снимают боковые и нижние щиты.
Для начала армирования балок необходимо уложить арматурный каркас в опалубку балки. Перед этим на нижней части каркаса устанавливают специальные фиксаторы, которые служат для создания защитного слоя. Фиксаторы устанавливаются в шахматном порядке с интервалом в 1 метр. Установку каркаса и опалубки балок осуществляют с помощью крана КБ-100 с передвижных площадок.
Для укладки бетонной смеси используются переносные бункеры, расположенные в зоне действия крана. Эти бункеры посылают бетон к месту бетонирования с помощью башенного крана (см. рис. 98). В процессе заполнения опалубки балки бетонную смесь уплотняют глубинными вибраторами.
Первым этапом демонтажа опалубки является удаление опорных стоек, после чего происходит снятие щитов. Укладка арматурных сеток в опалубку перекрытий начинается с установки на них фиксаторов для создания защитного слоя перед укладкой сеток. Установка фиксаторов осуществляется с интервалом в 1 метр в шахматном порядке.
Монтаж опалубки и арматуры выполняется теми же подъемными механизмами, что и укладка бетонной смеси.
Бетонную смесь к месту укладки в опалубку перекрытия подаются с помощью переносных бункеров при помощи козлового крана по СКМ № 1 (рис. 99) или башенного крана по СКМ № 2 (рис. 100, табл. 70—73).
Для создания стен используется щитовая опалубка. Сначала устанавливают опалубку на одну сторону стены на всю ее высоту между перекрытиями, а после установки арматуры стены монтируют опалубку на другую сторону. В опалубке предусмотрены отверстия для подачи бетонной смеси в конструкцию.
Внешнюю сторону стены крепят к внутренней стороне стяжными болтами или проволочными стяжками.
Для соблюдения толщины стен внутри устанавливают деревянные или бетонные распорки, располагая их в местах прохождения стяжных болтов или проволочных стяжек. Деревянные распорки убирают перед заливкой бетона. Установку арматуры стен начинают с монтажа каркасов при помощи крана, затем вручную устанавливают стержни. Соотношение каркасов и стержней составляет 85 и 15% соответственно.
Перед установкой каркаса его проверяют и временно закрепляют фиксаторами. Для проверки и осевого выравнивания каркаса стен используют струбцину. После того как каркасы стен прихватятся сваркой к выпускам арматуры нижерасположенного яруса стены, временные крепления снимаются.
Разборку опалубки производят в обратной последовательности. Опалубку снимают щитами: открепляют стяжки, вначале отрывают щиты с одной стороны стены, затем с другой. Все щиты перемещают на рабочее место для очистки и смазки. Распалубку стен проводят после того, как бетон достигнет необходимой прочности для распалубки.
Заполнение опалубки стен бетонной смесью осуществляют с использованием козлового крана по СКМ № 1, башенного крана по GRM № 2, бетононасоса по ОКМ № 3 (рис. 101, 102, 103, табл. 74, 75).
В сфере строительства широко используют сборно-монолитные каркасные конструкции для многоэтажных зданий. Они включают пространственные ядра жесткости, выполненные из монолитного железобетона.
Строительство сплошного коробчатого ядра жесткости вместо плоских стен увеличивает жесткость здания и позволяет сократить расход железобетона. Например, расход арматуры в монолитном ядре дома в 3—4 раза ниже, чем в доме с сборными железобетонными стенами. Кроме ядра жесткости, несущие и ограждающие элементы здания обычно выполняются в сборных изделиях.
Для создания жестких ядер используются монолитные конструкции, а также панели для внутренних и внешних стен. Рекомендуется строить ядра высотой более 15 м в скользящей опалубке или с отрывным устройством (см. рис. 104). На данный момент жесткие ядра возводят из тяжелого монолитного бетона марки М300.
По плану они могут иметь различные формы: прямоугольные, цилиндрические, крестообразные или еще более сложные. Толщина стен варьируется от 20 до 80 см.
Осуществляется армирование стен как жесткой, так и гибкой арматурой. Основной является продольная арматура. Гибкую арматуру устанавливают как с внешней, так и внутренней стороны стержня из стали классов А-II и A-III. Диаметр арматуры определяется расчетом и уменьшается с увеличением высоты ядра (например, от 28 до 16 мм).
Горизонтальная арматура не учитывается в расчетах и устанавливается с учетом конструктивных особенностей.
Емкостные сооружения, выполненные из бетона марки М200, могут иметь прямоугольную форму с высотой до 2 м или круглую форму с высотой до 5 м. Толщина днища может составлять от 25 до 70 см, армирование осуществляется сетками или каркасами из стали класса A-II или A-III диаметром от 10 до 16 мм.
Стены изготавливаются из монолитного бетона обычными методами или с использованием торкретирования. При обычных методах бетонирования толщина стен составляет 25—30 см.
Торкретбетон наносят на наружную опалубку стен под давлением 0,45—0,5 МПа, толщиной 4—5 см за три прохода. Арматура из стали классов A-II и A-III.
Сборно-монолитные сооружения могут быть прямоугольными или круглыми в плане высотой до 5 м. Днище выполняют из монолитного железобетона с такими же конструктивными характеристиками, что для монолитного варианта.
Для того чтобы создать качественные колонны, необходимо правильно выбрать опалубку. Чтобы изготовить её своими руками или на производстве, необходимо следовать простой инструкции. Однако точные действия могут быть выполнены только на основе плана или чертежа, чтобы получить достойный результат.
Первым шагом является размещение опалубочной конструкции в нужном месте. Использование универсальных щитов может усложнить этот процесс. Сначала устанавливаются первые направляющие детали вдоль диаметра будущей колонны. При помощи специальных инструментов, таких как ригели и раскосы, они выравниваются. Это действие повторяется для последующих уровней.
Щиты соединяются между собой с помощью специальных замков.
Необходимо учесть, что при возведении высоких конструкций требуется использовать строительные леса, а если это возможно, то также нужно использовать подъемный кран. После установки опалубки начинается этап укладки арматуры. Внутрь опалубки устанавливаются стержни, которые служат для армирования будущего бетона. Они закрепляются в земле так, чтобы они могли выдержать давление во время заливки колонны.
По завершении установки опалубочных элементов можно заливать бетон. При использовании опалубочных щитов данная задача упрощается для высоких колонн. Нужно просто открывать соответствующий уровень щита и заливать бетон через него. Наполнить опалубку таким образом будет несложно.
Разборка начинается после застывания всего бетона. Необходимо снять щиты поочередно, начиная сверху. Это делается гораздо проще, чем с любой другой опалубкой, например, для деревянной конструкции достаточно удалить входящие в неё доски. Опалубка для колонн – обязательная вещь в строительстве. Она имеет различные виды, что позволяет выбирать оптимальную опалубку для каждой конкретной задачи.
Монтаж может выполняться как частным лицом, так и строительной бригадой.
Как сделать опалубку для колонн своими руками, можно посмотреть в видео ниже.
Варианты сборки колонн
Данная конструкция применяется для возведения прямоугольных и квадратных столбов. Она состоит из металлических или алюминиевых панелей, соединенных шкворнями в стиле "мельница".
Универсальная опалубка включает в себя металлический каркас (из стали или алюминия) и саму опалубку (из ламинированной строительной фанеры). Каркас такой опалубки изготавливается из того же металлического профиля, что и каркас линейной опалубки. Отличие универсальной модели заключается в наличии дополнительных отверстий в палубе для установки монтажных шкворней. Таких отверстий 4 штуки на торце каркаса и сетка отверстий в палубе с шагом 50 мм.
Этот метод позволяет использовать одни и те же щиты для создания колонн различных размеров, что удобно, если в проекте предусмотрены колонны разного типа. Универсальные щиты отличаются простотой монтажа и широким спектром применения, но их стоимость выше, чем у линейных щитов.
Комплект опалубки для бетонирования колонн на универсальных щитах включает в себя:
- универсальные щиты;
- шкворни;
- двухуровневые подкосы;
- кронштейны подмостей.
С помощью универсальных щитов можно возводить колонны от 200 х 200 мм до 1000 х 1000 мм.
Для колонн высотой от 3 до 6 м универсальные щиты монтируются в два яруса и соединяются клиновыми замками.
Возможно использовать линейные щиты и угловые элементы для опалубки колонн.
Для возведения колонн предусмотрен вариант опалубки, в котором линейные щиты необходимого размера скрепляются друг с другом при помощи угловых элементов. Соответственно, если в проекте есть несколько видов колонн с разными параметрами, необходимы комплекты для каждого типа.
В комплект опалубки для бетонирования колонн на угловых элементах и линейных щитах входят:
- щиты;
- угловые элементы;
- клиновые замки;
- подкосы двухуровневые;
- кронштейны.
Опалубочная система должна устанавливаться на выровненной и уплотненной поверхности. Для монтажа на неровных основаниях используются специальные домкраты, с помощью которых позиционируются щиты. Сборка осуществляется в следующей последовательности:
- Установка и выравнивание щитов.
- Выравнивание и закрепление структуры с помощью двухуровневых опорных брусьев.
- Увеличение высоты опалубки при необходимости.
- Установка строительных лесов и лестниц.
Формирование опалубки для колонн с применением линейных планок в форме буквы H
Этот метод идеально подходит для возведения колонн с размерами сторон от 250 до 600 мм. При сборке линейными щитами с угловыми элементами, размеры щитов определяются по длине сторон колонн для определения зажимного щита. Щиты, которые будут скрепляться при монтаже, определяются следующим образом: прибавьте к длине стороны колонны минимум 170 мм на вылет с каждой стороны для стяжки винтами, чтобы избежать большого количества угловых элементов и оптимизировать размерный ряд линейных щитов, делая его более универсальным. Это особенно удобно при монтаже пилонов различной длины.
Инженер считает, что этот метод – оптимальное решение.
Инженерный отдел, возглавляемый Еленой Игоревной, занимается разработкой и внедрением новых методов опалубки для колонн. Один из таких методов — использование линейных щитов и угловых элементов.
Однако, этот метод имеет свои недостатки. Например, необходимость подбора щитов согласно сторонам колонн, что может потребовать много нулевых углов и создать излишние мелкоразмерные щиты.
Тем не менее, метод имеет свои преимущества, особенно для колонн большой высоты, так как крепление на углах придает дополнительную прочность.
Таким образом, опалубка колонн с использованием линейных щитов по типу Н является перспективным направлением в развитии строительной отрасли, независимо от некоторых недостатков.
Этот метод сборки считается экономичным, так как для его осуществления требуются только линейные щиты и стяжки. Он также обеспечивает высокую прочность, хотя у него есть определенные ограничения. Этим способом можно собирать колонны с торцом не шире 60 см, и его не рекомендуется использовать для сооружений высотой более 4,5 м.
Монтаж опалубки колонн с использованием универсальных щитов
Этот метод считается одним из самых надежных для монтажа колонн, благодаря креплению шкворнями, устанавливаемыми в торец щита. Он подходит для сборки высоких колонн, но универсальные щиты довольно дороги. Однако их можно применять и при монтаже стен, при условии, что они используются парами (по два щита, один напротив другого).