Инструкция: Как правильно варить арматуру при заливке бетона в опалубку

Узнайте все тонкости и правила варки арматуры для повышения прочности конструкции

Советы от профессионалов: как избежать ошибок при варке арматуры в опалубке

Для варки арматуры в опалубку необходимо правильно подготовить заварочные места и установить арматурные элементы в соответствии с проектом. Затем следует обеспечить правильное положение и фиксацию арматуры перед заливкой бетоном, чтобы обеспечить прочность и надежность конструкции.

Во время заливки бетоном необходимо равномерно распределять бетон по всей опалубке и обеспечить его плотное уплотнение. После заливки необходимо следить за высыханием бетона и обеспечить правильное отверстие для прохода арматуры. Таким образом, правильная варка арматуры в опалубку обеспечит прочность и долговечность строительной конструкции.

Коротко о главном
  • Перед началом варки арматуры в опалубку необходимо проверить качество и правильность укладки арматуры.
  • Поставьте опалубку в вертикальное положение и зафиксируйте ее по всей длине, чтобы избежать деформации.
  • Убедитесь, что арматура находится на нужной высоте от дна опалубки для обеспечения правильной железобетонной конструкции.
  • Заполните опалубку бетоном, оставив достаточное количество места для варки арматуры.
  • При варке арматуры используйте сварочный аппарат и защитное снаряжение для безопасной работы.
  • Обратите внимание на правильное соединение арматуры с помощью сварки, следите за качеством соединений.
  • После варки дайте время для остывания сварных соединений, чтобы избежать деформации конструкции.
  • Проверьте качество и надежность варки, необходимо испытать арматуру на прочность и устойчивость.
  • При необходимости проведите дополнительные работы по усилению арматуры или работе с конструкцией.

МОЖНО ЛИ СВАРИВАТЬ РАБОЧУЮ АРМАТУРУ В МОНОЛИТНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЯХ

Давайте начнем с того, что такое арматура, зачем она нужна и какие виды существуют. Арматура представляет собой группу элементов, которые принимают тяговые напряжения вместе с бетоном. В некоторых конструкциях (например, в колоннах) арматура используется для усиления в зоне сжатия. Арматура может быть металлической или неметаллической (например, композитной).

Арматура может быть жесткой (двутавры, швеллеры и т. д.), стержневой, проволочной, канатной. По своему назначению арматура подразделяется на рабочую, конструктивную, распределительную, анкерную и монтажную. Теперь поговорим о стержневой арматуре.

Существуют различные классы стержневой арматуры. В прошлые времена их обозначали римскими цифрами от A-I до A-VI, но затем перешли к другим обозначениям. Класс арматуры определяется наименьшим контролируемым значением предела текучести стали с 95% вероятностью. Чтобы понять, что такое предел текучести, полезно посмотреть на диаграмму растяжения стали (рис.1), которая является отправной точкой в изучении сопромата в вузах.

Таблица соответствия советских и современных обозначений классов арматуры.

При производстве арматуры используются различные марки стали с различным химическим составом, что определяет свойства готового продукта. Существуют три вида арматуры: горячекатаная, термомеханически упрочненная и холоднодеформированная (для проволоки диаметром до 12 мм). Необходимо отметить, что в таблице отсутствует арматура марки А500С, но для понимания причин этого следует изучить историю данного материала.

ИСТОРИЯ АРМАТУРЫ

СВАРКА АРМАТУРЫ ДЛЯ ФУНДАМЕНТА / МОЖНО ЛИ ВАРИТЬ АРМАТУРУ ДЛЯ БЕТОНА

Вязать или варить арматуру для фундамента — как делают сейчас?

Вопрос о необходимости сварки или вязки арматуры для фундамента обсуждается среди специалистов. Мнения могут различаться, однако важно понимать, что оба метода имеют свои достоинства и недостатки.

В различных местах можно услышать, что старые стандарты, рекомендующие сварку арматуры при строительстве фундаментов, уже устарели. Однако важно помнить, что армирование началось задолго до появления сварки. Вначале все армокаркасы вязались вручную, а сварка стала применяться только впоследствии. Таким образом, советские стандарты и технологии сварки представляют значительный прогресс, в то время как вязка арматуры проволокой — это старинная техника.

Сегодня многие строители предпочитают игнорировать советские стандарты, полагаясь на информацию из интернета и свой опыт. Однако качество этих источников может быть под вопросом. Строительные нормативы постоянно обновляются, и их соблюдение является важным.

Сваривать арматуру можно не только с дополнительной маркировкой "С" (означает, что арматура пригодна для сварки), например, арматура А500С. Можно сваривать также арматуру А240 и А400. До внесения изменений в ГОСТ 14098 в 2019 году была допускалась сварка термоупрочнённого металла Ат. Однако после сварки термоупрочнение исчезало, и поэтому в новой редакции стандарта марка Ат не используется.

Для сварки арматуры необходим опытный сварщик. Он может сваривать только небольшие соединения, но не всю арматуру в фундаменте. Важно также правильно оформить места пересечения арматуры, чтобы обеспечить прочность и надежность конструкции.

Таким образом, выбор между сваркой и вязкой арматурой зависит от конкретной ситуации и квалификации рабочих. Важно помнить, что неправильная сварка может вызвать проблемы, поэтому лучше всегда доверять эту работу профессионалам.

В сфере строительства используются следующие термины:

Инструкция: Как правильно варить арматуру при заливке бетона в опалубку

«Несваренный шов» — слабое соединение, с образованием дефектов и полостей, чаще всего вызванное неумением сварщика.

«Подрез» подразумевает ослабление основного продольного стержня из-за изменения характеристик стали при нагревании, вызванного объективными свойствами металла. Однако, следует иметь в виду, что при использовании стержней диаметром от 20 мм и выше, практически нет альтернатив сварке. В этом случае вязальная проволока может лопнуть при заливке бетонной смеси и выполнении вибрирования, и даже не возникает вопроса о возможности сварки арматуры для фундамента.

Многие знают, как это сделать, но не всегда понимают, зачем. Часто возникают споры о том, что лучше: сварка или просто связывание. Однако не всегда наши аргументы основаны на научных теориях или знаниях о воздействии высокой температуры на металл.

Принимать утверждение о том, что сварка устарела, не совсем правильно. Все великие сооружения, такие как небоскребы и плотины, были созданы с использованием сварки. Она до сих пор актуальна и востребована.

В качестве альтернативы вязке можно использовать другие способы, которые обычно считаются более простыми. Они не требуют сложных действий и обходятся дешевле.

Также следует учитывать, что существует большое разнообразие металлических стержней, и их химический состав имеет значение. Это знание обычно важно для проектировщиков, которые знают, какой материал и каким способом использовать при строительстве.

Если у вас нет конкретного проекта, то выбор остается за вами. Основная цель — обеспечить прочность каркаса перед заливкой бетоном. После этого уже не так важен конкретный метод крепления.

Обычно выбор зависит от экономических соображений и особенностей каждого строительного объекта. Для малых построек, таких как частные дома, можно использовать и вязку, и сварку, или их комбинации в разных сочетаниях в зависимости от условий.

Мнение эксперта
Алексей Демидов
Закончил Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет по специальности: Инженер-строитель

Для варки арматуры в опалубку необходимо следовать определенной последовательности действий, чтобы обеспечить надежное крепление железобетонных конструкций.

Важно правильно подготовить опалубку, обеспечив ее жесткое крепление и устойчивость к грузу. Также необходимо убедиться в качестве используемой арматуры, чтобы избежать потенциальных проблем в будущем.

При варке арматуры необходимо следить за температурой оборудования, чтобы предотвратить перегрев и деформацию металла. Важно также контролировать качество сварочных швов и обеспечить их полную прочность.

Для обеспечения безопасности на рабочем месте необходимо использовать защитное средство – сварочный шлем, перчатки и специальную одежду. Необходимо также принимать меры предосторожности при работе с открытым огнем и горячими металлическими деталями.

Схемы вязки арматуры

В зависимости от поставленных задач, арматурный каркас под фундамент может быть как плоским, так и объемным. Изначально необходимо укладывать арматуру ортогонально таким образом, чтобы образовывались квадратные ячейки приблизительно размером 300 на 300 мм. Соединение стержней каркаса осуществляется на углах. Стоимость фундамента и продолжительность проведения работ также зависят от материалов, используемых для вязки.

С применением проволоки

Идеальным выбором будет отожженная вязальная проволока из стали с сечением от 0,8 до 1,5 мм. Ее мягкость, эластичность и высокая прочность делают ее идеальным материалом для арматуры. Вся информация о ее характеристиках содержится в ГОСТ 3282.

Отожженная проволока соединяет места пересечения прутов крест-накрест, обвязывая их специальным образом. Однако такие крепления имеют как свои плюсы, так и минусы.

Плюсы использования проволочной вязкиМинусы проволочной вязки
Низкая стоимость материаловСоединения обладают низким качеством
Возможность вязать прямо на месте или на поверхностиПрутья могут деформироваться под воздействием внешних нагрузок
Возможность корректировки ошибок в каркасе путем передвижения прутьевВозможно деформирование всего каркаса
Не требуется электричества, все операции можно выполнить вручнуюУзлы могут повредиться от сильных перепадов температур
Простота в доставке материалов и их быстротаКаркас обладает низкой жесткостью

С использованием хомутов

В последнее время для создания армирующих каркасов все чаще используются пластиковые фиксаторы для проводки. Самыми прочными являются хомуты с металлической сердцевиной, которые стали популярны из-за своей простоты в использовании. Тем не менее, следует отметить как преимущества, так и недостатки использования хомутов.

За и против использования хомутов для связыванияПлюсы и минусы применения хомутов
Быстрое скрепление прутьевБолее высокая стоимость хомутов по сравнению со стальной отожженной проволокой, используемой на той же площади каркаса
Надежная фиксация арматурыВозможное повреждение пластика от морозов
Отсутствие ржавчины на хомутахРиск лопнуть при заливке бетоном
Доступность хомутов несмотря на их более высокую ценуНевозможность передвигаться по каркасу после заливки раствора из-за возможного недостаточного сопротивления соединений
Простота сборки каркаса для фундамента с использованием хомутов, даже для непрофессионалов

При помощи сварки

Один из лучших способов закрепить гладкую арматуру — это сварка, так как при обычной вязке соединения получаются не надежными, и есть риск смещения прутьев. В случае массивных конструкций сварка — единственное возможное решение для скрепления стержней сечением от 25 мм. В таких случаях используется дуговая методика сваривания.

Преимущества сваркиНедостатки сварки
Экономичное расходование сталиДорого
Высокая ударная прочность конструкцийНе рекомендуется использовать сварные каркасы в зонах повышенной сейсмичности
Сохранение формы и параметров каркаса при воздействии внешних механических силРиск перегреть металл в месте сварки и уменьшить прочность соединения
Отсутствие деформации мест крепленийЖесткое соединение может разрушиться при сверхвысоких нагрузках, что уменьшит надежность всего каркаса
Возможность использовать отходы арматуры дальшеНевозможность разъединения прутьев арматуры для коррекции формы конструкции
Высокая скорость выполнения работНеобходимость затрат времени на подготовку поверхности прутьев перед сваркой
Долговечность сварных соединенийТребуется квалифицированный сварщик и специальное оборудование
Интересный факт
Малоизвестный факт заключается в том, что при варке арматуры в опалубку необходимо обязательно следить за температурным режимом. Слишком высокая температура может привести к деформации опалубки и негативно повлиять на качество бетона, а слишком низкая – к медленному процессу застывания бетона. Поэтому важно тщательно отслеживать и контролировать температуру при сварке арматуры в опалубку.

Инструменты для вязки арматурного каркаса

Выбор используемых приспособлений определяет стоимость сборки армирующей конструкции и продолжительность работ. Различные техники вязки зависят от инструмента, который используется. Чем современнее инструмент, тем меньше усилий требуется от человека при работе.

Шуруповерт

Для операций с дрелью требуется использовать крючок для быстрой фиксации проволоки. Возможно использование шуруповерта вместо специального пистолета для сверления отверстий. Получение закрученной проволоки с использованием этого инструмента осуществляется следующим образом:

  1. Подготовьте куски проволоки длиной около 30 см.
  2. Сложите фрагмент пополам и оберните нижнюю часть вокруг места пересечения прутьев.
  3. Пропустите свободные концы проволоки через образовавшуюся петлю и загните их вверх.
  4. Вставьте крючок в петлю и сделайте 3–4 вращения. Важно, чтобы проволока была закручена плотно, но не слишком, чтобы не порваться.

Этот метод вязки также подходит для обычного крючка.

За и против использования шуруповерта при вязкеДостоинства и недостатки вязки шуруповертом
Работа автоматизирована, что экономит времяНеобходима специальная проволока с определенным сечением
Для работы с шуруповертом не требуется высокая квалификацияТребуется подготовка проволоки перед началом вязки
Регулируемая скорость вращения патрона
Шуруповерт работает от аккумулятора или дрели
Соединения получаются очень надежными

Пистолет

Для ускорения процесса вязки и обеспечения эффективной работы на больших производственных масштабах применяются специальные устройства. Пистолет способен выполнять весь процесс автоматически. Соединения проволоки создаются следующим образом:

  1. Проволоку заправляют в пистолет.
  2. Проволока плотно обматывается вокруг пересечения прутьев.
  3. Пистолет формирует узел и затягивает его.
  4. Автоматический нож обрезает проволоку.
Достоинства применения пневматического степлераНедостатки применения пневматического степлера
Высокая емкость батареи, обеспечивающая полную автономность оборудованияТребует использования большого количества проволоки
Не требуется специальная квалификация для работы с пневматическим степлеромЗатрудненное применение в труднодоступных местах
Быстрое выполнение связыванияВысокая стоимость инструмента
Возможность регулировать силу зажимаПодходит только специальная проволока с сечением от 0,8 до 1,5 мм
Компактные размеры пневматического степлера
Равномерная сила зажима везде
Легкий вес пневматического степлера – от 1,4 до 4 кг
Эргономичное устройство, удобно лежащее в руке

Крючок

При вручную связывании проволоки используется крючок. Его можно приобрести или изготовить самостоятельно. Во втором случае берется гвоздь диаметром 4 мм с отпиленной шляпкой, на конце загибается, после чего крючок насаживается на пластиковую или деревянную ручку. Изогнутый наконечник вставляется в узел проволоки, обмотанной вокруг пересечения арматурных прутов, и закручивается.

Это позволяет приложить меньше усилий. Однако при промышленном изготовлении каркасов в больших объемах следует избегать использования крючка.

Можно использовать следующую схему вязки:

  1. Окручиваем проволоку вокруг соединения прутьев.
  2. Закручиваем встречающиеся концы друг в друга.
  3. В свободное место между проволокой и прутьями вставляем крючок и закручиваем до плотного прилегания.
ЗаПротив
Простота использования и низкий уровень квалификацииМедленная скорость вязки
Доступная цена и возможность самостоятельного изготовленияНе всегда стабильное качество узлов

Каркас для железобетонного фундамента

Плоскогубцы и клещи

Есть ещё один легкий способ связывания проволоки. С применением клещей и плоскогубцев можно делать узлы достаточно крепко. Однако этот метод предпочтительнее использовать только для небольших объемов работы. С помощью плоскогубцев и клещей необходимо закрепить проволоку и скрутить её концы, чтобы она плотнее облегала место пересечения прутьев. Очень важно, чтобы концы инструментов были закруглены, иначе существует риск порезать проволоку.

Варить или вязать арматуру при армировании фундамента что лучше?

Как сварить арматуру для фундамента

Стандарт ГОСТ 14098-91 устанавливает различные виды сварочных работ. Самые популярные методы включают в себя:

Сварка встык

Данный способ используется, когда необходимо увеличить длину стержня. Для фиксации стержней и заполнения места соединения горячим расплавом используются специальные ванночки в форме буквы U. Они могут быть:

  • одноразовыми — остаются на соединении;
  • многоразовыми — снимаются после остывания расплава.

Метод стыковой сварки применяется при создании высоконагруженных каркасов колонн и свайных фундаментов. Его также нельзя заменить при:

  • работе с крупной арматурой диаметром от 20 мм;
  • создании сложных решетчатых каркасов;
  • стыковке фланцев наибольшего сечения.

Сварка выполняется непосредственно на строительной площадке как в горизонтальном, так и вертикальном положениях. Некоторые особенности сварочных работ:

  • Для удаления стыков используется абразивный материал, затем они укладываются в ванночку;
  • Сначала один пруток расплавляется, затем другой;
  • Расплав распространяется по ванночке, заполняя стык и пустоты между стержнями и накладкой;
  • Электрод водят по кругу в месте соединения стержней для равномерного прогрева расплавленного металла;
  • После остывания и кристаллизации шов очищается от окалины.

В случае сварки встык образуется очень прочное соединение, поэтому она считается самой надежной и долговечной. Единственный недостаток данного метода — необходимость частой смены электродов.

Многоточечная контактная сварка

Производство осуществляется в цехах с применением специализированного оборудования – автоматических сварочных аппаратов. Этот метод является наиболее эффективным способом изготовления арматурных решеток, поскольку сварка осуществляется одновременно в нескольких точках. Расплав на поверхности арматуры образуется в результате электрической дуги, проходящей через неплавящиеся электроды и пронизывающей металл. После образования расплава на месте соединения действует давление от 30 до 80 МПа.

Контактная точечная сварка подразделяется на два вида:

  • непрерывное оплавление стыка – время воздействия варьируется от 1 до 20 секунд в зависимости от диаметра прутка. Этот метод чаще применяется при сварке холоднокатаной арматуры из низкоуглеродистой стали;
  • Для предотвращения прерывистого оплавления места соединения предварительно нагреваются. Этот метод чаще всего применяется при сварке горячекатаной арматуры. Ток подается импульсами, чтобы избежать остаточных напряжений в структуре шва.

Сварной шов подвергается визуальной проверке. Он должен иметь вид приплюснутой конструкции с бортиками по краям. Шов бочкообразной формы считается ненадежным.

В настоящее время появились переносные аппараты для контактной точечной сварки. Их особенность заключается в том, что сварка производится только в одной точке, в остальном принцип действия аналогичен.

Сварка внахлест

Этот метод не рекомендуется для соединения конструкций, которые подвергаются большим нагрузкам. Он считается наименее надежным способом соединения и используется в основном для слабо нагруженных или вспомогательных элементов.

При сварке внахлест стальные прутки соединяются в продольной плоскости, где конец одного прутка смещается относительно конца другого на расстояние до 30 см. Чем больше смещение, тем выше прочность шва. Сварочные работы выполняются со всех сторон соединения, а перед сваркой поверхность прутков зачищается и делается плоской при помощи абразивных инструментов.

Армирование фундамента своими руками от А до Я. Это самый надежный каркас из арматуры

Подбор электродов

Для правильной сварки арматуры для фундамента необходимо выбирать подходящие электроды, учитывая способ изготовления и толщину прутков:

Каждый тип электрода имеет свою маркировку:

  • «У» — для низкоуглеродистых и низколегированных сплавов;
  • «Т» — для термостойких легированных;
  • «Н» — для наплавочных работ;
  • «Э» — с повышенными требованиями пластичности, универсальные в использовании.

Электроды Э42А, Э46А, Э55 изготовлены из сварочной проволоки Св-08 и покрыты рутиловой обмазкой с двуокисью титана, которая играет роль защитного флюса. Они подходят для работы с высоконагруженной арматурой А500С.

Для создания слабонагруженных каркасов из арматуры А400С идеально подходят электроды марок МР и АНО. Их использование позволяет сваривать прутки даже при наличии ржавчины.

Если требуется стыковое соединение, то для этой цели следует применять электроды с покрытием УОНИ-13/45 или ТМУ-21У.

Важно помнить, что для фундаментов и опорных конструкций предпочтительна сварка встык. В то время как для создания некритичных железобетонных конструкций, дорожных покрытий и оград подходит сварка внахлест.

Загляните В

Показать все

Виды изделий из листового металла, которые можно изготовить самостоятельно

Стальной лист — легкий, прочный и удобный в обработке материал, отлично подходящий для изготовления различных изделий, широко применяемых в сферах строительства, дизайна, ремонта и промышленного производства. Давайте рассмотрим, какие проекты можно реализовать из стальных листов.

Для изготовления поделок из жести необходимо использовать специальные инструменты. Жесть — это тонкий лист холоднокатаной отожженной стали, толщина которого составляет от 0,10 до 0,36 мм. Кроме того, поверхность жести может быть покрыта лаком, цинком, хромом, оловом или другими специальными покрытиями. Такая малая толщина металла требует использования определенного инструмента для создания поделок из жестяного металла.

При использовании ручных и полуавтоматических станков для гибки листового металла операторам часто бывает сложно достичь нужных параметров готовых заготовок из-за неправильной развертки металла.

Нормы и правила вязки арматуры

Давайте рассмотрим, зачем нужны такие стандарты и какие последствия могут возникнуть, если они не соблюдаются. Также рассмотрим, как правильно привязать арматуру, чтобы полученное изделие из железобетона имело необходимую прочность.

Люфт, то есть свободное перемещение арматурных сеток после заливки формы бетоном, вызовет напряжение в конструкции изделия из железобетона. Это негативно скажется на его прочности. Поэтому элементы арматуры необходимо надежно закрепить друг к другу.

Для этой цели используются:

  1. Сварка элементов
  2. Привязка проволокой
  3. Фиксация пластиковыми хомутами.

Вязать или варить?

Иногда возникает дилемма: использовать арматуру или проводить сварку, потому что сварка целесообразна в случаях, когда необходимо создать каркасы, укрепляющие фундаменты плотин, многоэтажных зданий и крупных домов с подвалами, подземных гаражей и т. д. В этих ситуациях наем сварщика оправдан, но это приводит к дополнительным расходам. Кроме того, арматура должна быть предназначена специально для сварочных работ, так как в противном случае любой другой металл в местах сварки становится более хрупким, что может отразиться на качестве железобетонного изделия в целом. При этом следует руководствоваться ГОСТ 14098-2014 "Соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций", а сталь должна иметь маркировку "С". Например — А400С.

Из-за неспособности выдерживать низкие температуры, пластиковые хомуты обычно используются в теплое время года и при небольших объемах связывания арматуры, например, в частном строительстве.

Вязка арматуры под ленточный фундамент

При установке ленточных фундаментов, которые чаще всего используют в частном строительстве, основным способом соединения горизонтальных продольных и поперечных, а Вертикальных стержней арматурного каркаса является вязка крючком. Реже – пластиковыми хомутами. Горизонтальные стержни, которые несут основную нагрузку в фундаменте, укладываются вдоль фундаментной ленты, поперечные стержни, называемые "хомутами", укладываются поперек, а вертикальные стержни, практически равные высоте фундаментной ленты, крепятся строго вертикально и должны иметь поперечное сечение не менее 8 мм. Обычно сначала вяжут верх и низ арматурного каркаса, а затем начинают связывать одну из вертикальных составляющих.

Для усиления конструкции при образовании прямого угла (стыке элементов фундамента под две стены, расположенные под углом друг к другу), необходимо применить дополнительные диагональные прутки сечением не менее 10 мм. Также следует обеспечить большие нахлесты арматуры при вязке на угловых переходах (можно использовать Г-образное или Т-образное армирование), чтобы избежать перекоса конструкции и внутренних напряжений.

Как правильно АРМИРОВАТЬ ФУНДАМЕНТ. 10 вещей которые надо знать. ЖКВ Саморучка

Способы вязки арматуры

В большинстве случаев проще и более экономично (и также эффективно) применять вязку элементов арматурной конструкции проволокой. Средства для вязки арматуры могут иметь различный вид, их можно вязать

  • Вручную, с использованием простого инструмента, такого как стальной крючок с деревянной или пластиковой рукояткой. Преимущества работы с крючком — это его доступность и возможность изготовления инструмента под собственные предпочтения, даже из имеющихся материалов (толстая проволока до 5 мм, сварочные электроды и т. д.). Кроме того, даже начинающий арматурщик быстро осваивает навык вязки любыми узлами и в течение нескольких дней значительно повышает производительность труда.

Недостаток заключается в недостаточной жёсткости полученного каркаса, однако данная проблема может быть устранена за счёт использования вязкой арматуры прямо в опалубке. В этом случае нет необходимости перемещать каркас, и конструкция не будет подвержена деформациям.

  • Для вязки арматуры с использованием пластиковых хомутов не требуется специального обучения, в отличие от вязки проволокой при помощи крючка, которую должен освоить арматурщик. Однако следует отметить, что стоимость пластиковых хомутов выше, чем проволочных, и исправить крепление после неправильной обвязки невозможно. Кроме того, конструкция из арматуры, скрепленной пластиковыми хомутами, нельзя перемещать, и она более хрупкая при низких температурах. При массовом строительстве используются специальные полимерные элементы для создания армирующих конструкций из имеющейся арматуры.
  • Использование клещей (плоскогубцев) для откусывания излишков проволоки после завязывания проволочного узла позволяет сократить использование проволоки, так как нет необходимости нарезать её заранее, а также ускоряет процесс вязки. Однако, для освоения этого метода требуется больше времени на обучение.
  • Применение шуруповёрта с изогнутым стержнем вместо биты или сверла позволяет ускорить процесс вязки в 2-3 раза. Кроме того, правильно отрегулировав скорость оборотов, можно избежать обрыва проволоки в процессе работы.
  • С использованием специального инструмента для вязки арматуры. Этот прибор позволяет быстро связывать элементы арматуры, опытные мастера делают это всего за несколько секунд. Однако недостатком такого инструмента является его громоздкость, что делает невозможным достучаться до некоторых элементов арматурного каркаса. Кроме того, вязальный инструмент дорог и медленно окупается, поэтому его применяют только в производстве железобетона на промышленном уровне. Его невозможно использовать во время дождя. Кроме того, для его работы необходима проволока определенной марки, которой может не оказаться на стройке, а для обвязки арматуры толщиной более 2,5 мм этот инструмент также не подходит — он не предназначен для этого.
  • Узлы и скрутки

    Для создания горизонтальной части арматуры используются прутья, которые соединяются между собой с помощью сложенной вдвое диагональной петли. Крючок захватывает ушко, образованное сгибом проволоки, а концы проволоки наматываются на кончик крюка. После этого крюк проворачивают, соединяя петлю проволоки и её свободный сдвоенный конец до того момента, пока прутья не прижмутся друг к другу без зазоров.

    Если необходимо соединить два горизонтальных и один вертикальный пруток, то петля для связки делается крестообразной и затягивается крючком до полного притягивания всех элементов арматурного каркаса.

    Способы соединения арматуры

    Поскольку монтаж арматурного каркаса происходит прямо на строительной площадке, для оперативного выполнения этого этапа работ применяются простейшие методы соединения стержней. Считается, что наиболее распространенным и надежным способом является вязка арматуры с использованием предварительно отожженной мягкой проволоки.

    Варианты соединения арматуры: 1 – вязка, 2 – сварка, 3 – использование пластиковых хомутов.

    Процесс соединения арматуры достаточно прост, однако для многих новичков в строительстве он может оказаться неприемлемым из-за отсутствия необходимых навыков. Поэтому некоторые из них предпочитают использовать второй вариант соединения, который потребует наличия сварочного оборудования. Такой подход вновь заставляет задуматься о главном вопросе этой статьи: можно ли сваривать арматуру под фундаментом и не приведет ли это к его ослаблению?

    Особенности вязки

    Для определения подходящего способа сборки армирующей конструкции необходимо более детально изучить процедуру вязки. Этот метод является универсальным для соединения стержней и подходит как для стальной, так и для стеклопластиковой арматуры. В этом методе отожженная проволока диаметром примерно 0,8-1,5 мм выполняет функцию крепящего элемента. Расход вязальной проволоки варьируется от 5 до 20 кг на тонну металла.

    Большинство арматурщиков считает, что наиболее удобный диаметр проволоки для вязки арматуры крючком составляет 1,2 мм.

    Для начала работы потребуется подготовить короткие отрезки проволоки примерно 25-30 см и специальный крюк для вязки арматуры. Действуйте по следующей последовательности.

    1. Первым шагом проволока складывается вдвое.
    2. После этого образовавшуюся петлю следует перекинуть вокруг сборных элементов.
    3. Затем она захватывается крючком и несколько раз заворачивается, образуя скрутку.

    При наличии опыта весь этот процесс занимает всего несколько секунд, а его освоение происходит довольно быстро. В нижеприведенном видео демонстрируется пример правильного способа вязки арматуры и скорости, которую может достичь опытный арматурщик.

    Главное преимущество вязки заключается в возможности работы без использования электропитания. В этом случае единственным требованием является хорошее освещение рабочей зоны. К преимуществам этого метода также относится недорогой материал для армирования (электроды и аренда сварочного аппарата обходятся значительно дороже). Поэтому профессиональные строители предпочитают использовать вязку вместо сварки при сборке стальных каркасов для армирования ленточных фундаментов и других железобетонных конструкций.

    Достоинства и недостатки сварки

    При определенных условиях, использование сварки для создания каркаса является более надежным вариантом решения поставленной задачи. Однако, чаще всего, ее применение ограничено климатическими условиями (например, сильным дождем) или отсутствием электрической подводки. В отличие от вязки в нормальных условиях, сварка может быть использована везде, кроме ситуаций с тонкими стержнями.

    Для прутов диаметром 10 мм и больше разрешается использовать крестообразное соединение арматуры дуговой ручной сваркой.

    Многие начинающие строители считают основной причиной сложности использования этого метода высокую стоимость оборудования, включающего в себя следующие компоненты:

    • Сварочный агрегат.
    • Несколько упаковок электродов нужного типа.
    • Для защиты сварщика необходим комплект средств (включая защитные очки и спецодежду).

    При выполнении работ крайне важно соблюдать правила техники безопасности. Чтобы избежать ожогов, необходимо использовать индивидуальные средства защиты, такие как маска, перчатки и специальная рабочая одежда. В определенных условиях необходимо получить разрешение на выполнение работ, связанных с повышенной опасностью.

    Одним из основных условий для сварки арматуры любым способом является использование арматуры с индексом "С" — свариваемой, например, A500C, A600C и т. д.

    Использование сварки при сборке каркасов не имеет никаких запретов. Кроме того, при работе на фундаментных конструкциях с арматурными стержнями большего размера этот метод единственно допустимый согласно нормативным документам. Каркасы из арматуры диаметром 32 мм и больше становятся слишком массивными, из-за чего проволочные скрутки не всегда могут выдерживать увеличенные нагрузки.

    Важно, чтобы диаметр арматуры не уменьшился и ребра не были повреждены в процессе сварки. В противном случае, если она служит основным укреплением, ее придется заменить.

    Что же лучше, вязать или варить арматуру – мнение экспертов

    Большинство опытных арматурщиков считают, что для монтажа армирования бетона лучше всего использовать метод вязки. Это не только удобнее, но и экономит время и ресурсы.

    Одним из основных преимуществ вязки перед сваркой является возможность быстрого монтажа и демонтажа. Именно демонтаж играет важную роль, поскольку в процессе сборки каркаса возможны ошибки (в том числе из-за человеческого фактора) или изменения в проекте. В таких случаях каркас, соединенный проволокой, легко разбирается и может быть переделан, в то время как сваренный каркас потребует специального инструмента и значительного времени для демонтажа.

    Важно разработать гибкий подход к выбору метода соединения элементов каркаса с учетом особенностей технологического процесса. Например, при возведении небольших фундаментов с использованием тонких стержней, сварка может быть неэффективной. Поэтому выбор метода соединения должен основываться на условиях монтажа и назначении каркаса, иногда требуется комбинировать различные методы.

    В завершение отметим, что арматуру можно соединять как с помощью сварки, так и с помощью вязки, самое главное — соблюдать все технические требования при выполнении работ. Окончательное решение о способе сборки арматуры для фундамента, будь то сварка или вязка, зависит от условий проведения монтажа и профессиональной подготовки исполнителя, и не всегда однозначно.

    Это все, если у вас есть вопросы, задавайте их в комментариях — мы обязательно на них ответим.

    Оцените статью
    Опора
    Добавить комментарий