Скользящая опалубка – это конструкция, которая позволяет перемещать опалубочные панели вдоль стены с помощью механизмов подъема. Это удобно для работы на строительных объектах с ограниченным пространством или где требуется быстрая смена местоположения опалубки.
Напротив, подвижная опалубка – это конструкция, которая представляет собой цельный модуль с опалубкой, который можно передвигать по объекту с помощью специальных механизмов. Это обеспечивает удобство при сборке и перемещении опалубки на строительной площадке.
- Скользящая опалубка — это конструкция, используемая при возведении зданий, которая позволяет опираться на стену и двигаться по ней, не снимая опалубку.
- Подвижная опалубка — это устройство, позволяющее перемещать опалубочные элементы в процессе строительства для обеспечения возможности их многократного использования.
- Использование скользящей опалубки позволяет существенно ускорить процесс строительства за счет удаления необходимости постоянно устанавливать и снимать опалубку на следующих этапах.
- Подвижная опалубка обладает высокой мобильностью и адаптивностью, что позволяет использовать ее на различных этапах строительства и на разных типах объектов.
- Выбор между скользящей и подвижной опалубкой зависит от конкретных условий строительства и требований к скорости и эффективности работ.
Производство опалубочных работ
Для создания бетонных и железобетонных конструкций определенных размеров и формы требуется поместить бетонную смесь и арматуру в заранее подготовленную форму, называемую опалубкой. Опалубка должна быть установлена на нужной высоте и поддерживаться лесами в соответствии с проектом.
Опалубка и леса должны быть прочными, жесткими и надежными, а также легкими в изготовлении, сборке и разборке. Внутренняя сторона опалубки, соприкасающаяся с бетоном, должна быть гладкой, чтобы не пропускать цементное молоко. Чтобы сэкономить на создании бетонных и железобетонных конструкций, плиты и другие элементы опалубки делаются с учетом их многократного использования. Опалубка фактически составляет 20-30% общей стоимости бетонных и железобетонных конструкций.
Систематизация опалубки в зависимости от материала. По основному материалу опалубка для монолитных бетонных и железобетонных конструкций подразделяется на деревянную, металлическую, фанерную, железобетонную и комбинированную. Процесс изготовления деревянной опалубки обычно осуществляется на опалубочном дворе или в плотничном цехе деревообрабатывающего комбината строительства.
Для производства деревянной опалубки используется лесоматериал хвойных пород с влажностью древесины до 25%. Элементы опалубки изготавливаются на специализированных станках. Точность изготовления элементов опалубки имеет значительное влияние на качество строящихся конструкций, поэтому отклонения от проектных размеров в изготовленных элементах должны быть минимальными.
При работе в условиях низких температур деревянная опалубка имеет большое значение из-за своей малой теплопроводности по сравнению с металлической и железобетонной. В зимнее время к ней легко крепить различные элементы отепления, влагопоглощающую облицовку и другие устройства. Однако у нее относительно невысокая прочность и склонность к деформациям при намокании, усушке и транспортировке, что приводит к короблению, растрескиванию досок и раскрытию швов между ними. Несмотря на эти недостатки, деревянная опалубка до сих пор широко используется при постройке монолитных бетонных и железобетонных конструкций и сооружений.
Производство металлической опалубки и соответствующего оборудования осуществляется на механических заводах или цехах, занимающихся изготовлением металлических конструкций. Детали металлической опалубки изготавливаются из стали марки Ст.0. Заготовки элементов опалубки обрабатываются с высокой точностью. Допустимые отклонения от проектных размеров в длине и ширине на каждый погонный метр листов металлической опалубки не должны превышать 2 мм, отклонения в расположении отверстий для соединительных элементов (клиньев, болтов и т. д.) — 0,5 мм.
Допустимые отклонения в размерах элементов подвижной, катучей и подъемно-переставной опалубок должны рассматриваться в каждом отдельном случае в соответствии с указаниями, содержащимися в проектах опалубки.
Производится сборка металлической опалубки, которая проходит контроль. Детали, которые будут в контакте с бетоном, покрываются специальной смазкой, а остальные окрашиваются. После этого все элементы опалубки маркируются.
Опалубка из фанеры, наряду с металлической, может быть отнесена к числу высокооборачиваемых, инвентарных типов опалубки. Обычно фанера используется только для обшивки, в то время как несущий каркас фанерной опалубки делается из дерева или металла.
Теплопроводность у фанерной опалубки меньше, чем у металлической, и к ней легче крепить различные элементы. Она также имеет меньший вес по сравнению с деревянной и металлической опалубкой.
Особенно целесообразно применять фанерную опалубку для криволинейных поверхностей. Однако у фанеры, используемой в опалубке, высокие требования, например, она должна быть водостойкой.
Дефицит и относительно высокая стоимость такого вида фанеры ограничивают ее широкое использование как материала для опалубки. Следовательно, применение фанерной опалубки на данный момент ограничено.
Использование железобетонной опалубки в процессе бетонирования выполняет функцию опалубки, а затем становится неотъемлемым конструктивным элементом сооружения.
Преимуществом железобетонной опалубки является отсутствие необходимости снимать опалубку. Это значительно упрощает ее монтаж. К недостаткам железобетонной опалубки относятся высокая теплопроводность и относительно большой вес.
Она применяется в основном при строительстве гидротехнических сооружений, где служит постоянной внешней защитной оболочкой сооружения.
Комбинированная опалубка устраивается для наилучшего использования положительных характеристик различных материалов. Такая опалубка чаще всего состоит из дерева и металла.
В строительстве различают несколько видов опалубки в зависимости от их конструктивных методов. Среди них: стационарная; разборно-переставная; скользящая, подъемно-переставная; катучая; бетонные и железобетонные блоки и плиты оболочки; армоцементные и металлические плиты; безопалубочное бетонирование (сетчатая форма).
Использование стационарной (необорачиваемой) опалубки оправдано только в случаях, когда необходимо строить нетиповые конструкции и сооружения, не имеющие повторяющихся элементов. Для создания опалубки используются круглый и пиленый лес, в основном из хвойных пород, а также сортовая сталь и трубы. Все опорные части должны быть установлены на прочной основе с достаточной площадью опирания, чтобы избежать нежелательных осадков забетонированных конструкций и сохранить проектные отметки во время замерзания и оттаивания грунта.
В процессе строительных работ часто используется разборно-переставная опалубка, которая состоит из отдельных панелей, устанавливаемых вручную или при помощи кранов, а также дополнительных элементов поддержки — крепежей, ребер, схваток, стяжек, хомутов.
Скользящая, или подвижная опалубка широко применяется при возведении силосных башен, цементных складов, зерновых элеваторов, резервуаров, водонапорных башен и других высотных сооружений с небольшим поперечным сечением. Она представляет собой металлические или прочные деревянные панели, охватывающие конструкцию со всех сторон.
Применение скользящей опалубки позволяет избежать необходимости устанавливать леса и многократно собирать и разбирать опалубку.
Катучая (передвижная) опалубка используется для заливки бетоном линейных сооружений большой протяженности с постоянным поперечным сечением. Сборная катучая опалубка передвигается на катках или колесах по рельсовому пути.
Опалубка-облицовка представляет собой плиты-оболочки и блоки, используемые в качестве опалубки. Такая опалубка прочно соединяется с бетонируемой частью конструкции с помощью выпусков арматуры и остается в сооружении в качестве облицовки. При возведении массивных бетонных и железобетонных конструкций, помимо указанных, применяется вакуум-опалубка и абсорбирующая опалубка.
Опалубщики выполняют работу в соответствии с маркировочным или установочным чертежом, который содержит план сооружения с элементами железобетонной конструкции и соответствующими марками. Сборка опалубки осуществляется с применением шаблонов, кондукторов и других устройств, обеспечивающих точность работ при минимальных трудозатратах.
При наличии на строительной площадке кранов достаточной грузоподъемности опалубку рекомендуется собирать в крупные блоки и устанавливать с помощью этих кранов. Также были разработаны опалубочные системы для выполнения специализированных задач: опалубка круглых стен с изменяемым радиусом; монтажная опалубка; опалубка для тоннелей; односторонняя опалубка и другие.
Классификация опалубки
Для создания бетонных и железобетонных конструкций определенного размера и формы необходимо поместить бетонный раствор и арматуру в заранее подготовленную форму, называемую опалубкой. Опалубка поддерживается на заданной высоте и в нужном положении с помощью лесов.
Опалубка и леса должны быть жесткими, прочными и надежными, а также простыми в изготовлении, сборке и разборке.
Сторона опалубки, соприкасающаяся с бетоном, должна быть гладкой, чтобы при заливке бетоном нетребовалось дополнительное уплотнение. Чтобы уменьшить затраты на бетонные и железобетонные конструкции, щиты и другие элементы опалубки делаются с учетом возможности многократного использования. Стоимость опалубки составляет от 20% до 30% общей стоимости бетонных и железобетонных конструкций.
Существует классификация опалубки по материалу. Она включает в себя деревянную, металлическую, фанерную, железобетонную и комбинированную опалубку. В основном, деревянная опалубка производится на опалубочном дворе или в цехе деревообрабатывающего комбината строительства. Для создания деревянной опалубки используется древесина хвойных пород с влажностью до 25%.
Элементы опалубки изготавливаются на специальных станках. Важно, чтобы размеры элементов опалубки были максимально точными, так как это влияет на качество конструкций, которые будут возводиться. Поэтому отклонения от проектных размеров должны быть минимальными.
Имея невысокую теплопроводность по сравнению с металлической и железобетонной, деревянная опалубка является важным материалом для работы в условиях низких температур. Она легко приспосабливается для крепления различных отопительных элементов в зимнее время, впитывания влаги и других устройств. Однако ее основными недостатками являются невысокая прочность и склонность к деформациям при воздействии влаги, сушки и транспортировке, что приводит к короблению, растрескиванию и раскрытию швов между досками. Несмотря на эти недостатки, до сих пор деревянная опалубка широко применяется при строительстве монолитных бетонных и железобетонных конструкций и сооружений.
В каждом конкретном случае следует учитывать допустимые отклонения в размерах элементов подвижной, качающейся и подъемно-сдвигающейся опалубки в соответствии с указаниями, представленными в проектах опалубки.
Использование металлической опалубки обеспечивает ровную и гладкую поверхность бетона. Она имеет множество преимуществ в качестве инвентарной опалубки, однако стоит значительно дороже деревянной. Применение металлической опалубки экономически целесообразно при ее использовании не менее 50 раз. Кроме того, у металлической опалубки есть такие положительные свойства, как жесткость, легкость снятия опалубки (при соответствующем смазывании поверхностей опалубки) и отсутствие деформаций при различных уровнях влажности. Недостатками металлической опалубки являются ее высокая стоимость, теплопроводность, а также сложность крепления различных элементов к опалубке.
Фанерная опалубка, наряду с металлической, относится к высокооборачиваемым типам опалубки. Фанера обычно используется только для обшивки, а несущий каркас фанерной опалубки изготавливается из дерева или металла.
Теплопроводность фанерной опалубки меньше, чем у металлической, и к ней легче крепить различные элементы. Она также имеет меньший вес по сравнению с деревянной и металлической опалубкой.
Фанерную опалубку особенно целесообразно применять для криволинейных поверхностей. Однако фанера, используемая для опалубки, должна соответствовать высоким требованиям, таким как водостойкость.
Железобетонная опалубка выполняет роль опалубки в период бетонирования и затем становится постоянным конструктивным элементом сооружения.
Преимущество использания железобетонной опалубки заключается в том, что процесс снятия опалубки исключается, что значительно упрощает ее крепление. Однако ее недостатками являются высокая теплопроводность и большой вес.
Железобетонная опалубка применяется в основном при строительстве гидротехнических сооружений в качестве постоянной наружной защитной облицовки.
Комбинированная опалубка используется для наилучшего использования положительных качеств различных материалов. Она чаще всего состоит из дерева и металла.
Различение опалубки по методам конструкции. В строительстве используются разнообразные виды опалубок: стационарные, разборные, скользящие, подъемно-переставные, каточные, бетонные и железобетонные блоки и плиты оболочки, армоцементные и металлические плиты, а также безопалубочное бетонирование (сетчатая форма).
Использование стационарной (необорачиваемой) опалубки допускается только для нетиповых конструкций и сооружений без повторяющихся элементов. Для лесов преимущественно используются круглый и пиленый лес из хвойных пород, а также сортовая сталь и трубы. Все опорные части лесов должны устанавливаться на прочном основании с достаточной площадью опирания, чтобы избежать нежелательных осадков бетонированных конструкций и сохранить проектные отметки при замерзании и оттаивании грунта.
Плавающая опалубка, или подвижная опалубка, широко используется при строительстве силосных башен, цементных складов, зерновых элеваторов, резервуаров, водонапорных башен и других сооружений, которые имеют большую высоту и относительно небольшое поперечное сечение. Опалубка состоит из металлических стенок или прочных деревянных щитов, охватывающих сооружение по всему контуру с внутренней и внешней сторон.
Подъем опалубки на следующую рабочую позицию во время бетонирования производится с помощью домкратной рамы. Заливка бетоном непрерывно поднимаемой опалубки выполняется слоями толщиной 10—15 см без перерывов, при этом уровень бетонной смеси не доводится до верха формы на 15—20 см. Рекомендуется избегать перерывов в бетонировании более 2—3 часов. Уплотнение бетона производится обычными методами с помощью стержневого вибратора с гибким валом.
Отказ от использования стационарных лесов и многократной установки и разборки опалубки — главное преимущество скользящей опалубки.
Передвижная опалубка (каткая) используется для заливки бетона в длинных сооружениях с постоянным поперечным сечением. Сборная катучая опалубка передвигается по рельсовой дорожке на колесах или катках.
Опалубка-облицовка — это плиты и блоки, которые используются в качестве опалубки и остаются как облицовка после заливки бетона. В случае возведения массивных бетонных и железобетонных конструкций также применяются вакуумная опалубка и абсорбирующая опалубка.
Когда речь идет о выборе между скользящей и подвижной опалубкой для строительства, важно учитывать различия в их характеристиках и преимуществах. Скользящая опалубка обеспечивает более равномерное и гладкое завершение бетонирования, что делает ее предпочтительным выбором для поверхностей, где необходим идеальный внешний вид.
С другой стороны, подвижная опалубка обладает большей гибкостью и универсальностью, так как ее можно легко адаптировать под различные формы и конфигурации строительных объектов. Это делает ее более удобной и эффективной при работе с нестандартными или сложными проектами.
Выбор между скользящей и подвижной опалубкой зависит от конкретных требований проекта, бюджета, сроков и других факторов. Важно тщательно изучить особенности каждого типа опалубки и принять обоснованное решение, исходя из конкретных потребностей и условий строительства.
Специфика проведения бетонирования
Для использования скользящей опалубки необходимо приготовить специальную смесь для бетонирования в соответствии с определенными требованиями. Эти требования включают строгий контроль времени твердения и водоцементного отношения в зависимости от климатических условий. Подъем опалубки должен происходить, когда бетон достаточно прочен, чтобы сохранить форму и размер конструкции, но при этом достаточно податлив для отделки без затруднений (например, для затирания следов от щитов). Первый слой бетона должен быть уложен в два-три этапа с использованием обязательного вибрирования, причем его высота должна составлять половину размера щитов по вертикали.
Абсолютно запрещено сцепление бетона и щитов опалубки, поэтому внутренние стенки последних должны быть смазаны соляровым маслом для предотвращения этого.
Скользящая или подвижная опалубка
Переключаемая навигация
Москва 2,054
- Главная
- Строительство
- Древесина
- Опалубка для монолитных конструкций
Отдельные виды опалубки для монолитных конструкций
Опалубка — форма для бетонных и железобетонных конструкций, устанавливаемая на месте возведения сооружений (монолитных).
Часто опалубкой называют и формы для элементов сборных бетонных и железобетонных конструкций. После получения бетоном необходимой прочности опалубка снимается или передвигается. Опалубка может быть изготовлена из дерева или металла, но также используется и железобетонная опалубка, оставшаяся в сооружении и служащая облицовкой.
В промышленном строительстве множество бетонных и железобетонных конструкций делается из монолитного бетона.
Выполнение работ по изготовлению и монтажу опалубки, а также установке опорных конструкций должно осуществляться в строгом соответствии с проектной документацией. Для простых элементов конструкций, таких как колонны, плиты, балки и другие, следует использовать схематические чертежи или эскизы. Обычно опалубка изготавливается заранее, а затем монтируется на месте сборки в виде готовых элементов или блоков.
фото бетонирование здания
Для организации опалубки необходимо удовлетворять определенным требованиям по материалам. Например, стойки и прогоны, выше 3 метров, должны быть изготовлены из хвойных пород древесины, а для других элементов можно использовать лиственные породы.
Допускается применение березы для обшивки дерево-металлических щитов. Элементы опалубки, которые непосредственно соприкасаются с бетоном, должны быть изготовлены из пиломатериалов не ниже III сорта, а инвентарные элементы — из материалов II сорта.
Для необорачиваемой опалубки, связей и других несущих элементов используют доски IV сорта, пластины и горбыли. Доски, соприкасающиеся с бетоном, не должны быть шире 150 мм.
Характеристика конструкций и сооружений
Созданный из железобетона, вертикальные стены которого имеют толщину не менее 120 мм, высотой 12 м и более без междуэтажных перекрытий высотой 20 л и более при наличии междуэтажных перекрытий и других промежуточных конструкций, опирающихся на стены
Также используется подвижная (скользящая) опалубка (рис. 1), которая непрерывно поднимается в процессе бетонирования стен с помощью гидравлических (рис. 2, а) или винтовых (рис. 2, б) домкратов
Также железобетонные проходные тоннели и другие линейно-протяженные конструкции с постоянным поперечным сечением
Также используется катучая опалубка, которая периодически перемещается в горизонтальном направлении по мере бетонирования и приобретения бетоном прочности, допускающей распалубливание
И наконец, железобетонные сооружения значительной высоты, имеющие непостоянное поперечное сечение (конические дымовые трубы и прочее)
Уникальный текст 1
Уникальный текст 2
Уникальный текст 3
Уникальный текст 4
В соответствии с информацией из "Технических условий на производство и приемку строительных и монтажных работ", размеры элементов разборно-переставной опалубки определяются в разделе III "Бетонные и железобетонные работы".
Рис. 1. На изображении показаны подвижная (скользящая) опалубка, домкратная рама, гидравлический или винтовой домкрат и домкратный стержень.
Рис. 2. Здесь изображены домкраты для подвижной опалубки.
Рис. 3. На третьем рисунке представлена подъемно-переставная опалубка для конических дымовых труб. Данный вид опалубки включает в себя наружную и внутреннюю опалубку, шахтный подъемник, рабочий пол, наружные и внутренние подвесные подмости, а также щиты наружной и внутренней опалубки с распорными стержнями.
Рис. 4. Последнее изображение демонстрирует крупнопанельный щит разборно-переставной опалубки для массивов.
Первым элементом является палуба, состоящая из деревянных досок толщиной 40-50 мм. Второй элемент составляют ребра, сделанные из досок или брусьев. Третий элемент — схватки, также изготовленные из брусьев. Четвертый элемент — раскосы, сделанные из полосовой стали или досок. Пятый элемент — петля для подъема.
• Арматурные работы
Стальные канаты и пряди, заслуживающие резины и формы, получают возмущение, напряжение или неискривление возмущения в железобетонном элементе. Банки, служащие людям и скоту, называются "гладкими" и "легкими", а также "тяжелыми" и "периодическими" на легкой и тяжелой арматуре.Если в разрушении сделки арматуры товар от арматуры, а от его веса, воздействующего на вспомогательных вещах и структурах.
ство арматуры и структур состоит в том, что они воздействуют на воздействие воздействующих вещей. Подая арматура, также охраняет крючки от трещин около опор. Для выдающей структуры и признаков, а также для охраны полагается около разрушению, беспокоятся о его завистях. Они делают сваркой важной и обнажают обнажение в важной и трудной важности ".
В случае небольших объемов работ или необходимости установки арматуры в труднодоступных местах бетонируемых конструкций, рационально применять штучную арматуру. Арматурная сетка представляет собой перекрещивающиеся стержни, соединенные сваркой или вязкой и используется главным образом для армирования плит.
Ее можно изготовить в виде отдельных плоских сеток нужного размера или в виде рулонов большой длины, которые затем отрезают на куски нужного размера. Арматурные каркасы обычно состоят из продольной арматуры и соединяющей их решетки, называемые также плоскими каркасами. Другой вид арматурных каркасов — пространственные каркасы, собранные из нескольких плоских каркасов или сеток и пакетов. Они применяются для армирования балок, колонн и других элементов конструкций. В настоящее время все более распространены арматурные несущие каркасы, которые позволяют обойтись без специальных лесов для поддержки опалубки, сокращают расход лесоматериала и уменьшают трудозатраты и сроки работ.
• Бетонные работы
Подготовка объектов перед заливкой бетона.
Перед началом работ по заливке бетонной смеси необходимо убедиться в правильной установке арматуры и закладных частей, а также наличии бетонных подкладок для обеспечения защитного слоя.
Если арматура, анкерные болты, опорные плиты и прочие элементы были установлены задолго до заливки бетона и подверглись коррозии, их необходимо очистить от ржавчины, которая негативно влияет на сцепление бетона с металлом и качество конструкции. Состояние арматуры и закладных частей закрепляется актом.
Задачи по заливке массивных конструкций из бетона должны быть спланированы на основе стандартных технологических карт, разработанных с учетом опыта прошлых проектов и адаптированных к местным условиям строительства данного объекта. Технологические карты, разработанные в соответствии с определенной методикой, включают следующие разделы: область применения; основные инструкции по выполнению комплексного процесса заливки бетоном; график выполнения работ на протяжении суток; схема организации работ; потребность в материально-технических ресурсах; технико-экономические показатели. Технологической карте должна быть приложена производственная калькуляция трудовых затрат, которая используется для составления наряда на производство работ.
Подготовка цементного раствора, его перемещение, размещение и уплотнение.
Классификация опалубочных систем по технологическим и конструктивным признакам. Область применения опалубок
Для создания бетонных и железобетонных конструкций определенных размеров и формы нужно залить бетонную смесь в заранее приготовленную опалубку, а также уложить в нее арматуру. Эта опалубка высоко поднимается и поддерживается при помощи специальных лесов.
Опалубка и леса должны быть жесткими, прочными и надежными, а также легко собираемыми и разбираемыми. Внутренняя сторона опалубки, которая будет в контакте с бетоном, должна быть гладкой, чтобы избежать протекания цементного молока через стыки. Для экономии средств опалубку делают таким образом, чтобы ее можно было использовать многократно. Стоимость опалубки составляет 20-30% от общей стоимости бетонных и железобетонных конструкций.
Классификация опалубки в зависимости от материала
Материалы для изготовления опалубки для монолитных бетонных и железобетонных конструкций включают в себя дерево, металл, фанеру, железобетон и их комбинации.
Деревянная опалубка обычно производится на опалубочных заводах или в плотничных цехах деревообрабатывающих предприятий строительной отрасли.
Для изготовления деревянной опалубки используется древесина хвойных пород с влажностью до 25%. Элементы опалубки изготавливаются на специализированных станках. Качество конструкций во многом зависит от точности изготовления элементов опалубки, поэтому отклонения от проектных размеров должны быть минимальными.
При работе в условиях низких температур, деревянная опалубка является предпочтительным выбором благодаря своей низкой теплопроводности по сравнению с металлической и железобетонной. В зимнее время легко устанавливать на ней различные элементы отопления, влагопоглощающую облицовку и другие устройства. Однако, следует учитывать, что у деревянной опалубки относительно невысокая прочность, она склонна к деформациям при намокании, усушке и транспортировке, что может привести к короблению, растрескиванию досок и раскрытию швов между ними. Несмотря на эти недостатки, деревянная опалубка до сих пор активно применяется при строительстве монолитных бетонных и железобетонных конструкций и сооружений.
В каждом конкретном случае следует учитывать разрешенные отклонения в размерах элементов подвижной, катушечной и подъемно-переставной опалубки в соответствии с указаниями, представленными в проектах опалубки.
Контрольная сборка проводится для металлической опалубки. Детали, соприкасающиеся с бетоном, покрываются смазкой, а остальные окрашиваются, после чего все элементы опалубки маркируются.
Использование металлической опалубки гарантирует получение ровной, гладкой поверхности бетона и обладает множеством преимуществ как вид многооборачиваемой инвентарной опалубки. Хотя она значительно дороже деревянной, ее оборачиваемость практически неограничена. Экономически целесообразно применять металлическую опалубку при ее оборачиваемости более 50 раз. Кроме того, металлическая опалубка обладает такими положительными характеристиками, как жесткость, легкость снятия опалубки (при соответствующей смазке поверхностей опалубки) и стабильность при различных влажностных режимах. Среди недостатков металлической опалубки присутствуют высокая стоимость, теплопроводность и трудность крепления различных элементов к опалубке.
Фанерная опалубка наряду с использованием металлической опалубки может быть отнесена к числу высокооборачиваемых, инвентарных типов опалубки. Фанера обычно используется только для обшивки, а несущий каркас фанерной опалубки делается из дерева или металла.
Фанерная опалубка обладает более низкой теплопроводностью по сравнению с металлической опалубкой, что делает ее более удобной для крепления различных элементов. В сравнении с деревянной и металлической опалубкой, она также имеет меньший вес.
Особенно целесообразно применять фанерную опалубку для создания криволинейных поверхностей.
Однако у фанеры, используемой для опалубки, высокие требования, такие как водостойкость.
Дефицит и относительно высокая стоимость такого рода фанеры ограничивают ее широкое применение в качестве материала для опалубки. Поэтому использование фанерной опалубки пока ограничено.
Период бетонирования — это время, когда железобетонная опалубка выполняет функцию опалубки, а затем становится неотъемлемым конструктивным элементом здания.
Преимуществом железобетонной опалубки является исключение процесса демонтажа опалубки, что значительно упрощает ее установку. Однако недостатками железобетонной опалубки являются высокая теплопроводность и большой вес.
Эта опалубка применяется в основном при строительстве гидротехнических сооружений, где она служит постоянным защитным покрытием для здания.
Комбинированная опалубка используется для наилучшего использования положительных свойств различных материалов. Такая опалубка обычно состоит из дерева и металла.
Различение опалубки по методам конструкции. В строительстве используются следующие виды опалубок в зависимости от конструктивных особенностей: стационарная; разборно-переставная; скользящая, подъемно-переставная; катучая; бетонные и железобетонные блоки и плиты оболочки; армоцементные и металлические плиты; безопалубочное бетонирование (сетчатая форма).
Использование стационарной (необорачиваемой) опалубки допускается только в особых случаях для нестандартных конструкций и сооружений, не содержащих повторяющихся элементов. Для лесов применяются круглый и пиленый лес из преимущественно хвойных пород, сортовая сталь и трубы. Все опорные элементы лесов должны устанавливаться на прочной базе с достаточной площадью опирания, чтобы избежать нежелательных оседаний бетонируемых конструкций и чтобы сохранить проектные отметки конструкций при замерзании и оттаивании грунта.
В сфере строительства широко используется сборно-разборная опалубка, которая состоит из индивидуальных плит, устанавливаемых вручную или при помощи кранов, а также из поддерживающих их элементов — кольцев, ребер, захватов, затяжек, зажимов.
Плавающая, или подвижная опалубка применяется при строительстве силосных башен, цементных складов, зерновых элеваторов, резервуаров, водонапорных баков и других сооружений, которые имеют большую высоту и относительно небольшое поперечное сечение. Опалубка состоит из металлических стенок или прочных деревянных плит, охватывающих сооружение по всему периметру с внешней и внутренней стороны.
Применение скользящей опалубки позволяет избежать необходимости установки лесов и многократной сборки и разборки опалубки.
Передвижная опалубка используется для бетонирования длинных сооружений с постоянным поперечным сечением. Сборная передвижная опалубка передвигается на колесах или катках по рельсовому пути.
Опалубка-облицовка представляет собой плиты-оболочки и блоки, используемые в качестве опалубки. Такая опалубка устанавливается и остается в сооружении в качестве отделки, прочно соединенной с бетонируемой частью конструкции с помощью выпусков арматуры. Помимо этого, для возведения массивных бетонных и железобетонных конструкций используют вакуум-опалубку и абсорбирующую опалубку.
8. Технологические схемы доставки, подачи, приемки и укладки бетонных смесей при возведении сложных зданий и сооружений. Уход за бетоном.
Существуют 2 варианта транспортировки бетонной смеси на площадку: 1) доставка готовой бетонной смеси автосамосвалом (с ограничением по времени и расстоянию, что делает невозможной укладку с помощью бетононасосов); 2) доставка в автобетоносмесителях (основной способ). Порционная транспортировка бетонной смеси от центральной бетоносмесительной установки к строительной площадке обычно проводится в 2 этапа: сначала смесь транспортируется на самосвальных машинах и ёмкостях, а затем порции смеси подают непосредственно к месту укладки с помощью кранов, подъемников и бетоноукладчиков. Непрерывный конвейерный способ транспортировки используется, когда бетоносмесительная установка находится недалеко от объекта строительства с большим объемом бетонных работ. При комбинированном способе транспортирования бетонной смеси от центральной бетоносмесительной установки порционно доставляют автобетоновозами или автобетоносмесителями и подают к месту укладки средствами непрерывного (конвейерного) транспорта.
Перемещение бетонной смеси от точки разгрузки до места укладки в конструкцию зависит от нескольких факторов, включая уровень укладки, временные рамки, подвижность смеси и тип конструкции. Существуют несколько способов осуществления подачи:
1) С помощью монтажных кранов в контейнерах (поворотные и неповоротные контейнеры);
2) Через бетононасосы (стационарные и автомобильные). Основной критерий — количество метров кубических бетонной смеси в час. Этот метод отличается высокой производительностью. Требования к бетонной смеси включают подвижность (осадка конуса без использования пластификатора от 4 до 8 см) и крупность заполнителя (должна составлять не более 1/3 диаметра бетоновода);
3) С использованием пневмонагнетателей (используется для бетона с легким заполнителем, который проблематично подавать через бетононасосы). Подача осуществляется через бетоновод, а движителем служит воздух.
6) – выполнение работ с использованием подъемников при малом объеме работ, а затем транспортировка до отметки рабочего уровня;
7) – использование лотков и вибролоток;
8) – бетонирование с использованием подвижных эстакад;
9) – использование манипулятора.
Подготовка. Перед укладкой смеси проводят подготовительные работы по подготовке опалубки, арматуры, поверхности ранее уложенного бетона и основания. Перед укладкой смеси на грунт готовят основание. С него удаляют растительные, торфяные и другие грунты органического происхождения, сухой грунт увлажняют. Переборы заполняют песком и уплотняют.
Готовность основания подтверждается актом.
Существуют несколько способов укладки бетонной смеси: уплотнение, литье и напорная укладка. Основное правило — новый слой смеси должен быть уложен до начала закусывания цемента в ранее уложенном слое. Это исключает необходимость создания рабочих швов по высоте конструкции. Уплотнение обеспечивает высокую плотность и однородность бетона.
Для уплотнения бетона можно использовать метод вибрирования. Внутренние вибраторы типа булавы применяются для уплотнения смеси, укладываемой в массивные конструкции с разной степенью армирования, а внутренние вибраторы с гибким валом — в густоармированные конструкции. Поверхностные вибраторы уплотняют только верхние слои бетона и используются при заливке тонких плит и полов.
Для уплотнения смеси в тонких конструкциях с применением наружных вибраторов, проводится ручное штыкование с использованием шуровок. Однако данная методика имеет высокую трудоемкость и низкую производительность, поэтому используется достаточно редко. В случае укладки жестких бетонных смесей в малоармированные конструкции, уплотнение производится ручными и пневматическими трамбовками.
Уход за бетоном в разные времена года. Для обеспечения благоприятных условий для затвердевания бетона необходимо защищать его от воздействия ветра и прямых солнечных лучей, регулярно поливать. Открытые поверхности свежевыложенного бетона следует накрывать влагоемким материалом (брезентом или мешковиной).
Если таких материалов нет, то через 3-4 часа после укладки бетона поверхность следует покрыть песком или опилками и полить водой. В зависимости от климатических условий необходимо поддерживать поверхность во влажном состоянии. В сухую погоду надо продолжать поливать поверхность до достижения бетоном 50-70% проектной прочности.
Полив бетона осуществляется из специальных распылителей с насадками, создающими туманную струю.
При выполнении бетонных работ зимой, для обогрева бетона используют электрические методы, паропрогрев и теплый воздух. Электрический обогрев бетона может осуществляться с помощью электродного прогрева, различных электронагревательных устройств или индукционного нагрева. В зимних условиях чаще всего применяется электродный прогрев бетона при напряжении до 60В.