Опалубка — это конструкция, которая используется для создания желаемой формы бетонной конструкции. Она представляет собой временный каркас или форму, в которую заливается бетон и которая сохраняет форму до тех пор, пока бетон не застынет.
Устройство опалубки осуществляется с помощью деревянных или металлических планок, которые соединяются между собой и образуют необходимую форму. После заливки и застывания бетона опалубку разбирают и используют повторно для следующих работ.
- Опалубка — это конструкция, используемая в строительстве для создания временной формы бетонирования.
- Основная задача опалубки — обеспечить правильную геометрию и жесткость бетонной конструкции до того момента, пока бетон не достигнет необходимой прочности.
- Опалубка состоит из вертикальных и горизонтальных элементов, каркасов из досок или металлических конструкций, а также подпорных и обвязочных элементов.
- Применение опалубки позволяет создавать бетонные конструкции различной формы и размеров — от стен и фундаментов до колонн и балок.
- В зависимости от конкретной задачи, опалубка может быть как стандартной, так и специально изготовленной под конкретный проект.
- Опалубочные работы требуют строгое следование инструкциям и технологическим процессам для обеспечения качественного бетонирования.
Справочник строителя | Производство опалубочных работ
Строительный блок, применяемый в технологических процессах для создания формы и поддержания монолитного бетона. Ее необходимо сделать простой и удобной в использовании.
Опалубка это временная конструкция, используемая для формования и создания монолитных бетонных и железобетонных конструкций.
Составляющие Область применения Нигрол 1-2 Горизонтальные поверхности всех видов опалубок Мыло хозяйственное 1-2 Вода 10-12 Автол 1-2 Те же хозяйственные цели.
Устройство монолитных перекрытий В зданиях, строящихся из монолитного железобетона, используются как монолитные, так и сборные межэтажные плиты.
Современная строительная отрасль широко применяет инвентарные опалубки для выполнения бетонных работ на высоком уровне.
Расчет опалубки и ее подмостей производится исходя из возникающих на них нагрузок.
1) Вертикальные:
- а) масса опалубки,
- б) вес бетонной смеси, который составляет 2 500 кг/м3 для обычного бетона и 2 000 кг/м3 для железобетона,
- в) вес работников с инструментами 200 кг/м2,
- г) масса приспособлений для перемещения бетона к месту укладки.
2) Горизонтальные:
- а) сила ветра на поверхность,
- б) боковое давление от свежего бетона,
- в) дополнительные усилия от сбрасывания, уплотнения и уровнивания бетона.
Эффект уплотнения, уровнивания и сбрасывания бетона и т. д. считается дополнительной нагрузкой в 25 кг/м2. При бетонировании высоких массивных конструкций следует принимать во внимание высоту не более толщины слоя, который бетонируется в течение 6 часов, учитывая последующее снижение давления из-за застывания бетона.
Если используется вибратор при укладке бетона, это давление следует немного увеличить. Согласно данным из опытов, проведенных К. Девисом при строительстве речного порта в Девенпорте, давление на формы достигало 30 кг/м2.
Для опалубки используются доски толщиной 25 мм, ребра опалубки располагаются на расстоянии 40—90 см друг от друга.
Различные формы бетонных конструкций могут быть сведены к небольшому числу типов:
- Основания и стены
- Крупные блоки, образующие общую структуру (например, плотины)
- Отдельные опоры-колонны
- Перекрытия (арочные и плоские)
- Мелкие изделия, такие как трубы, балки, подушки, колонны и прочее
Виды опалубки
Уникальный заголовок про стационарную опалубку
Стационарная опалубка фундаментов и стен (смотри иллюстрации 19 и 20) представляет собой конструкцию из брусчатых или дощатых стоек с прикрепленными к ним панелями. Каждая доска прибивается к каркасу отдельно, либо они заранее сшиты в широкие панели из 3—4 досок, которые затем крепятся к стойкам с помощью нескольких гвоздей.
Если котлован имеет достаточно ровное и приближенное к вертикальной поверхность, то нет необходимости в опалубке (см. рисунок 21, нижняя часть) или она устанавливается только с одной стороны (см. рисунок 19). При большой высоте стены боковины опалубки укрепляются подкосами, чтобы избежать выпучивания.
Разборно-переносная опалубка
Для создания разборно-переносной опалубки (см. рисунок 21) используются отдельные щиты шириной 60 — 80 см, сделанные из досок толщиной 3 — 4 мм для удобства переноски. Щиты соединяются вместе с помощью болтов и деревянных сжимов б, а временные распорки в помогают им распрямляться. Чтобы облегчить контроль за вертикальностью стены на высоте, устанавливаются парные стойки г, соединенные болтами и распорками.
Вокруг периметра стены размещаются щиты, в которые постепенно укладывается бетон. Переносные щиты с мобильными опорами (см. рисунок 22) представляют собой парные деревянные бруски, соединенные верхней поперечной частью и имеющие высоту в 3 щита. Опоры соединяются между собой при помощи стержней а с шайбами б, которые укрепляются нажимными гайками в.
На другом конце стержня закреплена гайка с ручкой. Чтобы поднять стойки, нужно ослабить гайки, поднять стойки вверх и переместить нижний щит в верхнюю часть.
В строительной практике применяется разборно-подъемная вертикальная опалубка стен по системе П. Косселя (рис. 23). Она состоит из щитов шириной 0,9-1,0 м и высотой 1 этаж, собранных из досок толщиной 2,5 см при помощи планок из тех же досок. Щиты крепятся внешними рейками, затянутыми проволокой, а внутри устанавливаются временные опоры, которые удаляются по мере бетонирования. При снятии опалубки проволока обрезается.
Подвижная опалубка стен (скользящая)
Идеально подходит для тех случаев, когда строение имеет простой контур без горизонтальных выступов на стенах и одинаковую толщину стен по высоте (например, силосы), подвижная опалубка стен (скользящая).
Эта опалубка позволяет строениям расти со скоростью 2—2,5 метра в день. Суть ее заключается в том, что раз установленная на высоту около 1,2 метра, опалубка стен не разбирается после заливки бетоном, а скользит вверх вместе с процессом бетонирования. Для этого используются специальные рамки в форме "П", так называемые иоки, к которым опалубка крепится с помощью горизонтальных стержней; иоки поддерживаются при помощи зажимных челюстей специальных винтовых домкратов — джеков — на стержнях, выступающих из бетона.
В перекладине имеется закрученный болт, через который проходит домкрат; поворачивая последний, заставляют перекладину с опалубкой двигаться вверх.
Расположенный на уровне с верхним краем внутренней опалубки горизонтальный (рис. 24) служит для передвижения рабочих и складывания инструментов и материалов.
Рисунок 26 показывает джек системы Нельсона в виде винтового домкрата. Здесь находится чугунная головка с отверстием для рычага, а зажим с челюстями расположен снизу (см. рис. 26).
Также существуют джеки системы от компании Макдональд, работающие по принципу рычага. Равномерный подъем опалубки обеспечивается тем, что группы рабочих непрерывно обходят домкраты, поворачивая их на 180°, что приводит к подъему на полшага винта (приблизительно 4 мм). Формы бетона непрерывно пополняются таким образом, чтобы поверхность бетона оказывалась примерно на 25 см ниже края формы. Чистый отделочный слой наружной поверхности стены выполняется с применением специальных подвесных подмостей (см. рис. 25) и заключается в затирке.
Изготовление опалубки для колонн, которые в основном имеют квадратное или прямоугольное поперечное сечение, осуществляется из щитов, скрепляемых между собой досками толщиной 20-25 мм с помощью планок такой же толщины, и хомутов, которые оборачиваются вокруг щитов, чтобы предотвратить боковое деформирование. Расстояние между хомутами равно расстоянию между планками и составляет от 20 до 70 см в зависимости от толщины досок и размеров колонн.
Если высота колонн не превышает 5 метров, то бетонирование их проводится сверху, а опалубка, собранная в форме ящика, устанавливается на место целиком.
При большей высоте колонн, а также при наличии большого количества продольной арматуры и хомутов, бетонирование сверху может вызвать расщепление бетона на отдельные части.
При возведении колонн сверху устанавливают только 3 стороны опалубки, а четвертая оставляется открытой и закладывается по мере заливки бетоном горизонтальными короткими досками или вертикальными щитами. Открытые стороны короба соединяют временными планками до установки четвертой стенки. Если внутреннее пространство колонны не заполнено арматурой, то бетон опускают внутрь короба трубой, которую по мере заливки постепенно поднимают.
Для укрепления опалубки колонн используют различные системы хомутов:
- деревянные на гвоздях, невыгодные вследствие порчи при снятии опалубки,
- деревянные на клиньях (рис. 27) со вкладышами а, регулирующими размеры колонн,
- смешанные, состоящие из деревянных брусков, стянутых болтами, с чередующимися направлениями болтов,
- Железные хомуты используются для прикрепления к сечению колонны.
Для круглых колонн используются кружала из двух слоев досок или железобетонные кольца.
При бетонировании колонны кольца включаются в тело колонны.
Фундаменты под колонны
Существует два основных типа фундаментов под колонны: ступенчатые и пирамидальные. При использовании ступенчатых фундаментов, опалубка состоит из нескольких наложенных друг на друга коробок из досок (рис. 28), которые либо расширяются к стенкам котлована, либо сжимаются проволокой.
Для пирамидальных фундаментов (рис. 29), опалубка состоит из двух пар щитов, на одной паре которых (А) очертание соответствует контуру бетона, а другая пара (Б) увеличена настолько, чтобы новые щиты можно было присоединить к планкам в местах (в).
Опалубка перекрытий
Строительная опалубка для перекрытий включает в себя настил, который поддерживается балками или кружалами, конструкция которых зависит от толщины бетонной массы и пролета. Чтобы создать жесткие железобетонные балки перекрытий, используются формы в виде цельных коробов, подвесных коробов и разборной щитовой опалубки.
Коробовые балки (см. рис. 30) состоят из стенок, скрепляемых досками толщиной 2,5 см, и днища толщиной 2,5—3,5 см, присоединенного к боковым планками гвоздями. Чтобы поддерживать настил, к боковым брускам прикрепляется 2,5-см доска а. Балки опираются на стены колонн и прогонов, и поперечины — доски в, врезанные в стойки г, поддерживают их по длине.
Днище в подвесных коробах устанавливается между щитами и прикрепляется к ним с помощью нескольких монтажных гвоздей. В опалубке при производстве балок делаются вырезы, которые окаймляются планками. Однако снятие опалубки подвесных коробов может привести к частичному повреждению материала (планок).
Разборная щитовая опалубка
Более удобным, но также более сложным в использовании, является разборная щитовая опалубка (см. изображение 31), состоящая из сшитых планками, но не соединенных между собой боковых и донных щитов, которые удерживаются в неизменном положении прижимными досками а, б.
Плиты для опалубки изготавливаются в виде щитов из 2-сантиметровых досок, скрепленных планками через каждые 70 сантиметров, чтобы они не находились против кружал. При установке стоек опалубке балок и прогонов дают выгиб кверху в 1/400 пролета. Для регулирования этого подъема и возможности плавного подгонки под стойки используют парные клинья. Стандартная длина клина составляет 20—25 сантиметров, ширина 40—45 сантиметров, высота в тонком конце 2—3 сантиметра, а в толстом 7,5 сантиметра.
Для тяжелых конструкций используют специализированные домкраты, козлы, мешки с песком и другие средства для плавного опускания опор. Из-за высокого расхода леса на стойки при переносе с одного места на другое, используются раздвижные опоры, которые могут быть сделаны из дерева, металла или их сочетания.
Использование деревянной опалубки для создания бетонных изделий, таких как трубы, колодцы, стеновые блоки, баки и колонны для сборного строительства, отличается от других методов тем, что для многократного использования одних и тех же изделий ее части изготавливаются из более толстого леса (33—50 мм) и соединяются металлическими элементами без использования гвоздей.
Тем не менее, стоимость деревянной опалубки все равно остается высокой, и установка ее требует много времени. В железобетонных конструкциях опалубке приходится 25—30% общей суммы затрат.
Как эксперт в строительной отрасли, я могу поделиться своим мнением о устройстве опалубки. Опалубка — это временная конструкция, которая используется для создания формы и поддержки бетонных конструкций во время их заливки. Опалубка играет ключевую роль в обеспечении правильной формы и геометрии бетонных конструкций, а также защищает их от воздействия внешних факторов.
Опалубка может быть изготовлена из различных материалов, таких как дерево, металл или пластик. Выбор материала опалубки зависит от конкретной задачи, требований к качеству бетонной конструкции и условий строительства. Важно правильно подобрать опалубку и обеспечить ее надежное крепление для обеспечения безопасности и качества строительных работ.
Процесс устройства опалубки требует определенных знаний, навыков и опыта. Недостаточно просто установить опалубку, необходимо также обеспечить ее герметичное соединение, жесткость и устойчивость к нагрузкам. Наличие правильно устроенной опалубки обеспечивает точность геометрии бетонной конструкции, а также предотвращает ее деформацию и повреждения.
Устройство опалубки: описание, схема, характеристика
Для устройства опалубки необходимо руководствоваться соответствующими нормативными и техническими документами, такими как:
- СНиП 2.03.01 "Бетонные и железобетонные конструкции" проект выполнения работ;
- технические чертежи;
- "Инструкция по применению опалубки для монолитных железобетонных конструкций"
Особенности устройства наружной опалубки
Для устройства наружной опалубки часто используют деревянные щиты, но Возможно использование бетонных блоков, которые потом можно применить в дальнейших работах.
Выбор конструкции опалубки, материалов и методов крепления зависит от требований к прочности, жесткости и устойчивости, чтобы опалубка не деформировалась или сдвигалась под воздействием бетона. При укладке опалубки важно соблюдать точные размеры фундамента, указанные в проекте.
Чтобы увеличить срок службы деревянной опалубки, можно обшить поверхность, соприкасающуюся с бетонной смесью, листовой сталью или аналогичными материалами. Также обработка этих поверхностей специальной смазкой (гидрофобными составами, цементным раствором, известью) значительно упростит процесс демонтажа.
Кроме того, важным требованием к опалубке является ее прочность и герметичность, чтобы избежать протечек бетона. Все щели в опалубке должны быть плотно заделаны.
При выполнении укрепления фундаментов в зонах, где находятся рабочие швы, там, где в соответствии с технологической картой проходит граница захваток (блоков бетонирования), устанавливается внутренняя опалубка из стальной сетки с ячейками размером 5х5мм и меньшими. Рекомендуемая толщина используемой проволоки для изготовления опалубки составляет 1-1,1 мм. Вертикальные сетки опалубки соединяются проволокой с верхними и нижними арматурными сетками вдоль рабочих швов. Если толщина плиты превышает 600 мм, опалубку необходимо укрепить арматурными стержнями по вертикали и горизонтали.
После окончания работ по установке опалубки производится сдача ее приемной комиссии с составлением акта. Допустимое отклонение оси опалубки от установленной в проекте не превышает 10 мм; максимальное отклонение опалубки от вертикального уровня составляет 5 мм на 1 м высоты; местные неровности, не превышающие 3 мм на 2 метра длины, также допустимы.
Несмотря на строгое соблюдение всех этих требований, необходимо тщательно контролировать процесс бетонирования, чтобы избежать непредвиденных деформаций и протечек бетона.
- Строительство домов из газобетона "под ключ": проекты и цены
- Энергосберегающие дома: особенности и преимущества
- Заказывайте строительство домов из пеноблоков "под ключ" у профессионалов